2 февраля 2016Современная музыка
292

Призраки Инстаграма

Герои трип-хопа Massive Attack предъявили новые мрачные песни в формате чувствительного приложения для айфона

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Massive Attack

За два десятилетия — 90-е и нулевые — бристольская группа Massive Attack выпустила всего пять полноценных альбомов. Два из них — «Blue Lines» и «Protection» — были революционными для своего времени, из них выросло отдельное направление электронной музыки — трип-хоп, который снова становится актуальным. «Mezzanine» для многих стал альбомом-символом десятилетия, хотя его главный шлягер «Teardrop» ассоциируется теперь c 2000-ми и сериалом «Доктор Хаус». Выпущенные в нулевых «100th Window» и «Heligoland» по гамбургскому счету кажутся проходными, хотя это очень крепкие пластинки с хорошими песнями и звуком, который невозможно подделать. После «Heligoland», вышедшего в 2010-м, Massive Attack пообещали перестать выпускать альбомы и свое обещание пока держат.

Новая музыка бристольцев, прежде находивших футуристический звук на древних пластинках, сначала появилась в формате странного айфон-приложения Fantom, которое описывалось как sensory remixer — т.е. «чувствительный ремикшер». При установке Fantom запрашивает у пользователя разрешение на доступ к его данным — географическому положению, видеокамере, времени суток и даже пульсу (последняя опция, впрочем, доступна только обладателям Apple Watch). На основании этой гео- и биометрии приложение реаранжирует фрагменты из новых песен Massive Attack (которые уже можно купить в iTunes), как-то сообразуясь с тем, где вы находитесь, что видите и как двигаетесь. Получающийся саундтрек к вашей жизни тут же можно совместить с картинкой с камеры вашего iPhone, обработанной эффектным нуар-фильтром, и выложить во всевозможные аккаунты в соцсетях. Получается уникальный цифровой отпечаток вашего сиюминутного состояния, а заодно и эскиз грядущей технологической утопии, в которой умные социально-рекомендательные системы помогают человеку есть, жить, работать, спать и размножаться, рекомендуя лучшую музыку, рестораны, развлечения, отели, маршруты, финансовые стратегии, половых партнеров и т.д.

Fantom показывает, как люди превращаются в приложения к своим аккаунтам в соцсетях, в призраки фейсбуков и инстаграмов.

Один важный момент: этот уникальный отпечаток сделан в негативе. Никакого восторга от пребывания в этой цифровой утопии у пользователя Fantom не возникает. Как и новые песни Massive Attack, в которых нервно пульсирует мысль, что «все не так, ребята», черно-белый Fantom, декорированный рентгеновскими снимками, скорее отваживает человека от привычки рассказывать миру, где он находится сейчас, что видит и слышит. Прикидывающийся полезным app'oм Fantom — это антидот от app'ов, показывающий, как люди превращаются в приложения к своим аккаунтам в соцсетях, в призраки фейсбуков и инстаграмов.

Massive Attack и прежде использовали огромные массивы данных, бесконечно выливающихся в интернет, как честное зеркало, выставленное перед миром. Одним из главных элементов концертных шоу Massive Attack был гигантский жидкокристаллический экран, на который, в частности, выводились заголовки местных газет, выхваченные с помощью поисковых машин. Бегущая строка, сообщавшая зрителям о трагедиях, ежеминутно происходящих в мире, придавала минорным песням группы глубину документального расследования. Massive Attack во время концертов давали отповедь имперским амбициям стран, транснациональных корпораций и международных масс-медиа. В стартующем концертном туре, к которому приурочено появление «Ritual Spirit», судя по всему, достанется еще и глобальным интернет-компаниям и ИТ-евангелистам, мнящим себя новыми Стивами Джобсами.

Хронически мрачное мироощущение лидеров Massive Attack можно списать на приступы паранойи или на дальтонизм Роберта дель Наджа — мол, привыкли все видеть в черном цвете. Но нельзя и не согласиться с их взглядом на вещи — ведь со времен врастания интернета в жизнь человека в ней принципиально ничего не изменилось: войны идут, болезни свирепствуют, нищета распространяется. В любом сердце, как в любом городе, найдется темный закоулок, куда лучше не заглядывать. Мир не стал ярче, светлее и радужнее — если судить о нем не только по ленте Инстаграма.

Купить «Ritual Spirit» на iTunes


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249068
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415684
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420069
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425298
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426731