26 ноября 2014Наука
205

Рыба, реальная на 95 процентов

Профессор Вагенсберг, создатель «КосмоКайши», — про смысл разговоров о науке, колеса первых велосипедов и дружбу с Дали

 
Detailed_picture© CosmoCaixa

Музей «КосмоКайша» в Барселоне открылся в 2004 году на месте старого городского музея науки. Учредители позвали переизобрести его с нуля профессора физики Хорхе Вагенсберга, который занимался сюжетами на стыке дисциплин — например, с помощью законов термодинамики выяснял, много ли насекомых приходится на одного павиана где-нибудь в джунглях.

К открытию Вагенсберг сочинил и опубликовал в научном журнале манифест «тотального музея», где утверждает, к примеру, что изобрел инструмент против диктатуры, которая навязывает гражданам мысль «более умные и лучше обученные люди все решат за вас». Музей науки нового типа, напротив, требует «индивидуального мышления по любому поводу».

В «КосмоКайше» он поселил живой ливневый лес — с деревьями, лианами и постоянными дождем. Из-под крыши с интервалом в несколько минут сыплются семена клена — это чтобы продемонстрировать их аэродинамические качества. Гигантские куски скалы, встроенные в стены, показывают, где встречаются минералы и откуда они там взялись.

По приглашению Политехнического музея Вагенсберг прочел лекцию для музейщиков в Москве и прокомментировал ее редактору раздела «Наука» COLTA.RU Бориславу Козловскому. Мы не стали отделять одно от другого и публикуем конспект выступления с развернутыми пояснениями профессора.

Профессор Хорхе ВагенсбергПрофессор Хорхе Вагенсберг© Universitat de Barcelona

Зачем вообще нужен музей науки, если у нас уже есть книги, журналы, школы и университеты? В школах и университетах реальность представляют (represent). В музеях мы ее предъявляем (present). Почему предъявлять реальность лучше, чем представлять? Чтобы вы поняли разницу, я приведу гастрономический пример. Если вы едите черную икру, это совсем другое дело, нежели слушать рассказ о том, как кому-нибудь понравилось ее есть.

Второй пункт касается противоречий. Вот у вас в голове есть какая-нибудь идея реальности. А вы смотрите на предъявленную реальность — не на ее представление! — и видите противоположное тому, что вы думали. Думаете «А», а видите «не-А». Вы говорите себе: «Этого не может быть. Либо мне нужно думать иначе, либо смотреть иначе». Добраться до противоречий — самое важное. Этого не хватает книгам, журналам и ТВ, поскольку противоречие не такое сильное, когда вы имеете дело с представлениями реальности вместо нее самой. Реальность богаче, вы можете пережить противоречие непосредственно.

Расхожая мудрость преподавателей велит скрывать противоречия. Но, на мой взгляд, хороший учитель должен, наоборот, ждать их с нетерпением.

Музей науки нового типа — инструмент против диктатуры, которая навязывает гражданам мысль «более умные и лучше обученные люди все решат за вас».

Семь лет я искал для «КосмоКайши» вещь, под которой можно повесить табличку «Мы не знаем, что это такое». И нашел: это был камень из пустыни с очень необычным узором. Мы действительно не знали, откуда он такой взялся. Людей это шокировало. Музей признается, что он чего-то не знает. Так вы показываете, что наука — вещь открытая, наука еще не закончилась.

Теперь, кстати, мы разобрались, и камню посвящена целая научная статья. Он появился на свет, когда на месте пустыни был ливневый лес. Была пещера, по пещере текла вода, камни перемещались с места на место и обрастали бактериями. Из слоев бактерий складывались концентрические структуры. А потом свод пещеры обвалился. И на территории пустыни осталось всего десять квадратных метров, где можно найти такие камни.

***

Если в музее плавает рыба — это реальный объект? Да, но не на все сто. Поскольку в аквариуме рыба ведет себя иначе, чем на свободе. Она реальная на 95 процентов. Хорошие музеи отличаются тем, что используют объекты, реальные в максимально возможной степени. Если рыба вымершая, годятся ее ископаемые останки. Это все равно лучше, чем муляж.

Музей — это концентрированная реальность. Как зоопарк в сравнении с лесом. Встретить зверя в лесу трудно, поскольку звери рассеяны в пространстве и во времени. А когда вы приходите в зоопарк, они сконцентрированы в небольшой части пространства и все на виду.

© CosmoCaixa

Но тут мы сталкиваемся с проблемой. Если мы делаем ставку на реальность — предметы и явления, — то жестко себя ограничиваем. Потому что большая часть реальности невидима. Я не могу увидеть атомы, они слишком маленькие. Увидеть, как лопается мыльный пузырь. То, что происходит до и после, — могу. Но не сам процесс. Он слишком быстрый и потому невидим. Нельзя увидеть, как растет дерево. Я не имею возможности подождать сто лет, пока оно вырастет. Так происходит со многими вещами: одни непрозрачные, другие слишком далекие, третьи слишком большие, четвертые слишком маленькие.

В одном музее техники я спросил у куратора: а почему у первых велосипедов колеса неодинаковые? Переднее большое, заднее маленькое. Он заявил: такая, мол, в те времена была эстетика. Такой стиль. Конечно, его ответ никуда не годился. Рядом с предметом стоило показать явление: цепная передача вращает велосипедную звездочку. Но в те времена цепь еще не изобрели, и парень в седле крутит педали, приделанные к переднему колесу. Поэтому чем оно больше, тем дальше ты можешь уехать. Как только цепь изобрели, колеса стали одного диаметра.

© CosmoCaixa

В Доминиканской Республике я нашел кусок янтаря с целым семейством муравьев внутри, они утонули в смоле 20 миллионов лет назад. Человечество, вид Homo Sapiens, существует всего 200 тысяч лет. В этом янтаре масса всего интересного. Вот муравей тащит яйца. Вот другой подает сигнал тревоги. Вот муравей-рабочий с личинкой. Как на тонущем «Титанике». Здесь масса событий, и хороший вопрос — что происходило за 20 секунд до того, как смола зафиксировала эту сцену 20 миллионов лет назад. Дело науки — реконструировать явления. Это один квадратный сантиметр реальности, и мы посвятили выставку в 150 квадратных метров тому, чтобы его объяснить.

© CosmoCaixa

Моя новая задача — сделать музей, где наука и искусство присутствуют одновременно. Это будет Эрмитаж в Барселоне.

***

Наука способна заинтересовать собой искусство и наоборот. Я имел счастье знать Дали в последние годы его жизни и как-то спросил: откуда у него на картине гиперкуб (аналог куба в четырех измерениях. — Ред.)? Он соврал, будто бы это изобретение Раймунда Луллия, средневекового мистика. Но когда я поделился с ним своей интерпретацией гиперкуба, он с ней согласился. И признался, что в 1930-е дружил с одним немецким математиком, который объяснил ему идею гиперкуба незадолго до смерти.

© CosmoCaixa

Познакомились мы вот как. Я написал статью о том, что физики зря не интересуются философией, а философы — физикой. Невозможно для философа истолковывать мир, не зная ничего про квантовую механику и теорию относительности. Но и физикой нельзя заниматься, если вы не слышали про Хайдеггера и Спинозу. И один политик предложил мне провести дискуссию между философами и учеными. Но он дал мне на это слишком мало денег. Четверть от суммы, которая требовалась. Мой издатель упомянул про это в разговоре с Дали, и тот сказал: о'кей, я заплачу оставшиеся три четверти. Мы провели встречу у Дали в театре-музее, он сам присутствовал, и поэтому все этим очень заинтересовались. Философ не явился. Но мы с другими учеными отлично поговорили о философии. С этого наша дружба с Дали и началась. У него была очень сильная интуиция по поводу науки, хотя он ничего в ней и не понимал.

Есть снимок, вы его, наверное, можете найти в интернете, где 26-летний Дали позирует фотографу с журналом Scientific American. Среди его друзей было больше ученых, чем художников.

Однажды — он был уже очень болен, с трубками в носу — нобелевский лауреат Илья Пригожин попросил меня перевести для Дали вопрос: правда ли, что мягкие часы — метафора теории относительности? Дали ответил: нет-нет, ничего подобного. Он прочел книгу «Что такое жизнь» Эрвина Шредингера (лауреат Нобелевской премии по физике, создатель квантовой механики. — Ред.), а Шредингер утверждал, что живые системы — среднее между облаком, которое не имеет формы, и часами с их механизмом. Поэтому он свои мягкие часы и нарисовал.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249368
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416014
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420331
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425567
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426910