21 августа в московском баре «Стрелка» выступит TheJuanMacLean — группа американского электронщика Джона Маклина. Маклин вместе с основателем DFARecords Джеймсом Мерфи стоял у истоков звука, который ассоциируется с нью-йоркской танцевальной электроникой нулевых — с альбомами Rapture, LCDSoundsystem и, разумеется, TheJuanMacLean, где сплавились в единое целое анархистский панк-рок, электронный нью-вейв и мутантское диско 1970-х. В 2011-м LCDSoundsystem стали музыкальными символами Нью-Йорка, дав знаменитый прощальный концерт в Мэдисон-сквер-гарден, и ушли в бессрочный отпуск. На их концерт сходить уже не получится, но, хвала богам, после многолетней паузы на гастроли поехал TheJuanMacLean. Перед концертом Денис Бояринов позвонил Джону Маклину, чтобы обсудить, как устроен их лайв и когда вернется LCDSoundsystem.
— Вы не ездили в туры начиная с 2009 года. Трудно ли было вернуться к гастрольной жизни после значительной паузы?
— Вначале всегда трудно. Особенно в самом начале, когда собираешь шоу — переводишь песни в концертную версию, репетируешь. Как только шоу складывается, то становится уже легко. У нас же хорошие песни и хорошее шоу. А пауза нам только помогла — люди долго ждали, когда мы снова начнем концертировать. Они просто сходят с ума от счастья.
— Кто сейчас играет в группе TheJuanMacLean?
— Как и раньше, это я и Нэнси Уэнг. С нами барабанщик из группы HolyGhost! и клавишница Моника — ну, она просто наша подруга.
— Как устроено ваше концертное шоу? Я знаю, что вы, например, играете на терменвоксе — не самый типичный инструмент.
— Я использовал терменвокс — маленький такой — еще во время записи первого альбома «LessThanHuman». Правда, он звучит там не очень узнаваемо, но он там есть. Потом я стал использовать его на концертах. Так что терменвокс — это, можно сказать, мой фирменный прием. Мне нравится, как люди реагируют на терменвокс — большинство до сих пор не понимает, что это такое. Подходят и спрашивают после шоу: что это была за сумасшедшая штуковина? С другой стороны, на терменвоксе трудно играть. Это чуть ли не самый сложный инструмент в мире.
— Потому что трудно получить тот же самый звук?
— Именно.
— Какое еще экзотическое оборудование вы используете на концертах?
— Я бы не назвал их экзотическими, но мы используем старые аналоговые синтезаторы. Много синтезаторов. В моей студии и студии DFARecords полно этого добра. Есть и очень редкие и дорогие — например, YamahaCS 80. На концерты мы возим синтезаторы попроще — RolandSH 101, Prophet, драм-пады из 1980-х. У нас честный лайв для электронной группы. Мы не используем компьютеров. Все играется вживую. Если что-то мы не можем сыграть на инструментах — я использую сэмплер MPC. Например, для перкуссии.
— Кстати, о восьмидесятническом звуке. Описывая звук последнего альбома «InaDream», вы говорили, что он инспирирован чикагским хаусом и детройтским техно. А мне в нем слышится много от классического европейского звука групп «новой волны» — например, от HumanLeague.
— Да, конечно. Без HumanLeague, наверное, и не было бы группы TheJuanMacLean. Вообще весь ранний синти-поп оказал на меня большое влияние. Гари Ньюман, NewOrder, ранний JoyDivision — ну и, конечно, Kraftwerk. Мы идем по тому же пути — соединение живых инструментов и электронного звука.
— А как вы увлеклись этой музыкой? Вы же родились в Штатах, там в 1980-х, наверное, была другая музыкальная культура?
— В детстве я больше панк-рок слушал, но и синти-поп мимо меня не прошел. Его постоянно крутили по радио. К нам приезжали с концертами группы из Европы.
— Известный факт, что JoyDivision собирались ехать в американский тур, но он отменился из-за смерти Йена Кертиса.
— А я был на концерте NewOrder в 1984 году! Я вообще много на концерты ходил. Я был на концертах TheCure, HumanLeague и многих других, всех уже не упомнишь. Европейский синти-поп был очень популярен в США в середине 1980-х, наверное, поэтому эта музыка меня не отпускает.
— Вам не доводилось сейчас, когда вы — уже признанный музыкант, встречаться со старыми кумирами или пересекаться на каких-нибудь фестивалях? К примеру, с NewOrder— они готовят к выпуску в сентябре новый альбом.
— Я знаю, что барабанщик NewOrder Стивен Моррис — поклонник TheJuanMacLean. Он просил меня прислать ему копию альбома «InaDream» до того, как он вышел. На фестивалях пока не доводилось встречаться. Не уверен, что TheJuanMacLean смогли бы сыграть перед NewOrder. Они оказали на нас такое большое влияние, что нам было бы неловко.
— А чем сейчас заняты участники вашей предыдущей группы SixFingerSatellite?
— Не знаю. Мы мало с ними общаемся. Они тоже заняты своей другой музыкальной карьерой. Впрочем, мы недавно обсуждали возможность концерта-реюниона SixFingerSatellite. Вероятно, он состоится когда-нибудь в следующем году — и это будет не один концерт, а целый тур. Забавно, что вы спросили об этой группе. Я не вспоминал о ней много лет, но поскольку вдруг мы начали вести разговоры о возрождении проекта, я полез в архивы и переслушал наши старые пластинки. И они мне понравились даже больше, чем они мне нравились тогда. Это хорошие альбомы! Главная проблема группы SixFingerSatellite была в том, что мы опередили свое время.
— Основатель LCDSoundsystem и DFARecords Джеймс Мерфи продюсировал последнюю пластинку SixFingerSatellite. Как вы с ним вообще познакомились?
— Я знаю Джеймса очень давно — мы познакомились, когда нам было по 19—20. Во времена учебы в Нью-Йоркском университете. Он был звукорежиссером SixFingerSatellite — в 1990-х мы ездили вместе в туры. Он — мой старый друг.
— DFARecords по-прежнему остался лейблом друзей, несмотря на большую славу LCDSoundsystem и так далее?
— Мне кажется, да. DFARecords возник как тусовка друзей, которая не знала, как им выпускать свои пластинки. Мы сделали лейбл для того, чтобы выпустить альбомы Rapture, TheJuanMacLean, LCDSoundsystem. Мы играли друг у друга в группах и участвовали друг у друга в записях. Так все и продолжается, просто DFARecords стал более известным. Мне кажется, что мы по-прежнему не лейбл, а социальная группа.
— Когда ждать нового альбома TheJuanMacLean?
— Не раньше следующего года. Мы же теперь концертирующий коллектив — бурно гастролирующий. У нас мало свободного времени.
— Как старый друг Джеймса Мерфи, как вы думаете, состоится ли реюнион LCDSoundsystem или этот проект закрыт навсегда?
— (Смеется.) Очень много людей об этом спрашивает. И, как мне кажется, раз спрашивают так часто, то реюнион LCDSoundsystem случится. Рано или поздно. Правда, я не смогу сказать когда. По-моему, и Джеймс пока не может.
Концерт The Juan MacLean состоится в рамках серии вечеринок Bacardi Music Gateaway
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова