15 марта в клубе «16 тонн» фронтмен Billy'sBand Билли Новик выступит с необычным концертом, на котором исполнит песни Егора Летова — по собственным словам, как спел бы робот. COLTA.RU связалась с музыкантом, чтобы узнать, зачем ему это нужно.
— Новый альбом Billy'sBand«InRock» записан в рок-стилистике, с которой вас не принято ассоциировать. Почему вы неожиданно решили заиграть рок-н-ролл?
— Это неожиданно для тех, кто не следит за группой Billy'sBand. Где-то с 2005 года, начиная с песни «Так я падал», на наших альбомах стали появляться роковые штрихи — в виде отдельно взятых песен. В определенный момент мы даже сделали так называемый рок-блок, который включали во все наши большие концерты, для того чтобы их разнообразить и наполнить «стадионной» энергией. Кроме того, нам иногда заказывали песни в такой тяжелой, роковой манере. Однажды у нас накопилось большое количество таких песен, и мы решили их издать в одном сборнике.
— Как появилась песня «Питер Питер Питер», открывающая альбом? Она звучит так, как будто взята из капустника или музыкального спектакля.
— Не очень хорошо знаю, что такое капустники, — никогда в жизни не сталкивался. Наверное, это хорошо. «Питер Питер Питер» — это дань моему школьному увлечению группой Nirvana. Я попытался в этой песне воссоздать все, что я понимаю о группе Nirvana. Это дань преклонения и уважения кумиру юных лет.
— Следом на альбоме идет песня «—30» — кавер-версия БГ. Это тоже дань уважения кумиру?
— Это как раз заказ. Она была записана по заказу «Нашего радио» в 2012-м. Но с другой стороны — тоже дань, потому что в школе я был фанатом БГ.
— Есть еще на «InRock» кавер-версии, которые я не опознал?
— Там есть еще один кавер на группу ProcolHarum — песня «Pandora'sBox». Эта песня была записана для мультфильма «Носферату — ужас ночи». Это мультик по вампиров.
Через несколько лет я издам такую брошюрку, где будут собраны все секреты и уловки уличного выживания для музыкантов.
— Кроме рока на новом альбоме у вас проявляется еще и рэп — в песне «Болит мир». Как она появилась?
— Однажды наш давний друг — Саймон, который в 2001 году учил нас выживать на улицах Германии, — прислал мне свою заготовку. Сказал: слушай, я тут записал песню — написал первый куплет и припев, но у меня возник ступор. Я больше не могу. В песне есть фраза «знакомы ли тебе эти симптомы». Ты же врач. Может, ты допишешь эту песню? Вот я и дописал.
— Расскажите про свой опыт уличного выживания в Германии. Как это было?
— На самом деле, ничего сурового — это был мягкий и высокообучающий опыт, как за минимальное время зарабатывать максимальное количество денег. Как музыкант, работая на улице, может купить себе квартиру. Думаю, что через несколько лет я издам такую брошюрку, где будут собраны все секреты и уловки уличного выживания для музыкантов.
— Зачем ждать — озвучьте несколько секретов прямо сейчас.
— Играть сеты по 10 минут — не больше. Притворяться, что это был последний сет. Играть с закрытыми глазами. Правильно выбрать место. Ни в коем случае не выставлять на продажу больше, чем один альбом, — чтобы не было выбора. Если вы выступаете в Германии, то начинать надо всегда с информационного центра, чтобы узнать, какова легальная основа для выступлений — надо ли покупать лицензию. Вот, я уже дал несколько советов.
— Связано ли большое количество каверов в репертуаре Billy'sBand с тем, что вы начинали как уличный ансамбль?
— Если посмотреть, сколько каверов в нашем творчестве, — их процентов 10, не больше. Из 15 изданных альбомов Billy'sBand альбомами кавер-версий являются два — «Чужие-1» и «Чужие-2». Это не так много. Просто независимо от того, что за группа играет перед публикой, кавер встречается более приветливо. Именно с помощью кавер-версии, на примере всем известной песни, группа может продемонстрировать свой уникальный стиль. Поэтому запоминаются, конечно, каверы. Но любой человек, который знает группу Billy'sBand, скажет вам, что Billy'sBand — это не каверы.
— Я не хотел вас обидеть. Я имел в виду, что вы умеете делать каверы и любите — возможно, потому что у вас есть опыт игры на улицах.
— В первую очередь, это связано именно с заказами. Заказчики думают: кого бы нам пригласить, кто бы сделал нам такую особенную кавер-версию — о, надо позвонить Billy'sBand! Мы один раз сделали кавер-версию на песню Алсу — с нее и началась история Billy'sBand в 2002 году; теперь спрос не иссякает.
— Вы на любую песню можете сделать кавер? Никогда не возникало внутреннего противоречия — заказывают кавер, а он не получается?
— Конечно, возникало. Например, мы не раз отказывали передаче «Достояние Республики», когда они просили нас исполнить чужую песню. Вот, к примеру, песню Леонида Агутина. Мы попробовали и поняли, что это бессмысленно. Кавер можно сделать только тогда, когда ты можешь сделать лучше, чем оригинал. Когда не можешь — это сработает в минус группе. Так что приходилось отказывать даже Первому каналу.
— При этом у вас есть каверы на Beatles. Чем они лучше оригинала?
— В определенном смысле они лучше. Например, у Beatles никогда не было джаза. А у нас есть — скажем, наш кавер на «IAmOnlySleeping» основан на традиционной джазовой теме. Вообще хорошую песню испортить сложно.
Я не могу слушать музыку «Гражданской обороны», но все больше ценю тексты.
— Ваш ближайший концерт в Москве полностью состоит из каверов на песни Егора Летова. Когда вы впервые услышали песни Летова — вы помните этот момент?
— Я его слушаю с 1988 года. Я учился тогда в 7-м классе. Мой брат Алексей принес кассету с «Мышеловкой» «Гражданской обороны». В те времена мы слушали Beatles, и в песнях Егора Летова я услышал четкое квадратное звучание, напоминающее о Beatles. Мне понравились эта квадратичность, быстрые темпы, линия баса — мне понравился панк-рок, как выяснилось позже. Но это был совсем другой панк-рок, нежели SexPistols, который мы с братом тоже слушали. Это был наш панк-рок — понятный и приятный. Мне понравилась музыка Летова — абсолютно минималистичная и без грязи. Понравилась структура песен. Поразили тексты — четкое разделение на куплеты и припевы. Не могу сказать, что я сразу осознал их: я просто почувствовал, что за ними стоит какой-то большой и глубокий — даже великий — смысл.
С годами, по мере моего музыкального развития, мне стало тяжело слушать «Гражданскую оборону», но ценность текстов Летова для меня продолжала расти. Получился такой диссонанс — я не могу слушать музыку, но все больше ценю тексты. В один прекрасный день в магазине ОГИ я нашел сборник текстов Егора Летова; начал читать и осознал, что как автор текстов Егор Летов — недосягаемая величина. Попробовал еще раз послушать и понял, что не могу. Так у меня появилась идея, как здорово было бы открыть людям, которые так же трепетно относятся к слову, как и я, и для кого я являюсь авторитетом, настоящего гения. Но как это сделать? Я вижу, что многих в песнях Летова отпугивает панк-манера, которая, конечно же, является частью смысла. Но мне кажется, что его песни гораздо шире. Поэтому я решил очистить его песни от музыки и сделал эту программу. Я сделал, что называется, «сухой текст»: есть мелодия, есть очень минималистичный аккомпанемент и есть — самое главное — стихи.
Поначалу я вообще хотел сделать эту программу один. Но когда начал, то понял, что мне не хватает присутствия времени, какой-то незримой пульсации, поэтому я пригласил очень деликатного барабанщика, разделяющего мое отношение к Егору Летову. Мы будем работать вдвоем — я на контрабасе и барабанщик-щеточник, играющий в шуршащей манере.
— Для многих песни Летова — это не только тексты, но и их подача — его яростный голос, сырой и лютый драйв. У вас получилось передать этот драйв?
— Нет. У меня другая задача. Мне не надо передавать драйв, мне надо передать смысл и структуру песни. Как будто она написана на бумаге — без эмоций, без украшений. Этот концерт — как хрестоматийный сборник. Идея не в том, чтобы Билли Новик спел песни Егора Летова. А в том, чтобы песни Летова существовали в очищенной от эмоций и украшений манере. Это как спел бы робот.
— Для исполнения на концерте вы выбрали песни из раннего Егора Летова — где-то года до 1993-го. Это потому, что вам кажется, что у него дальше были менее интересные тексты, или этот период для вас более ценен?
— Позднее его творчество для меня слишком болезненно. Я слишком переживаю. Я пока не могу найти в себе силы, чтобы спокойно излагать эти песни. Они чересчур сильно на меня действуют. А ранние песни для меня более светлые. Я сам из них черпаю энергию.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова