Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244877Вчера многие отметили, что Путин в фильме канала «Россия» про Валаам сопоставил мумию Ленина с христианскими святынями. Сравнение кровавого безбожника с мучениками за веру закономерно и отражает идеологические процессы наверху, другими словами, наглядно демонстрирует, что за адская каша варится в их головах.
У меня нет инсайдеров в Кремле, но, чтобы понять настроения в верхах, я просто иногда захожу на страницу одного своего знакомого по журфаку. Когда-то он был милым улыбчивым парнем, а теперь — один из ведущих репортеров РТР. Для него и его единомышленников вопрос с либералами давно решен. Это мусор, грязь под ногами, о которой и упоминать противно. Несколько брезгливых постов, включая гомофобную шуточку про Серебренникова, — вот и все, что написал репортер в своем ФБ про либерастов за последние три-четыре месяца. Гораздо более увлекательный и эмоциональный спор он, убежденный сталинист и советский реваншист, ведет с православными монархистами. Даже на канал «Спас» для этого ходил — как раз поговорить о Ленине. Монархисты возмущались преступлениями советского режима (попутно понося, конечно, Запад и либералов), репортер-сталинист искренне возмущался «ползучей десоветизацией, в которой почему-то участвует православная церковь». Наблюдая за полемикой на «Спасе», понимаешь, что вот в этой напряженной схватке сталинистов и монархистов и пройдут ближайшие шесть лет в России. Из нелепого в XXI веке спора сторонников двух отживших реакционных идеологий власть собирается создавать новые скрепы. Крестные ходы гаишников, освящение ракет-носителей (которые потом падают), новые памятники Сталину по всей стране и запреты, запреты, запреты — вот примерный образ России будущего. К будущему остального человечества это не будет иметь никакого отношения — просто самая большая страна в мире решила в очередной раз прогуляться своим особым путем. Чего стоят эти прогулки, мы хорошо знаем из истории, но с садомазохистским упорством продолжаем разбивать лоб о те же грабли.
Для идеологов режима все эти баттлы реваншистов и православных — все равно что бальзам на душу. Была одна религия — коммунистическая, теперь две — классно же! Любопытно, что в этом нынешнем совкодрочерстве (удивительно точный термин) о коммунизме нет ни слова. Никто в него не верит и даже не упоминает. «Принял с сохой, оставил с атомной бомбой» — вот главная мантра. Поклоняются именно совку как тоталитарному государству, забыв, ради какой, собственно, идеи весь этот гигантский ГУЛАГ был возведен. Потому что чудовищное расслоение, 25 миллионов людей, живущих ниже уровня бедности, vs. горстка миллиардеров — друзей президента — это как-то совсем не по-коммунистически.
Похожая ситуация и с путинским православием. Никто из иерархов и госдеятелей не говорит о главном, что принес Христос: о любви и прощении. Слово Божье вообще как-то потерялось за всеми этими святыми мощами, чудодейственными иконами и хоругвями на помпезных крестных ходах. Вздумай Христос совершить второе пришествие в современной России, Его бы однозначно ждала тюрьма за оскорбление чувств верующих, как в легенде о Великом инквизиторе. Потому что иначе Он первым делом разогнал бы всех этих толстомордых попов за торговлю в храмах и нарушение заповедей. Власти нужна не благая весть, а еще один силовой орган — грозный идеологический отдел, карающий за мыслепреступления.
В результате можно наблюдать любопытную метаморфозу. Во многих головах совкодрочерство и православный монархизм слились воедино в какую-то причудливую фигуру — что-то похожее демонстрировали «Ночные волки» на своем фестивале в Крыму: советский герб, в который был вписан царский двуглавый орел. Апофеоз: поздравление Зюганова с Рождеством — «праздником будущего». На глазах оформляется красно-православная идеология (как в антиутопии Войновича: отец Звездоний и т.п.).
Фильм «Валаам», где помимо прочего рассказывается о том, как добры были красноармейцы по отношению к служителям церкви, — одна из вех на этом пути. «Духовно, сильно, радостно» — такими заголовками прокремлевские сайты отметили выход фильма. Вектор движения легко объясняется особенностями биографии и личными пристрастиями нашего президента. С одной стороны, выходец из КГБ, с другой — церковь по праздникам посещает, крестится под камерами. Надо же это как-то поженить — ну вот женят как могут. Происходит деконструкция смыслов, превращение сильных по отдельности идей в постмодернистское трэш-шапито, излюбленный продукт путинских идеологов. И очевидно, что этим убогим варевом будут полоскать мозг населению в ближайшие годы. Это при оптимистическом прогнозе.
Пессимистический прогноз описан в фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я полюбил ядерную бомбу». Как все мировые изгои, Путин все чаще хватается за оружие и размахивает им перед носом у почтенной публики в качестве единственного аргумента. Вся эта милитаристская пена, поднявшаяся после аннексии Крыма, в последний год вроде бы начала спадать. Путину вряд ли хочется превратиться в карикатурного злодея Ким Чен Ына, терроризирующего мир ядерным оружием; с другой стороны, он сам себе не оставил другого выбора. Война с Украиной будет тлеть, пока Путин будет у власти. Поэтому к памятнику человеку-автомату обязательно добавятся другие символы, в этом можно не сомневаться. Но хочется верить, что хотя бы не новые войны. Уж лучше православный совок, чем КНДР.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244877Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246436Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413029Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419517Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420186Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422838Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423597Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428765Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428901Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429555