22 октября в московском клубе «16 тонн» выступит британский дуэт Slaves — наверное, самые яркие рок-дебютанты 2015-го. В июне группа, отыгравшая на всех крупных британских фестивалях, выпустила дебютный альбом «Are You Satisfied?», за который номинирована на престижную Mercury Music Prize. С вокалистом и ударником группы Айзеком Холманом и басистом-гитаристом Лори Винсентом нам удалось поговорить перед киевским концертом группы — за два дня до появления в Москве. Вопреки образу, навеянному буйными песнями и выступлениями, музыканты оказались спокойными и рассудительными молодыми людьми. Даже слишком.
— Ребята, вы — панки?
Айзек Холман: Людям нравится вешать ярлыки на все подряд. Наверное, самое близкое по духу к тому, что мы делаем, — это панк-музыка. Нам нравится думать, что мы делаем что-то свое собственное, но я ценю то, что у нас есть связь с панк-культурой, мы любим DIY-эстетику. Когда мы создавали наш дуэт, мы слушали много панк-групп, которые впоследствии оказали на нас влияние: TheClash, SexPistols, TheSlits. Так же как и постпанк: GangofFour, Марк Перри, JoyDivision, Crass. Но с течением времени хочется верить, что мы разработали свой собственный стиль. Я понимаю, почему нас причисляют к панк-музыке, и не считаю, что это плохо.
Лори Винсент: Нам не нравятся стереотипы, связанные со словом «панк». Мне нравится панк в изначальном смысле, но в современной Англии при упоминании панка тебя ожидают увидеть с ирокезом на голове. Панк — это клише. Мы же более продуманные ребята и ощущаем это совсем иначе — не верим в анархию, например.
— TheClash и SexPistols попали в немилость к фанатам после того, как подписали контракт с крупным лейблом. Вы тоже оказались в руках крупного лейбла.
Айзек: Уже какое-то время назад. Мы много работали, играли много концертов и боролись за такую возможность. Ушла пара лет, чтобы привлечь к себе внимание.
Лори: Наши песни попали на национальную радиостанцию. EMI услышала их. Но это было единственное предложение от одного лейбла. За нами не выстраивалась очередь. Поэтому мы, недолго думая, согласились.
— Вас избаловал успех? Вам выстилают кокаиновые дорожки от клуба к клубу?
Лори: Лейблы, скорее, предпочли бы, чтобы мы были такими. Но мы не в тренде, не тусуемся с другими музыкантами, вообще мало тусуемся.
Айзек: В моей жизни все осталось по-прежнему, круг друзей не изменился, никаких радикальных перемен в жизни, кроме того, что теперь мы можем профессионально заниматься музыкой. И зарабатывать себе на жизнь тем, что любим больше всего. Это приятное чувство.
— Ваш сайт называется «youareallslaves» («вы все — рабы»), а не «мы все — рабы». Вы что, таким образом дистанцируетесь от аудитории?
Айзек: Нет, не думаю, что мы дистанцируемся от аудитории. Название нашего сайта касается и нас в том числе. Мы все рабы чего-либо — рутины, нелюбимой работы. Когда мы записали эту пластинку, мы по-прежнему занимались работой, которую ненавидели.
— Чем вы зарабатывали на жизнь до этого?
Лори: Я продавал молочные коктейли. Первое время мы совмещали работу и музыку, но после того, как подписали контракт, в нашем концертном графике было столько выступлений, что это стало физически невозможно. Пару лет мы сразу после работы умудрялись отправляться в тур.
Айзек: У меня в ту пору было две работы. Я присматривал за престарелыми людьми, и это мне вообще-то нравилось. На второй работе я занимался доставкой и прочими скучными, монотонными делами на складе в магазине. Много времени там провел — до сих пор не понимаю, зачем.
Это популярный миф о крупных лейблах, как будто они разрушают судьбы молодых групп. Я же верю в обратное.
— Зато у вас была полная творческая свобода. Поработил ли вас ваш лейбл?
Лори и Айзек: Все свои клипы мы сняли уже на лейбле. До сих пор мы самостоятельно принимаем все решения, связанные с группой. И лейбл, судя по всему, нам доверяет. У нас полный контроль над творчеством — если мы хотим что-то сделать, мы это делаем.
Лори: Это популярный миф о крупных лейблах, как будто они разрушают судьбы молодых групп. Я же верю в обратное — у независимых лейблов нет денег на эксперименты. Мы изменились с тех пор, как попали на лейбл. Попади мы на независимый лейбл, у которого нет денег на развитие группы, мы бы оказались в условиях консервации. Так что мы — за крупные лейблы. Особенно сейчас, когда музыкальная индустрия умирает и становится все более компьютеризированной. Когда все начинают заниматься самостоятельной раскруткой — приятно быть частью старой традиции.
— Видимо, миф о крупных лейблах пришел от предыдущего музыкального поколения, чья карьера началась до цифровой эры: Garbage всю жизнь работали, чтобы насобирать денег, открыть собственный лейбл и больше ни от кого не зависеть. Siouxsie & TheBanshees очень неосторожно подписали контракт с лейблом. Но, видимо, у вас совершенно другая история.
Лори: Нам повезло с самого начала. Что бы лейбл ни хотел сделать в отношении группы — они не имеют права делать это без нашей подписи. В прошлом у групп не было такой привилегии, но мы — часть современного мира и уже лучше подготовлены к заключению разного рода сделок.
— Что вы успели сделать до 2015 года?
Айзек: До 2015-го мы записали мини-альбом, что-то вроде EP — «Sugar-CoatedBitterTruth»; он был слишком коротким для полноценного альбома и слишком длинным для мини-альбома. Просто пластинка, которую мы записали в самом начале нашей карьеры. Сейчас, наверное, уже сложно ее раздобыть.
— Дебютный альбом «AreYouSatisfied?» сразу определил минималистичное звучание и набор инструментов Slaves— барабаны и гитара. Но, судя по песне «IShine MyShoeswithaDirtyVest», ударной установкой и гитарой дело не ограничится.
Айзек: Это по-прежнему минималистская конструкция. Бит, который звучит в самом начале песни, Лори записал на бас-гитаре. А когда мы оказались в студии, то добавили еще и синтезатор. На самом деле мы всегда параллельно прорабатываем много новых идей и не собираемся зацикливаться на одном формате с ограниченным набором инструментов. Нам нравится писать глупые электронные треки и серьезные электронные треки тоже.
Я присматривал за престарелыми людьми, и эта работа мне вообще-то нравилась.
— Вы как раз говорили о том, что любите Kraftwerk.
Айзек: Да, мы обожаем электронную музыку.
Лори: И NewOrder тоже.
— А что там у вас за история с еще одним английским дуэтом — SleafordMods?
Лори: Мы им не по душе, вот и вся история. Нам нравилась эта группа, мы видели их выступления, встречали их — приятные парни.
Айзек: Я даже их пластинку купил.
Лори: И я тоже, а потом однажды оказалось, что они считают, что мы паразитируем на их музыке.
— Как насчет других дуэтов — BloodRedShoes и RoyalBlood: это чистое совпадение, что в Британии сейчас урожай на дуэты?
Айзек: Похоже на совпадение. Очень много парочек неожиданно возникло на поверхности. BloodRedShoes — наши хорошие друзья. И мы встречали RoyalBlood пару раз — они классные.
— В немного сексистском эфире на украинском радио, где ведущая постоянно делала акценты на том, что пластинки в студии переворачивают только мужчины или что у тебя неплохой почерк для парня, особенно молодого, вы говорили о песне «Sockets». Где поется…
Лори: О нежелательном внимании, которое привлекают красивые женщины.
Айзек: Красота — это дар и проклятье. И это самая антисексистская песня, которую можно представить, как мне кажется. Если бы она была сексистской, мы бы одобряли толпу мужиков, толпящихся вокруг привлекательной девушки. Я же пою о положительных и об отрицательных сторонах привлекательности. Я бывал в пабах и наблюдал, как девушка заходит в помещение, и если молодежь еще сидит помалкивает, то какой-нибудь старый извращенец сворачивает шею, чтобы посмотреть на нее. Отвратительно.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова