Алексей Айги: «Только жучки там, только жучки»

Скрипач и композитор о том, как он чуть не сошел с ума, восстанавливая на слух музыку Сергея Курехина

 
Detailed_picture© Владимир Василевский

9 июля в Московской консерватории им. П.И. Чайковского состоится мультимедийный концерт-перформанс «Курехин и Айги в консерватории», ради которого композитор и руководитель ансамбля 4'33'' Алексей Айги на слух расшифровывал безумную музыку выдающегося пианиста, композитора и культурпровокатора Сергея Курехина.

Алексей Айги рассказал COLTA.RU о том, каково это было, и о том, каким мистическим образом случился концерт в консерватории.

Я не был ни на одном концерте Курехина и не застал выступлений «Поп-механики». Поэтому сложно сказать, где и когда впервые его увидел или услышал — в программе «Музыкальный ринг»? На альбоме «Аквариума» («Радио Африка». — Ред.), куда он внес такую нотку безумия, что после него ленинградский рок стал наконец музыкой?

Моя единственная встреча с Курехиным была коротка. Был какой-то концерт в ЦДХ, устроенный Николаем Дмитриевым, он как раз с Курехиным собирался открыть лейбл «Длинные руки», где, кстати, вышел и один из моих первых дисков. Я зашел за кулисы поговорить о чем-то с Колей — там сидел Курехин. Мы поздоровались, Курехин улыбнулся. Вот и вся встреча.

Курехин не занимался серьезной композиторской работой в том смысле, что не сидел и не писал для потомков, для вечности, а писал музыку буквально на ходу, перед концертом, записывал музыку на каких-то бумажках и рассказывал музыкантам общее направление. Поэтому нотного материала не существует — потеряно практически все. Даже прекрасная «Воробьиная оратория», которую как-то исполнили с оркестром, — утеряно все, все партии. Когда мне позвонила Настя Курехина и зашла речь о восстановлении музыки, то мы пытались что-то найти, но тщетно.


Видимо, ноты просто выкинули после записи или исполнения. Я по себе знаю: музыканты часто оставляют ноты на пюпитрах, и я всегда за всеми хожу, собираю. Поэтому мой дом постепенно превращается в бумажный остров, к радости квартирных жучков. Вот они и ползут со всех сторон, ползут и ползут. Я как-то пришел на «Мосфильм» и обнаружил, что там в углу валяется партитура Бадаламенти к фильму «Сталинград» — я ее забрал себе. Это глупо, нельзя такие вещи разбрасывать. Уж лучше жучки по квартире будут ползать. Да, я еще с мухами постоянно борюсь, летать они тут хотят. А я работаю, мне мухи не нужны. Только с жучком разобрался — муха. Здрасьте.

Да, о чем я? О таинствах оркестровки.

Пришлось помучиться, восстанавливая музыку на слух, меня завалили треками и отрывками из фильмов, где поверх музыки разговаривают герои. Потихоньку я все это расшифровал и оркестровал — чуть с ума не сошел к премьере.

Я не пытался переделать музыку Курехина, как обычно поступают профессиональные аранжировщики. Не стал приукрашивать или делать из нее «симфоническую поэму». Я так не умею и не люблю. Для меня было важнее всего просто донести музыку Сергея до слушателя в близком к первозданному виде. Мне было приятно, что Летов и Гайворонский, которые много работали с Курехиным, сказали, что моя интерпретация очень близка к Курехину.

© Из архива Алексея Айги


У Курехина есть очень сложные для расшифровки куски — импровизации, смешанные с оркестровой музыкой, и если их играют, скажем, Волков и Гайворонский, которые настолько умело вклиниваются в звуковую фактуру, то разобраться сложно. Приходится их (Волкова и Гайворонского) оттуда, из фактуры, тащить обратно, чтобы нормальным музыкантам ноты расписать. А они цепляются обертонами: вон у Волкова контрабас какой! А Гайворонский? Ни ноты в простоте.

В итоге на премьере в «Гоголь-центре» за два-три часа до концерта я сидел и печатал ноты — принтер стоял у дирижерского пульта, а помощник бегал и раздавал их оркестрантам.

Когда мы первый раз играли курехинскую программу в Питере, несколько людей в зале заплакало, а кому-то даже стало плохо. Они столько лет не слышали эту музыку живьем, и на какое-то мгновение многим показалось, что сам Курехин дирижирует на сцене. Не потому, что я на него похож, а потому, что вдруг атмосфера сложилась: играют музыканты «Поп-механики» — Летов, Каспарян, Гайворонский, Волков, на сцене среди оркестрантов мечется человек, и у них было полное ощущение, что они вернулись в то время.

Курехин стоит особняком и не поддается установке на постамент. Он не примыкает ни к джазовой, ни к рок-, ни к академической традиции, он пронесся через все эти круги как метеорит, оставив больше воспоминаний, чем музыки. Его ум и талант просто фонтанировали, и потому он прорывался в такие области, куда никто раньше и нос не совал. Только жучки там, только жучки. Он оперировал даже не музыкальными стилями, а пластами общественного сознания.

© Ира Полярная


Далеко не всю его музыку можно перевести в концертный, нотный формат. Курехина не смогут играть обычные симфонические оркестры — это будет мертвяк. Та программа, что мы сделали, без оригинальных участников «Поп-механики» теряет половину обаяния, так как Курехин учитывал индивидуальность каждого музыканта — не важно, для записи или концерта.

И, надо сказать, у Курехина совершенно особенный мелодический дар: вокруг одной или двух нот он мог разворачивать целую историю, скупыми средствами — чуть меняя гармонию — он делал очень выразительную музыку.

Я, конечно, включил в программу самые известные вещи Курехина — «Донну Анну», несколько знаменитых тем «Поп-механики». К ним добавил ту музыку, что больше всего цепляла меня самого. Были вещи, которые очень хотелось сделать, но они были сложнореализуемы — например, музыка из «Замка» Балабанова. Она очень красивая и странная, но написана на каких-то фальшивых старинных фисгармониях и существует между нот.


Концерт же в консерватории случился мистическим образом. Мне позвонили оттуда и пригласили поговорить. Я очень удивился, потому что из Московской консерватории мне никогда не звонили. Только из налоговой или школы, но это давно было. Программный директор консерватории предложил сделать какой-нибудь кроссовер-проект — что-нибудь из музыки к кино, может быть, немного джаза, но так, чтобы мы сильно не безобразничали. Святые стены.

Кстати, наш барабанщик съел две шаурмы подряд на сцене Большого зала Питерской филармонии, и ничего. Там-то нас уже знают с нашими жуками. Я подумал, что самому вылезать на сцену консерватории со своей собственной, пусть и гениальной, музыкой рано — мы просто не соберем 1700 человек любителей этого дела. И предложил им сыграть музыку Курехина в том числе.

Мне отвечают: есть дата — 9 июля. А это день смерти Курехина. У меня аж мурашки пошли по коже. Что ж, говорю, — хорошо, давайте делать. Саша Кушнир, который написал книгу про Курехина, говорил, что у Сергея был назначен концерт в консерватории — в мае 1996 года. Концерт предполагался в конце месяца, но в начале он уже попал в больницу. Вообще вокруг Курехина много мистики, причем такой нехорошей — история с его внезапной болезнью совершенно таинственная. Я даже предпочитаю об этом не думать.

Я в Большом зале консерватории буду играть второй раз в жизни. Первый был, когда я играл в студенческом оркестре и единственный из всего оркестра вступил на такт раньше. Я хорошо это помню — мою громкую одинокую ноту. Хотя в конце 1980-х я поучаствовал на сцене консерватории в съемках какого-то фильма, в массовке, сидя в оркестре. Вдруг там была музыка Курехина?

Так как я не принадлежу к кругу академических музыкантов, не понимаю, как играть джаз, и роком мою музыку назвать нельзя, то о себе могу сказать только гениальной курехинской фразой: «Классики считали меня рокером, рокеры — джазменом, а джазмены — м*даком».

Записал Денис Бояринов


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244562
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246144
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412773
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419268
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423365
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428667
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429342