3 апреля 2017Общество
138

«У меня нет требований. Я просто гуляю с флагом»

Вчера на Манежной ждали провокаторов. Дмитрий Пашинский их там не смог обнаружить. Зато он встретил учителя, студенток и пожилого китайца

текст: Дмитрий Пашинский
Detailed_picture© Getty Images

Вчера на Манежную площадь Москвы участники акции протеста пришли налегке — без плакатов, баннеров и транспарантов, что напоминало антисоветский анекдот про пустые листовки — «чего писать, когда и так все ясно». Никто из них не скандировал лозунги и не изображал утиное кряканье, намекая на уютный домик для уточки в одном из бесчисленных поместий Дмитрия Медведева.

— Я пока не пойму, где туристы, где активисты, — передает по рации грузный полицейский возле памятника маршалу Жукову. — Перепутаем одних с другими — по башке надают!

Тем временем пожилой китайский турист Хун Ли уже отстал от экскурсии в Исторический музей и с любопытством взирал на группу протестующих через объектив старенькой «мыльницы» времен «культурной революции». Он неплохо владеет русским языком и признается, что даже такая малочисленная акция протеста восхищает его своей смелостью. В Китае, говорит он, недовольных правительством давно бы разогнали газом, а самых ретивых отправили бы в трудовой лагерь, поэтому народ молчит и терпит.

— В России та же беда! — парировали китайцу из толпы, и тот быстро исчез, ибо, как гласит китайская мудрость, слушай, что говорят на улицах.

Накануне этой загадочной акции Следственный комитет России завел уголовное дело о призывах к массовым беспорядкам в отношении «неустановленных лиц под псевдонимами». По мнению СКР, «лица под псевдонимами» — настоящие экстремисты. В социальных сетях они призывали граждан собраться на Манежной площади под лозунгом «Требуем ответов!», а в случае появления ОМОНа «сбиваться в плотные кучи и держаться за руки». Эта инструкция активно распространялась через сообщества во «ВКонтакте» и Telegram-каналы, созданные анонимными пользователями сразу после событий 26 марта. Многие сочли их «кремлевскими провокаторами» и рекомендовали не посещать центр Москвы 2 апреля. «Вы хотите “Болотное дело 2.0”? Вы хотите, чтобы правозащитники всю ночь вытаскивали вас из ОВД?!» — предупреждали некоторые ветераны белоленточного движения. «Как же вы зае**ли, правозащитники **евы! Никто не просит вытаскивать нас из ОВД! Мы сами решим, когда и куда нам выходить!» — в сердцах ответил в одном из чатов пользователь с ником Lebron66.

— Мы дожили до того, что мирно выйти на площадь и сказать «нет коррупции» считается массовыми беспорядками, — это позор! — возмущается 19-летняя студентка экономического факультета ГУУ Мария.

На акцию она пришла вместе с «подругой по автозаку» — 16-летней Анастасией. Они познакомились неделю назад во время задержаний на Пушкинской площади. Ночевка в полицейском участке их не испугала, а напротив — «добавила адреналина». Девушки намерены выходить до тех пор, пока премьер-министра Медведева не отправят в отставку.

— Здесь интересный движ и много моих единомышленников, — жизнерадостно улыбается Мария, чьи родители и старшая сестра цинично считают, что ничего изменить не получится.

— А чего бы ты хотела изменить? — спрашиваю я.

— Проблему с коррупцией.

— Неужели в 19 лет проблема коррупции первостепенна? — не верится мне. — Тебе часто приходилось с ней сталкиваться?

Мария задумывается, и в разговор вступает ее подруга. У Анастасии свой резон прийти.

— Достало лицемерие взрослых, — говорит она. — Учителя в школе с нищей зарплатой без конца топят за Путина и моральные ценности. Приглашают обрюзгших попов в школу, и те промывают мозги проповедями о греховности абортов и любви к ближнему, а сами сажают парня за ловлю покемонов в храме…

Ближе к двум часам дня на Манежной площади и в ее окрестностях собралось около ста человек. Люди разбивались на группы, в центр которых выходил любой желающий высказаться на тему «как нам обустроить Россию».

— Нам нужна демократическая революция! — убежденно кричал молодой человек в окружении журналистов, стримеров и горстки заступников режима с неизменной георгиевской ленточкой на одежде.

— Видел я твою демократическую революцию на Майдане! Ничем хорошим она не закончилась!

— А я на Тахрире!

— А я в заднице! — резюмировал чей-то голос из толпы.

Перекличку «революционеров» изредка прерывали набеги скучающих в стороне бойцов ОМОНа. Одному из таких «набегов» подвергся молодой учитель обществознания одной из московских школ. Он пришел на акцию с флагом России, чтобы, по его словам, «протестировать реальную работу 31-й статьи конституции», дающей вроде бы право на свободу собраний. Школьный учитель оказался одним из первых среди 40 задержанных в этот день на Манежной и Триумфальной площадях.

— Каковы ваши требования? — за минуты до задержания успели спросить его репортеры.

— У меня никаких требований, — ответил он. — Я просто гуляю с флагом. Мне бы просто хотелось, чтобы с флагом гуляло больше людей.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245163
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246705
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413259
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419721
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423793
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429088
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429737