Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244865На прошлой неделе был сорван российский тур известной американской дэт-металлической группы Cannibal Corpse, неоднократно выступавшей в России, — по разным причинам не состоялись концерты в Уфе, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Похожая участь может постичь тур их британских коллег Cradle of Filth — были отменены выступления в Нижнем Новгороде и Новосибирске. Как происходят отмены концертов и можно ли им противодействовать? COLTA.RU обратилась за комментариями к профессионалам гастрольного бизнеса.
Tele-Club, Екатеринбург
— Анализировали ли вы ситуацию отмены российских концертов Cannibal Corpse с профессиональной точки зрения — не допустили ли промоутеры ошибок? (Насколько известно, в Уфе концерт отменили, отключив электроэнергию перед шоу и объяснив это неоплаченным договором аренды с площадкой. В Нижнем Новгороде концерт сорвали антинаркотическим рейдом. В Москве и в Санкт-Петербурге промоутеры не выпустили группу на сцену, объяснив это тем, что у группы неправильно оформлены визы и их выступление грозит депортацией. При этом с теми же визами группа успешно выступила в Краснодаре, Самаре, Челябинске и Екатеринбурге.) Что бы вы предприняли, если бы оказались в аналогичной ситуации?
— К сожалению, защититься от таких отмен невозможно. Дело же не в конкретном нарушении. Которого может и не быть, но соответствующие органы могут проводить проверку сколь угодно долго и как угодно жестко. Я вот не слышал, что в Нижнем Новгороде нашли какие-то наркотики. И даже если бы нашли — как это влечет отмену концерта? Ну проверили, забрали наркоманов, и дальше концерт продолжился. Дело же в том, что можно всегда найти повод и устроить проблему. Нет никаких наркотиков — так будем проверять вас бесконечно долго. Проверили — дальше звонок вам о бомбе. Нет бомбы — пожалуйста вам пожарную инспекцию. Весь бизнес в России находится в таких условиях, и все это прекрасно знают и понимают. Может быть, промоутеры и могли бы действовать точнее, но защищаться от этого нечем. Мы были в такой ситуации с группой Behemoth и сделать ничего не смогли.
— Сейчас под угрозой срыва находится российский тур Cradle of Filth. В Новосибирске некие «православные активисты» развернули кампанию против концерта этой группы и обратились в правоохранительные органы в попытках инкриминировать музыкантам статью «Оскорбление религиозных чувств верующих». Есть ли у них шансы добиться отмены концерта в рамках закона? Что могут сделать промоутеры в данной ситуации, чтобы противостоять их действиям? Что бы вы могли посоветовать, исходя из собственного опыта?
— На сегодняшний день нельзя гарантировать, что концерт любой группы не будет отменен в любом городе. На момент этого интервью концерты Cradle of Filth были отменены в Нижнем Новгороде и в Новосибирске. В рамках закона есть шансы добиться отмены — для этого надо доказать в суде, что тексты группы являются, например, экстремистскими. Но в рамках закона все происходящее можно рассматривать только с очень формальной точки зрения.
Использование словосочетания «православные активисты» мне кажется крайне неудачным. Я в ситуации с отменой Behemoth не только никаких «православных активистов» не видел; я не видел даже ни одного возмущенного комментария «православных активистов» в соцсетях. ФСБ, ФМС, полиция — были; «православных активистов» — не было. Мне кажется, это какой-то миф и симулякр. Вот эти «православные активисты», о которых вы говорите, просто скрывают собой отсутствие настоящих православных активистов. Православные активисты в моем представлении храмы восстанавливают своими руками; старикам помогают, бедным, больным; могут прийти на концерт разговаривать с людьми, проповедовать им Слово Божье и приглашать в церковь на молитву. А вот эти, о которых вы спрашиваете, я сильно подозреваю, имеют такое же отношение к православию, как «Исламское государство» — к исламу, а Либерально-демократическая партия России — к либерализму и демократии. Называть этих «активистов» православными — куда большее оскорбление для православия, чем то, что они инкриминируют Мэрилину Мэнсону.
Самое лучшее, что может сделать промоутер конкретно из Новосибирска, чтобы противодействовать отмене концерта Cradle of Filth, — это заручиться поддержкой системно-оппозиционного мэра Новосибирска Анатолия Локтя, коммуниста и атеиста. Конечно же, мэр — вряд ли фанат Cradle of Filth, но ему может быть нужна помощь в организации Дня города. Например. Я гипотетически говорю, но вопросы у нас в стране решаются именно так. Насколько я слышал, новосибирский промоутер это очень хорошо понимает и именно этим и занимается.
— Какие все-таки визы надо оформлять артистам, чтобы не было проблем с правоохранительными органами?
— Последняя категория виз, которая могла бы работать, не сработала на Cannibal Corpse (ну как не сработала — формального судебного решения не было). По всем остальным уже были прецеденты ранее. Соответственно нет такой категории виз.
ФСБ, ФМС, полиция — были; «православных активистов» — не было.
— Значит ли цепь последовательных отмен концертов Behemoth, Мэрилина Мэнсона и Cannibal Corpse, что эти артисты нескоро, а возможно, и никогда больше не выступят в России? Вы бы взялись сейчас организовывать всероссийский тур Мэрилина Мэнсона, например?
— Конечно же, я бы не взялся сейчас организовывать тур Мэнсона. Думаю, что все эти артисты не будут выступать в России, пока что-то кардинально не изменится. Мэрилин Мэнсон и Cannibal Corpse просто не поедут — зачем им такие приключения? Я рискну предположить, что и Мадонна с Леди Гагой сюда не рвутся после судебных исков к ним по пропаганде гомосексуализма и тем же визовым вопросам. Их можно точно так же взять и посадить в кутузку, как это было с группой Behemoth, потому что у них не будет правильной категории виз, поскольку ее не существует в природе. Зачем им это надо? Их ждут во всем мире, они не последний хлеб доедают, обойдутся и без России. Behemoth кажутся более рисковыми парнями и могли бы приехать вновь чисто из принципа — но у них, для начала, запрет на въезд в Россию на пять лет.
— Как вы думаете, почему отмены концертов экстремальных групп вообще стали происходить и учащаться — какие цели преследуют стороны, их инициирующие и им способствующие? Выгодно ли это кому-то или, может быть, полезно?
— Я думаю, что есть какие-то странные общности людей, получающих финансирование из властных или приближенных к власти кругов за то, что они льют воду на мельницу текущей идеологии: Запад плохой и хочет растлить наших сограждан, таких доверчивых, светлых и чистых. Внутри всякой абсурдной идеологии есть множество противоречий, и если вы зайдете в твиттер Дмитрия Энтео, вы обнаружите, что по своим политическим взглядам он наиболее близок к крайне правому крылу Республиканской партии США, политиками которой он постоянно в этом твиттере восхищается, и что он молит Бога об американской победе в Ираке. Но у нас Раша Лимбо не слушают, и дискурс о запрете абортов не сильно актуален, поэтому на эту часть можно закрыть глаза. А вот отмену поганых содомитов и сатанистов, конечно же, надо решительно поддержать.
Но вы так задаете вопрос, как будто проблема именно с «экстремальными» группами. Noize MC, София Ротару, «Машина времени», «Ночные снайперы», «Ляпис Трубецкой», Bloodhound Gang, «Бумбокс», «ДДТ», «Вопли Видоплясова» и «Океан Ельзи» — не «экстремальные» группы. И программа «Неделя с Марианной Максимовской» — не экстремальная программа. И спектакль «Душа подушки» — не экстремальный спектакль. А «Театр.doc» если и экстремален, то только в измерении искусства.
И не забывайте еще, что Марк Нопфлер, Nine Inch Nails, The National и многие другие отменили концерты сами. И Питер Гэбриэл не захотел повторять WOMAD, не говоря уж о своих российских концертах. И «Казантип» перенесли. И Slayer с трудом отстояли. И Элтона Джона пытались отменить. И с Black Sabbath — несмотря на то что это любимая группа Дмитрия Медведева — тоже были волнения. И Том Уэйтс не едет, и Radiohead тоже.
Мы были в такой ситуации с группой Behemoth и сделать ничего не смогли.
— Как повлияли эти отмены на ваш лично бизнес и на российский концертно-гастрольный бизнес в целом?
— На отмене Behemoth мы потеряли около 300 000 рублей, что ощутимо, обидно, но не катастрофа для нашей компании. В будущем мы потеряем часть доходов от сдачи «Телеклуба» в аренду под гастроли блэк- и дэт-металлических групп и не сможем проводить эти концерты сами. Вкупе с запретными группами в связи с украинской темой сейчас около 10% концертов под угрозой, и эта цифра постоянно растет. У нас после Cradle of Filth следующий концерт «25/17» — а вдруг Бледный завтра что-нибудь не то ляпнет? А потом The Neighbourhood — а вдруг солиста The Neighbourhood завтра спросят про Путина и его мнение не совпадет с общепринятым? После московского концерта Трики в гримерке очутилась девочка, которая работает в правительстве; ей Трики явно нравился, да и она артисту как будто бы тоже; у меня было впечатление, что у них все получится. Однако в какой-то момент Трики говорит: «I love Putin cause he is a real gangsta; all the others are fake» — что в глазах выросшего в плохих кварталах Трики, видимо, большой комплимент. Однако девочка в один момент меняется в лице и выбегает из гримерки пулей с криками из серии «You don't understand, I'm proud, I'm proud of my government!» Так вот, мы не знаем, что завтра скажет Трики, кому он это скажет и какая на это будет реакция.
Возвращаясь к десяти процентам — это много для любого бизнеса. Представьте себе авиакомпанию, у которой 10% рейсов под угрозой отмены. Или продовольственный магазин, у которого 10% товаров могут завтра снять с прилавка. Организация концертов — крайне рискованный бизнес в культурной сфере, практически непрогнозируемый. Зная о тяжелом финансовом положении многих своих партнеров и конкурентов, я бы и бизнесом это не называл. И дополнительные 10% риска очень плохи для всех моих коллег. Ну и у зрителей доверие пропадает, они начинают бояться, что и другие концерты будут отменены, и билеты не покупают.
Правил же нет. Было бы где-то написано: нельзя проводить концерты Cannibal Corpse, Pussy Riot нельзя и Noize MC — ну мы бы и не проводили. Что тут поделаешь, если нельзя. Но законов нет, правил, писаных или неписаных, нет, есть только сложная система знаков, которые должны интуитивно считывать и бизнес, и правоохранительные органы.
Представьте себе авиакомпанию, у которой 10% рейсов под угрозой отмены.
Мы же не специализируемся на гастролях блэк- и дэт-металлических групп. За последний год в «Телеклубе» выступили четыре ведущие христианские рок-группы мира — Skillet, P.O.D., Red и Thousand Foot Krutch (точнее, последние будут в ноябре). Причем P.O.D. мы сделали тур из 11 концертов по России, а в туре Skillet выступили соорганизаторами. На концерты этих групп, кстати, приходит существенно больше людей, чем на Behemoth и Cannibal Corpse. То есть мы скорее проповедники христианства, чем пособники сатанистов, если уж на то пошло. Но дело же не в этом. Дело в том, что у разных людей есть интерес к разной музыке, и если тот или иной артист кажется нам интересным с музыкальной точки зрения и востребованным с точки зрения размера аудитории, мы постараемся его пригласить. И если у нас срывается концерт «плохой» группы — это не значит, что мы не позовем следующую «плохую» группу. Это может значить, что мы не позовем следующую «хорошую» группу, потому что мы в ней не уверены, а денег, чтобы рисковать, у нас нет. Мне не близко творчество группы Cannibal Corpse, и их тексты из серии «лицо, разбитое кувалдой» меня не восхищают, но они из интервью в интервью повторяют, что их песни — это ужастики про маньяков и зомби, доведенные до предела, часто спетые от первого лица — но не подразумевающие пропаганды насилия, как не подразумевает ее фильм «Кошмар на улице Вязов», как не подразумевает пропаганды аварий на авиалайнерах фильм «Экипаж».
агентство Motley Concerts (организаторы российских концертов Cannibal Corpse)
— Группа Cannibal Corpse опубликовала пояснение, что в Москве и в Санкт-Петербурге промоутеры не выпустили группу на сцену, объяснив это тем, что у группы неправильно оформлены визы и их выступление грозит депортацией. При этом группа успешно выступила в Краснодаре, Самаре, Челябинске и Екатеринбурге. Какова ваша версия событий — в чем на самом деле причина отмены выступлений? Почему с одними и теми же визами группа может выступить в Краснодаре, но не может в Москве? Какие все-таки визы надо оформлять артистам, чтобы не было проблем с правоохранительными органами?
— Я уже дал комментарий по поводу причин отмены двух шоу в Москве и Санкт-Петербурге, технические причины многогранны. Производство шоу-программы состоит из большого количества деталей, и в каждой из них может случиться сбой. Я занимаюсь организацией концертов уже 20 лет, в моей практике было три или четыре отмены по техническим причинам, две из них — в минувший уик-энд.
Что касается визовой практики в целом, могу пояснить, что есть расхождения в трактовке целей визита между консульствами РФ, визовыми агентами и сотрудниками УФМС. Конечно, артисту порой невдомек, что есть такие нюансы. Он просто обращается в визовое агентство, которое берет плату за свои профессиональные услуги, находясь в контакте с консульством и тем самым как бы гарантируя, что артист действительно получает правильные визы. Они все понимают цель визита, указывают это в анкетах, на основании анкет получают визы... Конечно, введение специальной «артистической» визы решит сразу все вопросы, нивелирует разночтения и сделает процесс проще и понятнее.
— Значит ли цепь последовательных отмен концертов Behemoth, Мэрилина Мэнсона и Cannibal Corpse, что эти артисты нескоро, а возможно, и никогда больше не выступят в России? Вы бы взялись через год организовывать тур Cannibal Corpse, например?
— Каждый тур — отдельная история. Музыканты соглашаются ехать в тур, если любят страну, которая их приглашает. Я не встречал еще обратного... Туры небольших «тяжелых» групп в России малорентабельны, поскольку расстояния между городами огромны, а дороги не позволяют использовать найтлайнер (это автобус со спальными местами, удобная вещь для перемещения из города в город).
— Как вы думаете, почему отмены концертов экстремальных групп вообще стали происходить и учащаться — какие цели преследуют стороны, их инициирующие и им способствующие? Выгодно ли это кому-то или, может быть, полезно?
— Не буду оригинальным :) «Если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно» :) Очевидно, что цель «отменятелей» — не допустить выступлений каких-то определенных артистов. Не думаю, что эти отмены могут принести пользу, ведь артисты, дающие коммерческие гастроли по всему миру, не нарушают законов.
— Как повлияли эти отмены на ваш лично бизнес и на российский концертно-гастрольный бизнес в целом? Чем это все может закончиться?
— Отмена — неприятный процесс, создающий много дополнительных хлопот и непрофильной активности. Практически любая отмена — это убыток. Для нашей компании блэк- и дэт-метал не являются профильными. Таких артистов мы делаем примерно раз в два года, причем в формате не тура, а Москвы и Санкт-Петербурга. Тур такой дэт-метал-группы, как Cannibal Corpse, мы делали впервые, и резонанс, конечно, не только превысил наши ожидания, но и явно не соответствовал статусу группы. О них писали на главных страницах ведущих российских интернет-СМИ, что нетипично для этого небольшого жанра. Судя по всему, получив такой яростный отпор с разных сторон, промоутеры больше не будут делать гастроли подобных артистов в формате тура. Кто от этого выиграет? Думаю, никто. А проиграет в итоге зритель.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244865Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246428Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413020Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419511Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420180Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422832Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423589Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428759Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428896Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429549