Дневник об уходящей из-под ног почве. Записи 20—26 февраля

С этой недели Александр Морозов начинает вести на Кольте философский дневник. Записи прошлой недели про одно: что делать с новым «восстанием масс», новым вызовом рациональному?

текст: Александр Морозов
Detailed_picture© Colta.ru

Никого ни в чем не убедишь. Никакими «фактами». С тех пор как объявили эпоху post-truth, часть изданий стала писать: у нас тут truth, мы знаем, что такое факты, мы верны фактичности. Но уже ситуация двух-трехлетней давности в Германии, когда началась полемика вокруг ПЕГИДА и AfD («Альтернатива для Германии», правоконсервативная партия. — Ред.), показала, что никакая рациональная аргументация, никакой «антимиф» не действуют. Потому что тут ведь дело не в фактах, а в «когнитивной матрице». Любая попытка респектабельной газеты описать проблему, опираясь на факты, сразу отторгается. Если нечего возразить, дается оценка в целом — «люгенпрессе» (genpresse, «лживая пресса» — немецкий политический термин, переживший в Германии свой ренессанс в последние годы. — Ред.). Вся пресса врет, скрывает правду. Сейчас пошли американские исследования об этом феномене когнитивного фильтра. Психологи пишут, что попытки разоблачения фейков только усиливают мифологизацию.

* * *

И главное: не в фейках же дело. Хотя буквально за год проблема фейка стала центральной. Обсуждают, как блокировать продвижение фейк-новостей в сетях. Но приводят единичные случаи откровенной дезинформации. Между тем возьмем в качестве примера заявление писателя П. о том, что он борется не с украинским народом, а с фашистской властью в Киеве. Тут нет никакой фейк-новости. Это некоторая идеологическая схема, когнитивная матрица. При этом само заявление гораздо более действенно, чем фейк, поскольку прямо призывает к мобилизации. Можно спросить писателя П. и его сторонников: «Как, фашисты в Киеве?! Получается, что мировые лидеры демократических государств встречаются с лидером фашистов Порошенко? Мы думали раньше, что фашисты — это Тягнибок, но они проиграли выборы, об этом все писали. А власть в Киеве, может быть, и плохая, но там парламентская республика, и у власти явно либерально-демократические центристы». И что? На кого-то подействует это очевидное возражение? Нет. Вместо этого сторонники писателя П. и пенсионеры из КПРФ закричат: «Так фашисты и в Вашингтоне, они и поддерживают фашистов в Киеве».

Попытки разоблачения фейков только усиливают мифологизацию.

* * *

Когда студенты учат Хабермаса, то им невольно кажется, что на Западе, внутри старых демократий, публичная сфера и консенсус — это онтология, то есть «само социальное бытие так устроено». И мы в России тоже временами бываем охвачены этими онтологическими иллюзиями. Но действительно именно в такие моменты, как сегодня, остро понимаешь, насколько хрупок политический консенсус. И он — буквально чудом — поддерживается два-три десятилетия. А потом начинает подвергаться испытаниям, ревизии, атаке. И встает вопрос: а за счет чего этот консенсус существует? Хабермас создал очень яркую и убедительную картину «нормативности» для послевоенной немецкой политической рациональности. Это описание стало влиятельным для всего мира. Но пришел Бэннон, и — один щелчок пальцами — и вся рациональность консенсуса демонтируется. Человек просто с ухмылкой говорит: господство этого «истеблишмента» должно быть разрушено. И это буквально как «люгенпрессе» в Германии. Мгновенно происходит переворачивание всей тематики критики медиа, политических решений — из регистра консенсуса и публичной сферы в совершенно другой. Речь идет уже не о том, чтобы заново поставить ту или иную проблему, а о том, чтобы обвинить все верхи, противопоставить им всем какую-нибудь Сару Вагенкнехт в качестве «единственного слова правды».

* * *

В Германии был известный исторический опыт опрокидывания политического центра и прихода к власти популистов, и он кончился катастрофой. Поэтому после войны трем поколениям общественных деятелей и политиков вообще не приходилось объяснять друг другу цену парламентской коалиционной политики и того, что такое «пространство консенсуса». И что это значит, как сказал Шойбле, что «полемика не должна вестись ниже допустимого уровня». Но этот опыт был не у всех. К тому же всякий опыт имеет свойство выветриваться. И никакая система гражданского просвещения — даже такая мощная, как немецкая, — не может побороть волну «новой мифологии». Ни в какой «онтологии» этот консенсус не укоренен. Невозможно и апеллировать к «ценностям». Точнее, вы можете апеллировать к ценностям, но вам скажут, что вы сами им не следуете, вы их искажаете.

В такие моменты, как сегодня, остро понимаешь, насколько хрупок политический консенсус. Он чудом поддерживается два-три десятилетия. А потом начинает подвергаться атаке. И встает вопрос: а за счет чего этот консенсус существует?

* * *

Здесь возник очень сложный узел. На одном уровне люди, которые обвиняют Меркель или американских демократов в том, что те изменили западным ценностям, попирают свободу и достоинство человека, — это зачастую просто республиканцы по взглядам. Они не стремятся к разгрому истеблишмента в целом, а лишь критикуют политические тенденции последнего 30-летия. Они системны и хотят «коррекции курса» в пользу большего индивидуализма, большей защищенности домохозяйств, большей защиты прав локальных сообществ и т.д.

Но на другом уровне к их риторике примыкают толпы совершенно сумасшедших людей, которые уверены в глобальном заговоре Запада против человечества. Эти люди находились за пределами политического поля вообще. Они просто сидели дома и 10—20 лет читали в интернете длинные статьи про Милошевича, Ирак, про то, что американская разведка сама нанесла удар по Манхэттену и разрушила две башни. И потоки статей о том, как корпорации манипулируют всем вообще. Эти люди вовсе не считают, что вполне разумная и ответственная политика немецкого истеблишмента в последние 20 лет имеет какие-то изъяны, которые надо обсудить и добиться коррекции курса в рамках консенсуса. Нет! Они убеждены в том, что все делается злонамеренно. Имеется заговор «глобальных элит», и их собственное национальное правительство — лишь часть этого заговора. И эту когнитивную матрицу невозможно ничем опровергнуть. Любой рассказ о реальной политической послевоенной истории отдельной страны или мира просто падает, как топор в колодец.

И в какой-то момент побеждает «худший сценарий». Умеренные республиканцы уже не могут возразить голосу толпы. Им приходится просто «адаптироваться» к победившему мифу. Можно поверить в то, что Альберт Шпеер не был антисемитом (в отличие от Хайдеггера, например): он очень ярко в своих тюремных дневниках показывает, что он просто «брал за скобки» антисемитскую риторику Гитлера, считая, что это «какая-то его личная особенность», элемент политической стилистики, не имеющий реальной проекции. И Шпеер «адаптировался».

В какой-то момент побеждает «худший сценарий». Умеренные республиканцы уже не могут возразить голосу толпы. Им приходится «адаптироваться» к победившему мифу. А при такой «адаптации» побеждает не коррекция «кризиса парламентской демократии». Побеждает мрак.

А Хайдеггер был антисемитом, но ему не хватало в национал-социализме философской завершенности, он горевал, что нацисты смотрят на философов как на «попутчиков», — и он «адаптировался» иначе, чем Шпеер. А при такой «адаптации» побеждает вовсе не республиканская коррекция «кризиса парламентской демократии». Побеждает мрак.

Капкан, в котором не просто погибли миллионы, а под сомнение был поставлен весь путь Запада, всей цивилизации.

* * *

Уже ясно, что невозможно противостоять когнитивной матрице Бэннона и AfD, просто апеллируя к Декларации 1948 года или к «европейским ценностям вообще». То есть призывая людей «усовеститься» и самостоятельно вернуться к тому, что преподавали в школе после Второй мировой войны. И людей нельзя отослать к перечитыванию Хабермаса простым жестом «вот!». Теперь, чтобы выжить перед лицом нового «восстания масс», придется очень большим усилием заново концептуализировать ценность того, что «имеет ценность».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245227
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246836
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413316
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419773
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423845
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429141
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429812