7 апреля 2015Современная музыка
469

Лу Роудс из Lamb: «Хорошую песню не напишешь без боли»

Голос и автор песен манчестерских пионеров трип-хопа — о преимуществах зрелости, новом альбоме и фрустрации

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Lamb

17 апреля в московском клубе YotaSpace и 18 апреля в питерском ГлавClub выступит манчестерский дуэт Lamb, который одним из первых догадался скрестить электронный бит с трепетным женским пением. Первопроходцы трип-хопа и даунтемпо привезут в Москву новый альбом «Backspace Unwind», звучащий свежее и современнее, чем пластинки многих молодых. Перед московским концертом голос и автор песен Lamb Лу Роудс рассказала о Манчестере 1980-х, о том, как дуэт возник и распался, о цинизме музыкального бизнеса и о новой сольной пластинке «theyesandye».

— В биографических справках о вас пишут, что вы — дочь «профессиональной фолк-певицы». Что это значит?

— Я не знаю, насколько здесь уместно слово «профессиональный». Мама работала только фолк-певицей и моей мамой. Не знаю, как это устроено в России, а в Британии фолк-музыкой занимаются люди, которые обычно днем где-то работают, а вечером собираются в клубах и поют песни. Это очень демократичное сообщество — очень открытое. Я выросла на концертах в фолк-клубах. Там есть такое понятие, как flow spot — открытый микрофон, когда кто угодно может выйти на сцену и исполнить песню. С 12 лет я пела со сцены песни Джони Митчелл. В очень дружественной и поддерживающей среде — ну кто же обидит ребенка? Это так здорово для ребенка — это мне очень многое дало.


— Вы тогда уже начали писать песни?

— Намного позже — уже во времена Lamb. Чтобы писать песни, требуется жизненный опыт. Бывают, конечно, исключения — насколько я знаю, Бьорк пишет с детства. Я тоже пыталась в юном возрасте, но песни получались плоскими и простецкими. А вот во время Lamb я была в самом подходящем возрасте для сочинительства — повидала жизнь и пострадала немного. Хорошую песню не напишешь без боли (смеется).

— Расскажите про Манчестер, где вы родились и провели детство и юность. Какой он?

— Манчестер — очень будоражащий город. Жизнь в нем требует приложения усилий, в ней немало темных углов. Но тем она и интересна, именно это и дает мощный творческий импульс городу и живущим в нем людям. Манчестерцы… как бы поточнее сказать... они не очень церемонны, они говорят обо всем прямо и начистоту. И, кроме того, у них задиристый и бунтарский характер. Лондон забирает на себя все внимание, а Манчестер соревнуется с Бирмингемом за статус второго крупнейшего города в Британии. Поэтому манчестерцы изо всех сил стремятся прославить свой город как творческую столицу. Здесь живет много художников, музыкантов и просто артистических натур. Необычная музыка из Манчестера — это тоже проявление бунтарского характера (смеется).

Манчестер — очень дождливый город. Что еще делать, как не играть или не слушать музыку после работы?

— Ваша юность пришлась на расцвет манчестерской музыки: Joy Division, New Order, Factory Records, клуб Haçienda — вы все это видели своими глазами?

— Я ходила в Haçienda школьницей — это был огромный клуб. На группах Factory Records там собиралось человек по 50, и все — в дождевых плащах. Странное было зрелище (смеется). Вот когда в Манчестер в конце 1980-х пришла хаус-музыка, Haçienda стал лопаться от людей. В это же время началась мэдчестерская волна — Stone Roses, Happy Mondays и другие. Я видела музыкантов этих групп в пабах и барах, где они причиняли себе значительное количество вреда (смеется). Музыка была тогда повсюду. Она была естественной средой обитания. Манчестер — очень дождливый город. Что еще делать, как не играть или не слушать музыку после работы? Ведь это очень демократичное и доступное развлечение.

— А какая у вас была любимая манчестерская группа в те дни?

— Оу, боже… Наверное, The Smiths. Правда, я во времена их расцвета уже не жила в Манчестере — я училась в университете в Кенте. Но слушала их безостановочно и была очень горда тем, что они из Манчестера. Тогда Моррисси писал потрясающие песни. То, что он делает сейчас, мне не нравится. Он слишком ядовитый человек.

— Вы увлеклись электронной музыкой сразу после рейвов в Haçienda?

— Еще в Манчестере было огромное количество пиратских радиостанций — тогда они не были запрещены. Помню, в начале 1990-х я по одной из них круглые сутки слушала ранний драм-н-бейс — его еще тогда называли «джангл». Это была совершенно новая музыка для того времени. Тогда я захотела быть именно в электронной группе и писать песни под электронный бит. Так еще никто не делал — и мне казалось, что в этом есть интересный вызов.

Я выбрала самое удачное время для звонка, потому что его только что уволили за нестандартность и его бывший работодатель посоветовал ему найти певицу.

— Кем вы работали до группы Lamb?

— Я была фотографом — делала съемки для музыкантов и дизайнеров одежды. Это еще было до цифровых технологий, так что у меня в доме была студия с темной комнатой, как полагается. Я, помню, снимала одного музыканта из какой-то инди-группы, и он вел себя невероятно заносчиво по отношению ко мне. Кстати, это было распространенное отношение — музыканты задирали нос перед фотографами, думая, что они особенные. А этот вообще смешал меня с грязью. Вот тогда я подумала: какого черта, я тоже могу петь в группе — и решила сделать свой проект.

— Как вы познакомились с Энди?

— Один мой друг, узнав, что я ищу электронного музыканта, посоветовал позвонить ему, но при этом предупредил, что с ним не всякий может сработаться, потому что он непредсказуем. Я подумала, что мне как раз нужен непредсказуемый музыкант, который не будет работать по шаблону. И позвонила ему в студию, где он работал. Я выбрала самое удачное время для звонка, потому что его только что уволили за нестандартность и его бывший работодатель посоветовал ему найти певицу и сделать собственный проект. Ну вот — судьба была на проводе. А остальное, как говорится, история.

— Ваш случай — не совсем типичный. Группы собирают обычно в юном возрасте, начиная с 15 лет. А вы уже были к моменту появления Lamb

— …стары, хотите сказать (смеется).

— Зрелы. Это вам как-то помогло?

— Зрелость помогает смотреть на вещи философски. Музыкальный бизнес довольно циничен, хоть я и пытаюсь не заражаться этим цинизмом. Музыкальный бизнес помешан на всем новом, модном и юном. Вот, скажем, если новый альбом Lamb «Backspace Unwind» поставить беспристрастному слушателю, не предупредив, кто мы и сколько лет мы делаем музыку, то, мне кажется, ему понравится и он скажет, что наша музыка совершенно не противоречит современному состоянию электроники. Однако люди выносят суждения о новой музыке Lamb, даже не послушав последнего альбома, — и это фрустрирует.


— Почему вы — не знаю, как сказать правильно — распались, расстались, взяли паузу…

— …в 2004-м? Большей частью из-за того, что наши жизни с Энди перестали совпадать. Я имею в виду, что Энди и я — очень разные люди. Он экстраверт, весьма уверенный в себе. Я интроверт, человек скромный, даже застенчивый. В то время мне приходилось возить с собой на гастроли двух маленьких детей. Мы много выступали и перемещались в одном автобусе, а музыканты в группе много веселились, употребляя разные вещества. Мне надо было давать концерты, следить за собой и следить за двумя маленькими детьми, которые были среди окурков, пивных банок и черт знает чего еще. Дети и я не высыпались — это было невероятно тяжело и привело к цепи конфликтов. Да и музыкально мы были в конфликте — после четырех пластинок Lamb я устала от электронной музыки и ограничений, которые она накладывает на музыканта. Ты же привязан к секвенсору. А я хотела быть свободной и играть с живыми музыкантами, которые могут сыграть два куплета по-разному. Словом, я решила, что мне надо уйти и сделать свой проект отдельно от Энди и от Lamb. И я считаю, что правильно сделала: когда мы решили возобновить Lamb в 2009-м, мы оба этого хотели.

Музыкальный бизнес помешан на всем новом, модном и юном.

— После Lamb вы выпустили три сольных альбома, а теперь, кажется, решили сконцентрироваться на детских книгах?

— Мои детские книги — это случайность. Я не планировала становиться детским писателем. Первая книга получилась так: я вдруг вспомнила об одной истории, которую написала для своих детей, когда они были еще маленькие, нашла черновики и доделала до книги.

Помимо Lamb я много чем занята. Я только что закончила новый сольный альбом «theyesandye», но выпускать его буду позже. Когда мы закончим гастролировать вместе с Lamb и промоутировать последний альбом. Надеюсь, в начале следующего года.

— Какой будет ваш новый сольный альбом — фолк или электроника?

— Он очень аналоговый, почти без цифрового вмешательства. Можно сказать, что это фолк — но с психоделическими оттенками. Его сопродюсер Саймон Берт (Symon Byrt) глубоко разбирается в аналоговом оборудовании, эхе и прочих древних эффектах. Мы и записывали его по старинке — в очаровательной студии, расположенной в деревенской местности, недалеко от того места, где я сейчас живу. На нем звучит сказочная арфа, на которой играет Том Мот (Tom Moth), выступающий с Florence & The Machine. А микшировал его Ной Джорджсон (Noah Georgeson), продюсер Девендры Банхарта из Калифорнии. Так что у альбома есть трансатлантическое обаяние.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241830
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249702
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416359
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420581
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425832
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427178