21 октября 2014Современная музыка
246

«Сейчас около 10% концертов под угрозой, и эта цифра постоянно растет»

Почему отменяют концерты Cannibal Corpse и Cradle of Filth и можно ли защититься от отмен? Объясняют промоутеры

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Colta.ru

На прошлой неделе был сорван российский тур известной американской дэт-металлической группы Cannibal Corpse, неоднократно выступавшей в России, — по разным причинам не состоялись концерты в Уфе, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Похожая участь может постичь тур их британских коллег Cradle of Filth — были отменены выступления в Нижнем Новгороде и Новосибирске. Как происходят отмены концертов и можно ли им противодействовать? COLTA.RU обратилась за комментариями к профессионалам гастрольного бизнеса.

Семен Гальперин

Tele-Club, Екатеринбург

— Анализировали ли вы ситуацию отмены российских концертов Cannibal Corpse с профессиональной точки зрения — не допустили ли промоутеры ошибок? (Насколько известно, в Уфе концерт отменили, отключив электроэнергию перед шоу и объяснив это неоплаченным договором аренды с площадкой. В Нижнем Новгороде концерт сорвали антинаркотическим рейдом. В Москве и в Санкт-Петербурге промоутеры не выпустили группу на сцену, объяснив это тем, что у группы неправильно оформлены визы и их выступление грозит депортацией. При этом с теми же визами группа успешно выступила в Краснодаре, Самаре, Челябинске и Екатеринбурге.) Что бы вы предприняли, если бы оказались в аналогичной ситуации?

— К сожалению, защититься от таких отмен невозможно. Дело же не в конкретном нарушении. Которого может и не быть, но соответствующие органы могут проводить проверку сколь угодно долго и как угодно жестко. Я вот не слышал, что в Нижнем Новгороде нашли какие-то наркотики. И даже если бы нашли — как это влечет отмену концерта? Ну проверили, забрали наркоманов, и дальше концерт продолжился. Дело же в том, что можно всегда найти повод и устроить проблему. Нет никаких наркотиков — так будем проверять вас бесконечно долго. Проверили — дальше звонок вам о бомбе. Нет бомбы — пожалуйста вам пожарную инспекцию. Весь бизнес в России находится в таких условиях, и все это прекрасно знают и понимают. Может быть, промоутеры и могли бы действовать точнее, но защищаться от этого нечем. Мы были в такой ситуации с группой Behemoth и сделать ничего не смогли.

— Сейчас под угрозой срыва находится российский тур Cradle of Filth. В Новосибирске некие «православные активисты» развернули кампанию против концерта этой группы и обратились в правоохранительные органы в попытках инкриминировать музыкантам статью «Оскорбление религиозных чувств верующих». Есть ли у них шансы добиться отмены концерта в рамках закона? Что могут сделать промоутеры в данной ситуации, чтобы противостоять их действиям? Что бы вы могли посоветовать, исходя из собственного опыта?

— На сегодняшний день нельзя гарантировать, что концерт любой группы не будет отменен в любом городе. На момент этого интервью концерты Cradle of Filth были отменены в Нижнем Новгороде и в Новосибирске. В рамках закона есть шансы добиться отмены — для этого надо доказать в суде, что тексты группы являются, например, экстремистскими. Но в рамках закона все происходящее можно рассматривать только с очень формальной точки зрения.

Использование словосочетания «православные активисты» мне кажется крайне неудачным. Я в ситуации с отменой Behemoth не только никаких «православных активистов» не видел; я не видел даже ни одного возмущенного комментария «православных активистов» в соцсетях. ФСБ, ФМС, полиция — были; «православных активистов» — не было. Мне кажется, это какой-то миф и симулякр. Вот эти «православные активисты», о которых вы говорите, просто скрывают собой отсутствие настоящих православных активистов. Православные активисты в моем представлении храмы восстанавливают своими руками; старикам помогают, бедным, больным; могут прийти на концерт разговаривать с людьми, проповедовать им Слово Божье и приглашать в церковь на молитву. А вот эти, о которых вы спрашиваете, я сильно подозреваю, имеют такое же отношение к православию, как «Исламское государство» — к исламу, а Либерально-демократическая партия России — к либерализму и демократии. Называть этих «активистов» православными — куда большее оскорбление для православия, чем то, что они инкриминируют Мэрилину Мэнсону.

Самое лучшее, что может сделать промоутер конкретно из Новосибирска, чтобы противодействовать отмене концерта Cradle of Filth, — это заручиться поддержкой системно-оппозиционного мэра Новосибирска Анатолия Локтя, коммуниста и атеиста. Конечно же, мэр — вряд ли фанат Cradle of Filth, но ему может быть нужна помощь в организации Дня города. Например. Я гипотетически говорю, но вопросы у нас в стране решаются именно так. Насколько я слышал, новосибирский промоутер это очень хорошо понимает и именно этим и занимается.

— Какие все-таки визы надо оформлять артистам, чтобы не было проблем с правоохранительными органами?

— Последняя категория виз, которая могла бы работать, не сработала на Cannibal Corpse (ну как не сработала — формального судебного решения не было). По всем остальным уже были прецеденты ранее. Соответственно нет такой категории виз.

ФСБ, ФМС, полиция — были; «православных активистов» — не было.

— Значит ли цепь последовательных отмен концертов Behemoth, Мэрилина Мэнсона и Cannibal Corpse, что эти артисты нескоро, а возможно, и никогда больше не выступят в России? Вы бы взялись сейчас организовывать всероссийский тур Мэрилина Мэнсона, например?

— Конечно же, я бы не взялся сейчас организовывать тур Мэнсона. Думаю, что все эти артисты не будут выступать в России, пока что-то кардинально не изменится. Мэрилин Мэнсон и Cannibal Corpse просто не поедут — зачем им такие приключения? Я рискну предположить, что и Мадонна с Леди Гагой сюда не рвутся после судебных исков к ним по пропаганде гомосексуализма и тем же визовым вопросам. Их можно точно так же взять и посадить в кутузку, как это было с группой Behemoth, потому что у них не будет правильной категории виз, поскольку ее не существует в природе. Зачем им это надо? Их ждут во всем мире, они не последний хлеб доедают, обойдутся и без России. Behemoth кажутся более рисковыми парнями и могли бы приехать вновь чисто из принципа — но у них, для начала, запрет на въезд в Россию на пять лет.

— Как вы думаете, почему отмены концертов экстремальных групп вообще стали происходить и учащаться — какие цели преследуют стороны, их инициирующие и им способствующие? Выгодно ли это кому-то или, может быть, полезно?

— Я думаю, что есть какие-то странные общности людей, получающих финансирование из властных или приближенных к власти кругов за то, что они льют воду на мельницу текущей идеологии: Запад плохой и хочет растлить наших сограждан, таких доверчивых, светлых и чистых. Внутри всякой абсурдной идеологии есть множество противоречий, и если вы зайдете в твиттер Дмитрия Энтео, вы обнаружите, что по своим политическим взглядам он наиболее близок к крайне правому крылу Республиканской партии США, политиками которой он постоянно в этом твиттере восхищается, и что он молит Бога об американской победе в Ираке. Но у нас Раша Лимбо не слушают, и дискурс о запрете абортов не сильно актуален, поэтому на эту часть можно закрыть глаза. А вот отмену поганых содомитов и сатанистов, конечно же, надо решительно поддержать.

Но вы так задаете вопрос, как будто проблема именно с «экстремальными» группами. Noize MC, София Ротару, «Машина времени», «Ночные снайперы», «Ляпис Трубецкой», Bloodhound Gang, «Бумбокс», «ДДТ», «Вопли Видоплясова» и «Океан Ельзи» — не «экстремальные» группы. И программа «Неделя с Марианной Максимовской» — не экстремальная программа. И спектакль «Душа подушки» — не экстремальный спектакль. А «Театр.doc» если и экстремален, то только в измерении искусства.

И не забывайте еще, что Марк Нопфлер, Nine Inch Nails, The National и многие другие отменили концерты сами. И Питер Гэбриэл не захотел повторять WOMAD, не говоря уж о своих российских концертах. И «Казантип» перенесли. И Slayer с трудом отстояли. И Элтона Джона пытались отменить. И с Black Sabbath — несмотря на то что это любимая группа Дмитрия Медведева — тоже были волнения. И Том Уэйтс не едет, и Radiohead тоже.

Мы были в такой ситуации с группой Behemoth и сделать ничего не смогли.

— Как повлияли эти отмены на ваш лично бизнес и на российский концертно-гастрольный бизнес в целом?

— На отмене Behemoth мы потеряли около 300 000 рублей, что ощутимо, обидно, но не катастрофа для нашей компании. В будущем мы потеряем часть доходов от сдачи «Телеклуба» в аренду под гастроли блэк- и дэт-металлических групп и не сможем проводить эти концерты сами. Вкупе с запретными группами в связи с украинской темой сейчас около 10% концертов под угрозой, и эта цифра постоянно растет. У нас после Cradle of Filth следующий концерт «25/17» — а вдруг Бледный завтра что-нибудь не то ляпнет? А потом The Neighbourhood — а вдруг солиста The Neighbourhood завтра спросят про Путина и его мнение не совпадет с общепринятым? После московского концерта Трики в гримерке очутилась девочка, которая работает в правительстве; ей Трики явно нравился, да и она артисту как будто бы тоже; у меня было впечатление, что у них все получится. Однако в какой-то момент Трики говорит: «I love Putin cause he is a real gangsta; all the others are fake» — что в глазах выросшего в плохих кварталах Трики, видимо, большой комплимент. Однако девочка в один момент меняется в лице и выбегает из гримерки пулей с криками из серии «You don't understand, I'm proud, I'm proud of my government Так вот, мы не знаем, что завтра скажет Трики, кому он это скажет и какая на это будет реакция.

Возвращаясь к десяти процентам — это много для любого бизнеса. Представьте себе авиакомпанию, у которой 10% рейсов под угрозой отмены. Или продовольственный магазин, у которого 10% товаров могут завтра снять с прилавка. Организация концертов — крайне рискованный бизнес в культурной сфере, практически непрогнозируемый. Зная о тяжелом финансовом положении многих своих партнеров и конкурентов, я бы и бизнесом это не называл. И дополнительные 10% риска очень плохи для всех моих коллег. Ну и у зрителей доверие пропадает, они начинают бояться, что и другие концерты будут отменены, и билеты не покупают.

Правил же нет. Было бы где-то написано: нельзя проводить концерты Cannibal Corpse, Pussy Riot нельзя и Noize MC — ну мы бы и не проводили. Что тут поделаешь, если нельзя. Но законов нет, правил, писаных или неписаных, нет, есть только сложная система знаков, которые должны интуитивно считывать и бизнес, и правоохранительные органы.

Представьте себе авиакомпанию, у которой 10% рейсов под угрозой отмены.

Мы же не специализируемся на гастролях блэк- и дэт-металлических групп. За последний год в «Телеклубе» выступили четыре ведущие христианские рок-группы мира — Skillet, P.O.D., Red и Thousand Foot Krutch (точнее, последние будут в ноябре). Причем P.O.D. мы сделали тур из 11 концертов по России, а в туре Skillet выступили соорганизаторами. На концерты этих групп, кстати, приходит существенно больше людей, чем на Behemoth и Cannibal Corpse. То есть мы скорее проповедники христианства, чем пособники сатанистов, если уж на то пошло. Но дело же не в этом. Дело в том, что у разных людей есть интерес к разной музыке, и если тот или иной артист кажется нам интересным с музыкальной точки зрения и востребованным с точки зрения размера аудитории, мы постараемся его пригласить. И если у нас срывается концерт «плохой» группы — это не значит, что мы не позовем следующую «плохую» группу. Это может значить, что мы не позовем следующую «хорошую» группу, потому что мы в ней не уверены, а денег, чтобы рисковать, у нас нет. Мне не близко творчество группы Cannibal Corpse, и их тексты из серии «лицо, разбитое кувалдой» меня не восхищают, но они из интервью в интервью повторяют, что их песни — это ужастики про маньяков и зомби, доведенные до предела, часто спетые от первого лица — но не подразумевающие пропаганды насилия, как не подразумевает ее фильм «Кошмар на улице Вязов», как не подразумевает пропаганды аварий на авиалайнерах фильм «Экипаж».

Станислав Зализняк

агентство Motley Concerts (организаторы российских концертов Cannibal Corpse)

— Группа Cannibal Corpse опубликовала пояснение, что в Москве и в Санкт-Петербурге промоутеры не выпустили группу на сцену, объяснив это тем, что у группы неправильно оформлены визы и их выступление грозит депортацией. При этом группа успешно выступила в Краснодаре, Самаре, Челябинске и Екатеринбурге. Какова ваша версия событий — в чем на самом деле причина отмены выступлений? Почему с одними и теми же визами группа может выступить в Краснодаре, но не может в Москве? Какие все-таки визы надо оформлять артистам, чтобы не было проблем с правоохранительными органами?

— Я уже дал комментарий по поводу причин отмены двух шоу в Москве и Санкт-Петербурге, технические причины многогранны. Производство шоу-программы состоит из большого количества деталей, и в каждой из них может случиться сбой. Я занимаюсь организацией концертов уже 20 лет, в моей практике было три или четыре отмены по техническим причинам, две из них — в минувший уик-энд.

Что касается визовой практики в целом, могу пояснить, что есть расхождения в трактовке целей визита между консульствами РФ, визовыми агентами и сотрудниками УФМС. Конечно, артисту порой невдомек, что есть такие нюансы. Он просто обращается в визовое агентство, которое берет плату за свои профессиональные услуги, находясь в контакте с консульством и тем самым как бы гарантируя, что артист действительно получает правильные визы. Они все понимают цель визита, указывают это в анкетах, на основании анкет получают визы... Конечно, введение специальной «артистической» визы решит сразу все вопросы, нивелирует разночтения и сделает процесс проще и понятнее.

— Значит ли цепь последовательных отмен концертов Behemoth, Мэрилина Мэнсона и Cannibal Corpse, что эти артисты нескоро, а возможно, и никогда больше не выступят в России? Вы бы взялись через год организовывать тур Cannibal Corpse, например?

— Каждый тур — отдельная история. Музыканты соглашаются ехать в тур, если любят страну, которая их приглашает. Я не встречал еще обратного... Туры небольших «тяжелых» групп в России малорентабельны, поскольку расстояния между городами огромны, а дороги не позволяют использовать найтлайнер (это автобус со спальными местами, удобная вещь для перемещения из города в город).

— Как вы думаете, почему отмены концертов экстремальных групп вообще стали происходить и учащаться — какие цели преследуют стороны, их инициирующие и им способствующие? Выгодно ли это кому-то или, может быть, полезно?

— Не буду оригинальным :) «Если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно» :) Очевидно, что цель «отменятелей» — не допустить выступлений каких-то определенных артистов. Не думаю, что эти отмены могут принести пользу, ведь артисты, дающие коммерческие гастроли по всему миру, не нарушают законов.

— Как повлияли эти отмены на ваш лично бизнес и на российский концертно-гастрольный бизнес в целом? Чем это все может закончиться?

— Отмена — неприятный процесс, создающий много дополнительных хлопот и непрофильной активности. Практически любая отмена — это убыток. Для нашей компании блэк- и дэт-метал не являются профильными. Таких артистов мы делаем примерно раз в два года, причем в формате не тура, а Москвы и Санкт-Петербурга. Тур такой дэт-метал-группы, как Cannibal Corpse, мы делали впервые, и резонанс, конечно, не только превысил наши ожидания, но и явно не соответствовал статусу группы. О них писали на главных страницах ведущих российских интернет-СМИ, что нетипично для этого небольшого жанра. Судя по всему, получив такой яростный отпор с разных сторон, промоутеры больше не будут делать гастроли подобных артистов в формате тура. Кто от этого выиграет? Думаю, никто. А проиграет в итоге зритель.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244865
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246428
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413020
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419511
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423589
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428896
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429549