Билли Новик: «У Beatles никогда не было джаза. А у нас есть»

Фронтмен Billy's Band об искусстве кавер-версии, секретах уличного выживания и гении Егора Летова

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Billy`s Band

15 марта в клубе «16 тонн» фронтмен Billy's Band Билли Новик выступит с необычным концертом, на котором исполнит песни Егора Летова — по собственным словам, как спел бы робот. COLTA.RU связалась с музыкантом, чтобы узнать, зачем ему это нужно.

— Новый альбом Billy's Band «In Rock» записан в рок-стилистике, с которой вас не принято ассоциировать. Почему вы неожиданно решили заиграть рок-н-ролл?

— Это неожиданно для тех, кто не следит за группой Billy's Band. Где-то с 2005 года, начиная с песни «Так я падал», на наших альбомах стали появляться роковые штрихи — в виде отдельно взятых песен. В определенный момент мы даже сделали так называемый рок-блок, который включали во все наши большие концерты, для того чтобы их разнообразить и наполнить «стадионной» энергией. Кроме того, нам иногда заказывали песни в такой тяжелой, роковой манере. Однажды у нас накопилось большое количество таких песен, и мы решили их издать в одном сборнике.


— Как появилась песня «Питер Питер Питер», открывающая альбом? Она звучит так, как будто взята из капустника или музыкального спектакля.

— Не очень хорошо знаю, что такое капустники, — никогда в жизни не сталкивался. Наверное, это хорошо. «Питер Питер Питер» — это дань моему школьному увлечению группой Nirvana. Я попытался в этой песне воссоздать все, что я понимаю о группе Nirvana. Это дань преклонения и уважения кумиру юных лет.

— Следом на альбоме идет песня «—30» — кавер-версия БГ. Это тоже дань уважения кумиру?

— Это как раз заказ. Она была записана по заказу «Нашего радио» в 2012-м. Но с другой стороны — тоже дань, потому что в школе я был фанатом БГ.

— Есть еще на «In Rock» кавер-версии, которые я не опознал?

— Там есть еще один кавер на группу Procol Harum — песня «Pandora's Box». Эта песня была записана для мультфильма «Носферату — ужас ночи». Это мультик по вампиров.

Через несколько лет я издам такую брошюрку, где будут собраны все секреты и уловки уличного выживания для музыкантов.

— Кроме рока на новом альбоме у вас проявляется еще и рэп — в песне «Болит мир». Как она появилась?

— Однажды наш давний друг — Саймон, который в 2001 году учил нас выживать на улицах Германии, — прислал мне свою заготовку. Сказал: слушай, я тут записал песню — написал первый куплет и припев, но у меня возник ступор. Я больше не могу. В песне есть фраза «знакомы ли тебе эти симптомы». Ты же врач. Может, ты допишешь эту песню? Вот я и дописал.

— Расскажите про свой опыт уличного выживания в Германии. Как это было?

— На самом деле, ничего сурового — это был мягкий и высокообучающий опыт, как за минимальное время зарабатывать максимальное количество денег. Как музыкант, работая на улице, может купить себе квартиру. Думаю, что через несколько лет я издам такую брошюрку, где будут собраны все секреты и уловки уличного выживания для музыкантов.

— Зачем ждать — озвучьте несколько секретов прямо сейчас.

— Играть сеты по 10 минут — не больше. Притворяться, что это был последний сет. Играть с закрытыми глазами. Правильно выбрать место. Ни в коем случае не выставлять на продажу больше, чем один альбом, — чтобы не было выбора. Если вы выступаете в Германии, то начинать надо всегда с информационного центра, чтобы узнать, какова легальная основа для выступлений — надо ли покупать лицензию. Вот, я уже дал несколько советов.

— Связано ли большое количество каверов в репертуаре Billy's Band с тем, что вы начинали как уличный ансамбль?

— Если посмотреть, сколько каверов в нашем творчестве, — их процентов 10, не больше. Из 15 изданных альбомов Billy's Band альбомами кавер-версий являются два — «Чужие-1» и «Чужие-2». Это не так много. Просто независимо от того, что за группа играет перед публикой, кавер встречается более приветливо. Именно с помощью кавер-версии, на примере всем известной песни, группа может продемонстрировать свой уникальный стиль. Поэтому запоминаются, конечно, каверы. Но любой человек, который знает группу Billy's Band, скажет вам, что Billy's Band — это не каверы.

— Я не хотел вас обидеть. Я имел в виду, что вы умеете делать каверы и любите — возможно, потому что у вас есть опыт игры на улицах.

— В первую очередь, это связано именно с заказами. Заказчики думают: кого бы нам пригласить, кто бы сделал нам такую особенную кавер-версию — о, надо позвонить Billy's Band! Мы один раз сделали кавер-версию на песню Алсу — с нее и началась история Billy's Band в 2002 году; теперь спрос не иссякает.

— Вы на любую песню можете сделать кавер? Никогда не возникало внутреннего противоречия — заказывают кавер, а он не получается?

— Конечно, возникало. Например, мы не раз отказывали передаче «Достояние Республики», когда они просили нас исполнить чужую песню. Вот, к примеру, песню Леонида Агутина. Мы попробовали и поняли, что это бессмысленно. Кавер можно сделать только тогда, когда ты можешь сделать лучше, чем оригинал. Когда не можешь — это сработает в минус группе. Так что приходилось отказывать даже Первому каналу.

— При этом у вас есть каверы на Beatles. Чем они лучше оригинала?

— В определенном смысле они лучше. Например, у Beatles никогда не было джаза. А у нас есть — скажем, наш кавер на «I Am Only Sleeping» основан на традиционной джазовой теме. Вообще хорошую песню испортить сложно.

Я не могу слушать музыку «Гражданской обороны», но все больше ценю тексты.

— Ваш ближайший концерт в Москве полностью состоит из каверов на песни Егора Летова. Когда вы впервые услышали песни Летова — вы помните этот момент?

— Я его слушаю с 1988 года. Я учился тогда в 7-м классе. Мой брат Алексей принес кассету с «Мышеловкой» «Гражданской обороны». В те времена мы слушали Beatles, и в песнях Егора Летова я услышал четкое квадратное звучание, напоминающее о Beatles. Мне понравились эта квадратичность, быстрые темпы, линия баса — мне понравился панк-рок, как выяснилось позже. Но это был совсем другой панк-рок, нежели Sex Pistols, который мы с братом тоже слушали. Это был наш панк-рок — понятный и приятный. Мне понравилась музыка Летова — абсолютно минималистичная и без грязи. Понравилась структура песен. Поразили тексты — четкое разделение на куплеты и припевы. Не могу сказать, что я сразу осознал их: я просто почувствовал, что за ними стоит какой-то большой и глубокий — даже великий — смысл.

С годами, по мере моего музыкального развития, мне стало тяжело слушать «Гражданскую оборону», но ценность текстов Летова для меня продолжала расти. Получился такой диссонанс — я не могу слушать музыку, но все больше ценю тексты. В один прекрасный день в магазине ОГИ я нашел сборник текстов Егора Летова; начал читать и осознал, что как автор текстов Егор Летов — недосягаемая величина. Попробовал еще раз послушать и понял, что не могу. Так у меня появилась идея, как здорово было бы открыть людям, которые так же трепетно относятся к слову, как и я, и для кого я являюсь авторитетом, настоящего гения. Но как это сделать? Я вижу, что многих в песнях Летова отпугивает панк-манера, которая, конечно же, является частью смысла. Но мне кажется, что его песни гораздо шире. Поэтому я решил очистить его песни от музыки и сделал эту программу. Я сделал, что называется, «сухой текст»: есть мелодия, есть очень минималистичный аккомпанемент и есть — самое главное — стихи.

Поначалу я вообще хотел сделать эту программу один. Но когда начал, то понял, что мне не хватает присутствия времени, какой-то незримой пульсации, поэтому я пригласил очень деликатного барабанщика, разделяющего мое отношение к Егору Летову. Мы будем работать вдвоем — я на контрабасе и барабанщик-щеточник, играющий в шуршащей манере.

— Для многих песни Летова — это не только тексты, но и их подача — его яростный голос, сырой и лютый драйв. У вас получилось передать этот драйв?

— Нет. У меня другая задача. Мне не надо передавать драйв, мне надо передать смысл и структуру песни. Как будто она написана на бумаге — без эмоций, без украшений. Этот концерт — как хрестоматийный сборник. Идея не в том, чтобы Билли Новик спел песни Егора Летова. А в том, чтобы песни Летова существовали в очищенной от эмоций и украшений манере. Это как спел бы робот.

— Для исполнения на концерте вы выбрали песни из раннего Егора Летова — где-то года до 1993-го. Это потому, что вам кажется, что у него дальше были менее интересные тексты, или этот период для вас более ценен?

— Позднее его творчество для меня слишком болезненно. Я слишком переживаю. Я пока не могу найти в себе силы, чтобы спокойно излагать эти песни. Они чересчур сильно на меня действуют. А ранние песни для меня более светлые. Я сам из них черпаю энергию.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244859
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246420
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413016
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419506
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423585
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428891
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429546