Ройшн Мерфи: «А я не хочу оставаться поп-звездой»

Как британская диско-дива решила отказаться от поп-музыки и от моды

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Roisin Murphy

Предыдущая пластинка британской певицы Ройшн Мерфи, знаменитой диско-шлягером «Sing It Back», выходила восемь лет назад. За это время можно было трижды соскучиться по ее утонченным и элегантным песням, в которых слишком много вкуса, чтобы стать массово популярными. В преддверии российских концертов Денис Бояринов поговорил с Ройшн Мерфи по телефону и выяснил, что она отказалась от поп-музыки и от моды и готова записать альбом русских песен.

— Прошу прощения за банальный вопрос, но что же все-таки значит «Hairless Toys»? Звучит как нонсенс.

— А это и есть нонсенс. Это слово приводит людей в замешательство. В этом и смысл. А было так: мы с моим продюсером Эдди Стивенсом отслушивали черновики песен в студии. И вдруг он меня спрашивает: «Откуда тут взялись “безволосые игрушки” — hairless toys(смеется). Ему послышалось — на самом деле я спела «careless talk». Это уже глубокой ночью было. Но мне понравилось, как звучит это словосочетание и то, что оно ничего не значит. Возникает масса интерпретаций и самые странные версии о том, что же такое «безволосые игрушки».

— Точно не то же самое, что «бритые игрушки».

(Смеется.) Да-да, это два разных вида игрушек.


— Какой альбом вы хотели записать?

— Мы не собирались записать какой-то конкретный альбом. Мы хотели, чтобы у нас была свобода сделать такой альбом, какой нам вздумается. Мы с Эдди Стивенсом знаем друг друга очень давно — за последние 20 лет мы объездили с гастролями весь свет (Эдди Стивенс — музыкальный продюсер шоу Ройшн Мерфи, который работает с ней с 1998 года. — Ред.). Мы друг друга очень хорошо понимаем музыкально и чувствуем. Поэтому мы хотели просто поэкспериментировать — поиграть вместе музыку. Нам было хорошо друг с другом и очень интересно писать этот альбом. И мы плодотворно трудились — делали по две песни в день.


— Как устроены ваши рабочие отношения с Эдди Стивенсом? Кто босс? За кем последнее слово?

— Никто не босс. Мы очень хорошо знаем друг друга и прекрасно умеем сотрудничать — мы можем все обсудить и обо всем договориться. Но, как говорится, нельзя забить квадратный кол в круглую дыру — нельзя заставить Эдди делать какую-то музыку, которую он не хочет или не может делать. Я не могу принести ему какую-нибудь пластинку и сказать: скопируй мне этот саунд. Он так не умеет. Да мне это и не нужно.

— Вы бы могли привлечь к работе над альбомом нескольких продюсеров, как, например, было с «Overpowered»?

— Нет, не могла бы — это бы отняло очень много энергии. Контакты, договоренности, дедлайны — когда в проект вовлечено много людей, на его производство уходит больше времени. А я — мать двоих детей и не могу себе это позволить. Кроме того, это стоило бы чертову уйму денег. Записывать альбомы — дорогое занятие. Я сделала этот альбом без поддержки рекорд-лейбла. Он появился, когда альбом был уже сведен. А сначала мы засели с Эдди в его маленькой студии и потратили несколько недель на запись. Вдвоем — я и он. Нам никто не мешал — никакие представители рекорд-студий. Потом мы встречались на протяжении года и доводили эти записи до финального состояния — меняли аранжировки, переделывали, улучшали, полировали звук слой за слоем. Упаковывали первоначальный взрыв творческой энергии в желаемую форму. Так и получился «Hairless Toys». Я всегда так работала со своими продюсерами — именно так были записаны все альбомы Moloko с Марком Брайдоном и «Ruby Blue» с Мэттью Хербертом. А «Overpowered» была нетипичная пластинка — с большим бюджетом, выданным мейджор-лейблом, с кучей приглашенных продюсеров. Она была записана в другую эпоху рекорд-индустрии.

А я не хочу оставаться поп-звездой.

— Обычно музыканты первыми обнародуют свои самые доступные песни, потенциально самые хитовые. Вы же «зашли» с песни в 10 минут длиной.

— В этом не было умысла. Мы просто показали ту музыку, которую мы делаем. Эдди — очень тонкий продюсер, глубоко погруженный в музыку. На «Hairless Toys» звучит глубокая музыка — необычные гармонии, многослойные аранжировки, сложный бит. Да — мы не пытались сделать поп-пластинку. Я вылетела за пределы поп-музыки и не хочу туда возвращаться. Я знаю, что многие думают, что я должна была записать пластинку танцевальной музыки — ну, такой примитивной, которая сейчас очень популярна в Штатах. Другие — что я должна оставаться поп-звездой. А я не хочу! Я хочу быть творческой личностью, которая вольна делать все, что ей вздумается. То, что я хочу, и есть то, что мне надо делать. Я верю в то, что для моей «нетипичной» музыки найдется место. Оно должно быть.

— Мне очень понравился ваш «итальянский» мини-альбом «Mi Senti». Вы не думали о том, чтобы записать продолжение?

— Может быть, мне записать альбом русских песен?


— Было бы здорово. А вы знаете какие-нибудь русские песни?

— Я знаю только «Чебурашку». (Начинает напевать «ла-ла-ла» на мотив «Я был когда-то странной игрушкой безымянной».) Потрясающая песня. Вообще все песни из этого мультика великолепны.

— Как вы познакомились с Чебурашкой?

— Я купила Чебурашку в аэропорту — мне понравилось, как он странно выглядит. Это была музыкальная игрушка — сжимаешь Чебурашку, и играет песенка. Мелодия мне безумно понравилась, и я ее разучила. Потом однажды в Москве на саундчеке перед концертом я ее исполнила. Услышав ее, русский парень, который меня сопровождал, пришел в неистовый восторг: «О боже-боже, вы знаете Чебурашку!» И подарил мне DVD с мультфильмами. Теперь вся моя семья знает Чебурашку. В этом мультфильме все прекрасно. Это ше-девр! Ше-девр!

— Говорят, все японцы без ума от Чебурашки. Он там — культовый мультгерой. Чуть ли не популярнее, чем в России.

— Так это дополнительный повод записать свою версию «Чебурашки». Прорвемся на японский рынок (смеется)!

Я хочу быть творческой личностью, которая вольна делать все, что ей вздумается.

— Ваш итальянский мини-альбом как-то повлиял на «Hairless Toys»?

— Возможно, да. Я так много слушала итальянские песни, пока записывала «Mi Senti», что эта мелодика могла прорваться и на «Hairless Toys». Кроме того, во время записи «Mi Senti» я много нового узнала о своем голосе. Мне было очень трудно петь эти песни — не потому, что они на итальянском, а потому, что в них используется более широкий вокальный диапазон, чем мне был привычен. На «Mi Senti» я сильно «прокачала» свой голос. Это заметно и по «Hairless Toys». А еще я думаю, что мои новые песни похожи на старые итальянские степенью интимности.

— У вас великолепное чувство моды, предскажите — что будет модно через два года?

— Н-е-е-т. Сейчас же в моду вошло ВСЕ! Можно сказать что угодно: 20-е, 60-е, 70-е или 90-е — и наверняка угадаешь. У нынешних дизайнеров все идет в ход.

— А вас какая мода сейчас интересует? Вы же коллекционер одежды — какие вещи вы покупаете?

— Простые. Из секонд-хендов. Когда я продумывала стиль одежды для «Hairless Toys», я подумала, что должна начать с нуля. И потому стала подбирать винтажную одежду — не дизайнерскую, никому не известных марок. Я решила отказаться от моды. То, что вы видите на обложке «Hairless Toys», — это не мода, это просто одежда.

Ройшн Мерфи выступит 12 июня в московском клубе YOTASPACE, а 13 июня — в петербургском «ГлавClub»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249234
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415864
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420221
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425447
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426813