День победы

В Будве прошел международный Dukley Music Festival — антимилитаристский этнопарад в рамках черногорского проекта Марата Гельмана

текст: Денис Бояринов

День начался с парада военной техники. По глади плазменной панели скользила военная сила России — новейшие бэтээры «Бумеранг» и танки «Армата». Эффектно менялись крупно нарезанные планы всех видов ракет и брони, торжественно гремел голос нео-Левитана, раздававшийся из разных точек большого гостиничного комплекса в черногорской Будве. Это русские, вернувшиеся с обильного гостиничного завтрака, смотрели парад Победы, и казалось, что вместе с ними вся Черногория внимает советским военным песням, исполненным в дребезжащей меди духового оркестра. Здесь, в расслабленном воздухе провинции у моря, очищенном от пропагандистской стрекотни масс-медиа, демонстрация смертельного оружия, политкорректно названного «техникой по уничтожению живой физической силы противника», выглядела диковатым рудиментарным ритуалом.

В день, когда в Москве говорили о пушках, в Будве звучала лира. В прямом смысле — здешняя гусле, ближайшая родственница греческой и византийской лиры, оставшаяся в живых свидетельница великих цивилизаций, когда-то обитавших в этих благословенных природой краях. Древний голос гусле, под который черногорские певцы-сказители до сих пор поют былины и сказы из седых времен, открывал и закрывал мистерию MonteSteppe — финальную часть фестиваля Dukley Music Festival, первого крупного международного музыкального события в Будве, в котором приняли участие звезды world music с Украины, из Москвы, Бурятии, Тувы, Башкортостана, Финляндии и монстры прогрессивного рока и электроники из США, Финляндии, Канады, Италии и России.

Черногорский исполнитель на гусле Горан Вукович исполняет самый известный гуслярский сказ «Смерть попа Мило Йововича»


Dukley Music Festival придумали арт-деятель Марат Гельман, нынче занятый превращением курортной Черногории в один из культурных центров Европы, и продюсер Александр Чепарухин, в портфолио которого — масштабные world music фестивали «Сотворение мира» в Казани, «Движение» в Перми и WOMAD Russia в Пятигорске. На 6-часовом фестивале не произносилось дежурных речей ни за Великую Победу в священной войне, ни за мир во всем мире — за всех и обо всем говорила музыка. Фестиваль открыл черногорский ансамбль Zora — любительский (в лучшем смысле этого слова) музыкальный коллектив, который искренне исполняет здешние обрядовые песни. Как рассказал Александр Чепарухин, найти в Черногории аутентичную фолк-музыку оказалось очень трудной задачей, ради которой пришлось объездить пол-Черногории, и, например, с руководителем Zora — портовым электриком из города Бар — познакомились совершенно случайно. Продолживший программу ансамбль певицы Инны Желанной, интерпретирующей старинные русские песни в современном звуке, играл самую доступную для случайного отдыхающего музыку — в ее разнообразном по настроению репертуаре нашлось место даже для шаловливой песни с диско-басом и словами «пойдем, Марья, со мной на купанье», особенно уместно звучавшей на пляже жилого комплекса Dukley Gardens, который принял у себя фестиваль. Следом на сцене фестиваля появилось инструментальное прог-рок-трио KTU, состоящее из трех виртуозов: финского беса аккордеона Киммо Похьонена и участников великой группы King Crimson — барабанщика Пата Мастелотто и басиста Трея Ганна, которые накрыли территорию фестиваля звуковым цунами. Было немного тревожно за камеру GoPro, приклеенную на аккордеоне у вращавшегося юлой Похьонена: казалось, еще один оборот — и она отлетит куда-то в морской прибой.


Киевский квартет «ДахаБраха» встречали в Будве как поп-звезд. Под их акустическое славянское техно, сочетающее распевность с животным драйвом, плясал весь пляж Dukley Gardens, к этому времени набитый до отказа взрослыми и детьми. В первом ряду от сцены — Марат Гельман и Александр Чепарухин. В одной из пауз к сцене подошла седая женщина, на пиджаке у которой был прикреплен бант из георгиевской ленты, и подарила вокалисткам «ДахиБрахи», выступающим в гуцульских шапках, букет роз.

Эквивалентом 70-залпового салюта на Dukley Music Festival стало выступление проекта MonteSteppe, в котором к исполнителю на гусле Горану Вуковичу, бурятской диве Намгар, ее партнеру Евгению Золотареву, певцу из тувинской «Хуун Хуур Ту» Радику Тюлюшу, флейтисту из Башкортостана Роберту Юлдашеву, певице из этно-техно-дуэта «Волга» Анжеле Манукян и молодому канадскому барабанщику Мерлину, мало в чем уступавшему Пату Мастелотто, вышли все уже упомянутые участники фестиваля — от «Зоры» до «ДахиБрахи». Александр Чепарухин любит завершать свои фестивали массовыми джем-сейшенами. Они всегда производят впечатление льющейся со сцены энергетикой удовольствия от совместной импровизации хороших музыкантов. Но основанный на той же идее MonteSteppe был самым удачным из всех — поскольку был подробно предварительно отрепетирован музыкантами, отрежиссирован Александром Чепарухиным и Киммо Похьоненом и без запинки исполнен. Больше всего это походило на коллективную игру супергероев world music, каждый из которых имел возможность показать свое уникальное мастерство публике и деликатно раствориться во всепоглощающем музыкальном пульсе. «Я видел много фестивалей и концертов на своем веку, но этот меня поразил комбинацией творческого вызова и профессиональности исполнения, — поделился своими впечатлениями от увиденного ставший одним из гостей фестиваля Джо Бойд, знаменитый продюсер, открывший The Incredible String Band, Fairport Convention и Ника Дрейка. — MonteSteppe невероятно амбициозен и прекрасно исполнен».

Гала-финал проекта MonteSteppe был основан на песне черногорской этногруппы «Зора»


Проект Montesteppe, в котором было задействовано почти полсотни музыкантов разных народов, в задумке звучал невозможной авантюрой, но состоялся — проплыл гладко и величественно, как «Арматы» по гостиничной плазме. Этот вечер в Будве поистине стал днем победы — одной на всех, объединенных музыкой, на разноязыких участников фестиваля и его гостей, забывших о делении на «ватников» и «укропов», о санкциях и симметричных противосанкциях. Антимилитаристский музыкальный парад, на котором в День Победы встретились и побратались русские, украинцы, американцы, канадцы, финны и черногорцы, выглядел если не как изящно придуманная художественная акция с политическим подтекстом, то хотя бы как осознанная «фига в кармане» речам и делам современных политиков.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249212
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415841
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420201
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425428
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426807