Петербургский музыкальный журналист Макс Хаген сменил амплуа, поехал на фестиваль Tallinn Music Week как участник инди-поп-группы Neon Lights и посмотрел на изнанку самого близкого к России шоукейс-фестиваля глазами русского музыканта, стремящегося к признанию в Европе.
По правде говоря, ощущения перед выездом на Tallinn Music Week 2015 были несколько космическими. Как журналист я годами гонял на тот же TMW, его финского «старшего брата» Music&Media в Тампере и другие фестивали, общался с промоутерами и музыкантами, помогал другим инди-группам и по мере возможностей консультировал организаторов фестивалей относительно интересных имен в российской инди-музыке. И в какой-то момент оказалось, что проект Neon Lights, в котором я играю, бойко растет и неплохо выглядит даже на фоне «фирмачей». Почему бы и не попробовать международный выезд? Когда пришло подтверждение участия Neon Lights в TMW, стало немножко нервно. Не то оправданный мандраж перед выездом на европейскую выставку, не то пришедшее вдруг осознание факта, что все эти люди от музиндустрии, с которыми я общался почти десяток лет, вдруг увидят знакомого парня уже не с диктофоном и камерой, а с синтезатором на сцене. Да и мой напарник по Neon Lights Евгений Лазаренко, гитарист группы «МультFильмы» и шеф-редактор журнала «Time Out Петербург», помимо того что сам давно играет, тоже старый коллега по журналистике и редакторским делам. Некоторые друзья нас в шутку так и называли — «группа Editors». Облажаться таким прожженным персонажам было бы стыдно.
Neon Lights — «Alright»
Музыканту, собирающемуся на TMW, в первую очередь стоит помнить, что это шоукейс-фестиваль, а по-простому — ярмарка талантов. Выступающим на фестивале группам гонорар здесь не платят: главное — себя показать и людей посмотреть. Менеджер группы или ее участники сами должны установить контакты с профессионалами клубной индустрии, которых, например, в этом году приехало в Таллин больше 800 — и все ради того, чтобы пообщаться о делах и посмотреть на новые группы.
Для российских независимых музыкантов TMW оказывается оптимальным шоукейс-фестивалем из аналогичных. Прежде всего, среди разнообразных «окон в Европу» фестиваль наиболее доступен географически и финансово. Инди-музыкантов манят и норвежский by:Larm, и английский The Great Escape, но практические моменты вроде цен на авиабилеты и проживание сразу заставляют лишний раз задуматься. Отправить за тридевять земель пять-шесть человек ради нестопроцентного шанса быть замеченным на большой выставке достижений по силам, скорее, нормальному лейблу.
Для российских независимых музыкантов Tallinn Music Week оказывается оптимальным шоукейс-фестивалем.
К тому же отдельной российской группе нелегко тягаться с массой таких же рвущихся в светлое будущее англичан, шведов и французов, часто уже имеющих за спиной хватких менеджеров и лейбл с международными связями. Пожалуй, ближайшим конкурентом TMW за российского инди-музыканта можно считать финский Music&Media: модель конференции-фестиваля в двух небольших, но активных странах схожа до деталей, и многих знакомых промоутеров и продюсеров, с которыми ты распиваешь различные напитки в Таллине, можно встретить и здесь. Осенний шоукейс в Тампере ориентирован на сформировавшийся финский и скандинавский музыкальный рынок (впрочем, шансы есть и здесь, особенно для групп с российского Северо-Запада), а TMW активно работает на Восточную и Центральную Европу в целом, легко доступен в плане заявок, и его организаторы неплохо представляют себе вес и интересы русскоязычного населения в Эстонии и балтийских странах.
TMW 2015
Заявки на участие TMW, проходящий в апреле, собирает до 1 декабря. Перед организаторами TMW здесь можно только снимать шляпу — им приходится рассматривать сотни и сотни групп. В этом году только из России было прислано около сорока заявок. В программе TMW 2015 нашлось место для 200 с лишним групп или музыкантов, из которых было 9 российских. Причем они представляли широкий стилистический спектр — от мордовской этно-группы «Ойме» до московских модников On-The-Go.
Организационное общение с TMW оставило самые лучшие впечатления. После подтверждения участия тебе регулярно начинают сыпаться сообщения, уточнения и напоминания от организаторов фестиваля. Опытные эстонцы стараются предусмотреть даже то, на что не хватит мозгов у молодых музыкантов, которые, как известно, еще те балбесы. «Не забудьте прокачать SoundCloud» — на этот сервис ориентируется музыкальный раздел на сайте фестиваля. «Уточните заранее время прибытия и состав приезжающих, чтобы мы вас подкинули до гостиницы», «Получите информацию для мерчандайзинга», «В приложенном файле вся информация, касающаяся вашего выезда». Все это происходит постепенно, и за пару недель до фестиваля менеджер или участник группы имеет максимальный набор нужной информации и организованный до мелочей выезд. Персонал TMW реагирует на вопросы быстро — в нужном случае пришлет нужные бюрократические и визовые бумажки и вообще предельно мил и оперативен. В общем, TMW «своих» не бросает.
Опытные эстонцы стараются предусмотреть даже то, на что не хватит мозгов у молодых музыкантов, которые, как известно, еще те балбесы.
Шоукейсы, на которых мне доводилось бывать, обычно сортируются по промоутерским группам, лейблам, фестивалям или еще каким-то организациям, представляющим в их рамках свой выбор артистов. Neon Lightsпопали под крышу эстонского фестиваля Manka Boutique и его «домашней площадки» DaF Studio — это подобие небольшого кинотеатра мест на двести со специфическим, но не смертельным звуком, весьма «проходимое» в рамках TMW и с благодарной публикой. Manka Boutique — детище Руслана РХ, фронтмена локальных русскоязычных рок-звезд PX Band и весьма активного таллинского промоутера, с 2006 года делающего упомянутый летний фестиваль, концерты и вечеринки. Его труд по большей части ориентирован на русскоязычных эстонцев. Видимо, выбор групп из России в лайнап TMW во многом падает на него. По признанию друзей из Таллина, в Эстонии продолжает существовать разделение по языковому признаку — ты так или иначе оказываешься включен в русско- или эстоноязычную часть населения, и соответственно большая часть твоей активности будет касаться «своей» аудитории. Пусть даже группа играет универсальный англоязычный материал, на тебя будут обращать внимание, в первую очередь, «свои» — хотя бы из-за того, что это твой основной круг общения. Кстати, самим эстонским промоутерам и музыкантам такая ситуация не очень нравится: ты элементарно недобираешь публику, которая при реально работающей культурной интеграции могла бы прийти на тебя.
Выступление Neon Lights на TMW 2015
Разделение аудиторий было очень хорошо заметно в следующий вечер после выступления Neon Lights, когда мне довелось добраться до великолепного клуба Erinevate Tubade Klubi. Здесь подавали отличный эстонский англоязычный дрим-поп, но русской речи не было слышно вообще — и ощущение было сравнимым, скорее, с Хельсинки. Таким образом, Neon Lights на TMW оказались в парадоксальной ситуации: с одной стороны, вполне себе «попали на Запад», с другой — остались «западной ценностью» для русской среды. Такое внимание приятно, но, увы, отсекает реальные выходы на промоутеров, которые могли бы продвинуть группу дальше в Европу. В обратной ситуации оказались On-The-Go, выступавшие предыдущим вечером в клубе Sinilind под брендом музыкально-одежного магазина 311.ее: хотя вокалист группы Юрий Макарычев и активно благодарил публику на английском, русских эстонцев в зале, кажется, было больше половины — пришли все на тех же «своих».
Подобные культурно-языковые нестыковки, конечно, решаемы — хотя бы в том, что касается деловой части конференции, для которой необходим статус делегата. Человеку со стороны, желающему посетить не только концерты, но и семинары, лекции и встречи, приходится заплатить за участие в TMW от 100 до 250 евро. Но для каждой группы зарезервирован один единый пропуск — в идеале для менеджера или тур-менеджера. У его обладателя будет открытый доступ к важным персонам на семинарах, в барах и иных кулуарах, где и происходит активное деловое общение. Он сможет получить допуск к базе адресов других делегатов — а здесь и промоутеры, и управленцы лейблов, и представители прессы: остается только высматривать и выписывать потенциально полезные контакты. При желании можно звать на свой концерт лично при встрече, но лучше раскидать письма-приглашения, пользуясь базой адресов: если разослать по сотне делегатов, то придет, скорее всего, раз в десять меньше (опять же, ты такой не один), но с этим десятком уже можно о чем-то договариваться. И, конечно, не стоит дрейфить в тех же «кулуарах» — музыкальные конференции и существуют ради знакомств, поиска новых партнеров и групп. Так что никогда не вредно поинтересоваться у соседа по столику, кто он, что он, и рассказать о себе. Вам может подвернуться эстонец, который окажется стратегическим контактом для дальнейших выходов на балтийские организации и клубы, а может встретиться и веселый англичанин, крутящий музыку на радио в Исландии, — все возможности хороши.
Делать прогнозы на будущее для любой инди-группы — дело не самое благодарное. Но по итогам TMW если не окно, то, по крайней мере, форточку в Европу Neon Lights удалось приоткрыть. Съездили не зря — можно говорить как минимум о проявленном интересе со стороны балтийских промоутеров, укреплении контактов и предварительных идеях с Финляндией и Австрией. Более того, после TMW в почте Neon Lights оказалось письмо от промокомпании из Бостона. Для любой инди-группы такое внимание всегда ценно, а ожидать того, что после одного появления тебя позовут сразу на Гластонбери, не очень разумно. Пачка свежих визиток появилась на столе, поводы светить и светиться есть — сделаны два шага вперед.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова