День начался с парада военной техники. По глади плазменной панели скользила военная сила России — новейшие бэтээры «Бумеранг» и танки «Армата». Эффектно менялись крупно нарезанные планы всех видов ракет и брони, торжественно гремел голос нео-Левитана, раздававшийся из разных точек большого гостиничного комплекса в черногорской Будве. Это русские, вернувшиеся с обильного гостиничного завтрака, смотрели парад Победы, и казалось, что вместе с ними вся Черногория внимает советским военным песням, исполненным в дребезжащей меди духового оркестра. Здесь, в расслабленном воздухе провинции у моря, очищенном от пропагандистской стрекотни масс-медиа, демонстрация смертельного оружия, политкорректно названного «техникой по уничтожению живой физической силы противника», выглядела диковатым рудиментарным ритуалом.
В день, когда в Москве говорили о пушках, в Будве звучала лира. В прямом смысле — здешняя гусле, ближайшая родственница греческой и византийской лиры, оставшаяся в живых свидетельница великих цивилизаций, когда-то обитавших в этих благословенных природой краях. Древний голос гусле, под который черногорские певцы-сказители до сих пор поют былины и сказы из седых времен, открывал и закрывал мистерию MonteSteppe — финальную часть фестиваля DukleyMusicFestival, первого крупного международного музыкального события в Будве, в котором приняли участие звезды worldmusic с Украины, из Москвы, Бурятии, Тувы, Башкортостана, Финляндии и монстры прогрессивного рока и электроники из США, Финляндии, Канады, Италии и России.
Черногорский исполнитель на гусле Горан Вукович исполняет самый известный гуслярский сказ «Смерть попа Мило Йововича»
DukleyMusicFestival придумали арт-деятель Марат Гельман, нынче занятый превращением курортной Черногории в один из культурных центров Европы, и продюсер Александр Чепарухин, в портфолио которого — масштабные worldmusic фестивали «Сотворение мира» в Казани, «Движение» в Перми и WOMAD Russia в Пятигорске. На 6-часовом фестивале не произносилось дежурных речей ни за Великую Победу в священной войне, ни за мир во всем мире — за всех и обо всем говорила музыка. Фестиваль открыл черногорский ансамбль Zora — любительский (в лучшем смысле этого слова) музыкальный коллектив, который искренне исполняет здешние обрядовые песни. Как рассказал Александр Чепарухин, найти в Черногории аутентичную фолк-музыку оказалось очень трудной задачей, ради которой пришлось объездить пол-Черногории, и, например, с руководителем Zora— портовым электриком из города Бар — познакомились совершенно случайно. Продолживший программу ансамбль певицы Инны Желанной, интерпретирующей старинные русские песни в современном звуке, играл самую доступную для случайного отдыхающего музыку — в ее разнообразном по настроению репертуаре нашлось место даже для шаловливой песни с диско-басом и словами «пойдем, Марья, со мной на купанье», особенно уместно звучавшей на пляже жилого комплекса Dukley Gardens, который принял у себя фестиваль. Следом на сцене фестиваля появилось инструментальное прог-рок-трио KTU, состоящее из трех виртуозов: финского беса аккордеона Киммо Похьонена и участников великой группы King Crimson — барабанщика Пата Мастелотто и басиста Трея Ганна, которые накрыли территорию фестиваля звуковым цунами. Было немного тревожно за камеру GoPro, приклеенную на аккордеоне у вращавшегося юлой Похьонена: казалось, еще один оборот — и она отлетит куда-то в морской прибой.
Киевский квартет «ДахаБраха» встречали в Будве как поп-звезд. Под их акустическое славянское техно, сочетающее распевность с животным драйвом, плясал весь пляж Dukley Gardens, к этому времени набитый до отказа взрослыми и детьми. В первом ряду от сцены — Марат Гельман и Александр Чепарухин. В одной из пауз к сцене подошла седая женщина, на пиджаке у которой был прикреплен бант из георгиевской ленты, и подарила вокалисткам «ДахиБрахи», выступающим в гуцульских шапках, букет роз.
Эквивалентом 70-залпового салюта на DukleyMusicFestival стало выступление проекта MonteSteppe, в котором к исполнителю на гусле Горану Вуковичу, бурятской диве Намгар, ее партнеру Евгению Золотареву, певцу из тувинской «Хуун Хуур Ту» Радику Тюлюшу, флейтисту из Башкортостана Роберту Юлдашеву, певице из этно-техно-дуэта «Волга» Анжеле Манукян и молодому канадскому барабанщику Мерлину, мало в чем уступавшему Пату Мастелотто, вышли все уже упомянутые участники фестиваля — от «Зоры» до «ДахиБрахи». Александр Чепарухин любит завершать свои фестивали массовыми джем-сейшенами. Они всегда производят впечатление льющейся со сцены энергетикой удовольствия от совместной импровизации хороших музыкантов. Но основанный на той же идее MonteSteppe был самым удачным из всех — поскольку был подробно предварительно отрепетирован музыкантами, отрежиссирован Александром Чепарухиным и Киммо Похьоненом и без запинки исполнен. Больше всего это походило на коллективную игру супергероев worldmusic, каждый из которых имел возможность показать свое уникальное мастерство публике и деликатно раствориться во всепоглощающем музыкальном пульсе. «Я видел много фестивалей и концертов на своем веку, но этот меня поразил комбинацией творческого вызова и профессиональности исполнения, — поделился своими впечатлениями от увиденного ставший одним из гостей фестиваля Джо Бойд, знаменитый продюсер, открывший The Incredible String Band, FairportConvention и Ника Дрейка. — MonteSteppe невероятно амбициозен и прекрасно исполнен».
Гала-финал проекта MonteSteppe был основан на песне черногорской этногруппы «Зора»
Проект Montesteppe, в котором было задействовано почти полсотни музыкантов разных народов, в задумке звучал невозможной авантюрой, но состоялся — проплыл гладко и величественно, как «Арматы» по гостиничной плазме. Этот вечер в Будве поистине стал днем победы — одной на всех, объединенных музыкой, на разноязыких участников фестиваля и его гостей, забывших о делении на «ватников» и «укропов», о санкциях и симметричных противосанкциях. Антимилитаристский музыкальный парад, на котором в День Победы встретились и побратались русские, украинцы, американцы, канадцы, финны и черногорцы, выглядел если не как изящно придуманная художественная акция с политическим подтекстом, то хотя бы как осознанная «фига в кармане» речам и делам современных политиков.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова