3 октября 2013Современная музыка
158

Кавказский окрик

Как на горе Машук удалось провести фестиваль этнической музыки WOMAD и никого не обидеть

текст: Наталья Кострова
Detailed_pictureПелагея© Дина Хафизова и Александр Купцов

«И это все? Ради этого мы месили грязь от дальней сцены?» — музыкант-этнограф и мастер игры на пастушьем рожке Сергей Старостин смотрит на промокших журналистов, по очереди греющихся у рефлектора в фестивальном пресс-шатре. Старостину задали пару вопросов из серии «для чего вообще нужна этническая музыка», а дальше повисла тишина. Ситуацию спасла молоденькая журналистка в голубой косынке на голове (как выяснилось, спецкор чеченского телеканала «Даймохк»): «Скажите, а вы до этого на WOMAD не выступали?» «Я выступал! — радостно встрепенулся Сергей Клевенский, играющий в группе Старостина «Жили-были». — Я выступал в 2006-м на испанском WOMAD с проектом “Maler и Я”. Только там все происходило в каком-то пафосном дворце, народу не было никого, а тут лица очень основательные». «Ну так свои же», — буркнул Старостин.

У арт-директора русского WOMAD Александра Чепарухина были серьезные опасения, что эти самые «свои люди» не придут. Во-первых, говорил он, погода (и дождь лил без остановки все два дня), во-вторых, отсутствие мировых имен. «Мы хотели привезти Питера Гэбриэла, но у него прямо сейчас начинается европейский тур. Мы думали позвать Роберта Планта с его The Sensational Space Shifters, с которым он в прошлом году выступал на британском WOMAD, но не вышло. Мы планировали пригласить Portishead, вот уж ради чего пол-Москвы бы сюда поехало, но не в этот раз». В результате первый русский WOMAD виделся местечковым событием, организованным на потеху жителям Кавказских Минеральных Вод в преддверии сочинской Олимпиады. Но — все оказалось намного интереснее.

Ансамбль «Даймохк» из ГрозногоАнсамбль «Даймохк» из Грозного© Дина Хафизова и Александр Купцов

«А к месту дуэли будем заезжать?» — беспокоилась поэтесса Вера Полозкова, приглашенная на фестиваль в качестве конферансье. WOMAD проходил на отрогах горы Машук, где в 1841 году поэта Михаила Лермонтова смертельно ранил оскорбленный им Николай Мартынов. По словам организаторов, место для русского WOMAD переносили трижды. С самого начала его планировали провести в Кисловодске, но тамошний Курортный парк оказался сплошь реликтовым, и администрация города не разрешила его топтать. После возникла идея провести фестиваль на границе с Карачаево-Черкесией с потрясающими видами на заснеженные вершины Большого Кавказа, но от нее отказались по причине невозможности обеспечить там безопасность артистам и зрителям (уж слишком дикие места). В Пятигорске первым делом посмотрели Поляну песен — огромный естественный амфитеатр на том же Машуке, — известную помимо прочего тем, что летом там проводятся городские праздники типа «День российского флага». Окончательно место проведения утвердили лишь за два месяца до фестиваля — гора Машук, территория бывшего детского лагеря, Комсомольская поляна. Совсем рядом с обелиском, установленным на предположительном месте дуэли.

На сцене — Инна ЖеланнаяНа сцене — Инна Желанная© Дина Хафизова и Александр Купцов

WOMAD — фестиваль-франшиза. Впервые проведенный Питером Гэбриэлом в 1982-м в городке Шептон-Маллет, знаменитом самой старой тюрьмой в Великобритании, он почти сразу расплылся по миру. Сегодня свой «вумад» есть в том числе у ОАЭ и Канарских островов. Гэбриэл изначально делал акцент на этнической музыке — первое время фестиваль даже имел приставку world music. Впоследствии от приставки избавились, но традиция сохранилась: страна, принимающая WOMAD, должна добавить к международной программе что-то свое, нутряное. К примеру, на фестивале в Абу-Даби за национальную идентичность отвечает группа Tarab Al Emarat, исполняющая инструментальный музак под традиционные арабские ритмы.

В России с национальной идентичностью возникли сложности. На одном только Кавказе полсотни этнических групп, и у каждой своя культура, своя музыка. «Они мне говорят: хотим, чтобы все народы Кавказа представили своих музыкантов, — рассказывал Чепарухин. — А я им объясняю: так не получится. А они мне: тогда многие обидятся». В итоге в первом русском WOMAD приняли участие семь кавказских коллективов, в том числе детский ансамбль «Даймохк» из Грозного и мужской хор «Къона» из Владикавказа. Определить принадлежность музыкантов к той или иной этнической группе без программки было сложно. Случались казусы. В первый фестивальный день на аллее под проливным дождем группа подростков во главе с женщиной, играющей на баяне, исполняла танец, который русские люди простодушно называют «ас-са». Танцевали дети здорово, вокруг мгновенно образовалось плотное кольцо зрителей с айфонами. «Кто это?» — стараясь перекричать баян, спросила я стоящего рядом пожилого мужчину. Вопроса он не понял, пришлось оговориться: «Ну, в смысле — кто из кавказских народов?» Мужчина сверкнул глазами и обиженно бросил: «Кто-кто… Чечены, конечно!»

Дживан ГаспарянДживан Гаспарян© Дина Хафизова и Александр Купцов

В тот же день площадку посетил полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. Он ходил по территории в сопровождении свиты из двадцати с лишним человек и, казалось, не особенно интересовался происходящим. Ближе к вечеру выяснилось, что приезжал он ради Пелагеи — хедлайнера первого дня. Охранники проводили чиновника за сцену, на которой в это время гремело «Ой, да не вечер», потом посадили в джип и увезли в непроглядную кавказскую ночь.

«Тогда многие обидятся».

WOMAD мог прийти в Россию еще двадцать лет назад. Первые шаги англичане сделали в 1993-м. Но после того как в аэропорту их встретили люди, крышующие стадион «Лужники», желание у них отпало. Вторая попытка — и о ней вкратце рассказывал Александр Чепарухин — была сделана в 1997-м. И только сейчас сторонам удалось найти компромисс. В этом, как выяснилось, заслуга красноярского зоолога-селекционера Андрея Катаева, много лет развивавшего туризм в Сибири (в течение девяти лет Катаев проводил в поселке Шушенское фестиваль «Саянское кольцо», который можно считать своеобразным аналогом WOMAD; в этом году фестиваль изменил название на «Мир Сибири»), но несколько лет назад перебравшегося на Северный Кавказ. «Когда меня пригласили поднимать туризм на Кавказе, — объяснил Катаев, — я сразу вспомнил про WOMAD. Я давно мечтал привезти его в Россию и даже делал какие-то попытки провести его в Сибири. И когда я писал экономическое обоснование для “ПоСети Кавказ”, одним из главных пунктов указал необходимость проведения в регионе культурного мероприятия международного уровня». Александр Хлопонин, знакомый с Катаевым еще со времени своего губернаторства в Красноярском крае, без долгих раздумий дал зеленый свет. Уговорить англичан тоже оказалось несложно — даже несмотря на то, что британский МИД опубликовал документ, в котором рекомендовал гражданам Великобритании воздержаться от поездок на Северный Кавказ. «К документу прилагалась карта, — рассказывает Катаев. — На ней Ставропольский край был покрашен “безопасным” зеленым цветом, Кабардино-Балкария — желтым, а другие районы Северного Кавказа — ярко-красным». Директор WOMAD Крис Смит карту эту видел, но намерения своего не изменил. По словам Катаева, его больше пугала политическая активность арт-директора Александра Чепарухина, один из пиков которой пришелся на предвыборную кампанию Алексея Навального в мэры Москвы. «А фестиваля-то может и не быть», — поделился Крис Смит опасениями с Андреем Катаевым за пару недель до фестиваля.

Sean Kuti & Egypt 80Sean Kuti & Egypt 80© Валерий Латыпов

Собственно, об этом был главный вопрос, который интересовал всех приглашенных на WOMAD московских журналистов без исключения. Вернее, даже не вопрос, а возглас удивления: как так вышло, что Чепарухину, заметному московскому оппозиционеру (не говоря уже о самом Питере Гэбриэле, который передал через Чепарухина рукописные письма Pussy Riot, а также посвятил песню всем современным жертвам политических репрессий. — Ред.), разрешили провести массовое мероприятие в самом неспокойном регионе страны? За всех ответил Крис Смит. «Wow», — сказал он, когда его спросили, что он чувствовал в тот момент, когда фестиваль уже закрылся. И было в этом мяукающем звуке всего понемногу, но больше всего — облегчения.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241373
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249472
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416117
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420418
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425665
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427000