3 апреля 2015Современная музыка
955

Форточка в Европу

Участник питерской инди-группы Neon Lights Макс Хаген описал опыт раскрутки своего коллектива на Tallinn Music Week

текст: Макс Хаген
Detailed_picture© Tallinn Music Week

Петербургский музыкальный журналист Макс Хаген сменил амплуа, поехал на фестиваль Tallinn Music Week как участник инди-поп-группы Neon Lights и посмотрел на изнанку самого близкого к России шоукейс-фестиваля глазами русского музыканта, стремящегося к признанию в Европе.

По правде говоря, ощущения перед выездом на Tallinn Music Week 2015 были несколько космическими. Как журналист я годами гонял на тот же TMW, его финского «старшего брата» Music&Media в Тампере и другие фестивали, общался с промоутерами и музыкантами, помогал другим инди-группам и по мере возможностей консультировал организаторов фестивалей относительно интересных имен в российской инди-музыке. И в какой-то момент оказалось, что проект Neon Lights, в котором я играю, бойко растет и неплохо выглядит даже на фоне «фирмачей». Почему бы и не попробовать международный выезд? Когда пришло подтверждение участия Neon Lights в TMW, стало немножко нервно. Не то оправданный мандраж перед выездом на европейскую выставку, не то пришедшее вдруг осознание факта, что все эти люди от музиндустрии, с которыми я общался почти десяток лет, вдруг увидят знакомого парня уже не с диктофоном и камерой, а с синтезатором на сцене. Да и мой напарник по Neon Lights Евгений Лазаренко, гитарист группы «МультFильмы» и шеф-редактор журнала «Time Out Петербург», помимо того что сам давно играет, тоже старый коллега по журналистике и редакторским делам. Некоторые друзья нас в шутку так и называли — «группа Editors». Облажаться таким прожженным персонажам было бы стыдно.

Neon Lights — «Alright»


Музыканту, собирающемуся на TMW, в первую очередь стоит помнить, что это шоукейс-фестиваль, а по-простому — ярмарка талантов. Выступающим на фестивале группам гонорар здесь не платят: главное — себя показать и людей посмотреть. Менеджер группы или ее участники сами должны установить контакты с профессионалами клубной индустрии, которых, например, в этом году приехало в Таллин больше 800 — и все ради того, чтобы пообщаться о делах и посмотреть на новые группы.

Для российских независимых музыкантов TMW оказывается оптимальным шоукейс-фестивалем из аналогичных. Прежде всего, среди разнообразных «окон в Европу» фестиваль наиболее доступен географически и финансово. Инди-музыкантов манят и норвежский by:Larm, и английский The Great Escape, но практические моменты вроде цен на авиабилеты и проживание сразу заставляют лишний раз задуматься. Отправить за тридевять земель пять-шесть человек ради нестопроцентного шанса быть замеченным на большой выставке достижений по силам, скорее, нормальному лейблу.

Для российских независимых музыкантов Tallinn Music Week оказывается оптимальным шоукейс-фестивалем.

К тому же отдельной российской группе нелегко тягаться с массой таких же рвущихся в светлое будущее англичан, шведов и французов, часто уже имеющих за спиной хватких менеджеров и лейбл с международными связями. Пожалуй, ближайшим конкурентом TMW за российского инди-музыканта можно считать финский Music&Media: модель конференции-фестиваля в двух небольших, но активных странах схожа до деталей, и многих знакомых промоутеров и продюсеров, с которыми ты распиваешь различные напитки в Таллине, можно встретить и здесь. Осенний шоукейс в Тампере ориентирован на сформировавшийся финский и скандинавский музыкальный рынок (впрочем, шансы есть и здесь, особенно для групп с российского Северо-Запада), а TMW активно работает на Восточную и Центральную Европу в целом, легко доступен в плане заявок, и его организаторы неплохо представляют себе вес и интересы русскоязычного населения в Эстонии и балтийских странах.

TMW 2015


Заявки на участие TMW, проходящий в апреле, собирает до 1 декабря. Перед организаторами TMW здесь можно только снимать шляпу — им приходится рассматривать сотни и сотни групп. В этом году только из России было прислано около сорока заявок. В программе TMW 2015 нашлось место для 200 с лишним групп или музыкантов, из которых было 9 российских. Причем они представляли широкий стилистический спектр — от мордовской этно-группы «Ойме» до московских модников On-The-Go.

Организационное общение с TMW оставило самые лучшие впечатления. После подтверждения участия тебе регулярно начинают сыпаться сообщения, уточнения и напоминания от организаторов фестиваля. Опытные эстонцы стараются предусмотреть даже то, на что не хватит мозгов у молодых музыкантов, которые, как известно, еще те балбесы. «Не забудьте прокачать SoundCloud» — на этот сервис ориентируется музыкальный раздел на сайте фестиваля. «Уточните заранее время прибытия и состав приезжающих, чтобы мы вас подкинули до гостиницы», «Получите информацию для мерчандайзинга», «В приложенном файле вся информация, касающаяся вашего выезда». Все это происходит постепенно, и за пару недель до фестиваля менеджер или участник группы имеет максимальный набор нужной информации и организованный до мелочей выезд. Персонал TMW реагирует на вопросы быстро — в нужном случае пришлет нужные бюрократические и визовые бумажки и вообще предельно мил и оперативен. В общем, TMW «своих» не бросает.

Опытные эстонцы стараются предусмотреть даже то, на что не хватит мозгов у молодых музыкантов, которые, как известно, еще те балбесы.

Шоукейсы, на которых мне доводилось бывать, обычно сортируются по промоутерским группам, лейблам, фестивалям или еще каким-то организациям, представляющим в их рамках свой выбор артистов. Neon Lights попали под крышу эстонского фестиваля Manka Boutique и его «домашней площадки» DaF Studio — это подобие небольшого кинотеатра мест на двести со специфическим, но не смертельным звуком, весьма «проходимое» в рамках TMW и с благодарной публикой. Manka Boutique — детище Руслана РХ, фронтмена локальных русскоязычных рок-звезд PX Band и весьма активного таллинского промоутера, с 2006 года делающего упомянутый летний фестиваль, концерты и вечеринки. Его труд по большей части ориентирован на русскоязычных эстонцев. Видимо, выбор групп из России в лайнап TMW во многом падает на него. По признанию друзей из Таллина, в Эстонии продолжает существовать разделение по языковому признаку — ты так или иначе оказываешься включен в русско- или эстоноязычную часть населения, и соответственно большая часть твоей активности будет касаться «своей» аудитории. Пусть даже группа играет универсальный англоязычный материал, на тебя будут обращать внимание, в первую очередь, «свои» — хотя бы из-за того, что это твой основной круг общения. Кстати, самим эстонским промоутерам и музыкантам такая ситуация не очень нравится: ты элементарно недобираешь публику, которая при реально работающей культурной интеграции могла бы прийти на тебя.

Выступление Neon Lights на TMW 2015


Разделение аудиторий было очень хорошо заметно в следующий вечер после выступления Neon Lights, когда мне довелось добраться до великолепного клуба Erinevate Tubade Klubi. Здесь подавали отличный эстонский англоязычный дрим-поп, но русской речи не было слышно вообще — и ощущение было сравнимым, скорее, с Хельсинки. Таким образом, Neon Lights на TMW оказались в парадоксальной ситуации: с одной стороны, вполне себе «попали на Запад», с другой — остались «западной ценностью» для русской среды. Такое внимание приятно, но, увы, отсекает реальные выходы на промоутеров, которые могли бы продвинуть группу дальше в Европу. В обратной ситуации оказались On-The-Go, выступавшие предыдущим вечером в клубе Sinilind под брендом музыкально-одежного магазина 311.ее: хотя вокалист группы Юрий Макарычев и активно благодарил публику на английском, русских эстонцев в зале, кажется, было больше половины — пришли все на тех же «своих».

Neon LightsNeon Lights© Kristina Kromberg

Подобные культурно-языковые нестыковки, конечно, решаемы — хотя бы в том, что касается деловой части конференции, для которой необходим статус делегата. Человеку со стороны, желающему посетить не только концерты, но и семинары, лекции и встречи, приходится заплатить за участие в TMW от 100 до 250 евро. Но для каждой группы зарезервирован один единый пропуск — в идеале для менеджера или тур-менеджера. У его обладателя будет открытый доступ к важным персонам на семинарах, в барах и иных кулуарах, где и происходит активное деловое общение. Он сможет получить допуск к базе адресов других делегатов — а здесь и промоутеры, и управленцы лейблов, и представители прессы: остается только высматривать и выписывать потенциально полезные контакты. При желании можно звать на свой концерт лично при встрече, но лучше раскидать письма-приглашения, пользуясь базой адресов: если разослать по сотне делегатов, то придет, скорее всего, раз в десять меньше (опять же, ты такой не один), но с этим десятком уже можно о чем-то договариваться. И, конечно, не стоит дрейфить в тех же «кулуарах» — музыкальные конференции и существуют ради знакомств, поиска новых партнеров и групп. Так что никогда не вредно поинтересоваться у соседа по столику, кто он, что он, и рассказать о себе. Вам может подвернуться эстонец, который окажется стратегическим контактом для дальнейших выходов на балтийские организации и клубы, а может встретиться и веселый англичанин, крутящий музыку на радио в Исландии, — все возможности хороши.

Делать прогнозы на будущее для любой инди-группы — дело не самое благодарное. Но по итогам TMW если не окно, то, по крайней мере, форточку в Европу Neon Lights удалось приоткрыть. Съездили не зря — можно говорить как минимум о проявленном интересе со стороны балтийских промоутеров, укреплении контактов и предварительных идеях с Финляндией и Австрией. Более того, после TMW в почте Neon Lights оказалось письмо от промокомпании из Бостона. Для любой инди-группы такое внимание всегда ценно, а ожидать того, что после одного появления тебя позовут сразу на Гластонбери, не очень разумно. Пачка свежих визиток появилась на столе, поводы светить и светиться есть — сделаны два шага вперед.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244934
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246488
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413076
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419559
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423635
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428937
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429591