21 октября 2013Современная музыка
120

Сюзанна Вега: «Зачем тебе эти авто? Купи проездной на метро»

«Мама mp3-файла» рассказывает, стоило ли рожать такого ребенка

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Suzanne Vega

Нью-йоркский бард Сюзанна Вега, сочиняющая интеллигентные и сентиментальные песни в традиции Дилана и Коэна, в 1980-х и 1990-х была звездой MTV, которая на равных соперничала с Шер и Джанет Джексон. Сейчас она живет скромной жизнью независимого музыканта — продает диски после концерта, гастролирует (только что была в Москве и Санкт-Петербурге) — и получает от нее удовольствие.

— Вы выпустили уже четыре диска в акустической серии «Close Up». На этом вы закончили серию или последуют еще альбомы?

— Мы закончим на Рождество, выпустив бокс-сет со всеми альбомами. В него войдут бонус-диск с записью концерта, который я сыграла в июле, и другие дополнительные материалы. На этом проект будет закончен.

— Зачем было перезаписывать и перевыпускать старые песни?

— Три причины. Первая — лично я предпочитаю слушать бардовские песни без избыточного продюсирования. В формате «гитара и голос». Как у Боба Дилана. Это личные песни, и они должны звучать интимно. В таком виде они больше нравятся не только мне, но и моим поклонниками.

Причина номер два: уйдя от звука 80-х и 90-х, мы их собрали в сборники по темам. Тем самым мы избавились от ностальгического эффекта — знаете, когда люди слушают какую-то песню не потому, что она их трогает, а потому, что они вспоминают себя в 1987-м. Таким образом, мы дали песням новую жизнь и заново открыли их для людей.

Мне нравится быть инди-музыкантом.

А третья — бизнес-причина. Когда у меня закончился контракт с лейблом и я стала независимым музыкантом, я осталась без продукта. Мои песни остались при мне, но пленки с их записью принадлежат лейблу — у меня не было для них никакой физической репрезентации. Записав их просто и дешево, я вернула себе то, что мне принадлежит. Теперь я могу продавать людям диски на концертах и лицензировать свои песни в телешоу. У меня снова есть способ взаимодействовать с поклонниками до конца своих дней.

— Как вам образ жизни независимого музыканта? Вы уверенно себя чувствуете?

— Сейчас уже да. Вначале было страшно — у меня был контракт с мейджор-лейблом на протяжении многих лет карьеры. Но, как ни странно, у меня все хорошо, при том что последние пять лет в мире довольно тяжелая экономическая ситуация. Я гастролирую, продаю CD, у меня 120 тысяч фэнов на странице в Фейсбуке. В феврале 2014-го у меня должен выйти альбом с новыми песнями — и я знаю, что у меня достаточно поклонников, которые поставят ему лайк. Так что все отлично. Мне нравится быть инди-музыкантом.

— А вы вообще жили жизнью поп-звезды, как ее было принято рисовать в фильмах 1980-х: шикарные особняки, лимузины, частные самолеты, звукозаписывающая студия в особняке в Малибу и т.п.?

— Ха! Местами — да, местами — нет. Мои деньги ушли на огромные апартаменты в Нью-Йорке. 420 квадратных метров с видом на реку — что много для меня самой. Гораздо больше, чем на самом деле нужно моей семье. В какой-то момент это стало обходиться дорого. Сначала я перестала пользоваться службой автомобилей по вызову, хотя лимузины я никогда и не заказывала. Потом переехала в квартиру поменьше. Потом моя мама, которая работает в службе общественного транспорта, сказала: «Зачем тебе эти авто? Купи проездной на метро». Ха-ха! Я купила — и стала жить как сейчас живу.

© Suzanne Vega

Словом, я не жила жизнью большой-большой звезды, но немного роскоши мне перепало — больше, чем моим друзьям-художникам, танцорам, авторам песен и моим родственникам. Я больше зарабатывала. Мне нравилась моя жизнь как артиста мейджор-лейбла: я могла зайти в офис президента лейбла — усесться в кресло и строго спросить: «Ну как вам мой новый альбом?» — «О, изумительно, великолепно!» (Смеется.) Были, словом, свои плюсы.

Но сейчас у меня есть чувство свободы, которого не было раньше. Я сама продаю свои диски, а потом, когда раздаю автографы, могу заглянуть в глаза своих поклонников. Это здорово.

— Один из последних постов на вашем сайте…

— На веб-сайте? (Смеется.) Просто я так активно работаю над своими фейсбуком и твиттером, что забыла уже про сайт… А тут, в России, жалуются, что он не обновляется с июля. Так что там?

— Там вывешено видео на песню «Luka», которая в 1988 году стала лучшим женским видео на церемонии Video Music Awards.

— Да, победив Шер и Джанет Джексон.



— Странные были времена, если судить из 2013-го, — непростая песня на социальную тему вдруг становится большим хитом, успешно соперничает с попсой. Как вы думаете, вообще возможно, что эти времена вернутся?

— Возможность есть всегда. Нужен человек, у которого есть видение, что эта песня может стать хитом и как ее такой сделать. Я написала песню «Luka», но хитом ее сделал мой менеджер. Он в ней разглядел потенциал, которого я не видела: для меня это была незаметная песня о маленьком мальчике, слишком грустная чтобы петь ее даже на концертах. Когда он мне сказал, что «Luka» будет хитом, я ему ответила, что он спятил. У нас 80-е на дворе — «Girls Just Wanna Have Some Fun» и все такое. Он придумал звук для этой песни — и она стала хитом, потому что она написана о вечной проблеме.

Я думаю, что эта ситуация может повториться — если есть хорошая песня, правильный звук и социальная проблема, которая задевает многих людей, то будет и хит. Люди, которые будут узнавать в ней свою историю, сделают песню популярной.

— Вас часто называют «мамой mp3-файла». Что вы думаете — стоило ли рожать такого ребенка?

— Ха-ха! Ну, во-первых, это был незапланированный ребенок. Случайность. Разработчики mp3-формата использовали акапельную версию «Tom's Diner», чтобы отлаживать свой алгоритм сжатия по частотам, — но я-то ничего об этом в то время не знала. Мне сообщили гораздо позже.

С одной стороны, mp3 сделал музыку более доступной. Я могу ее слушать со своего айфона и возить по свету целую фонотеку в кармане — мне это нравится. Вообще это настоящая революция. Минусы mp3 тоже всем известны: пиратство, воровство, проблемы с копирайтом, а также он обесценил музыку — сделал отношение к ней более бездумным.

Это был незапланированный ребенок!

Mp3-файл — это инструмент, как вилка или нож. Удобно есть, можно сделать что-нибудь полезное или убить человека. Я mp3 использую по назначению — всегда плачу. Моя дочь тоже всегда платит — с моей кредитной карты. Но все ее друзья слушают музыку бесплатно. А я, например, строго придерживаюсь позиции, что законы об охране авторских прав — это хорошо и они должны соблюдаться.

Смешанные чувства в моей душе по отношению к этому «ребенку» (смеется). Но это нормально, как у каждого родителя. И потом, разве могут родители управлять жизнью своих детей?

— А какую песню вы купили последней?

Maroon 5 — «Payphone». Она мне очень нравится.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241976
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249777
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416423
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420641
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425911
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427245