Ян Тирсен: «В следующий раз возьму с собой велосипед»

Композитор из Бретани о том, почему ему не близки саундтреки, о новом альбоме и трио на велосипедах

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Yann Tiersen

Композитор-мультиинструменталист Ян Тирсен начал свой московский концерт в клубе YotaSpace с бретонской народной колыбельной и закончил колыбельной собственного сочинения, погрузив зал в дивную грезу. Между колыбельными Тирсен и его группа сыграли полтора часа музыки отменного вкуса — от нежного психоделического рока до синтезаторного минимализма и скрипичного импрессионизма, не обойдясь без мелодии, которую все помнят по фильму «Амели». Перед выступлением Ян Тирсен уделил 10 минут COLTA.RU и рассказал про свои новые проекты — готовящийся альбом и велосипедный тур.

— В Википедии написано, что в 13 лет вы разбили скрипку и купили электрогитару. Это правда? Прямо разбили?

(Смеется.) Почти. Я не покупал электрогитару — мне подарили ее на Рождество. А скрипку разбил, да. Ударил о стул. Но я починил ее потом (смеется).

— А почему вы так экспрессивно поступили?

— Ну, возраст такой был. Я хотел бросить занятия музыкой, и мне пришло в голову, что лучший способ перестать играть на скрипке — это разбить ее.

— Что на это сказали родители?

— Мама была очень расстроена. Сейчас смешно об этом вспоминать.

— Это была ее идея — учить вас игре на скрипке?

— Нет-нет, я хотел играть музыку. Сам. С раннего детства. Поначалу я прилежно учился играть на пианино и скрипке. Ну а в 13 лет что-то произошло. Трудный возраст.

— После того как вы обзавелись электрогитарой, вы больше не возвращались к классической музыке?

— Нет, я бы не сказал.


— Я спрашиваю, потому что ваша музыка звучит так, будто вы осознанно продолжаете традиции фортепьянной французской музыки — от Рамо и Куперена до Сати.

— Вы знаете, я из Бретани — это другая страна и другая культура. Я знаю французскую классику, но я идентифицирую себя с другой музыкой. Мне нравятся Дебюсси и минималистские вещи Сати, но на меня как на композитора большее влияние оказали рок и американский минимализм — Стив Райх и другие. И русская музыка: Прокофьев и Стравинский — мои любимые композиторы.

— После успеха саундтрека к «Амели» на вас, наверное, посыпались заказы, и у вас была возможность стать популярным кинокомпозитором, как Александр Депла. Почему вы ей не воспользовались?

— Я даже не думал об этом. Я не представляю себя кинокомпозитором. Музыка к «Амели» не была написана мной специально для фильма. Режиссер сам составил саундтрек, подобрав композиции из моих ранних альбомов. Саундтреки — это вообще не моя история. Музыка — это абстракция. Ну, я так считаю. Это что-то подлинное, первоначальное. На мой взгляд, вообще невозможно сочинить музыку под картинку. В этом есть какая-то искусственность. Я не имею ничего против, когда мою музыку используют, чтобы озвучить какое-то кино, но писать под задачу режиссера я не хочу и не умею.

— При этом вы писали саундтрек к документальному фильму «Tabarly» о французском яхтсмене Эрике Табарли.

— Да. Я не отказываюсь от интересных проектов. Но для «Tabarly» я писал просто музыку, а не сопровождение к сценам и картинкам. Все, что меня заботило, — это как уместиться в хронометраж. Там нужны были короткие пьесы — минута, полторы, две.

Прокофьев и Стравинский — мои любимые композиторы.

— Почему вас привлекла эта история?

— Табарли — мой земляк, бретонец. Он — легендарный персонаж в Бретани. И, кроме того, я живу на острове, где Табарли останавливался и последний раз ужинал в своей жизни, перед тем как отправиться в Ирландское море и там утонуть.

— Что это за остров?

— Маленький — восемьсот человек населения. У нас всего 8 баров на острове (смеется). Он расположен в нескольких километрах от Бреста — города, где я родился. У меня там дом и студия. Я недавно выкупил старый диско-клуб на острове, который стоял заколоченным 15 лет. Хочу перевезти туда студию и расшириться, поэтому мне в ближайшее время предстоит очень много работы.

— Меня очень заинтересовал проект «Kosmischer Läufer», к которому вы приложили руку, — переиздание электронной музыки композитора Мартина Цайхнете (Martin Zeichnete), записанной им 30 с лишним лет назад для тренировок олимпийцев ГДР. А как вы про него узнали?

— Совершенно случайно. Мой знакомый — шотландец, который делает нам мерчандайз, — встретил Мартина в берлинском баре. Года два-три назад. И там за кружкой пива тот рассказал ему о том, что он композитор, и про свою музыку. Мой друг восхитился этой историей и решил переиздать его музыку на лейбле, который открыл ради этого случая. Послал мне ознакомиться. Мне музыка Цайхнете очень понравилась, поэтому мы сделали несколько кавер-версий на «Kosmischer Läufer» и исполняли их на концертах во время последнего тура.

Невозможно сочинить музыку под картинку. В этом есть какая-то искусственность.

— А вы встречались с Мартином?

— Нет, не довелось. Но он слышал наши версии своих композиций — я посылал ему, и ему понравилось.

— Каким будет ваш следующий альбом?

— Он будет сочетать полевые записи и сочиненную мной музыку. Я записываю звуки природы в местах, до которых еще не добрался человек. Преимущественно в Бретани. Эти записи, обработанные и трансформированные, станут основой для композиций, куда я добавлю минималистские партии акустических инструментов — вокал, струнные, клавишные и т.д. Их я тоже собираюсь записывать не в студии, а на природе — в красивейших местах, расположенных подальше от цивилизации. Вокал мы уже записали на Фарерских островах. Потом собираемся в Калифорнию, чтобы там писать струнные. Работа над альбомом займет года два — ее предстоит много.

А еще я начал велосипедно-музыкальный проект, поскольку увлекаюсь велосипедным спортом. Нас трое — трио. Мы едем на велосипедах по какой-нибудь местности. С инструментами. Останавливаемся в самых живописных местах — ведь с велосипеда лучше всего обозревать окрестности, играем там музыку и пишем на видео. Мы только что так прокатились по Норвегии. Скоро выложим смонтированные ролики.


— А Россию не собираетесь изучить с велосипеда?

— Не в этот раз. Но почему нет — надеюсь, что нас еще позовут с концертом, и тогда я возьму с собой велосипед.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249200
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415830
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420193
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425419
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426804