Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20246730Новое время — новые песни.
После длительного бездействия в девяностые и нулевые, которые были заняты только обустройством настоящего, в десятые ситуация изменилась. Снова появилась потребность заглянуть в послезавтра, что-то сделать для этого послезавтра уже сегодня, стал важен жанр манифеста как усилия в этой работе над будущим.
COLTA.RU уже публиковала недавно манифест Алексея Цветкова «Мир через сто лет. Взгляд слева».
Теперь в редакцию пришел еще один манифест, написанный группой интеллектуалов и активистов; на этот раз он посвящен положению в России.
Наше общество апатично и раздроблено, чем успешно пользуется правящая элита. Государственные медиа переполнены лоялистской пропагандой, представляющей любые протесты как происки внешних врагов, в оппозиции доминирует праволиберальный фланг с его апологией свободного рынка и приватизации. Почти не высказывается позиция, которая связывала бы демократическую и левую повестки. Мы считаем, что единственная альтернатива курсу на обнищание, варварство, распад общества — объединение для выработки общей политической позиции и программы коллективных действий.
Сегодня в России все говорят о кризисе. Однако его причины гораздо глубже, чем внешняя политика властей, коррупция или давление Запада. Они — в исчерпанности постсоветской капиталистической модели, основы которой были заложены в 90-е и на фундаменте которой вырос нынешний режим. В этой модели приватизация собственности была неразрывно связана с приватизацией политической власти, а неизбежным следствием экономического насилия стал поворот к авторитарной президентской власти в 1993 году. Мы считаем нынешний путинский режим органичным развитием ельцинского, а экономический порядок, выражением которого он является, — продолжением деиндустриализации страны и грабительской эксплуатации природных ресурсов в интересах элиты. Парадокс этой ситуации в том, что Россия с ее огромными запасами природных ресурсов не направила достаточного количества средств, полученных от сырьевого экспорта, на укрепление экономического и общественного благосостояния. Вместо этого российское государство ввело внутри страны политику жесткой экономии, аналогичную той, которую Европейская экономическая комиссия наложила на Грецию извне.
Россия с ее запасами природных ресурсов не направила достаточно средств на укрепление общественного благосостояния. Вместо этого российское государство ввело политику жесткой экономии.
Можно сказать, что деградация — политическая, интеллектуальная, социальная — стала сутью этой системы. Итог — не только распыление общества, но и его бессилие перед репрессиями, религиозным мракобесием и, главное, непрерывным наступлением на социальные права.
В нулевые годы власть сделала ставку на «деполитизацию», а главным своим достижением провозгласила стабильность. Конфликт в Украине и активное участие в нем российских властей способствовали созданию подобия нового патриотического консенсуса. Но идеология, на которой он основан, лжива и нежизнеспособна, а провозглашаемое общенародное единство фальшиво. Главный прием официальной пропаганды — постоянное переключение внимания: внешнеполитические маневры становятся оправданием антисоциальной политики и подавления базовых гражданских свобод внутри страны.
«Антикризисный» план правительства практически полностью соответствует рецепту так называемой политики строгой экономии, которая проводится в Греции, Испании и Италии с конца 2000-х годов и уже привела к обнищанию и росту безработицы в этих странах. Это помощь крупным банкам и корпорациям, перманентное изъятие средств у населения через увеличение прямых и косвенных налогов и иных поборов, повышение пенсионного возраста, сокращение социальных программ, расширение приватизации в госсекторе.
В России такие меры сочетаются с резкой девальвацией рубля, отказом правительства от индексации, а также коррупцией и расхищением бюджета. Но если европейские элиты, проводя свою последовательную экспроприацию средств у большинства, надеются на экономический рост, российское правительство вообще не имеет внятной перспективы и живет исключительно сегодняшним днем. Поэтому вместо долгосрочной стратегии оно прибегает к тактике «затыкания дыр», пытаясь ослабить последствия бюджетного дефицита. Под нож идут в первую очередь образование и здравоохранение, на повестке стоит повышение пенсионного возраста.
Деградация — политическая, интеллектуальная, социальная — стала сутью этой системы.
Власть преследует два краткосрочных интереса. Во-первых, она стремится удовлетворять аппетиты элиты в прежних объемах и поэтому продолжает за счет бюджета «спасать» госкорпорации и крупные банки. Во-вторых, она пытается не допустить социальной катастрофы, сдерживая рост открытой безработицы и демагогически требуя от регионов «не допускать снижения доходов населения». Такая политика только откладывает неизбежную катастрофу. Поэтому элиты уже сейчас приступили к поиску «козлов отпущения», в том числе и в своих собственных рядах. Однако выбранный в рамках существующей системы «антикризисный» курс является безальтернативным для правящего класса в целом, и смена отдельных чиновников или даже главы государства не изменит его основного направления, открыто враждебного интересам большинства.
В отличие от европейских стран, где политике жесткой экономии активно сопротивляются профсоюзы и массовые социальные движения, российское большинство пока остается пассивной жертвой. Тем не менее уже с конца прошлого года заявили о себе новые протестные группы, готовые защищать свои интересы. Чаще всего такие выступления, как всероссийская акция дальнобойщиков, митинги против платных парковок или «итальянские» забастовки медиков в ряде регионов, направлены против отдельных наиболее очевидных антисоциальных аспектов экономической политики властей, непосредственно угрожающих рабочим местам и уровню жизни.
Мы считаем, что новая гражданская нация в России может появиться только в общей борьбе таких движений и профсоюзов, а не в политтехнологическом конструировании или в безумных прожектах национализма любых мастей.
В отличие от европейских стран, где активно сопротивляются профсоюзы и массовые социальные движения, российское большинство пока остается пассивной жертвой.
Настолько же неприемлемо разделение жителей страны на «цивилизованных граждан» и «совков», отдающее социальным расизмом. Вместо актуализации линий противостояния 1991 и 1993 годов, играющей на руку власти и способной привести лишь к конфликтам в будущем, нам нужна программа гражданского согласия, основанная на общей социальной и демократической повестке. Речь идет об экономических интересах большинства, неотделимых от политических и гражданских свобод. Мы предлагаем объединиться всем, кто разделяет наше видение ситуации и убежден в необходимости реализации следующих базовых требований:
Остановка политики жесткой экономии. Мы требуем остановить урезание социальных расходов, повышение налогов и ввод новых поборов. Обеспечение эффективной работы структур социального государства за счет урезания доходов крупного бизнеса и высшего чиновничества.
Ежегодная индексация зарплат, пенсий, стипендий и пособий по текущему уровню инфляции. Как для коммерческих, так и для бюджетных организаций должен быть законодательно установлен единый порядок обязательной индексации заработной платы.
Прогрессивная многоступенчатая шкала подоходного налога, направленная против 10% населения с наивысшими доходами. Достойное пособие по безработице, пересмотр методики расчета прожиточного минимума и увеличение минимального размера оплаты труда до этой величины. Принятие закона о минимальной почасовой заработной плате. Налоговые каникулы и доступные кредиты для малого бизнеса. Расширение перечня объектов налогообложения по налогу на роскошь.
Заморозка на три года выплат по кредитам, превышающим 10% от ежемесячного дохода. Полный запрет коллекторских агентств — любые взыскания должны регулироваться и проводиться только государственными органами по решению суда. Ограничение максимальной ставки по займам микрофинансовых организаций.
Национализация базовых отраслей экономики. Управление государственно значимыми компаниями на основе демократически организованной системы планирования в интересах всего общества.
Мораторий на приватизацию в любых социально значимых сферах: здравоохранении, образовании и культуре. Отмена т.н. новой системы оплаты труда, позволяющей манипулировать зарплатой. В бюджетных учреждениях базовая часть должна составлять не менее 80% от всей зарплаты.
Реформа трудового законодательства: действительное обеспечение права на создание профсоюза и организацию забастовки. Ограничение т.н. коммерческой тайны, обеспечение представителям профсоюзов доступа к бухгалтерской документации предприятия. Предоставление трудовым коллективам возможности контроля за действиями администрации предприятия. Обеспечение трудовых прав для всех работающих на территории РФ вне зависимости от гражданства.
Национализация базовых отраслей экономики. Мораторий на приватизацию в здравоохранении, образовании и культуре. Заморозка на три года выплат по кредитам. Полный запрет коллекторских агентств.
Оптимизация полиции и бюрократического аппарата. Сокращение госрасходов за счет зарплат начальников, а не за счет рядовых работников. Введение уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников.
Снижение доли расходов на военные и силовые органы в пользу образования, здравоохранения и культуры.
Всеобщее право на бесплатное дошкольное, начальное, среднее и высшее образование.
Всеобщее право на бесплатное квалифицированное медицинское обслуживание, обеспечение людей жизненно необходимыми препаратами вне зависимости от возраста, социального статуса и других факторов.
Всеобщее право на пенсионные выплаты, превосходящие прожиточный минимум региона проживания и составляющие не менее 50% от последней заработной платы.
Поддержка государством науки, культуры и искусства, обеспечение самого широкого доступа людей к этим сферам вне цензурных и прочих ограничений.
Безусловное соблюдение и ужесточение норм предельно допустимой концентрации вредных веществ, повышение штрафов за их нарушение и адресное направление полученных средств на развитие экологически чистых технологий, энергосбережения и строительство экологически чистого жилья. Мораторий на вырубку лесных массивов без лесовосстановления, полностью компенсирующего вырубки.
Публичность в принятии любых внешнеполитических решений. Никакой «тайной дипломатии» и неконституционного, «гибридного» присутствия российских войск на территории других государств. Официальное признание всех боевых потерь среди российских военных.
Действительное обеспечение светского характера государства. Отмена всех дискриминационных законов, основанных на «морали» и «традиционных ценностях», содержательно определяемых не обществом, а клерикалами от всех религий. Устранение из законодательства понятия «традиционные конфессии». Полностью светский характер школьного образования.
Свободные выборы в органы власти всех уровней для любых партий, кроме разжигающих этническую или религиозную вражду. Уведомительный порядок регистрации партий. Расширение списка вопросов, возможных для вынесения на референдум, и упрощение процедуры его проведения.
Децентрализация власти, принципиальное расширение бюджетных полномочий органов местного самоуправления и механизмов общественного контроля за использованием земельных ресурсов. Постепенное перераспределение доходов бюджетной системы в пользу регионального и местного уровней.
Выведение судебной системы из-под фактического контроля исполнительной власти. Приведение законодательства в соответствие с конституцией. Пересмотр запретительных законов, принятых Думой 6-го созыва.
Полное обеспечение права на свободу слова. Прекращение любого давления на СМИ, обеспечение свободы высказывания журналистов во всех СМИ независимо от того, кто является их учредителем, а также от их организационно-правовой структуры и формы собственности. Государство обязано не вмешиваться в работу редакций и гарантировать защиту журналистов от преследований. Запрет внесудебной блокировки электронных ресурсов.
Обеспечение права на свободу собраний, митингов и демонстраций.
Ограничение президентской власти, передача реальных полномочий парламенту и усиление роли представительных органов власти всех уровней. Формирование подотчетного парламенту правительства только на основе парламентского большинства.
Наша платформа открыта для подписания. Мы убеждены, что только само общество может выступить в свою защиту, и надеемся, что этот документ станет первым шагом к диалогу и поиску новых форм взаимодействия.
Елизавета Александрова-Зорина, писатель, публицист
Евгений Бабушкин, писатель, журналист
Светлана Баскова, режиссер
Любовь Беляцкая, книжный магазин «Все свободны»
Илья Будрайтскис, публицист, преподаватель, редактор сайта «Открытая левая»
Сергей Васильев, певец, режиссер
Сергей Вилков, журналист, «Общественное мнение»
Татьяна Волкова, куратор
Анна Гаскарова, журналист, Snob.ru
Игорь Гулин, прозаик, критик, обозреватель «Коммерсантъ-Weekend»
Андрей Демидов, профсоюз «Учитель»
Екатерина Дёготь, куратор
Игорь Дмитриев, журналист
Олег Журавлев, Лаборатория публичной социологии
Карин Клеман, социолог
Андрей Коновал, оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие»
Матвей Крылов, художник
Павел Кудюкин, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», главный редактор журнала «Демократия и социализм»
Василий Кузьмин, активист, Левый блок
Борис Куприянов, книжный магазин «Фаланстер»
Екатерина Лазарева, кандидат искусствоведения, художник
Арсений Левинсон, правозащитник, юрист
Илья Матвеев, кандидат политических наук, преподаватель
Кирилл Медведев, поэт, музыкант, Российское социалистическое движение
Антон Морван, журналист, «Общественное мнение»
Глеб Напреенко, главный редактор журнала «Разногласия»
Сергей Невский, композитор
Андрей Олейников, доцент РГГУ, профсоюз «Университетская солидарность»
Александр Резник, кандидат исторических наук
Галина Рымбу, поэт, Российское социалистическое движение
Александр Скидан, поэт, критик
Владислав Софронов, независимый исследователь, РСД
Никита Сутырин, режиссер
Оксана Тимофеева, философ, ст. преподаватель ЕУСПб, ст. научный сотрудник ИФ РАН
Артем Фаустов, книжный магазин «Все свободны»
Алексей Цветков, писатель
Кети Чухров, доцент Высшей школы экономики
Константин Шавловский, поэт, кинокритик, «Порядок слов»
Ян Шенкман, журналист «Новой газеты»
Александр Шубин, доктор исторических наук, член рабочей группы сообщества «Информационал»
Алексей Юрчак, антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли
Вы можете подписываться в комментариях к материалу или в социальных сетях:
facebook.com/InDefenseOfSociety/
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20246730Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20248380Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202414652Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202421037Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202421751Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202424342Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202425076Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202430340Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202430414Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202430732