14 октября 2014Современная музыка
437

Третий глаз Принса

Сны о будущем на двух новых альбомах музыканта, превратившегося из «раба» в победителя

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Colta.ru

«Я видел будущее, и оно грядет», — пел Принс Роджерс Нельсон в самом начале девяностых. И это было больше чем бравадой. В 1980-х Принс был не только расфуфыренным поп-высочеством, выступавшим в золотых камзолах: он был и поп-провидцем, записывавшим футуристическую музыку, отголоски которой слышны в хит-парадах до сих пор. Классические альбомы Принса — «1999», «Sign o' the Times» и «Lovesexy» — никогда не устареют, чего не скажешь о записях других героев MTV той же поры.

В девяностых, переформатировавших музыкальную индустрию до основания, Принсу досталась роль визионера-революционера — эдакого Нео, развязавшего войну с Матрицей. Музыкант, прежде если и боровшийся за свободу, то только за сексуальную, вступил в казавшуюся неравной битву с лейблом-гигантом Warner Brothers, с которым его связывали многолетние контрактные обязательства. Принс бунтовал против ограничения своей творческой свободы и воевал за авторские права — отказался от своего имени, выпуская альбомы под знаменитым «любовным символом», а то и вовсе без опознавательных знаков, срывал промо-кампании, инициированные лейблом, ходил с надписью «РАБ» на лице. К 1996-му «артист, ранее известный как Принс» избавился от ненавистного контракта с Warner, отметил это дело, выпустив у конкурентов трехдисковый альбом «Emancipation», на обложке которого отряхал с рук оковы, и стал экспериментировать с альтернативными методами доставки своей музыки к поклонникам. Тем самым он предвосхитил наступление нулевых, в которых этими практиками пришлось заниматься всем поголовно — от суперзвезд до независимых и малоизвестных музыкантов.

В 1997-м, за 10 лет до Radiohead, Принс пытался самостоятельно продавать свой альбом через интернет — и потерпел неудачу, ведь тогда всемирная сеть еще была диковинкой для масс. В 2001-м он запустил онлайн-проект NPG Music Club, в котором подписчики получали за абонентскую плату доступ к эксклюзивному аудио- и видеоконтенту: по аналогичной модели сейчас работают популярные стриминговые сервисы — от Spotify до «Яндекс.Музыки». Когда Принс окончательно разуверился в том, что новую музыку можно эффективно продавать, он стал раздавать ее пачками. Альбом «Musicology» (2004) шел бонусом к билету на концерт грандиозного тура-возвращения (и стал самой успешной пластинкой со времен «Diamonds & Pearls» (1991)). Компакт-диск «Planet Earth» (2007) прилагался к популярнейшему британскому таблоиду Mail on Sunday, а альбом «20Ten» (2010) шел в комплекте с четырьмя международными изданиями. При этом Принс оставался одним из наиболее масштабно и успешно концертирующих артистов США и подвел тем самым прочный фундамент под ставший общим местом тезис, что в XXI веке музыканты должны зарабатывать на жизнь не альбомами, а гастролями.

Если по поступкам Принса, как по барометру, предсказывать меняющуюся погоду в рекорд-индустрии, то они стали пугающе противоречивыми — стрелка замельтешила, не иначе как надвигается буря.

В 2010-х, когда музыканты поверили в то, что можно жить и без лейблов, напрямую контактируя со своими поклонниками через интернет, Принс, десятилетия шедший ледоколом во главе колонны, внезапно повернул назад. Сначала он шокировал общественность заявлениями, что интернет спекся и что iTunes больше не увидит его песен, пока не начнет платить. А затем, спустя почти двадцать лет после надписи «РАБ» на щеке, он вернулся к рекорд-гиганту Warner, подписав контракт о выпуске новых альбомов и переиздании старого материала. Если по поступкам Принса, как по барометру, предсказывать меняющуюся погоду в рекорд-индустрии, то они стали пугающе противоречивыми — стрелка замельтешила, не иначе как надвигается буря.

На обложку новой пластинки «Art Official Age», записанной для Warner, тоже не взглянешь без нервических мыслей о грядущем — Принс предстает на ней с прической из 70-х и в темных очках с тремя стеклами, одно из которых прикрывает область третьего глаза. Честно говоря, слегка тревожно; впрочем, дизайн обложек традиционно был самым слабым местом пластинок патриота Миннеаполиса. Альбом начинается с фразы «Добро пожаловать домой, класс» и дальше пытается рассказать историю о мистере Принсе Роджерсе Нельсоне, который проснулся после 40 лет криогенного сна в мире, где не существует таких слов, как «мне» и «мое». При этом сюжет «Art Official Age» следует логике сновидения — он не слишком связен и слегка безумен, что абсолютно в стиле эксцентричного музыканта, продолжающего высокую традицию афроамериканского фриковства, заложенную Сан Ра и Джеймсом Брауном.

С точки зрения звука будущее, в которое заглядывает Принс на «Art Official Age», зеркально отражает его собственное прошлое — за последнее десятилетие он еще не выпускал пластинки, настолько точно воспроизводящей его именной золотой стандарт 1980-х: тестостеронный электрофанк и сладострастный соул, многократно умноженные в силе виртуозным исполнением и слегка адаптированные к нынешним модам мастерским саундпродакшеном. Такое ощущение, что Принс раздобыл где-то питоновый чемодан со своими черновиками из 1980-х и решил дать старым наброскам новую жизнь, тем самым подготовив фэнов к череде юбилейных переизданий своих архивов, которые вот-вот начнутся с «Purple Rain». На «Art Official Age» даже есть своя «Purple Rain» — записанная с теми же накалом и исступленностью баллада «Breakdown», одна из лучших песен, которые Принс исполнял в XXI веке. Немного портит впечатление только первый трек «Art Official Cage», звучащий так, будто рекорд-боссы заставили «его пурпурное высочество» скопировать Фаррелла Уильямса, забыв о том, что это вообще-то Уильямс копирует Принса.

Но это вряд ли — Принса не заставишь. Он вернулся в офис Warner победителем, навязав рекорд-менеджерам собственные условия. В доказательство того, что победителей не судят, вместе с «Art Official Age» вышла еще одна пластинка, отмеченная его именем, — старомодно жужжащая гитарами «PlectrumElectrum». Она записана Принсом вместе с его очередными протеже — женским рок-трио 3rdEyeGirl, которое с недавних пор аккомпанирует ему на гастролях. На «PlectrumElectrum» 56-летний артист, сохранивший юношескую гибкость, показывает, что он полубог не только за пультом в студии, но и во время яростного джема — и что в игре на электрогитаре ему нет и не было равных, ну разве что Джими Хендрикс, Карлос Сантана и Слай Стоун. Технически безупречный «PlectrumElectrum» сделал бы честь любой начинающей группе, однако он местами звучит как сборник автоматического письма. Периодически ловишь себя на ощущении, что перед тобой не самоценный альбом, а запись пусть и гениального, но сеанса игры в Guitar Hero. Впрочем, это тоже объяснимо: если «Art Official Age» — это триумфальная арка, подарок Принса по случаю победы преданным поклонникам, то «PlectrumElectrum» — трофей на арке, подарок самому себе и девушкам из 3rdEyeGirl, а счет пусть оплатит проигравший — компания Warner.

Однако, как бы Принс ни играл в прорицателя, после «Art Official Age» и «PlectrumElectrum» стоит признать, что когда-то он видел будущее, но сейчас уже подустал от пророчеств, революций и вызываемых ими потрясений. Он вернулся домой — к любимой музыке, он готов забыться в ее объятиях криогенным сном.

Спи, глазок, спи, другой.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249402
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416047
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420360
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425594
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426938