26 января 2022Общество
4825

Бабушка

Текст Анастасии Семенович

текст: Анастасия Семенович
Detailed_picture© Анастасия Семенович

В Курской области жаркое лето, а у моей бабушки были карие глаза. С годами выцвели и помутнели, но на старых фотографиях они почти черные. Фотографии — черно-белые, с шелково-серыми перекатами света — получаются красивые скулы. Я была в отпуске, в гостях у подруги в Курске, когда бабушка умерла.

Недалеко от Курска есть монастырь Коренная пустынь — там красивая природа, а еще рядом командный пункт Центрального фронта — музей с землянкой (правильно говорить «блиндаж») Рокоссовского. В монастыре мне не понравилось — много людей, женщины в длинных юбках и платках, а я была в майке — в Курской области жаркое лето. В землянке было прохладно, в музее — фото мужчины с очень красивыми глазами и его записка родным: «отправил вам ящик яблок», в магазине — магнитики со Сталиным и брелоки в виде пулеметов. Вокруг — ровная плитка, стриженые деревья, сочная мягкая трава. Неудачный серебристый бюст Рокоссовского на солнце напоминает что-то космическое и не похож на человека с фотографий. Я села на лавочку рядом, чтобы сменить пластырь.

В школе к 9 мая нужно было спрашивать родственников о войне и писать про них сочинения. Я спрашивала бабушку — она работала на острове в Балтийском море, пеленговала сигнал норвежских фашистов. На остров они с напарницей добирались ночью, в весельной лодке через заминированный пролив. Я написала в сочинении: «мины злорадно блестели в лунном свете» — хотя не знала, видела ли бабушка блеск, — просто вспомнила кадр из какого-то фильма. Что радиотехнические курсы бабушка закончила в Ленинграде в 1944 году, я узнала, уже переехав в Петербург.

Маме бабушка была свекровью, пока мы жили в ее квартире, они друг с другом напряженно молчали. Съехали, когда родился младший брат — с ним, новорожденным кричащим свертком, тяжелой коляской и без елочных игрушек — по-родному праздничные, стеклянные, они были бабушкиными. Мне было лет восемь, с тех пор я ходила к бабушке «тайком» и не говорила об этом маме. В чужой съемной квартире кричал брат, а у бабушки было тихо, она жарила макароны (маме не нравилось, что я их люблю и ем), в углу кухни округло говорило радио. В холодильнике всегда был сыр — «Пошехонский», не знаю, любила его бабушка или покупала, потому что другого не было, или для меня — я могла его есть кусками. Недавно я звонила маме:

— Я тыкву купила и приготовила. Ты почему-то не делала никогда, а мне так понравилось, она оранжевая, теплая!
— А как ты ее приготовила?
— Порубила кубиками, посолила и в духовку поставила.
— Ты наверное не помнишь, но бабушка точно так же готовила, она тоже тыкву любила.

И так всегда — укол, деталь, наша мимолетная даже не похожесть, а одинаковость — как это происходит? Что я пропустила, не расспросив бабушку ни о чем, кроме злорадно блестящих мин? Могла ли она, говоря о себе, говорить и обо мне тоже — и теперь я никогда не узнаю чего-то важного?

Тыкву не помню, но помню «Наполеон»: бабушка готовила ночью и заканчивала рано утром, пекла тонкие, с листочек, смуглые коржи, между ними — масляный крем. «Наполеон» — мой нелюбимый магазинный торт, в кондитерских он всегда из слоеного теста, а не из коржей-листков.

Мы переезжали все дальше от бабушки, они с мамой стали разговаривать. Летом после смерти бабушки я узнала, что, когда мне было одиннадцать или двенадцать (мы переехали на очередную съемную квартиру) — она приехала к нам и попросила у мамы прощения. Я не знаю, за что — это было их дело, но помню неловкость, облегчение и сожаление — почему сейчас? Бабушка стала моим другом — моим, а теперь мы должны быть все вместе? Как же тайный мир с жареными макаронами?

Бабушка жила в том же ритме, что и я. Когда я куда-то собираюсь или что-то выбираю, родители говорят: «Ну ты и капуша, Настя, прямо бабушка». Она была левшой и научила меня гладить — поэтому я глажу левой рукой — и так же медленно, мама не понимала этой неспешности. Как и бабушка, я не люблю есть и пить холодное, и мама часто случайно убирает в холодильник воду, кефир или фрукты, которые я «грею» для себя. Бабушка пила воду и чай теплыми — потом, когда она не могла заварить чай сама, мама наливала ей почти кипяток — как себе — и бабушка долго растерянно сидела над чашкой.

Я уехала из родного города и пропустила момент, когда бабушка стала забывать слова и перестала узнавать людей — даже своих сыновей, моего папу и дядю. Кажется, она чуть не отдала деньги мошенникам, которые ходили по квартирам, — после этого все решили, что бабушка не в себе. Она еще выходила из дома, но карие глаза давно стали желто-зелеными (мне казался очень красивым этот цвет) и начали мутнеть. Потом бабушке сделали операцию — один глаз перестал видеть совсем. Мама передала мне бабушкину шкатулку с украшениями — черную с перламутровой хризантемой, внутри — янтарные кулоны, брошка и кольцо. Янтарь похож на засахаренный мед и просвечивает, как итальянский мрамор — только легкий и теплый. Эти украшения мне идут, я люблю их носить.

© Анастасия Семенович

Родители построили дом и наконец перестали переезжать. Отношения с бабушкой стали почти идеальными — она была похожа на ребенка. Я приехала в новый дом, бабушку привезли в гости. «Это кто, Настена приехала!» — бабушка узнала меня, хотя я не надеялась. Мне показалось, родители немного ревновали: «Она все-таки много времени с тобой проводила, когда ты была маленькая, вот и помнит». Моего папу — своего сына — она называла Газмановым.

Мы с бабушкой сидели за столом, мама готовила домашнюю лапшу. «Что это там Оля делает? — Лапшу для супа. — Лапшу, понятно. — Настена, что там Оля делает? — Лапшу. Бабушка, ты уже спрашивала. — Да? А что там Оля делает?». Мама быстрыми порывистыми движениями дорезала лапшу. Мы с бабушкой жили в своем темпе — я отвечала ей медленно, как будто мы что-то обсуждаем.

Через пару дней я вернулась в Петербург и долго говорила подруге, с которой выросла в одном дворе, что я бросила бабушку в нашем городе, ее, которую я помню энергичной, закрытой, самодостаточной, в черной шубе в пол и пуховом платке — и которая подружилась со мной, своей внучкой, не принимая невестку, — я оставила среди людей, которые ей не подходили, не умели с ней быть. Я преувеличивала — в конце концов, это мои родители, а не я, ухаживали за бабушкой в последние годы. Но я винила себя в том, что она стала такой, — я знала, что 90-летние люди могут ясно мыслить, но нужна нить извне, кто-то, на кого они могут опереться, выйдя в большой быстрый мир, уже не похожий на их. На меня бабушка могла рассчитывать, мы обе это чувствовали: я, видя в ней друга, а не комично опекающую родственницу, она — до последнего сохранив в размытом «детском» разуме мой образ. Когда-то она — закрытая и самодостаточная — выбрала меня, а я уехала, не понимая важности этого выбора. Из-за меня тот человек — похожий на меня, решившийся на дружбу, непростой человек — перестал быть собой. Желто-зеленые глаза мутнели, в них давно не было уверенности и остроты.

Подруга говорила, что бабушка могла узнать меня случайно или потому, что мое лицо очень похоже на ее. Она много времени провела со мной, вот и отпечаталось. И тот человек — непростой, самодостаточный — все еще там, и лучше общаться с бабушкой, как с ней прежней — женщиной, купившей себе роскошную тяжелую шубу, потому что она не терпит холод.

Я заклеила мозоль и грелась на солнце у космического Рокоссовского. Наверное, командование остановилось тут из-за родника — а раньше из-за него же тут построили монастырь. Вода — ледяная и сладковатая, а я не люблю холодное. Я собиралась обратно в Курск, больше часа ждала маршрутку, на остановке собралась очередь: паломницы в юбках и платках, с корзинами и тележками. Что там у них? Оказалось, сегодня церковный праздник, поэтому в монастыре так много людей.

— Я здесь раньше стояла, женщина, отойдите!
— Я давно заняла, спросите людей, куда вы лезете!
— Вам как не стыдно в таком месте так себя вести?? Бог все видит!!

Когда подъехал грязно-белый микроавтобус, началась драка. Растягивались объемные юбки, кувыркались корзины и тележки, в салоне паломницы проклинали друг друга. Я уткнулась в смартфон — там были новости про плохую погоду в Петербурге и пуш в мессенджере: «Бабушка умерла». На пальце было кольцо с рыжим янтарем из ее шкатулки. Рядом незнакомая женщина продолжала ругаться, от нее пахло тряпками, горячий воздух слегка бередило только у открытого окна. В Курской области жаркое лето. Я часто заморгала, вертя в руках магнитик с серебристым Рокоссовским.

Мы доехали до города: паломницы затихли, я почти перестала плакать, поднялась в квартиру подруги. В прихожей посмотрела в зеркало — не заплаканное ли лицо. У меня тоже карие глаза. И немного желто-зеленые — как у нее.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244467
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245983
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412678
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419185
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423291
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428601
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429241