9 февраля 2017Общество
285

Алексей Учитель: «Это продуманная акция, хочется разобраться, что за ней стоит»

Режиссер «Матильды» рассказал Василию Корецкому о странностях кампании против фильма и о своем нежелании быть фрондой

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© Александр Петросян / Коммерсантъ

— В принципе, все ваши фильмы достаточно своевременно и тонко реагируют на дух времени. Что заставило вас именно сейчас обратиться к теме Николая II?

— Да нет, начиная работу над фильмом, я никогда не думаю, как его связать с событиями в обществе. Я делаю то, что мне интересно: человеческие, эмоциональные истории вне зависимости от политической обстановки в стране. Да, в этом году 100-летие революции, но у нас все заканчивается 1896 годом, коронацией. Фигура Николая II меня интересует больше, чем Кшесинской, это правда. Еще и потому, что эту историческую личность у нас слишком однозначно понимают и враги, и почитатели. Когда-то я даже хотел снимать картину под названием «Дно», об отречении.

— То есть вы предполагали, что зрители получат ревизию недооцененной фигуры. А оппоненты фильма…

— Оппонентов у фильма пока не может быть, потому что фильма в финальной версии не существует, никто его не видел.

— Тем не менее есть люди, которые играют в эту игру.

— Это их дело. Они пиарятся на этом, делают себе карьеру, политическую, церковную, не знаю какую, но это недобросовестные люди, которые строят домыслы, основываясь на том, о чем представления не имеют. Госпожа Поклонская заявляет, что в фильме один блуд, разврат, виселицы, которых там нет и в помине…

— Ну, одна виселица там есть — в трейлере…

— В трейлере есть, а в кино нет. А если бы и была одна? Почему сразу «виселицы»? Я уже устал цитировать: я Пастернака не читал, но осуждаю. Глупо. Я уже устал повторять, что Ларс Айдингер — великий европейский актер и что она пишет ерунду, не посмотрев сам фильм. Может быть, ей показали пару кадров из Гринуэя, где Ларс появляется обнаженным, но она не знает, что Питер Гринуэй — это классик, серьезный режиссер. А обнаженное тело уже давно стало частью искусства, и не только в кинематографе. Наши актеры снимаются обнаженными тоже, и почему-то их не сажают в тюрьму за это. Понимаете, это все настолько наивно, а подается как нечто катастрофическое.

Откуда в письме этой организации узкоспециальные слова, такие, как «баннер», используемые только в профессиональных кругах?

— Но она говорит, что он — порноактер, и ей хоть кол на голове теши! Вам не кажется, что вы попали в пространство, как это сейчас называют, «постправды», что вы на таком безумном чаепитии?

— Нет, она говорит это просто по незнанию. Но если она сходит в театр «Шаубюне» на «Гамлета», на «Ричарда III», где он играет главные роли, я думаю, все встанет на свои места. Одним словом, надо культпросвет устроить.

— То есть вы по-прежнему придерживаетесь тактики готовности к диалогу и компромиссу. Вы считаете, сработает? На протяжении минувшего года результата не было. Может, нужно в наступление перейти, как Райкин?

— Мы сейчас и переходим. Мы сейчас будем подавать заявление в Генпрокуратуру, потому что появилось письмо очень тревожного содержания. Некая организация рассылает его в кинотеатры и грозит поджогами в случае показа фильма. Это открытый призыв к насилию. Мне кажется, тут государство уже обязано вмешаться! (Разговор с Алексеем Учителем состоялся накануне вчерашнего заявления Дмитрия Пескова о недопустимости угроз в адрес «Матильды». — Ред.)

— Вы считаете, что эта организация действительно существует? Потому что это очень похоже на виртуальный пиар-проект — начиная от названия этой организации: «Христианское государство — Святая Русь».

— Ну, формально они есть в интернете, есть руководитель организации. Я не знаю, виртуальные они или реальные, мне трудно об этом судить.

— А когда вы работали вместе с Александром Тереховым над сценарием, вы предполагали, что вся эта история может вызвать такую, скажем, противоречивую реакцию?

— И в мыслях не было! Поймите, утверждения о том, что он святой и поэтому связи не было, — это… ну как вам сказать… Никто же не посягает на устои. Конечно, трагическая гибель, он объявлен святым — неужели мы не понимали этого? Конечно, понимали! Но почему церковь не протестует против того, что в «Викинге» (фильме Андрея Кравчука о князе Владимире Святом. — Ред.) насилуют просто? У нас какой-то жалкий поцелуй — и уже караул… Почему церковь не протестует, когда каждый день идет «Дом-2», где просто, извините, совокупляются прямо в кадре и это может включить любой? Почему Поклонская молчит об этом, не подает в Генпрокуратуру? Очень уж это странно! И почему она повторно обращается в Генпрокуратуру, когда ей ответили, что уже была проверка и все нормально? Почему она не обратится в Комитет по культуре той же Думы: ребята, почитайте, скажите? Там уважаемый режиссер Говорухин — председатель этого комитета, первый зам — Бортко, и они, наверное, могут ответить профессионально. Почему надо занимать такой важный орган, как Генпрокуратура, вопросами чтения сценария и выискивания чего-то? Поэтому я считаю, что это продуманная акция. Очень хочется, чтобы официальные правоохранительные органы разобрались, что за ней стоит, потому что для меня во всем этом много загадок: например, откуда в письме этой организации узкоспециальные слова, такие, как «баннер», используемые только в профессиональных кругах?

На съемках фильма Алексея Учителя «Матильда»На съемках фильма Алексея Учителя «Матильда»© Александр Петросян / Коммерсантъ

— Собственно, процедура согласования фильма с Министерством культуры ничем не отличалась от обычной процедуры, которую проходит любой фильм. В Минкульте тоже не ожидали такой реакции?

— Конечно, никто не ожидал!

— А я правильно понимаю, что и культурные, и церковные инстанции относились к этому проекту, скорее, одобрительно? Вы рассказывали, что Мединский приезжал на съемки, помощник отца Тихона Шевкунова был.

— Да, на площадке побывало очень много важных чиновников и известных людей.

— То есть это государственнический фактически проект.

— Мне казалось, что да. И он действительно важный — впервые такие масштабы. Мы с таким скрупулезным вниманием подходили к костюмам, декорациям. Я уже приводил пример: люди из массовки, снимавшиеся у нас в сцене коронации, говорили: «Со времен “Войны и мира” такого не было!» Я считаю, что нужно гордиться этим! Для меня странно одно: полтора года шли съемки, масса корреспондентов, масса публикаций, все широко освещалось, ничего не скрывалось… Ну тогда бы и сказали: ребята, караул, начинают снимать кино про какую-то интрижку! После окончания съемок я был в передаче у митрополита Иллариона, рассказывал про актера Ларса Айдингера, исполнившего роль Николая. Кстати, на съемки еще приезжал помощник владыки Тихона, с восхищением смотрел. Почему тогда ничего не говорили?

— А вы специально приглашали помощника отца Тихона Шевкунова или это была его инициатива?

— Нет, мы приглашали самого владыку, он был в Петербурге, но он просто не смог приехать и прислал помощника… Велись разговоры о том, как сохранить потрясающие декорации, построенные для сцены коронации. Почему вдруг возникла непонятная ситуация?.. Никто не видел фильма, а трейлер не мог вызвать такой скандал.

— Да, из трейлера мало что понятно.

— К тому же это первый трейлер, не смысловой. Скоро выйдут второй и третий. И потом, его делал прокатчик, а не мы. Но дело не в этом, там же ничего нет. Абсолютно ничего!

Все ждут, и на высоком уровне в том числе, и мы хотим провести премьеру в Мариинском театре, с оркестром, с Гергиевым. Хотим пригласить руководство страны. Потому что ничего в этом стыдного нет.

— Но вот Шевкунов в «Российской газете» на основании трейлера проводит достаточно подробный, как он считает, анализ, и там, в частности, упоминается сцена коронации, когда Николай падает в обморок и по полу катится корона. Он говорит, что сцена «выдумана», и спрашивает: зачем?

— Так это исторический факт: Николай на самом деле потерял сознание во время коронации, это не я придумал. Другой вопрос — как мы это обыграли. Нет никаких данных о причинах обморока, поэтому мы имели полное право предложить свою творческую интерпретацию. Возьмите разговоры Кшесинской и Николая, когда они оставались вдвоем: никто не знает, о чем они говорили, поэтому доля фантазии в этом вполне естественна.

— Вы говорите, что сейчас есть три новых трейлера.

— Да, прокатчики делают нам трейлеры по стандартной схеме.

— А вы как-то их заверяете?

— Ну, я, конечно, смотрю и пытаюсь что-то поправить. Есть разные аудитории, а мы планируем выпустить фильм широко. Есть девушки, они любят более романтические трейлеры. Есть международная аудитория, которая немного не в курсе российской истории, — и третий, международный, трейлер рассказывает, что вообще в картине происходит, чтобы был понятен сюжет. Это законы, которые не я придумал.

— А вся эта ситуация во время монтажа трейлеров учитывалась?

— Нет, абсолютно! Так там и не к чему придраться! Есть поцелуи и объятия, сделанные, я считаю, на высоком уровне, и они совершенно ничему не противоречат…

— Эта история продолжает серию предыдущих скандалов: «Тангейзер», «Лолита» в Петербурге, «Иисус Христос — суперзвезда»… Вы могли себе представить, что тот же механизм будет обращен против вашего фильма?

— Нет, никогда! Я считал, что мы не то чтобы защищены, но у нас слишком серьезная команда собрана. Гергиев, Миронов, Гармаш… могу еще с десяток фамилий назвать. Как вы думаете, стали бы эти люди принимать участие в какой-то авантюре? Мы создавали масштабное, сильное произведение. Получилось или не получилось — это другой вопрос, и судить об этом зрителю. От творческих неудач никто не застрахован, но идти на дешевый ажиотаж по поводу того, была интрижка или не была... это просто смешно. «Лолита» — ладно, это я еще могу понять, и фигура Христа все-таки не фигура Николая II. Хотя действия, которые при этом производились, на мой взгляд, безобразны: врываться на спектакли, срывать их — это в любом случае недопустимо.

Мне странно, что до сих пор молчит Союз кинематографистов. Мне кажется, не может союз отмалчиваться, понимая, что это маразм.

— А как вы считаете, это низовая инициатива? Или это процесс, который вышел из-под контроля?

— Нет, вы знаете, я уверен в том, что везде есть разумные люди. Что это не инициировано государством — на сто процентов уверен! Мне бы тогда просто не дали это снять, отказали бы в финансовой поддержке. Наоборот, я знаю, что все ждут, на высоком уровне в том числе, и мы хотим провести премьеру в Мариинском театре, с оркестром, с Гергиевым. Хотим пригласить руководство страны. Потому что ничего в этом стыдного нет. Конечно, я не мог предположить, что вмешается депутат Поклонская, далекая от кино… Я думаю, тут все дело в том, что мелкая организация, о которой никто ничего не знает, начинает такими сверхдействиями себя пробивать.

— То есть частные стратегические амбиции? Вы не допускаете, что это следствие общей невротизации общества, которая произошла за последние годы, в том числе и благодаря государственному телевидению? Потому что эти активисты повторяют риторику и накал передач Киселева, например.

— Нет, я так не думаю. Потому что я все-таки верю, еще раз повторяю, в разум. Да, есть ничтожное количество экстремистов, по-другому их назвать не могу. И есть эффект толпы, который может возникнуть мгновенно и превратить все из искры в пожар. И если этими письмами они хотят столкнуть людей, обещают поджоги..

— Вы думаете, будут реально поджоги?

— Я не знаю, но с этим надо немедленно разбираться. И я сейчас этим со своими юристами занимаюсь, мы подадим заявление, потому что это нарушение закона Российской Федерации! Это должно быть прекращено!

— Административные рычаги вы задействуете? Фильм же финансировался Фондом кино. Мединский, Фонд кино принимают участие в защите судьбы фильма? Они делают что-то или просто наблюдают?

— Они, конечно, следят за развитием событий и фильм активно поддерживают. Хочется верить, что так будет и дальше.

— То есть они будут противодействовать вашим оппонентам?

— Я очень на это надеюсь. Потому что официально пока этого нет. Но сейчас из-за этого экстремистского письма, я думаю, уже пора вмешаться. Мне странно, что до сих пор молчит Союз кинематографистов (под председательством Никиты Михалкова. — Ред.)...

На съемках фильма Алексея Учителя «Матильда»На съемках фильма Алексея Учителя «Матильда»© Александр Петросян / Коммерсантъ

— А какой вы реакции ждали?

— Я все-таки член союза, и там огромное количество людей, принимавших активное участие в этом проекте. Это ведь не только на меня клевета, это касается всех!

— Да, вы упоминали в интервью с Плаховым, что солидарности мало…

— Нет, солидарность есть (7 февраля появилось письмо в защиту фильма от членов не Союза кинематографистов, а альтернативного ему Киносоюза. — Ред.), и мне многие коллеги звонят.

— Какие шаги были бы эффективны?

— Не эмоциональные, а практические. Во-первых, хорошо бы объяснить, кто делает эту картину. У нас вообще-то есть заслуженная репутация, и госпожа Поклонская могла бы обратить внимание но то, что мои фильмы оценивались официально — «Орлами», «Никами» и многими другими государственными наградами и премиями. Во-вторых, объяснить ей, кто такой Ларс Айдингер, кто такой Гринуэй.

— Грубо говоря, если бы Михалков выступил с интервью, в котором поддержал бы фильм, это сыграло бы важную роль?

— Конечно! Ну выступил же, поддержал активно Говорухин! И спасибо ему. Мне кажется, не может союз отмалчиваться, понимая, что это маразм.

— А позиция РПЦ? Она вроде бы выжидательная, то есть, с одной стороны, они говорят, что ничего запрещать нельзя, но при этом делают оговорку, что некоторые православные будут требовать запрета фильма и к их мнению нельзя не прислушаться. Шевкунов в интервью «Российской газете» замечает: «Мы с уважением и пониманием относимся к их позиции. И будем призывать ее учитывать». Как вы понимаете эти слова: «призывать учитывать»?

— Ну, я уверен, что церковь не дойдет до поддержки провокаторов, призывающих к разгрому и поджогам кинотеатров. Я, еще раз повторяю, открыт к диалогу. Как только фильм будет готов, можно его посмотреть, но там нет повода для претензий. Но заявлять о том, что никаких отношений между Кшесинской и Николаем, который был тогда только наследником, не было вообще и что это плод моего воображения, несправедливо!

Я понимаю, как тяжело сейчас государству, людям, которые занимаются идеологией. Потому что героев мало у страны. Был спорт — тут допинговый скандал, и оказалось, что многие звезды, которыми мы гордились, как бы и ненастоящие.

— Премьера фильма была намечена еще на 2016 год, но она все время откладывается. Почему?

— У нас были некоторые финансовые проблемы, проект огромный, и у нас в середине прошлого года был затык. Это связано только с окончанием производства. Сейчас идет постпродакшн, мы закончили озвучание. Мы будем готовы только к лету, а летом выпускать бессмысленно. Больше это не связано ни с чем! Наоборот, с продюсерской точки зрения, в самый ажиотаж и выпустить бы — было бы прекрасно!

— В вашем интервью Плахову есть одно интересное замечание. Вы сказали, что новая идеология только формируется и этот вакуум заполняется подобными группами. Вы можете раскрыть эту мысль?

— Нет, потому что я не знаток, но я понимаю, как тяжело сейчас государству, людям, занимающимся идеологией, найти правильный подход. Потому что героев мало у страны. Был спорт — тут допинговый скандал, и оказалось, что многие звезды, которыми мы гордились, как бы и ненастоящие. Новых Гагариных сейчас тоже нет. Поэтому, конечно, трудно придумать, за кем идти, как действовать… Такая ситуация сейчас и в Европе, и в Америке: агрессивная часть населения занимает большую нишу, и, конечно, подобное надо, на мой взгляд, пресекать, потому что сталкивание людей — это невозможно!

— Но если это общая тенденция, почему для вас это было шоком?

— Шоком это было не только для меня, я вас уверяю. Представьте себе кинотеатры, которые получают это письмо: там тоже кто-то пугается, кто-то посмеивается, кто-то говорит: «Мы с вами». У меня вообще в какой-то момент закралось подозрение: может, кто-то выдает наши кадры, кто-то посмотрел рабочие материалы? Но тогда они точно бы написали по-другому, потому что ничего не нашли бы. Как только фильм посмотрят, 90 процентов вопросов отпадет, останутся мелочи.

— А для вас вся эта история остается абсурдом посреди понятного, действующего по своим законам российского мира или вы начинаете как-то ее интегрировать в общее мироустройство?

— Для меня это шок! А что идет некий процесс — безусловно, он идет, и почему-то картина «Матильда» попала под это.

— А что за процесс, вы могли бы конкретизировать?

— Я не знаю. Я же не социолог, не политолог. Я больше на эмоциональном уровне.

Я не хочу, чтобы фильм рекламировался как какая-то фронда, чтобы у него была аура запретного искусства, потому что это совершенно не так.

— Но вы же чувствуете тенденцию.

— Ну, сначала я посмеивался, что это глупость, ну пусть госпожа депутат выскажется, ради бога. Но когда это нарастает, как снежный ком, когда она во второй раз подает в прокуратуру, потом вдруг это письмо, которому не дано официального противодействия… Посмотрим, что дальше будет.

— Если эта история закончится благополучно, фильм выйдет, не будет никаких инцидентов…

— Фильм выйдет при любых условиях.

— У вас в дальнейшем не включатся элементы самоцензуры?

— Понимаете, элемент самоцензуры у меня в голове и так сидит. Я работал еще в советские времена, занимался документальным кино, и у меня была масса проблем с тем же фильмом «Рок». Но я правду говорю: за последние лет 25 мне никто из официальных органов не предлагал убрать что-либо. Конечно, у меня должно быть свое редакторское чувство, но это вопрос моего образования, моих этических представлений. А не «что об этом подумают». Вот сейчас меня постоянно просят дать интервью иностранные журналисты, но я не хочу, потому что будут вопросы не по существу, не про сам фильм, а про то, как нас хотят запретить. А я не хочу, чтобы фильм рекламировался как какая-то фронда, чтобы у него была аура запретного искусства, потому что это совершенно не так.

— Вы как-то упоминали в интервью «Известиям», что хотели снять кино про войну на Украине.

— Нет, у меня такой идеи нет. У Юры Быкова, который сделал первые свои три картины — «Жить», «Майор» и «Дурак» — у нас на студии, есть некий сценарий, связанный с событиями на Украине. И мне действительно позвонил один человек и прислал потом свои путевые заметки о том, как его брат, воевавший на украинской стороне, пропал и он поехал его искать. Шокирующий документ, который на меня чисто по-человечески произвел огромное впечатление. Но никаких действий в плане перенесения этой истории на экран я не предпринимал. У меня несколько другие планы.

— А вы не жалеете, что вообще взялись за «Матильду»?

— Однозначно — нет! Это мощный, масштабный проект с потрясающим актерским составом. Для меня это фильм-событие, и я его так просто не отдам!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244853
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246415
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413011
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419502
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423580
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428887
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429541