1 апреля 2015Современная музыка
1323

Что такое ретромания

От Бруно Марса до хонтологии: автор книги «Ретромания» Саймон Рейнольдс рассказывает, как современная поп-культура зациклилась на себе

текст: Денис Бояринов
Detailed_pictureСаймон Рейнольдс

В мае издательство «Белое яблоко» выпускает на русском языке прекрасную книгу британского музыкального журналиста Саймона Рейнольдса «Ретромания» — о том, как современная поп-культура помешалась на ретро. Несмотря на то что Саймон Рейнольдс жонглирует названиями групп и сыплет фактами из истории поп-культуры последних 50 лет, эта книга не о музыкальном прошлом, а о нашем настоящем и, что прискорбнее всего, ближайшем будущем.

Как пишет автор в предисловии к книге: «Будущее музыки с каждым годом все больше определяется прошлым, и оно становится настоящей угрозой для ее развития. Наверное, это прозвучит излишне апокалиптично, но сценарий, представляющийся мне, — это не катаклизм, а медленное угасание. Именно так поп-культура и закончится: не взрывом, а коллекционным изданием, четвертый диск которого ты так и не осилишь, или слишком дорогим билетом на воспроизведение “один в один” альбомов Pixies или Pavement, которые ты заслушал до дыр еще первокурсником».

© Издательство «Белое Яблоко»

COLTA.RU попросила Саймона Рейнольдса составить и прокомментировать список ретро-артефактов из современности, интересных ему.

Ariel Pink — «For Kate I Wait»

Ариэль Пинк — мой любимый музыкант последних 15 лет. И он, как ни смешно, играет абсолютное ретро. При том что в «Ретромании» я остро критикую ретроспективность современной поп-культуры, мой любимый музыкант сочиняет музыку, работающую как машина в прошлое. Он прекрасный музыкант, но поскольку он зациклен на музыке прошлого, всегда возникает вопрос: что нового он добавляет к старым находкам?

Эта песня, как мне говорил Ариэль Пинк или я прочел где-то, — любовная ода Кейт Буш. Визуально этот клип отсылает к глэм-року 1970-х — еще к Дэвиду Боуи, выступавшему в женском платье, и т.д. То есть перед нами не просто сделанная под ретро поп-композиция, а метапоп — рефлексия современной поп-культуры на собственное состояние.

Ранние треки Ариэля Пинка, выпущенные в середине 2000-х, своим размытым, нечетким и туманным звуком производят мощный ностальгический эффект: будто в детстве слушаешь гуляющую радиоволну из дешевого приемника. Его последние альбомы — например, прошлогодний «Pom Pom» — современно спродюсированы и записаны, но Пинк все равно смешивает в своих песнях разные приметы поп-музыки 60-х, 70-х и 80-х и создает собственный суперпоп. Мне больше нравится лоу-фай-звук его ранних записей.

Bruno Mars — «Locked Out of Heaven»


Бруно Марс — один из наиболее коммерчески успешных исполнителей последнего времени — занимается примерно тем же, что и Ариэль Пинк, но в мейнстриме. Каждая песня с его альбома «Unorthodox Jukebox» отсылает к какой-нибудь популярной в прошлом музыкальной стилистике. Это такая мини-энциклопедия для поколения iPod и Spotify. Продакшн и ритм песен Марса звучат современно, однако в этой песне можно считать отсылки к звуку 1980-х — вообще к нью-вейв и, в частности, к Police. То же и с визуальной стилистикой клипа, который воскрешает в нашей памяти эпоху форматов Super 8 и VHS. Много массовых явлений современной поп-культуры построено на эксплуатировании ретро-технологий — например, фильтры в Instagram или Hipstamatic: люди накладывают на свои изображения эффекты, которые превращают фото, сделанное на цифровой телефон, в подобие мгновенной фотокарточки Polaroid из 80-х.

Платиновые хиты, что сочиняют для Бруно Марса и Робина Тика высокооплачиваемые продюсеры вроде Фаррелла Уильямса и Марка Ронсона, — это такой же пример современной коммерциализации ретро-технологий, как и Instagram. Кстати, дивный случай, ярко описывающий нынешние времена, произошел с песней «Blurred Lines», которую Фаррелл Уильямс сделал для Робина Тика. Наследники Марвина Гэя смогли доказать, что она имитирует песню «Got To Give It Up» — кажется, 1976 года. Музыкально это другая песня, скопированы только идея и дух трека Марвина Гэя. Формально авторское право не нарушено, но им удалось отсудить немалую компенсацию и создать важный прецедент. Такая история в музыкальном бизнесе могла произойти только в XXI веке.

Нельзя сказать, что в современной поп-музыке совсем нет ничего нового. Канье Уэст делает актуальный звук — например, на последнем альбоме «Yeezus», хотя и он не чурается ресайклинга, реутилизации артефактов поп-культуры: скажем, один из самых известных его треков основан на сэмпле из Чаки Хан, можно также вспомнить песню «Stronger», являющуюся переделкой песни Daft Punk, которая, в свою очередь, тоже основана на сэмпле из старой диско-записи и является ремейком. Моя любимая поп-пластинка последних лет записана певицей Tinashe и спродюсирована DJ Mustard — она звучит не старомодно, а свежо. Конечно, не так футуристично, как Kraftwerk в 1970-е, но весьма оригинально и интересно. Но опять же и DJ Mustard занимается ресайклингом музыки из 1990-х, черпая вдохновение из песен Fugees, Robin S. и Snap.

Dan Lopatin aka Sunsetcorp aka Chuck Person — «Nobody Here»

Кстати, о ресайклинге. Вот пример великолепного ресайклинга, сделанного немейнстримовым продюсером, — эта музыка и видео к ней тоже основаны на поп-прошлом, но они очень оригинально обходятся со старым материалом. Продюсер Дэниел Лопатин взял несколько секунд из хита Криса де Бурга «Lady in Red», который был невероятно успешен в Британии 1980-х — и, кажется, до сих пор звучит на свадьбах. Лопатин нашел в этой всем известной композиции тот самый фрагмент, что эмоционально цепляет, очистил его от лишних примесей, обработал фильтрами, зациклил и растянул в мистическое переживание, которое могло бы длиться бесконечно, но идет всего около двух минут, совершив тем самым что-то вроде поп-алхимического превращения — свинца в чистое золото. У Лопатина есть целая серия таких треков, выпущенных под псевдонимом Chuck Person, где он оперирует и с Fleetwood Mac, и со старыми транс-гимнами. Отдельного внимания заслуживают видеоролики, которые Лопатин самостоятельно делает к своим трекам — находя на YouTube редкую старую телерекламу, например, из Советского Союза или Японии.

Broadcast. Тема из фильма «Berberian Sound Studio». Графика — Джулиан Хаус (Ghost Box)


Вообще поп-музыке свойственно воспроизводить эхо минувшего с целью призвать будущее. The Beatles тоже прочно связаны с песнями рабочего класса — с народной британской традицией, но также они пользовались новейшими технологическими возможностями своего времени: электрогитарой, рок-н-роллом, новыми возможностями студийной записи.

В «Ретромании» я посвятил отдельную главу хонтологии — появившемуся в последние 15 лет культурному феномену, который мне кажется наиболее интересным из тех, что работают с категориями времени, прошлого, будущего, видеоарта и звука. Хонтология — это аудиовизуальное искусство, занимающееся культурной памятью. Наиболее заметный хонтологический лейбл-объединение — британский Ghost Box, основанный музыкантом и графическим дизайнером Джулианом Хаусом, выпускающим музыку под псевдонимом Focus Group. Он использует музыкальные и видеоматериалы из 1960-х и 1970-х, чаще всего из старых детских теле- и радиопрограмм. Можно предположить, что эта музыка произвела на него глубокое впечатление в детстве — потусторонняя, пугающая, полная странных и загадочных спецэффектов.

Этот ролик, музыку к которому сделала британская группа Broadcast, а Джулиан Хаус — графику к титрам, — фрагмент из фильма «Berberian Sound Studio». Это первое в мире хонтологическое кино о британском звукоинженере: он приступает к работе над итальянским хоррором и сам сходит с ума. «Berberian Sound Studio» — очень интересный и детально проработанный проект, в рамках которого существуют даже два фильма, один внутри другого, оригинальная звуковая дорожка, выставка и книга. Мне кажется, появление «Berberian Sound Studio» доказывает, что хонтология — это не просто какой-то проект, нравящийся критикам, а яркий феномен, отдельная культурная волна. Пример того, как фантазии о культуре прошлого могут материализовываться в реальности, как призраки, и порождать новые артефакты.

Daft Punk и Джорджо Мородер — «Giorgio by Moroder»


Мне нравится, что Daft Punk привлекли к своему последнему альбому Джорджо Мородера. Это мило. Хотя результат их сотрудничества далеко не так интересен, как ранние треки Мородера. Эта пластинка вышла через два года после того, как я опубликовал «Ретроманию». Если бы это случилось раньше, я бы мог написать о пластинке «Random Access Memories» отдельную главу, поскольку она подтверждает все, о чем я писал в «Ретромании». «Random Access Memories» — что-то типа концептуальной поп-пластинки о памяти, времени и утраченном будущем. В этой композиции Мородер вспоминает, как он открыл электронный звук будущего, сочиняя «I Feel Love» в 1977-м. Мне кажется очень важным, что именно Daft Punk, группа, ответственная за прогрессивный электронный звук нулевых, выпустили пластинку, где утраченной святыней признается стилистика звука конца 1970-х — времен Мородера, Найла Роджерса и Chic; действительно время инновационное. Я смотрел церемонию вручения «Грэмми», на которой Daft Punk получали награду за этот альбом, — вместе с ними выступали Роджерс и Стиви Уандер. Daft Punk до мельчайших деталей скопировали звук Chic. Как же это странно смотрелось! Представьте себе, что меломану из 1978-го сказали, что через 30 с лишним лет в поп-музыке ничего не изменится! Он бы попросту не поверил. Ну это все равно что в 1978 году лучшей поп-пластинкой были бы признаны баллады Синатры или джаз 1940-х. Это же невозможно себе представить! А сейчас пожалуйста — лучшая поп-запись 2012-го звучит специально состаренной на 30 лет.

Трейлер к фильму «Northern Soul»


В «Ретромании» я также коснулся истории ревайвлов в популярной культуре. Ревайвлизм — возрождение старых концепций — в музыке появился еще до рок-н-ролла. Например, так случилось в Британии с американским джазом: в 1950-х многим британцам не понравился бибоп и путь эксперимента, по которому пошли джазмены. Они хотели весело танцевать — как под бэнды 1920-х и 1930-х. Похожая история произошла с движением, получившим название «северный соул» — northern soul, о котором было недавно снято любопытное художественное кино. В 1970-х многие люди, преимущественно с севера Британии, отказались от современной музыки в пользу старых пластинок американского лейбла Motown — где была быстрая, почти маршевая по темпу, простая и радостная танцевальная музыка. Фанк и соул, но не такой психоделический, как то, что в то время играли Слай Стоун и Джордж Клинтон. Им тоже сначала хотелось под него танцевать, потом они стали копировать приметы стиля и моды и т.д. Юные люди со всей страстью и фанатизмом представляли себе, что живут в другом десятилетии — скажем, в 1964-м.

Я всегда симпатизировал людям, фанатично преданным своей любимой музыке, — коллекционерам, архивистам, историкам культуры — и себя отчасти мог бы назвать ревайвлистом. В конце концов, до «Ретромании» я написал книгу о постпанке, а сейчас пишу новую — о глэм-роке, даже еще шире — о «театральном роке», направлении, с которого я начал свое увлечение музыкой: о Дэвиде Боуи, Roxy Music, Sparks, Элисе Купере и т.д. Любопытно, что и глэм-рок, который был очень инновационным и постмодернистским явлением, появившимся до возникновения термина «постмодернизм», постоянно обращался к культурному опыту предыдущих эпох.

Видеоарт Марка Леки «Fiorucci Made Me Hardcore»

Пожалуй, это мое любимое видео в подборке. Хонтологический художник, лауреат Премии Тернера Марк Леки прибегнул к тому же методу, что и Дэн Лопатин, — использовал найденные любительские съемки — вечеринок северного соула из 1970-х, английских «кажуалов» из 1980-х и рейвов 90-х: три очень британские и очень фанатичные субкультуры из разных десятилетий, которые были повернуты на музыке и одежде. Леки подал документальный материал абсолютно свежо и оригинально, полностью перемонтировав, переработав и переосмыслив. Также он сделал к этому видео новую звуковую дорожку, как я полагаю, на основе сэмплов из старых записей. Очень впечатляющая работа — эти танцующие люди выглядят как призраки, безумные призраки вечной британской юности.

Puro Instinct feat. Ariel Pink — «Stilyagi»


Этот ролик я привел последним не только из-за его русского названия. Мне он кажется интересным еще и потому, что отражает влияние YouTube на современную поп-культуру: благодаря ему молодые люди мгновенно получают доступ не только к современной, но и к архивной музыкальной культуре. Именно поэтому сейчас так популярны лейблы переизданий, которые выпускают подборки редкой африканской и азиатской музыки. За секунду из загашников прошлого достаются китайский и индонезийский поп, любая экзотическая редкость — это создает для ретро-артистов еще больше возможностей. Теперь они могут подсматривать идеи не только у британских и американских музыкантов, но и, например, в далекой России. Кстати, а в России есть молодая группа, которая пытается быть как «Звуки Му»?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244853
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246415
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413011
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419502
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423580
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428887
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429541