29 сентября 2014Современная музыка
431

Артур Браун: «Курехин вернул меня в шоу-бизнес»

Непризнанная легенда рок-н-ролла о том, как он был Богом Адского Пламени, прыжках на батуте и новом альбоме Pink Floyd

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Crazy World of Arthur Brown

На позапрошлой неделе на петербургском фестивале «Апозиция X» выступил Артур Браун — 72-летний английский певец, который связывает между собой непересекающиеся музыкальные миры: британское психоделическое подполье и американский шок-рок, Pink Floyd и Джими Хендрикса, Soft Machine и Элиса Купера, Оззи Осборна и Клауса Шульца, Сергея Курехина и The Prodigy. Первый альбом его группы The Crazy World of Arthur Brown, вышедший в 1968-м, стал большим коммерческим хитом по обе стороны Атлантики. Тогда Браун со своим психоделическим ритм-н-блюзом и вуду-спектаклями, предвосхитившими гиньоли Элиса Купера, White Zombie и Мэрилина Мэнсона, гастролировал вместе с Джими Хендриксом и открывал фестиваль Гластонбери. После прорыва Артур Браун последовательно уходил от успеха все дальше и дальше — записывал безумный прог-рок и экспериментировал с электроникой, углублялся в духовные поиски, странствовал по миру и в итоге обнаружил себя в Техасе, где не слишком успешно пытался вести собственный бизнес по лечению музыкой и танцами психологических проблем. По счастью, несколько лет назад Артур Браун, чья насыщенная биография — сама история рок-н-ролла, вернулся в Англию, собрал группу из молодых музыкантов, стал снова выступать в знаменитом образе Бога Адского Пламени, а в прошлом году выпустил новый альбом «Zim Zam Zim», который звучит совсем не по-стариковски.

— По-моему, вы — рок-легенда, увы, непризнанная. Будь моя воля, я бы вас обязательно включил в Зал славы рок-н-ролла. А вы ощущаете себя непризнанной рок-легендой?

(Смеется.) Я — человек, который очень любит музыку и очень давно ей занимается. Мне повезло начать в далекие годы, экстраординарные… Знаете, мне иногда приходится вспоминать историю рок-музыки, потому что я снимаюсь в документальных фильмах и у меня берут интервью, задают вопросы о прошлом — тогда мне приходится как-то задумываться о том, какое место я занимаю, анализировать свою карьеру. Но мне это не важно… Некоторые люди считают меня легендой, а я считаю себя человеком, который любит музыку.

The Crazy World of Arthur Brown — «Fire»

Главный хит Артура Брауна, который — в том числе — сэмплировали The Prodigy

— Я, разумеется, тоже хотел вас спросить об экстраординарных днях — например, о том, как вы с группой The Crazy World of Arthur Brown выступали в клубе UFO вместе с Pink Floyd и Soft Machine. Как вообще этот клуб выглядел и кто там собирался?

— Изначально это было место для ирландцев — они слушали там ирландскую музыку. А потом там обосновался UFO. Сначала вечеринки проходили раз в неделю, потом чаще. Это был сравнительно небольшой клуб — иногда там собиралось под тысячу человек, но это уже было очень людно. Как правило — три или четыре сотни. Это было скромно оформленное место — такое артистическое логово. С большим белым задником на сцене для кинопроекций. Туда устремились художники всех мастей, экспериментировавшие с танцем, театром, поэзией, кино, световыми шоу, — и музыканты, естественно. Посетители клуба говорили о политике. Людей, которые там собирались, интересовало, как им изменить все, что было до них, — это было новое поколение, послевоенное. Они жаждали альтернативных способов жить — искали новых ощущений и новых удовольствий, думали о духовных практиках, отличных от западных религий: отсюда возник интерес к индийской религии, буддизму и медитации. Я сам прошел через все это — галлюциногены, друиды, буддисты, суфии, Гурджиев, шаманизм и всякое такое, чего только не было за 40 лет.

Страшновато, когда твоя голова окружена бензиновыми горелками.

— Вы же были одним из самых популярных музыкантов, выступавших в UFO.

— Можно и так сказать — у меня в группе играли очень хорошие музыканты, а я был неплохой шоумен. Кроме того, в наших выступлениях тогда было много юмора и элементов комедии. Я был кем-то вроде клоуна в UFO.

— Неужели вам было не страшно надевать на себя горящий шлем Бога Адского Пламени? Это же наверняка было опасно.

— Хе-хе, ну вообще-то да: когда твоя голова окружена бензиновыми горелками — страшновато. Волосы иногда загорались — их тушили пивом. Но уж очень здорово выглядело.

— А сейчас вы в нем выступаете?

— Иногда. Но такой шлем требует сопровождения специального техника, что удорожает выступление. Особенно если это гастроли. Кроме того, в нынешних клубах гораздо более строгие требования к пожарной безопасности, чем были тогда в UFO (смеется).

— Какие у вас были отношения с другими звездами UFO — например, Pink Floyd и Soft Machine?

— В то время мы все оказывали взаимное влияние на творчество друг друга. Я общался с Дэвидом Гилмором из «Флойдов» и с Дейвом Элленом из Soft Machine, хотя он тогда играл что-то от нас совсем далекое — читал стихи под джазовых музыкантов. Нас всех интересовали новые технологии — эксперименты с визуальным оформлением и электронный звук. Потом пришел успех и разделил нас. Pink Floyd, например, полностью поменялись — та музыка, которая стала популярна на весь мир, не похожа на ту, что они играли с Сидом Барреттом в андерграунде... Кстати, в UFO была еще такая группа Pink Fairies, в которой принимал участие Барретт.

Прямо перед записью наш барабанщик сбежал с женой басиста.

— Вы слышали, что Pink Floyd собираются выпустить в этом году новый альбом? Что вы думаете об их возвращении?

— Да что вы? Нет, не слышал. Это интересно. Я встречался какое-то время назад с Гилмором, и он говорил, что не хочет выступать с Pink Floyd, потому что люди все время ждут от него одних и тех же песен, которые ему надоели. Видимо, он нашел выход — записать новый альбом. Это здорово. Pink Floyd способны сделать что-то интересное. Ведь у них получались очень хорошие пластинки. Даже на поздних альбомах, где они звучат немного механистично, есть песни, которые, которые … записаны не просто для того, чтобы заработать деньги.

— Наверняка Pink Floyd подталкивали к тому, чтобы записать новый альбом, — уговаривали. А вот вам выпустить в прошлом году альбом «Zim Zam Zim» после 10 лет молчания было не в пример труднее. Где вы взяли деньги на запись?

— Последние три-четыре года я работаю с очень хорошей командой музыкантов. Они много моложе меня. Они мне подсказали способ — мы попросили денег у моих поклонников. Они называют это «краудфандинг». Мы пообещали поклонникам за то, что они дадут нам денег, разные бонусы — прислать CD, футболки и другой мерчандайз, даже приватные концерты. Было много работы, отнявшей массу энергии и времени. Это, конечно, много сложнее, чем работать с рекорд-компанией, которая дает тебе денег на запись и ты идешь в студию. Ну ничего, зато я получил море удовольствия, записывая альбом, — никто мне не указывал, что делать, а чего не делать. Я недавно прочел статью в Rolling Stone о том, что маленьким артистам сейчас проще выживать, чем раньше: можно ни от кого не зависеть, все, что тебе нужно, — это две тысячи поклонников, готовых платить за твои альбомы, концерты и мерчандайз. Я такой жизнью и живу.

— Какие из ваших альбомов вам кажутся недооцененными?

— Мне нравится альбом «Strangelands» — он был записан сразу после «The Crazy World of Arthur Brown», но показался слишком экспериментальным, и рекорд-компания его не выпустила. Он вышел только в 1988 году и тогда не был никому нужен. Но вот недавно его переиздала компания Cherry Red, и пластинку удивительно хорошо приняли. Я бы назвал также «Requiem» — концептуальную запись о конце света. Еще альбом «Time Actor», сделанный вместе с Клаусом Шульцем, был удачный — там мы тоже экспериментировали с электроникой.

Совместная работа Артура Брауна и Клауса Шульца


— А это была ваша идея записаться с Шульцем или его?

— Его. Он разыскал меня через менеджера и предложил приехать в Берлин. Я и приехал к нему. Из Африки.

— Почему вас привлекала электроника? У вас же до этого была пластинка «Journey», на которой впервые в истории рока записана драм-машина вместо живого барабанщика.

— Она меня интересовала еще со времен клуба UFO. Но, сказать по правде, драм-машина звучит на «Journey» почти случайно. Прямо перед записью наш барабанщик сбежал с женой басиста. И нам пришлось заменить его драм-машиной. Мы попробовали, и нас увлекли новый звук и открывшиеся возможности. Но нам и выступать пришлось с драм-машиной вместо барабанщика, тогдашняя публика не оценила замены — ведь это был 1973 год. А потом Дэвид Боуи записал в Берлине пластинку с электронными ударными, и его провозгласили визионером — ну, у него была хорошая рекламная кампания.

Kingdom Come — «Journey» (весь альбом)


— Вы уже приезжали в Россию в 1995-м — по приглашению Сергея Курехина, нашего известного авангардиста, пианиста и композитора. Как случилось это сотрудничество? Вы слышали музыку Курехина до этого?

— Нет, признаться, не слышал. Сергей разыскал меня — написал и пригласил на фестиваль. Я жил тогда в Техасе, занимался плотничаньем, потом мы с другом организовали курсы музыкальной терапии — уже почти насовсем отошел от концертов и гастролей. А тут меня зовут на фестиваль в Россию — я всегда хотел поехать в Россию. И поехал — выступал с русскими музыкантами. Мне очень понравилась эта поездка, после нее я вернулся в Британию и стал снова концертировать. Можно сказать, Курехин вернул меня в шоу-бизнес (смеется).

The Crazy World of Arthur Brown — «The Unknown»

Новейший клип Артура Брауна

— Когда я слушал ваш последний альбом, то был поражен силой вашего голоса — он совсем не изменился за 40 лет. Как вы о нем заботитесь? Можете дать совет начинающим певцам?

— Надо петь всем телом. Певец должен заботиться не только о своем голосе, но и о теле и разуме. Надо держать себя в форме. Обязательно надо соблюдать гигиену и режим — очень важно как следует высыпаться. Вот я на гастроли всегда беру свою подушку. Еще — для голоса — я практикую медитацию, очень люблю танцевать и прыгать на батуте.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241321
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249444
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416095
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420397
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425642
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426981