4 августа 2014Современная музыка
346

Нене Черри: «18 лет на отпуск у меня больше не будет»

Шведская певица о новом альбоме «Blank Project», знакомстве с Massive Attack и виниловых пластинках

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Neneh Cherry

9 августа на фестивале Flow в Хельсинки выступит Нене Черри — известная по суперхитам 90-х «Woman» и «7 Seconds» певица, которая после 18 лет затишья выпустила экспериментальную пластинку «Blank Project». Продюсером альбома выступил известный электронный продюсер Киеран Хебден (Four Tet), а соавторами стали участники британского электронного дуэта RocketNumberNine. Альбом «Blank Project» получился минималистичным и мрачным — во многом толчком к написанию этих песен стала смерть матери Черри. Егор Антощенко застал Черри в отпуске в шведской глуши и поговорил с ней о Лондоне начала 1980-х, американском музыкальном рынке и «теплом ламповом звуке».

— У нас выдался какой-то чрезвычайно жаркий конец июля. Как с погодой в Швеции?

— Я сейчас в загородном доме на юге Швеции, ближе к Стокгольму: тут невероятно жарко. Сегодня впервые пошел дождь за долгое время, вчера была гроза, из-за которой повредилась местная телефонная станция. В целом — отличное лето.

— Вы сейчас много выступаете живьем?

— Да. Сейчас я взяла неделю отдыха, до этого мы с дуэтом RocketNumberNine играли в основном по клубам, теперь пошли открытые площадки, около 10 больших фестивалей в общей сложности.

Так Нене Черри и RocketNumberNine выглядят живьем


— Последний альбом «Blank Project» у вас получился очень личным, не сложно будет такую музыку играть на больших площадках?

— Думаю, что все получится естественно. Мы обкатали этот материал на небольших клубах, отработали его — так что теперь он сможет раскрыться и на больших сценах. На одном фестивале в Бристоле мы играли в шесть часов вечера — далеко не самое выигрышное время, и все прошло отлично. Мне кажется, сейчас у нас появилась уверенность, что мы можем сыграть эту музыку где угодно.

© Neneh Cherry

— Вы записали альбом за пять дней — для электроники это практически рекорд. Обычно джазмены записывают пластинки за два-три дня…

— Или даже за один (смеется)! На самом деле обычно мне на одну песню требуется неделя. Ну, во-первых, мы очень хорошо подготовились: до того как прийти в студию, репетировали неделю. А во-вторых, Киеран Хебден был очень заинтересован в таком джазовом подходе. В студии мы сыграли все живьем, и некоторые песни были записаны с одного дубля, как, например, последний трек — «Everything». Нам важно было не растерять энергию во время записи.

Для черной аудитории моя музыка была недостаточно черной. Ну а для белой — недостаточно белой.

— А сами песни быстро написались?

— В принципе, да. Некоторые из них были записаны у меня дома, некоторые в Лондоне. Четыре песни мы записали с музыкантом Child of Lov в Голландии. Сначала мы сыграли четыре песни на вечеринке Джайлза Питерсона — просто чтобы понять, что из всего этого выходит. Я не размышляла, о чем именно я хочу написать, — местами тексты этих песен кажутся довольно безумными, такой поток сознания. Возможно, они ближе к поэзии в литературном понимании, чем к песенной поэзии.

В открывающем треке альбома «Blank Project» звучат исключительно вокал и ударные. Другие песни тоже обходятся минимумом средств


— Я думаю, самое точное определение «Blank Project» — это «uneasy listening».

Uneasy listening — в точку (смеется)! Мне кажется, он балансирует между светом и тьмой. В этом даже есть нечто маниакальное, потому что настроение у этой музыки очень быстро меняется: от воодушевляющего и обнадеживающего до подавленного и отчаянного. Наверное, это и делает его «непростым слушанием». В целом этот альбом — серия наблюдений о том, что значит жить и оставаться человеком (смеется). Что бы это ни значило.

— Давайте поговорим немного о вашем прошлом. Вы выросли в Швеции, ваш отчим — известнейший авант-джазовый трубач Дон Черри, который играл с Орнеттом Коулменом и множеством других легендарных музыкантов того времени. Многие американские джазмены уезжали из Штатов в Европу: здесь им платили больше, и отношение было совсем другое. В Швеции было так же?

— Да, джазмены были здесь настоящими героями — практически как рок-звезды в наше время. А сам джаз в шестидесятые был такой же важной музыкой, как The Beatles и Джими Хендрикс. В Америке многим музыкантам приходилось просто как-то выживать физически, денег платили очень мало. И вы правы, американцы очень долго не могли осознать огромное культурное значение этой музыки, в отличие от европейцев. Многие оставались, отчим встречал в Швеции музыкантов со всего мира, африканцев, индийцев — и это, конечно, поспособствовало его собственному творческому развитию.

Этот альбом — серия наблюдений о том, что значит жить и оставаться человеком.

— А за последние десятилетия отношение к джазу в Америке поменялось?

— В каком-то смысле да. Но, с моей точки зрения, истории блюза и джаза все равно уделяется недостаточно внимания: это наследие заслуживает куда большего уважения. Конечно, что-то меняется в лучшую сторону. Мне кажется, американская музыка стала гораздо более открытой с точки зрения смешения стилей.

«7 Seconds» — пожалуй, самая известная песня Нене Черри


— Я был очень удивлен, когда узнал, что ваш второй альбом «Man» в Америке даже не издавали; хотя и «7 Seconds», и «Woman» в то время не вылезали из эфира европейского MTV.

— Там просто не знали, как меня продвигать. Для черной аудитории моя музыка была недостаточно черной. Ну а для белой — недостаточно белой (смеется). Сейчас интернет разрушил эти маркетинговые барьеры: появилось столько самых странных сочетаний. Например, группа Vampire Weekend — инди-музыка с африканскими гитарами, и это просто прекрасно. А тогда, чтобы попасть в эфир в Штатах, нам пришлось записать версию «7 Seconds», где Юссу Н'Дур должен был петь на английском. Хотя вся магия этой песни и была в том, что в ней были строки на разных языках — и совсем неважно, понимал ты английский или французский.

— Как вы решили бросить школу и переехать в Лондон в шестнадцать лет? У вас был какой-нибудь план?

— Плана не было. Я просто была очарована Лондоном. В первое лето я тусовалась, осенью появилась работа. Я начала играть в панк-группах, выступала с The Slits какое-то время. Стала там новой «сумасшедшей сестричкой» (смеется). Плана не было, но я быстро осознала, что именно хочу делать. Лондон — до сих пор мой второй дом, я там постоянно бываю.

Великая песня The Slits «In the Beginning There Was Rhythm» с участием Черри


— У вас тесные связи с тусовкой Wild Bunch, из которой потом появилась группа Massive Attack: вы помогали делать аранжировки к их первому альбому «Blue Lines», 3D вам помог записать песню «Manchild». Где вы познакомились, в Лондоне или в Бристоле?

— В Бристоле. Я тогда пела в постпанковой группе Rip Rig + Panic, ее участники были из Бристоля, они росли вместе с Daddy G. Бристоль — маленький город, но там особенные люди. Уж не знаю почему — может быть, дело в близости к воде. У меня в Бристоле множество знакомых. Но мне кажется, что в Лондоне похожая сцена — люди, которые занимаются очень разной музыкой, постоянно пересекаются, знакомятся друг с другом.

— По музыке, да и по интервью не скажешь, что люди из Massive Attack очень общительные.

— Нет, это они просто с журналистами такие (смеется).

Первый международный хит Черри «Buffalo Stance», за вертушками — Mushroom, будущий участник Massive Attack


— У вас же еще был краткий опыт работы на пиратской радиостанции.

— Да, хотя не думаю, что была хорошим диджеем. Я работала в магазинчике, где продавались значки, фэнзины и всякий музыкальный мерчандайз, на Портобелло-роуд — там мы и встретились с одним из диджеев Dread Broadcasting Corporation. Я играла регги, соул, пластинки Sugarhill Records (где выходили первые хип-хоп-хиты Sugarhill Gang и Grandmaster Flash).

— Вы написали в Facebook, что ваши дочери недавно записали микс для радио.

— Да, они молодцы! Но я его еще не слышала у себя в деревне.

© Neneh Cherry

— Расскажите тогда о том, что сами в деревне слушаете.

— У нас тут множество старых пластинок, музыки, на которой я выросла. Сегодня вот слушали Чаку Хан, John «Guitar» Watson. Очень много джаза, само собой, кубинской музыки. Мы здесь слушаем исключительно виниловые пластинки.

— Любите «теплый ламповый звук»?

— О да. Еще очень люблю разглядывать обложки — у каждой своя история.

— Когда ждать следующего альбома? Вы не собираетесь опять взять паузу на 18 лет?

— Нет, я уже в сентябре планирую приступить к записи. Боюсь, что 18 лет на отпуск у меня больше не будет (смеется). Хотя ты никогда не знаешь: у меня вообще не было карьеры в традиционном смысле этого слова, все складывалось спонтанно. Сейчас я получаю огромное удовольствие от написания и записи музыки — значит, надо продолжать!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241482
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249498
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416196
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420441
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425693
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427040