24 апреля 2015Современная музыка
717

Илья Лагутенко: «Музыка уже больше не сокровище»

Лидер «Мумий Тролля» о загадках, ребусах и головоломках нового альбома «Пиратские копии» и о «Морской» на бурятском

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Мумий Тролль

25 и 26 апреля в московском клубе YotaSpace «Мумий Тролль» представляет свой новый альбом «Пиратские копии» — запись насколько традиционную для группы с 33-летней историей, настолько же и визионерскую. Эта увлекательная пластинка, в каждой песне которой мерещится двойное дно, в очередной раз доказывает, что нет в России рок-звезд современнее «Мумий Тролля» — и, видимо, уже не появится. Илья Лагутенко поболтал по телефону с Денисом Бояриновым — о головоломках «Пиратских копий» и о временах, которые возвращаются.

— Новый альбом стартует с песни «С чистого листа». Трудно не усмотреть в этом намек. Что такого поменялось в жизни группы «Мумий Тролль»?

— Да это я просто решил поиграться. Со всеми, кому надо дальше рассказывать об этом альбоме, с теми, кто хочет о нем порассуждать или хотя бы просто послушать. Чтобы проще было. Вот, мол, они начали с чистого листа. Прежде чем окунуть в мир реальности «Мумий Тролля», надо же какую-то дорогу наметить. Как у следопытов (смеется).

А на самом деле все просто объясняется — я долго думал, какой эту песню поставить на альбоме. А потом понял, что первой. Тем более что она уже выходила и ее уже послушали — ну, те, кому вообще еще что-то хочется послушать из репертуара группы «Мумий Тролль».


— Мне показалось, что по звуку на «Пиратских копиях» вы вернулись к нью-вейву — ну, в таком современном, модернизированном прочтении.

— Есть, есть такое. По большому счету, «Мумий Тролль» всегда нью-вейв и играл, просто у нас, может, не всегда получалось. А теперь наконец-то получилось. Да и широкая публика теперь знает, что такое нью-вейв. Пришло прозрение. А 10 лет назад подумали бы, что это в Юрмале.

— Может быть, стоит дать слушателям «Пиратских копий» еще какие-то подсказки, чтобы они не заблудились в реальности «Мумий Тролля»?

— Не знаю, есть ли в них смысл. По сути, что такое альбом некоего коллектива в 2015 году? Это просто привычная форма общения со слушателями. Можно было бы не 14 песен выкладывать на цифровые платформы, а две выпустить или одну длинную — и назвать это альбомом. Это если бы ты купил виниловый лонгплей с одной песней, то, наверное, расстроился — подумал бы: «Ну вот, там еще 15 свободных минут осталось на стороне». А в интернете — какая разница: альбом, мини-альбом, подборка. Это все условности. Но мы, как старорежимный коллектив, мыслим давно ушедшими временами и придерживаемся традиций: выпустил альбом — вроде как отчитался за то, что у тебя было в голове.


— Прежде чем выпустить старорежимный альбом, вы по полной использовали для презентации «Пиратских копий» новые веб-технологии — сделали видеоквест с Google, сняли по клипу на каждую песню из одноименного мини-альбома и т.д.

— Это не было использование. Это был поиск новых форм, которыми музыканты теперь могут представлять свою музыку. Каждому музыканту — и корифею, и начинающему — теперь ясно: просто записать песню сейчас недостаточно, потому что у нее есть все шансы не быть услышанной. При всем богатстве выбора способов прослушивания музыки, которое сейчас существует, абсолютно непонятно — где твой потенциальный слушатель и как его найти? Интерес широких масс к музыке сходит на нет. Музыка уже больше не сокровище, к которому ты приобщаешься, это просто сопровождение, фон — и вычленить в этом фоне то, что с тобой останется, довольно сложно.

Вот мы и смотрим — что происходит, о чем говорят, кто пытается что доказать. Вообще идея «Пиратских копий» зиждется на основательных и относительно бестолковых дискуссиях о том, насколько мы должны уважать труд музыкального автора и как его за это благодарить. Да и достоин ли он вообще благодарности (смеется)?

— Я так понимаю, что эксперимент с поиском новых форм еще не закончен. Вопросы обозначены, но ответов нет.

— Да, ответы, может быть, мы когда-нибудь найдем. Еще слишком рано. 99% людей, сталкивающихся с названием «Пиратские копии», спрашивают: «А какое у вас отношение к пиратству?» (Смеется.) В основной массе люди думают, что речь о каких-то заводах по производству пиратских компакт-дисков. А я не уверен, что такие заводы еще существуют. Те дебаты, которые 15 лет назад мы вели с компаниями, выпускающими наши альбомы, сейчас просто смешны. А уж походы с милиционерами на фабрики, без лицензии выпускающие диски «Мумий Тролля», вообще сейчас вспоминаются как вестерн.

Абсолютно непонятно — где твой потенциальный слушатель и как его найти?

— Вспоминаются с приятной ностальгией?

— В чем-то да. Было хотя бы что обсудить (смеется). А сейчас мало кто понимает и техническую, и юридическую сторону современного «пиратирования» музыки. Включая самих музыкантов. Даже я — человек, который этой темой интересуется, чья жизнь во многом от этого зависит, — очень плохо понимаю: а что от кого требовать? Вот, например, что требовать от правоохранительных органов — что им сказать? Вообще, поймут ли они меня, когда я с ними буду говорить о торрентах, стриминге и прочем?

Поэтому я не ожидаю значительных перемен в ближайшем будущем. Остается только что-то пробовать самим — присматриваться и подстраиваться.

— Старорежимные поклонники «Мумий Тролля» — те, кто помнит группу с кассеты «Морская», — хотят знать, будет ли легальное издание «Пиратских копий» — на официальном компакт-диске?

— Да — будет. На кассете, виниле и на компакт-диске. Красивая коробочка. Ее открываешь — там куча приложений. Двойное дно. Загадки, шарады, ребусы, головоломки. Целый вечер можно будет посвятить альбому и провести его, радуясь сюрпризам.


— Там будет второй диск с азиатскими рок-группами, принимавшими участие в V-Rox?

— Вот если вы закажете диск, откроете и поставите в свой проигрыватель, то я даже не знаю, что вы там услышите. Может, кто-то решит, что это и есть новый альбом «Мумий Тролля», и не станет дальше разбираться (смеется).

Да, мы попытались разнообразить процесс прослушивания и представить современную азиатскую рок-сцену в небольшом фрагменте — ну, сколько удалось вместить в компакт-диск.

— Кстати, о подменах. Вы видели последнюю забавную историю из мира пиратских копий? О том, как некоторые поклонники U2 получили лимитированный сингл от группы, на котором по заводской ошибке вместо песен U2 была записана группа Tool.

— Повезло группе Tool (смеется). У нас тоже не все гладко прошло с презентацией «Пиратских копий» на некоторых цифровых платформах: первые несколько часов вместо новых песен звучали старые — с предыдущих альбомов. Многие наши преданные поклонники, которые в первые часы после релиза купили альбом, были в недоумении. Включая меня.

— Эта история почти как из прежнего времени, когда «пиратские копии» штамповались на заводах компакт-дисков. Я помню, как в конце 1990-х на Горбушке купил новейший альбом Portishead, о появлении которого и не подозревал; потом выяснилось, что это альбом другой трип-хоп-группы — Mandalay, которую русские пираты выдавали за Portishead, потому что так лучше продавалось.

— У меня в коллекции есть издание «Морской», где записана аудиокнига стихов какого-то бурятского поэта. Тоже произошла какая-то ошибка печати. Слава богу, это была небольшая партия. Вот такое очень редкое специальное издание, которое у меня где-то сохранилось.

© Мумий Тролль

— Как вы будете презентовать «Пиратские копии» в Москве — готовите что-то специальное?

— Не утверждаю, что посвящу полтора часа концерта знакомству публики с новыми песнями (смеется). Оставлю ей удовольствие познакомиться с ними дома. По собственному опыту знаю, что иногда песня уже записана, а время ее концертного исполнения еще не пришло. В программе будут звучать песни с прошлых альбомов, которые редко звучали на наших концертах и время которых наконец-то пришло. Не потому, что публика дозрела, а потому, что времена наконец-то совпадают.

— Какие это песни?

— Например, «Ложись, подполковник!» — одна из первых песен «Мумий Тролля», которую я сочинял, припадая к волне популярности столичных рок-клубов. Это было мое юношеское высказывание, оно было издано на пластинке «Шамора». Эта песня не была востребована ни в конце 1990-х, ни в 2000-х, а сейчас ее время, кажется, настало.

— Симптоматично, что песни из конца 1980-х сейчас особенно резонируют с происходящим — например, «Делай меня точно».

— Да, думаю, она тоже заслуживает быть включенной в программу. Или, как ни странно, — песня «Приватизация» с пластинки «Слияние и поглощение». Прошло 10 лет, и мы расхлебываем последствия тех событий, которые отразились в названии пластинки. Все вместе расхлебываем. Не назову это предсказанием — но вот наконец-то и ее время пришло.

Не получается у «Мумий Тролля» быть все время в ногу со временем — нога все забегает вперед и вперед (смеется).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244877
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413029
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555