3 октября 2014Современная музыка
958

Ришар Бона: «У меня уши болят от рока»

Виртуозный бас-гитарист и певец из Камеруна о детстве в деревне, поезде Красноярск—Иркутск и балафоне в Нью-Йорке

текст: Александр Беляев
Detailed_picture© Michael Weintrob

«Гений — это негр, которому снится снег», — полагал Владимир Набоков. Бас-гитарист и певец Ришар Бонá — или Ричард Бóна, как у нас называют его на американский лад, — гений современной импровизационной музыки. Уроженец Камеруна, талантливый самоучка, он играет невероятно яркую и притягательную смесь джаза, фолка и традиционной африканской музыки. Накануне концерта в Московском международном Доме музыки 8 октября Ришар Бона рассказал о Сибири, Камеруне и вреде рок-музыки.

О музыке в Камеруне

В моей стране у музыки особое место — она как язык. Люди музыкой, можно сказать, разговаривают. Играют так же естественно, как болтают обо всякой ерунде. Вообще в Камеруне больше 150 «нормальных» языков. Я, например, сам от рождения знаю два: дуала (родной отца) и бамбили (мамы).

Richard Bona — «Engingilaye» (live at RTL Jazz Festival)

 

О детстве без попсы

Я вырос в деревне, где не было даже радио. Я был вообще не в курсе, кто у нас в Камеруне поп-звезда. Да и кто это такие вообще — поп-звезды. Чтобы в этом разбираться, нужны были газеты и телевидение, а у нас ни того, ни другого не было. В детстве единственным профессиональным музыкантом, которого я знал, любил и слушал, был мой родной дед. Первый «хит» я услышал, когда был подростком и попал в город.

Я живу в Нью-Йорке, а какой, на фиг, балафон в Нью-Йорке, скажите мне?

О вреде рок-музыки

В моем детстве самыми популярными камерунскими артистами были Ману Ди Банго, Дина Белл и Франсис Бебей. Вообще-то их немало было, я просто позабыл уже... Все наши музыканты записывали альбомы исключительно во Франции, Европа только так на них влияла. То есть никак. Мы, молодые, интересовались тем, что происходит в Европе. Я, например, обожал джаз. А рок-музыка мне, признаюсь, не нравилась. И не нравится — слишком громко! Конечно, такой рок, как у Mahavishnu Orchestra, — это здорово. А AC/DC — не мое. У меня уши болят от такого. Как-то я играл с рок-группой французской. Там у каждого музыканта были беруши в ушах. Кусочки воска типа. Я не могу играть с берушами — это как в солнечных очках сидеть в кино, так что тут я насторожился. Не зря: начали играть — и я такой: ох, мать твою, что ж за херня-то! Такой был грохот.

Ришар Бона и Бобби Макферрин — «Импровизация»

 

О том, как работать со звездами

У [американского фьюжн-гитариста] Майка Стерна я много импровизирую! Он мне дает пространство. У Стиви Уандера тоже полная свобода творчества.

Кто-то другой может принести материал, тщательно подготовленный, написанный, точно аранжированный. Это меня тоже устраивает. Я и так, и так могу.

Ришар Бона и трио Пэта Метени

 

О голосе

Я специально никак не развивал голос. Просто такой вот верхний диапазон мне Бог дал. Я не пью алкоголь вообще и никогда не курил. Может, поэтому до сих пор могу легко брать верхние ноты. Наверное, лет через десять станет пониже. Естественным образом.

Самое яркое воспоминание моей жизни — поезд Красноярск—Иркутск. 18 часов безумной красоты.

О том, как стать мультиинструменталистом

С тех пор как я впервые в юности услышал у одного француза Portrait of Tracy Джако Пасториуса — я пропал. «Мать твою, ну и инструмент!» — подумал я. Я влюбился в бас-гитару и больше ни на чем не хотел играть. И не хочу. Вообще я в тот момент уже был профессионалом: играл в церкви на органе. В детстве в деревне я, конечно, научился играть на балафоне. Но в Америке принципиально не играю на народных африканских инструментах. Потому что у каждого инструмента — естественная среда. Музыкант играет так, как живет. На него влияет все, что его окружает. Я живу в Нью-Йорке, а какой, на фиг, балафон в Нью-Йорке, скажите мне?

Про Россию

Когда я в первый раз ехал в Сибирь, у меня в голове были картинки из голливудских фильмов. Я думал, там только снег и лед — и ничего больше. А там куча интересных музыкантов. И моя музыка ко двору пришлась.

И вообще, самое яркое воспоминание моей жизни — поезд Красноярск—Иркутск. 18 часов безумной красоты. И потом — Байкал, удивительное море!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 2024209
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249432
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416079
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420387
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425632
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426970