Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024528225 октября в московском «Главклубе» выступит герой интеллектуальной электроники 1990-х, один из трех китов знаменитого лейбла Mo' Wax — DJ Krush, в музыке которого оригинальным образом сплавлены хип-хоп, даб, IDM и этника. В прошлом году уроженец Токио отмечал 20-летие своей музыкальной карьеры, за которую ему довелось сотрудничать с яркими музыкантами из разных музыкальных и географических миров — от звезд американского хип-хопа до великих ямайцев. По возвращении из Москвы DJ Krush отправится в свою токийскую студию, чтобы закончить новую пластинку. Перед концертом DJ Krush прислал в редакцию COLTA.RU список своих любимых пластинок всех времен.
— На протяжении 20 лет своей карьеры вы сотрудничали с музыкантами из самых разных музыкальных миров — от американских рэперов до нигерийских перкуссионистов и японских джазменов. Как были организованы эти коллаборации — вы сами ищете контакта или же к вам обращаются с предложениями?
— По-разному. Среди тех, с кем я работал, есть и музыканты, которых я знал до того, как начать с ними работать. Есть те, на кого я выходил через свою команду или же общих знакомых. Есть и те, кто сам выходил на связь со мной, просто присылая предложение о совместной работе. Важно одно: мне интересны музыканты, у которых есть то, чего нет у меня самого. И я создаю вместе с ними музыку, чтобы увидеть и понять, что же мы можем сделать вместе: именно это меня волнует больше всего.
На самом деле благодаря таким коллаборациям мне в голову приходят совершенно новые вещи, образы, которые я раньше не видел, звуки, которые я раньше не слышал. Эти впечатления я могу использовать в своих следующих произведениях. Совместная работа — это очень приятная вещь, это не просто написание музыки, а некий личный, жизненный опыт, который крайне важен для меня. Именно поэтому мне сложно выделить кого-то одного, каждый подобный опыт является очень особенным.
— В этот раз вы выступаете в России вместе с французом DJ Cam, с которым вы работали вместе много лет назад. Что вы думаете о новой встрече?
— Во времена Mo' Wax мы много играли вместе — и в Европе, и в Японии. DJ Cam участвовал в записи моего альбома «Milight» — уже больше пятнадцати лет назад, мы записали вместе вещь «Les Temps». Лоран тогда на две недели приехал в нашу нью-йоркскую студию, и мы просто отлично поработали. (Помню, что там были многие американские звезды вроде GZA, Method Man и Mos Def…) Конечно же, я очень рад, что в этот раз мы будем играть на одной сцене. Если бы можно было добавить еще DJ Shadow и DJ Vadim — было бы еще круче!
— Какие альбомы повлияли на вас больше других? Расскажите о японской музыке, которая, быть может, не очень хорошо известна русской аудитории, и если идти еще дальше — какие электронные и хип-хоп-альбомы имеют для вас самое большое значение?
— Мне интересны прежде всего музыканты, которые выражают при помощи звука свою оригинальность. Хип-хоп научил меня писать музыкальные картины, но все разнообразие палитры я узнаю благодаря джазу.
Мой список не будет коротким! Все эти пластинки я не перестаю слушать уже много лет.
Inoue Takayuki — «I Stand Alone»
Пластинки Matsuribayashi ga kikoeru no te-ma и Eikiti Yazawa
Herbie Hancock — «Rock It»
Grandmaster Flash — «Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel»
Funkadelic — «Maggot Brain»
Miles Davis — «Ascenseur Pour L'Echafaud (Lift to the Scaffold): Original Soundtrack»
Kraftwerk — «Tour De France»
Afrika Bambaataa — «Planet Rock»
Led Zeppelin — «Stairway to Heaven»
Deep Purple — «Fireball»
The JB's — «The Grunt (Parts 1&2)»
Paul Hardcastle — «Rainforest»
Paul Hardcastle — «King Tut»
The Art of Noise — «Moments in Love»
«Breakin'… There's No Stopping Us»
Arthur Baker — «Breaker's Revenge»
Vangelis — «Blade Runner. Original Motion Picture Soundtrack»
Freeez — «I.O.U»
Mantronix — «We Control the Dice»
Man Parrish — «Hip Hop, Be Bop»
Twilight 22 — «Electric Kingdom»
Rock Master Scott & The Dynamic Three — «The Roof is on Fire»
Kurtis Blow — «The Breaks»
G.L.O.B.E. & Whiz Kid — «Play That Beat Mr. D.J.»
Sugarhill Gang — «Rapper's Delight»
Grandmixer D.ST. — «Crazy Cuts»
Public Enemy — «Public Enemy No.1»
Ultramagnetic MС's — «Give the Drummer Some»
Eric B.&Rakim — «Paid in Full»
Busy Bee vs Rodney Cee — «MС Battle» (из саундтрека к «Wild Style»)
Все пластинки A Tribe Called Quest, Gang Starr, Whodini, Run-D.M.С. и многие другие.
— Как случилось, что ваша музыка прозвучала в российско-японском аниме-проекте «Первый отряд»? Какую задачу ставили перед вами создатели фильма?
— Создатели фильма были знакомы с моей музыкой задолго до того, как они задумали этот проект. Они признавались мне, что с самого начала хотели, чтобы я принял участие в работе над картиной. Прежде чем я начал писать музыку, они прислали мне наброски и объяснили, в каком эпизоде будет та или иная атмосфера и какая по настроению музыка будет нужна. Взяв образы за основу, я постарался максимально приблизить музыку к картинке, руководствуясь своими ощущениями. Думаю, что фильм получился в итоге очень хорошим, в нем присутствовала некая таинственность… Если бы мне еще раз представилась подобная возможность, я бы согласился, не раздумывая.
— В прошлом году вы не стали выпускать альбом, предпочтя ежемесячно выкладывать в цифровом виде новые треки. Почему так и собираетесь ли вы возвращаться к традиционному формату на компакт-диске или виниле?
— Это было связано с глобальными изменениями в музыкальной индустрии — компакт-диски продаются уже совсем плохо, о массовой продаже винила тоже речи не идет… Мы решили поступить так, потому что цифровые продажи — это самый быстрый способ донести мою музыку до поклонников. Виниловые пластинки выходили ограниченным тиражом. Их поклонники могли купить во время моего тура, посвященного 20-летию карьеры. Я сам из поколения «аналоговых» музыкантов, но сегодня работаю и с цифровым форматом — без этого сейчас никуда, такие времена настали. Но это не значит, что это как-то отразилось на моем творчестве.
Кстати, следующий альбом обязательно выйдет на виниле.
— Когда он выйдет?
— Думаю, что это произойдет не раньше середины следующего года. Я прекрасно понимаю, что поклонники заждались этой пластинки, и мне не хочется их разочаровать. Мы вовсю работаем над новой пластинкой вместе с моей большой командой. Для нас это будет нечто совершенно особенное, надеюсь — и для вас тоже.
— Когда вам было лучше всего работать — в 90-х, в нулевых или сейчас?
— Думаю, что 90-е были самой интересной и запоминающейся эпохой для меня. В это время появилось очень много новой музыки...
— У вас нет ощущения, что музыка 90-х возвращается — трип-хоп, даунтемпо, IDM, новые продюсеры и битмейкеры во многом повторяют звук и стилистику, которые были найдены еще двадцать лет назад. Как вы к этому относитесь?
— Я думаю, что обращение к искусству предыдущей эпохи — это очень важная вещь, так было всегда. Люди искусства всегда вдохновлялись тем, что было до них. Новое искусство и музыку нужно создавать, не оглядываясь на критику и всевозможные сравнения. Нужно стремиться вперед. Если кто-нибудь сделает что-то новое, вдохновляясь тем, что делали мы двадцать лет назад, — я буду только рад.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245282Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246889Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413365Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419823Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420539Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423137Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423893Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429093Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429190Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429854