22 июля 2016Общество
357

На стороне добра

Олег Кашин выходит с фонарем на поиск хорошего человека

текст: Олег Кашин
Detailed_picture© Getty images

Месяц назад я написал для Кольты статью «На стороне зла» о людях, которые в той или иной форме делают свой жизненный выбор в пользу государства, находят с ним общий язык и общие ценности, находят в государстве самих себя и в результате превращаются черт знает во что. Заостренная формулировка «сторона зла» — ловушка для автора в том смысле, что если уж ты взялся описывать ту сторону, то не стесняйся, опиши и другую — и тогда ты сам увидишь, насколько иллюзорно и спорно добро, а значит, и зло, потому что оно может быть безусловным и безоговорочным только в сравнении с безоговорочным и безусловным добром, а где это добро — его нет. Тьма, которой не противопоставлен свет, — это ведь не вполне и тьма; по крайней мере, без света к ней будет применимо любое определение вплоть до того, что сама она и есть свет, просто вот такой несовершенный, и попробуй возрази, когда у тебя у самого в руках нет фонарика.

Собственно, это вопрос на полях статьи «На стороне зла» — где искать сторону добра и как понять, что это именно она. Самым простым (и наглым, но это-то уж точно не проблема) ответом был бы «добро — это мы», но это будет чистая ошибка 404, ссылка, которая никуда не ведет. Что такое «мы»? Нет никакого «мы» в наших условиях. «Мы, хорошие люди»? В ответ на это выйдет миллион людей, искренне считающих себя хорошими, в том числе самые невообразимые упыри, от которых захочется немедленно убежать с криками «нет, нет, я плохой». Какие-то более узкие определения? Ну давайте переберем самые вульгарные: «Мы, русская интеллигенция» — ага, а теперь попробуйте исключить из русской интеллигенции хотя бы Никиту Михалкова, и интересно, что у вас получится. «Мы, оппозиция»? О да, и за спиной зашмыгает носами партия «Парнас» и еще с десяток партий, включая знаменитые спойлеры масона Богданова, — попробуйте сказать «мы» о них. «Мы, креативный класс»? Тогда вам на фестиваль «Урбантино», и дальше можете не читать.

А кто-то чист как слеза, ни в чем не участвовал, можно объявить стороной добра его, но это как историческое кино, где оператор старается двигать камеру так, чтобы в кадр не попали электрическая розетка или стеклопакет.

При этом интуитивно ведь все понятно. Волкодав прав, людоед — нет, но когда художник Павленский попытался отдать свою премию тем, кого он считает волкодавами, выяснилось, что для многих именно они и Павленский заодно с ними — людоеды, и нет здесь формулы, по которой получится вычислить точный ответ. В этом-то и проблема — у нас и волкодавы у каждого свои, и людоеды (а также говнодавы и говноеды). Стоп, я ведь сейчас сказал «у нас» — значит, кого-то имею в виду, но кого?

Да, конечно, имею, но называть этих «нас» будет проще всего поименно; есть такое нехорошее слово «Фейсбук» в странном его значении, сужающем миллиард аккаунтов до нескольких сотен людей, пишущих по-русски, знакомых между собой, частью ненавидящих друг друга, частью терпящих, частью презирающих — но кого-то и любящих, и ценящих, и уважающих. Показательный пример — скандальный манифест «стороны зла», написанный сотрудничающим с нею в рамках «Стрелки» Григорием Ревзиным — в поясняющих интервью он говорил, что Москва, которую он хочет построить, должна идеально подходить «Фейсбуку»; описывая эту Москву, Ревзин даже называет поименно людей из «Фейсбука», которые будут гулять по ней и радоваться, — я там тоже назван по имени, поэтому могу подхватить правила игры и искать сторону добра именно в этом «Фейсбуке», тем более что больше-то и негде.

Эти несколько сотен или несколько тысяч — это и есть «мы». Сверхмалая часть российского общества, играющая чуть по другим правилам, нежели остальное общество. Наверное, в нормальных условиях это было бы субкультурой, рискующей доиграться до социальной шизофрении, но сложившиеся в России условия извиняют почти всех: в России сегодня собственные правила волен задавать себе каждый по своему усмотрению, такая свобода, наверное, находится в прямой зависимости от общей несвободы — собственно, это не секрет, самые свободные люди всегда обнаруживаются в самых ужасных тираниях, и руки (чаще, конечно, языки) их оказываются тем более развязанными, чем сильнее пытается связать их власть. Мандела невозможен в современных США, Валенса невозможен в Норвегии, Солженицын — в Германии. Наша нынешняя тирания отвратительна, но еще не чудовищна, поэтому Мандел и Валенс нет и у нас, зато есть эти несколько сотен или тысяч в диапазоне от Шендеровича и Бабченко до Ревзина и Серебренникова. Наверное, сторона добра — где-то там, где они. Ну, предположим такое, по крайней мере.

Легко быть хорошим, когда ты погружен в хорошую среду; интереснее, что с тобой будет, когда среду станут уничтожать, и куда ты себя денешь — здесь ведь тоже много всяких развилок.

И здесь не обойтись без дополнительных оговорок. Про кого-то все просто понять — да, умнейший, да, талантливейший, но, видимо, исходит из того (и не факт, что он неправ), что ум и талант как-то расширяют пространство для компромисса, и в резюме у него — и «Стрелка» с Собяниным, и фонд «Эгида» с Сурковым, и «Сколково» с Медведевым, и много чего еще вплоть до дружбы с Волошиным во времена его наивысшего могущества (то самое «дней путинских прекрасное начало», когда громили НТВ, бомбили Чечню и принимали еще робкое, но по тем временам довольно чудовищное антиэкстремистское законодательство — но многим нравилось, и кто-то до сих пор скучает по тем временам). Это люди хорошие, но место им — все-таки хотя бы в примечаниях к статье «На стороне зла», а не в статье «На стороне добра». Но это просто.

А у кого-то смотришь анкету (ну, не анкету, конечно, но цитатник за хотя бы пятнадцать лет) — чист как слеза, Путина впервые обозвал х**лом в новогоднюю ночь 2000 года, ни в чем нехорошем не участвовал, плохих коллективных писем не подписывал, а хорошие подписывает, не пропуская ни одного. Не ходит на телевизионные ток-шоу, не отвечает на звонки «Лайфньюз», не подает руки вообще никому, замечательный человек, и как бы можно объявить стороной добра его да и успокоиться — все равно больше искать негде, но это получится как малобюджетное кино о какой-нибудь давней исторической эпохе, в котором оператор старается двигать камеру так, чтобы в кадр не попадала современная электрическая розетка или стеклопакет в окне — здесь в роли розетки или стеклопакета может оказаться что угодно. Девяностые, или Украина, или отношение к народу — почему-то у каждого такого человека есть струнка, коснувшись которой, ты услышишь от него несвойственное любому добру «пытать и вешать» — будь то «наши танки в 1993 году расстреляли большевистскую сволочь», или «в Одессе пожгли колорадов», или «убить как можно больше сирийцев», или «на честных выборах победят фашисты» — да что угодно, от чего тоже захочется спрятаться и больше этого человека не слышать. Раз уж все происходит в Фейсбуке, мелкий случай из личной практики: я однажды расшарил пост незнакомого человека, какой-то прямо очень хороший был пост, один в один мои мысли, которые у меня у самого не получалось сформулировать, — не помню, про что, но про что-то важное, про свободу, наверное. И вот я его расшарил, а мне пишут: эй, ты чего, ты знаешь, кто это? Оказывается, автор поста в свое время прославился, сняв нашумевший во «ВКонтакте» ролик, в котором девушка зверски убивает котенка. Даже у произвольно взятого малоизвестного человека из Фейсбука в бэкграунде оказался такой ролик. Неужели не бывает людей с правильными словами и мыслями, но без такого ролика, и без Собянина, и без Суркова, и без «колорадов»?

Это должен быть самый обыкновенный человек, для которого пишем и говорим мы, спорные и неоднозначные, ненавидящие и боящиеся друг друга. Просто мы, видимо, не имеем к нему отношения.

Верю, что бывает. Пусть в этих нескольких сотнях людей из Фейсбука найдется один человек, у которого больше всех шансов претендовать на то, чтобы не иметь вообще ничего общего со злом. Первое свойство такого человека — к сожалению, молодость. Молодость — потому, что чем меньше лет, тем меньше возможностей что-то натворить или куда-то вляпаться. К сожалению — потому что впереди много рисков, а позади мало того, чем можно похвастаться.

Но пусть хотя бы такой человек будет. Лучше, чтобы он был из провинции, чтобы в нем не было московского сословного снобизма и цинизма и чтобы не было у него той знакомой ему с детства княгини Марьи Алексевны, которая расстроится, если он скажет что-то не то. При этом, наверное, у него должно быть хорошее московское образование: и потому, что образование — это вообще хорошо, а московское — потому что в регионах выше риск, если хорошо учишься, попасть на «Территорию смыслов», а там уже и до «Единой России» недалеко.

Наверное, он работает журналистом — иначе откуда бы мы о нем узнали, а альтернативы журналистам в этом смысле мрачные: какие еще бывают небезъязыкие люди в сегодняшней России? Он журналист, и его первое место работы — уничтоженное в середине десятых легендарное СМИ, будь то «Лента», РБК или даже «Русская планета»; почему важно, чтобы это СМИ уже пережило «гребаную цепь», — потому что это самый простой тест для такого человека. Легко быть хорошим, когда ты погружен в хорошую среду; интереснее, что с тобой будет, когда среду станут уничтожать, и куда ты себя денешь — здесь ведь тоже много всяких развилок, и если пройдена одна, станет понятно и про следующие.

Это должен быть самый обыкновенный человек, не какой-то там самородок или гений, каждое слово которого хочется ловить, нет. Это должен быть самый типичный представитель того общества, каким ему стоит быть. Это должен быть тот, для которого пишем и говорим мы, спорные и неоднозначные, ненавидящие и боящиеся друг друга. Он прочитает, и оценит, и лайкнет кого-то из нас в Фейсбуке. Он простит Ревзину заигрывание с Собяниным, а мне — работу на Суркова, он поймет, зачем Гребенщиков ходил к Бастрыкину, и рассудит спор о слитой в «Медузу» стенограмме встречи коллектива РБК с новым начальством. Когда я говорю о стороне добра, я представляю себе такого человека — его не может не быть, ведь зло все-таки точно есть, а значит, должно быть и добро. Просто мы, видимо, не имеем к нему отношения.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244721
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246270
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412883
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419373
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423478
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428774
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429447