7 октября 2015Современная музыка
778

Андрей Машнин: «Шевчук оказался сильней»

Лидер классиков питерского хардкора о том, как русский рок победил, и о том, почему он возродил «Машнинбэнд»

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Сергей Тюрин

История Андрея Машнина и его группы «Машнинбэнд» рассказана в книге «Песни в пустоту» о потерянных группах русского рока 1990-х. В конце 1980-х Машнин работал кочегаром в знаменитой котельной «Камчатка» вместе с Виктором Цоем и выступал с песнями под гитару на концертах Ленинградского рок-клуба, а в 1990-х превратился в неистового фронтмена одной из первых хардкор-команд Петербурга. «Машнинбэнд» записал пять полноценных альбомов, которые уже можно считать классикой русского альтернативного рока. Самую известную песню Машнина «P.S. Сам (Айя)» в 2004 году перепел Егор Летов и включил в альбом «Гражданской обороны» «Долгая счастливая жизнь». В середине 2000-х «Машнинбэнд» прекратил существование. Андрей Машнин почти насовсем отошел от музыки, сконцентрировавшись на работе редактором в автомобильном журнале.

11 октября в клубе «ТеатрЪ» пройдет первое после долгого перерыва и единственное московское выступление «Машнинбэнда». Денис Бояринов расспросил Андрея Машнина о том, почему он «на все положил» в 2000-х и почему решил вернуться на сцену.

— Как вы относитесь к 1990-м? Для вас это было «лихое», трудное время или какое-то другое?

— В 1990-е мне было 30 лет, а в 2000-е — 40. К сорока годам я уже ко многому привык, вдобавок с 1992 по 2002 г. мы с женой жили в Купчино, и нам было довольно весело. По ночам там часто стреляли под окнами, машины переворачивались, что-то всегда происходило. За хлебом надо было долго стоять на улице в очереди. Видеопрокаты, ларьки, путчи всякие. С другой стороны, первые заграницы: Берлин, Гамбург, Париж. Тогда же я перешел от пения под гитару к пению в группе. Кучу песен сочинил в 1994—1996-м, три альбома записали. В 1995-м начальство разогнало «Камчатку». Мы с женой выучились в институте на редакторов и устроились в журнал, где до сих пор работаем. Пережили как-то это время. А в 2002-м сын родился, другая жизнь. До 2005-го мы выступали, но потом гитарист Ильич (гитарист и мультиинструменталист Леонид Замосковский, записавший с Машниным два ключевых альбома «Машнинбэнда» — «Жэлезо» и «Бомба». — Ред.) был вынужден уехать из города в далекую деревню — и группа впала в кому, а я сосредоточился на семье и работе. Если сейчас в целом вспоминать 1990-е, то для нас с женой они прошли вполне занятно, есть что вспомнить. Сбережений у нас не было, бизнеса не было, еда какая-то была, одежда тоже. Мы были молодые и без особых запросов. В масштабах страны и мира я это время не могу анализировать.


— Помните ли последний концерт «Машнинбэнда» в Москве — когда и где он происходил? Как это было?

— Судя по записям с нашего сайта, этот концерт прошел 3 апреля 2005 года в клубе «35 мм». Ничего особенного не помню. Видимо, был обычный наш концерт. А, тогда Летов, кажется, приходил.

— Можно ли эти концерты «Машнинбэнда» называть «возвращением группы»? Что побудило вас вернуться на сцену? Будете ли вы давать еще концерты — или это разовое событие?

— Называть так можно — по факту, возразить тут нечего. Но мне это не близко, особенно если произносить это будто капслоком. Повторюсь, по личным обстоятельствам Ильича мы в 2005-м не могли дальше играть — и перестали. Сейчас можем — и играем. Все получилось само собой, никто ничего не предпринимал для этого. В августе мы собрались по-тихому и начали репетировать, причем на квартире у одного товарища. Потом хотели так же по-тихому сыграть пробный концерт в маленьком клубе, практически для своих друзей и родственников. Но вдруг билеты расхватали за три дня, и случилась небольшая давка. Поэтому я пообещал всем сыграть еще раз в Москве — для тех, кто не смог приехать, и дать еще концерт в Питере, в клубе побольше. Это сейчас и происходит. А дальше не знаю. На последней репетиции мы подписали контракт с концертным агентством. Может быть, нас это настроит на что-то.

Это точно не про Цоя цитата?

— Что вы знаете о судьбе Леонида Замосковского? Где он и что с ним происходит?

— Леонид — непростой человек. Неравнодушный. Недаром его прозвали «Справедливый». Поэтому я, в общем-то, не удивился, когда случайно узнал, где он находится в последнее время. Так и должно было быть. Подробно не могу рассказать пока что. Он выходил со мной на связь в апреле, его позывной «Элефант». Это все, что сейчас можно говорить. Надеюсь еще увидеть его. Он, кстати, сменил фамилию и прическу.

— Правда ли, что вы с середины 2000-х, как только отошли от регулярных выступлений, перестали писать песни?

— Да, это так. Писать песни было совершенно ни к чему. Играть их было не с кем.

Кочегары «Камчатки» Евгений Титов и Андрей Машнин, 1989 годКочегары «Камчатки» Евгений Титов и Андрей Машнин, 1989 год

— В книге «Песни в пустоту» вы названы героем 2000-х — в том смысле, что вы сделали свой выбор: «Предпочел музыке стабильную работу, выворачиванию себя наизнанку на сцене — иронический блог, кочегаркам, гримеркам и подсобкам — просторную квартиру на окраине города: в некотором смысле Андрей Машнин больше похож на героя 2000‑х, чем любой другой герой этой книги». Почему вы сделали такой выбор? И был ли выбор?

— Ха-ха-ха! Это точно не про Цоя цитата? Я книжку-то не читал еще. То есть панельная однушка в Купчино — это у кого-то называется «просторная квартира на окраине города»? Помню, приехали ко мне на день рождения немцы. Зашли в комнату и мнутся стоят. Я говорю: «Что? Варум зи траурих?» Они так робко: «А куда дальше-то проходить?» То есть наша просторная комната на окраине квартиры им, видите ли, показалась прихожкой. Вообще я не помню, чтобы кто-то из наших кочегаров мечтал выйти на пенсию от котла. Все при первой возможности уходили. Я там проработал больше всех, кстати, в той еще котельной, действующей. И ушел в связи с ее закрытием. Остальные раньше разбежались — и правильно сделали. Если, опять же, кто-то считает, что работа редактора — это сверхприбыльный бизнес, то он заблуждается. Играть мы перестали исключительно из-за отъезда Ильича. Кроме того, эта музыкальная идея забуксовала — «русский рок» нам перебить не удалось. Шевчук оказался сильней.

Положить на все — не грех.

— В той же книге «Песни в пустоту» продюсер Сергей Фирсов говорит: «Для меня история сотрудничества с “Машнинбэндом” была очень важной. Это было продолжение того, что я делал раньше, когда сотрудничал с “Гражданской обороной” и Башлачевым. Машнин совершенно четко продолжал их традиции. И на таком же уровне, я считаю. Для меня огромное разочарование, что Машнин положил на все». Что вы думаете об этом? Согласны ли вы с тем, что продолжали традиции Башлачева и «Гражданской обороны»? Что это за традиции?

— Положить на все — не грех. Думаю, если бы я тогда помер, некоторые были бы не так сильно разочарованы. Поминали бы меня с воодушевлением. Говорили бы: «Вот Машнин да, молодец». Но у меня, знаете ли, родители, сын-ребенок, жена любимая. На фига мне это. Ну вот я себе представил потом, что я — в образе кумира молодежи — действительно помер в 2005-м. Я ведь думал — все уже, никогда больше на сцену не выйду, обстоятельства так сложились. Еще два-три месяца назад так думал. Потом вышел на концерте, взял микрофон — хм, думаю, странно это. Но руки-то помнят. И никакие традиции я вроде бы не продолжал. Не знаю, что за традиции такие.


— Что вы думаете о нынешнем состоянии русского рока? Следите ли за деятельностью «грандов» — БГ, «Алисы», «ДДТ», Бутусова? Есть ли молодые рок-группы, которые вам нравятся? Какая музыка звучит у вас в машине?

— Нет-нет, нынешний русский рок меня совершенно не интересует. Старые записи нормально воспринимаю — как часть моей прошлой жизни. Новые — никак. Просто не слушаю. Думаю, они это делают, потому что больше им нечего делать. При этом я рад, что можно опять сходить на «Странные игры». Рад, что есть «АукцЫон», и это совсем не «русский рок». Очень жалею о Грише Сологубе. Очень жалею о Летове. Молодые рок-группы не слушаю. Не уверен, что они существуют. То, что сейчас обычно играют, сложно назвать рок-музыкой. В машине у меня звучит радио. Какое-нибудь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244872
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246435
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413027
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419516
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423593
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428900
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429554