25 и 26 апреля в московском клубе YotaSpace«Мумий Тролль» представляет свой новый альбом «Пиратские копии» — запись насколько традиционную для группы с 33-летней историей, настолько же и визионерскую. Эта увлекательная пластинка, в каждой песне которой мерещится двойное дно, в очередной раз доказывает, что нет в России рок-звезд современнее «Мумий Тролля» — и, видимо, уже не появится. Илья Лагутенко поболтал по телефону с Денисом Бояриновым — о головоломках «Пиратских копий» и о временах, которые возвращаются.
— Новый альбом стартует с песни «С чистого листа». Трудно не усмотреть в этом намек. Что такого поменялось в жизни группы «Мумий Тролль»?
— Да это я просто решил поиграться. Со всеми, кому надо дальше рассказывать об этом альбоме, с теми, кто хочет о нем порассуждать или хотя бы просто послушать. Чтобы проще было. Вот, мол, они начали с чистого листа. Прежде чем окунуть в мир реальности «Мумий Тролля», надо же какую-то дорогу наметить. Как у следопытов (смеется).
А на самом деле все просто объясняется — я долго думал, какой эту песню поставить на альбоме. А потом понял, что первой. Тем более что она уже выходила и ее уже послушали — ну, те, кому вообще еще что-то хочется послушать из репертуара группы «Мумий Тролль».
— Мне показалось, что по звуку на «Пиратских копиях» вы вернулись к нью-вейву — ну, в таком современном, модернизированном прочтении.
— Есть, есть такое. По большому счету, «Мумий Тролль» всегда нью-вейв и играл, просто у нас, может, не всегда получалось. А теперь наконец-то получилось. Да и широкая публика теперь знает, что такое нью-вейв. Пришло прозрение. А 10 лет назад подумали бы, что это в Юрмале.
— Может быть, стоит дать слушателям «Пиратских копий» еще какие-то подсказки, чтобы они не заблудились в реальности «Мумий Тролля»?
— Не знаю, есть ли в них смысл. По сути, что такое альбом некоего коллектива в 2015 году? Это просто привычная форма общения со слушателями. Можно было бы не 14 песен выкладывать на цифровые платформы, а две выпустить или одну длинную — и назвать это альбомом. Это если бы ты купил виниловый лонгплей с одной песней, то, наверное, расстроился — подумал бы: «Ну вот, там еще 15 свободных минут осталось на стороне». А в интернете — какая разница: альбом, мини-альбом, подборка. Это все условности. Но мы, как старорежимный коллектив, мыслим давно ушедшими временами и придерживаемся традиций: выпустил альбом — вроде как отчитался за то, что у тебя было в голове.
— Прежде чем выпустить старорежимный альбом, вы по полной использовали для презентации «Пиратских копий» новые веб-технологии — сделали видеоквест с Google, сняли по клипу на каждую песню из одноименного мини-альбома и т.д.
— Это не было использование. Это был поиск новых форм, которыми музыканты теперь могут представлять свою музыку. Каждому музыканту — и корифею, и начинающему — теперь ясно: просто записать песню сейчас недостаточно, потому что у нее есть все шансы не быть услышанной. При всем богатстве выбора способов прослушивания музыки, которое сейчас существует, абсолютно непонятно — где твой потенциальный слушатель и как его найти? Интерес широких масс к музыке сходит на нет. Музыка уже больше не сокровище, к которому ты приобщаешься, это просто сопровождение, фон — и вычленить в этом фоне то, что с тобой останется, довольно сложно.
Вот мы и смотрим — что происходит, о чем говорят, кто пытается что доказать. Вообще идея «Пиратских копий» зиждется на основательных и относительно бестолковых дискуссиях о том, насколько мы должны уважать труд музыкального автора и как его за это благодарить. Да и достоин ли он вообще благодарности (смеется)?
— Я так понимаю, что эксперимент с поиском новых форм еще не закончен. Вопросы обозначены, но ответов нет.
— Да, ответы, может быть, мы когда-нибудь найдем. Еще слишком рано. 99% людей, сталкивающихся с названием «Пиратские копии», спрашивают: «А какое у вас отношение к пиратству?» (Смеется.) В основной массе люди думают, что речь о каких-то заводах по производству пиратских компакт-дисков. А я не уверен, что такие заводы еще существуют. Те дебаты, которые 15 лет назад мы вели с компаниями, выпускающими наши альбомы, сейчас просто смешны. А уж походы с милиционерами на фабрики, без лицензии выпускающие диски «Мумий Тролля», вообще сейчас вспоминаются как вестерн.
Абсолютно непонятно — где твой потенциальный слушатель и как его найти?
— Вспоминаются с приятной ностальгией?
— В чем-то да. Было хотя бы что обсудить (смеется). А сейчас мало кто понимает и техническую, и юридическую сторону современного «пиратирования» музыки. Включая самих музыкантов. Даже я — человек, который этой темой интересуется, чья жизнь во многом от этого зависит, — очень плохо понимаю: а что от кого требовать? Вот, например, что требовать от правоохранительных органов — что им сказать? Вообще, поймут ли они меня, когда я с ними буду говорить о торрентах, стриминге и прочем?
Поэтому я не ожидаю значительных перемен в ближайшем будущем. Остается только что-то пробовать самим — присматриваться и подстраиваться.
— Старорежимные поклонники «Мумий Тролля» — те, кто помнит группу с кассеты «Морская», — хотят знать, будет ли легальное издание «Пиратских копий» — на официальном компакт-диске?
— Да — будет. На кассете, виниле и на компакт-диске. Красивая коробочка. Ее открываешь — там куча приложений. Двойное дно. Загадки, шарады, ребусы, головоломки. Целый вечер можно будет посвятить альбому и провести его, радуясь сюрпризам.
— Там будет второй диск с азиатскими рок-группами, принимавшими участие в V-Rox?
— Вот если вы закажете диск, откроете и поставите в свой проигрыватель, то я даже не знаю, что вы там услышите. Может, кто-то решит, что это и есть новый альбом «Мумий Тролля», и не станет дальше разбираться (смеется).
Да, мы попытались разнообразить процесс прослушивания и представить современную азиатскую рок-сцену в небольшом фрагменте — ну, сколько удалось вместить в компакт-диск.
— Кстати, о подменах. Вы видели последнюю забавную историю из мира пиратских копий? О том, как некоторые поклонники U2 получили лимитированный сингл от группы, на котором по заводской ошибке вместо песен U2 была записана группа Tool.
— Повезло группе Tool (смеется). У нас тоже не все гладко прошло с презентацией «Пиратских копий» на некоторых цифровых платформах: первые несколько часов вместо новых песен звучали старые — с предыдущих альбомов. Многие наши преданные поклонники, которые в первые часы после релиза купили альбом, были в недоумении. Включая меня.
— Эта история почти как из прежнего времени, когда «пиратские копии» штамповались на заводах компакт-дисков. Я помню, как в конце 1990-х на Горбушке купил новейший альбом Portishead, о появлении которого и не подозревал; потом выяснилось, что это альбом другой трип-хоп-группы — Mandalay, которую русские пираты выдавали за Portishead, потому что так лучше продавалось.
— У меня в коллекции есть издание «Морской», где записана аудиокнига стихов какого-то бурятского поэта. Тоже произошла какая-то ошибка печати. Слава богу, это была небольшая партия. Вот такое очень редкое специальное издание, которое у меня где-то сохранилось.
— Как вы будете презентовать «Пиратские копии» в Москве — готовите что-то специальное?
— Не утверждаю, что посвящу полтора часа концерта знакомству публики с новыми песнями (смеется). Оставлю ей удовольствие познакомиться с ними дома. По собственному опыту знаю, что иногда песня уже записана, а время ее концертного исполнения еще не пришло. В программе будут звучать песни с прошлых альбомов, которые редко звучали на наших концертах и время которых наконец-то пришло. Не потому, что публика дозрела, а потому, что времена наконец-то совпадают.
— Какие это песни?
— Например, «Ложись, подполковник!» — одна из первых песен «Мумий Тролля», которую я сочинял, припадая к волне популярности столичных рок-клубов. Это было мое юношеское высказывание, оно было издано на пластинке «Шамора». Эта песня не была востребована ни в конце 1990-х, ни в 2000-х, а сейчас ее время, кажется, настало.
— Симптоматично, что песни из конца 1980-х сейчас особенно резонируют с происходящим — например, «Делай меня точно».
— Да, думаю, она тоже заслуживает быть включенной в программу. Или, как ни странно, — песня «Приватизация» с пластинки «Слияние и поглощение». Прошло 10 лет, и мы расхлебываем последствия тех событий, которые отразились в названии пластинки. Все вместе расхлебываем. Не назову это предсказанием — но вот наконец-то и ее время пришло.
Не получается у «Мумий Тролля» быть все время в ногу со временем — нога все забегает вперед и вперед (смеется).
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова