14 октября 2016Общество
117

«На наших репетициях ребята с аутизмом озабочены только добыванием счастья»

Борис Павлович, режиссер спектакля «Язык птиц», в котором играют профи и люди с аутизмом, и руководитель центра «Антон тут рядом» Любовь Аркус рассказывают об этом опыте

текст: Наталия Зотова
Detailed_picture© Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова

БДТ им. Г.А. Товстоногова привез в Москву спектакль «Язык птиц» в постановке Бориса Павловича, где профессиональные актеры играют наравне с подопечными центра «Антон тут рядом», людьми с аутизмом, синдромом Дауна и другими особенностями развития. Спектакль показывается 13 и 14 октября в Электротеатре «Станиславский» в рамках XI международного фестиваля-школы современного искусства «Территория». Наталия Зотова расспросила об этом проекте Бориса Павловича и руководителя центра «Антон тут рядом» Любовь Аркус.

— Как получилось, что вы решили делать театр с такими необычными актерами?

— У меня давно было намерение совмещать искусство с той реальностью, которая от него далека. Мне нравится сама идея, что искусство не живет в резервации. И если есть такой генератор смыслов, как БДТ, то этот генератор должен работать на полную мощность. Так что меня никто особенно не уговаривал. Я уже в БДТ должен был начать то, что мы с Андреем Могучим условно называли социальными и просветительскими проектами. Уже работала Педагогическая лаборатория БДТ, где учились говорить о современном театре. Или во время осенних каникул режиссеры с командой актеров БДТ заехали в школы на окраине Питера и сочинили в коридорах, столовых, спортзалах спектакли по главам «Героя нашего времени» Лермонтова. И в первый день новой четверти школьники застали школу преображенной.

— И как вы от этого пришли к спектаклю «Язык птиц»? Как вы решились?

— Мне позвонила Зоя Попова, исполнительный директор фонда «Выход в Петербурге», учредителя центра «Антон тут рядом», и сказала, что приглашает меня встретиться с ней и Любой Аркус, создателем центра. Который в Петербурге, а сейчас, думаю, и в стране, — очень заметное явление: единственное место, которое так многогранно работает со взрослыми людьми с аутизмом. И дело даже не в аутизме. У них в самой организации работы, в каждой детали ощущается установка на горизонтальные связи. Никто не занимается благотворительностью в привычном смысле слова.

Вот я сижу в редакции журнала «Сеанс», где Люба Аркус рассказывает об их работе: уже и графическая мастерская есть, и керамическая, и швейная, и музыкальный ансамбль, и все на свете, а театра нет. Я сказал, что никогда не занимался инклюзивным театром, на что Люба сказала потрясающую вещь, которая меня сильно раскрепостила и сняла вопросы вроде этого «как решиться». Она сказала: «Ты, Павлович, чем умеешь заниматься? Театром? Вот и занимайся. Есть специальные психологи, которые, если что, будут оказывать психологическую поддержку. А ты не терапевт, ты делай театр».

Так и возник проект, где профессионалы вместе с людьми с аутизмом, синдромом Дауна, с другими особенностями сочиняют спектакль. Это не демиургическое творчество, когда режиссер рассказывает всем, что делать. Мы создаем поле возможностей, в котором все участвуют в достаточно пропорциональной степени. И проект живет уже два года.

Это не коллаборация, это человеческая сшибка, встреча по-настоящему, человеческое столкновение. И чем дальше мы движемся по жизненному пути, тем реже бывают такие встречи.

— А сколько времени прошло от начала репетиций до премьеры?

— Когда мы начали репетировать, не было еще конкретного произведения. По пути к «Языку птиц» мы перебрали несколько вещей, они не прижились. С октября 2014 года по весну 2015-го мы занимались упражнениями, тренингами, этюдами, нашей задачей было найти общий язык. И название суфийской поэмы «Язык птиц» неожиданно срезонировало с нашей технической задачей. Вообще вопрос искусства — это вопрос языка. А вопрос языка — это ко всем участникам коммуникации.

На моем курсе в питерской театральной академии, где я учился режиссуре, были иностранцы. И корейцы с японкой общались на русском: другого общего языка не нашлось. Время от времени мы находили записки, которые они оставляли друг другу в общежитии, где корейцы на broken russian объясняли что-нибудь японке. И это, конечно, был чистый Хлебников, удивительный новояз. Этот язык был далек от русского литературного — он был сформирован участниками этого диалога. То же самое происходило и у нас. Есть участники работы — и они должны найти собственный лексикон.

— И что вы делали, пока не нашли материал для спектакля?

— Как я уже сказал, занимались упражнениями полгода. На самом деле это очень здорово, когда делаешь что-то, лишенное прагматической установки на премьеру. Художник ведь всегда делает зарисовки, наброски. А в театре мы часто оставляем работу над технологией в театральном институте. И это были полгода чистого поиска, глоток свежего воздуха для актеров. Проект во многом вернул нас к нашей профессии. Мы вроде как опустились на базовый уровень — ребята из центра делали в театре буквально первые шаги, и мы, профессионалы, с ними переосмысляли основные вещи: что такое выйти на площадку и помолчать. Или: прежде чем что-то сделать на площадке, нужно на ней себя обнаружить. Или: важно, чтобы никто никого не подтягивал, а все двигались в общем направлении.

© Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова

— Но театрально работать с людьми с особенностями нужно как?

— Как с артистами. Базовый профессиональный уровень актера — это же очень условно. На сцене находится не только носитель навыков, но и человек. Навыки актера — в том, чтобы преодолеть свою закрепощенность, зашоренность, на сцену выйти в состоянии себя как такового. Актерский навык — это навык быть самим собой. Но актеру для этого нужны колоссальные инструменты.

А что такое аутист? Это человек без кожи, без защитных покровов. Он не умеет выстраивать социальные игры, окружать себя паутиной социальных связей. Мы создаем эту стену безопасности, стену между нами и другими, и именно поэтому мы можем легко устраиваться на новую работу, переезжать, устраивать семью с человеком, которого мы можем до конца не понимать. У людей с аутизмом восприятие мира происходит безусловно, напрямую — поэтому мир и несет им в основном травмы.

Для артиста это как раз то состояние, к которому надо прийти. Артисты учат ребят не имитации, а выстраиванию правил игры. А у ребят они учатся безусловности обстоятельств: я стою здесь перед вами, вы на меня смотрите, никакого дополнительного смысла не нужно.

— Вы тоже у них чему-то учитесь?

— Сейчас в наш проект как драматург будущего спектакля влилась сценарист Люба Мульменко. Но пока она провела три дня с нами, просто глядя на наши репетиции «Языка птиц». Вернувшись назад в Москву, она на следующий день написала мне, что не может привыкнуть, что вокруг нее нет этих людей. Это какой-то забытый, детский опыт, когда летом встречаешься с человеком с соседней дачи и вдруг он для тебя оказывается половиной мира. Вы вместе катаетесь на велосипеде, играете в прятки по заброшенным домам, опыт совместного проживания жизни становится таким колоссальным, что, когда лето заканчивается, вы не представляете, как будете жить друг без друга. Это не коллаборация, как у коллег на работе: это человеческая сшибка, встреча по-настоящему, человеческое столкновение. И чем дальше мы движемся по жизненному пути, тем реже бывают такие встречи. А ребята встречают каждого человека без этих защитных покровов, и через три дня ты не понимаешь, как жил без них раньше. Это другая концентрации подлинности. Для актеров эта высота пока недосягаема.

У людей с аутизмом восприятие мира происходит безусловно, напрямую — поэтому мир и несет им в основном травмы. Для артиста это как раз то состояние, к которому надо прийти.

— Вы два года плотно общаетесь с людьми с аутизмом. Что в них общего, кроме этой открытости?

— Как только мы начнем обобщать, будет мертвечина. Кроме вот этой беззащитности перед миром — общего знаменателя у людей с аутизмом нет. Это же индивидуальности. И как раз в силу своей обнаженности каждая индивидуальность видна сразу.

За два года не появилось ничего, никаких социальных масок, никакого внешнего объединения. Наша Нина, наш Паша и наш Антон не стали меньше Ниной, Пашей или Антоном от того, что два года работают со мной. В группе есть серьезные люди, есть иронисты, которые все высмеивают, есть скрупулезные педанты, которые требуют посекундного соблюдения плана. Есть, наоборот, люди, которые пользуются любой секундой, чтобы улизнуть и устроить какой-нибудь дестрой. Наши занятия похожи на пионерский лагерь, где все вырвались из города и предаются безудержному тому, что было «в удерже» в городе.

— Люди с особенностями развития понимают, что их считают странными?

— Те, кто участвует в театральном проекте, — люди, все-таки склонные к рефлексии, поэтому они отдают себе отчет в том, что отличаются от других людей.

© Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова

— Не пытаются ли они доказать что-то окружающим, выходя на сцену?

— Театр для них — это точно не средство кому-то что-то доказать. Это источник радости, и они используют его в этом смысле на полную катушку. Когда мы заканчиваем этюды и я спрашиваю: «Что вам особенно понравилось?» — каждый говорит: «Ну, вот я сегодня здорово работал!» И актеры в этот момент сползают со стульев, потому что они-то как раз привыкли отвечать: «Я, конечно, неудачник, а все вокруг такие талантливые…» А эти ребята приходят, чтобы получить радость, и когда случается что-то интересное, они воспринимают это исключительно как приобретение. У них нет амбиций. Это потрясающе, я пытаюсь у них этому научиться.

Поэтому с ними не чувствуешь себя уязвимым. Когда приходишь на репетицию с каким-нибудь народным артистом, то не можешь быть уверен, что он не заденет тебя. А наши репетиции — самое безопасное место. Приходя к нам, ты встречаешься с людьми, которые озабочены только добыванием счастья.

— Значит ли это, что они не оценивают других, не судят?

— Суда нет, а оценка есть. Совершенно спокойно кто-то может сказать тебе в лицо: «Слушай, а почему у тебя такая дурацкая кофта сегодня?» или «Ой, а ты плохо сейчас спел». Но в этой честности нет приговора: оценивается не сам человек, а его действие.

Философы говорят, что единственная ненаблюдаемая вещь — собственное сознание. Чтобы встретить себя, нужно отправиться в другого человека.

— Расскажите, пожалуйста, о самом спектакле.

— Это вариации на тему суфийской поэмы, наше коллективное размышление. Это история о птицах, которые отправляются на поиски царя, потому что между собой не могут договориться и жить в мире. Мудрая птица удод говорит, что если они преодолеют семь долин и семь страшных испытаний, то найдут этого царя, который будет всеми справедливо руководить. Сначала в путь отправляется несколько тысяч птиц, но с каждым испытанием многие отваливаются, возвращаются домой. Через все семь долин проходят только тридцать птиц. В конце пути они видят озеро — им говорят, что там живет Симург. В удивлении они заглядывают в него, видят свое отражение, и тут им открывается, что Симург в переводе означает «тридцать птиц».

Поэма состоит из множества маленьких притч, которые птицы по дороге друг другу рассказывают. Мы пересказывали друг другу эти притчи, и из наших ассоциаций возникал спектакль. Все тексты, которые произносят ребята, если это не тексты суфийской поэмы, придуманы ими самими.

— Что вы хотели бы, чтобы зритель понял или почувствовал в спектакле?

— Наверное, что себя ты можешь обнаружить только в другом. Знаете, философы говорят, что единственная ненаблюдаемая вещь — собственное сознание. Чтобы встретить себя, нужно отправиться в другого человека.

© Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова
Любовь Аркус, режиссер, руководитель центра «Антон тут рядом»

К людям с аутизмом не нужен никакой «особый подход». Когда начинается «особый подход», ничего как раз не получается. Открытость, способность чувствовать другого человека и уважение — больше ничего и не надо. Проблема в том, что в современном обществе это называется «особым подходом», а вообще-то это норма.

Традициям социального театра очень много лет. Это театр, который построен на открытости другому языку, другому способу выражать себя. Ребята с аутизмом — это иначе устроенные люди. У них нет социальных предрассудков, которыми мы забиты и переполнены. И когда актеры БДТ говорят, что они больше получили от ребят, чем те от них, они правы. Современный актер невероятно зажат — это говорят все режиссеры, с которыми я близко знакома. У него очень мало свободы. Сейчас не время искусства, сейчас время, которое противодействует искусству: все ощущают кризис языка, идей.

Ребята из центра «Антон тут рядом» ограниченно дееспособны. Мы пока создаем им их микросоциум, чтобы они постепенно могли выйти в большое общество. Проблема-то не в них, проблема в обществе. Но я замечаю, что нам удается инфицировать максимальное количество людей пониманием того, что никакого «особого подхода» быть не должно. Мы приходим в чужое пространство, и через некоторое время оно становится своим. Вот так же сотрудники «Газпрома» стали постоянными волонтерами центра после того, как мы всего-навсего провели у них ярмарку. Такое постепенное движение.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244798
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246349
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412954
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419439
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423535
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428826
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429504