17 января 2018Общество
172

«Цивилизационного слома не будет, пока Россия не потерпит поражение в столкновении с западной цивилизацией»

Оптимисты и скептик о том, возможно ли в принципе что-то поменять в этой стране. Разговор экономистов Дмитрия Травина и Андрея Заостровцева и политолога Владимира Гельмана

текст: Анна Щербакова
Detailed_picture© Владимир Федоренко / РИА Новости

Экономисты Дмитрий Травин и Андрей Заостровцев вместе с политологом Владимиром Гельманом работают в Центре исследований модернизации при Европейском университете в Санкт-Петербурге и выпустили книгу «Российский путь. Идеи. Интересы. Институты. Иллюзии». Речь в ней идет о том, способна ли Россия в ближайшее время или даже в отдаленное на долгосрочные успешные реформы — и обязательны ли для этого великие социальные и политические катаклизмы. Коллег и соавторов расспросила Анна Щербакова.

— Давайте сначала обозначим самые общие позиции каждого из авторов книги. Начнем с вас, Андрей: насколько вероятной вам кажется готовность сегодняшней России к реформам?

Андрей Заостровцев: Я считаю, что цивилизационные расхождения России с западными соседями слишком велики, это влияние долгого исторического пути. Культурно-институциональная матрица России диаметрально противоположна демократии и рыночной экономике. Из этой колеи (path dependency) нам через реформы не выбраться, мы увязли навсегда.

— Дмитрий?

 Дмитрий Травин Дмитрий Травин© Европейский университет в Санкт-Петербурге

Дмитрий Травин: Я считаю, что выходить из сложившейся ситуации можно, но нужны очень серьезные реформы. В России нет культуры, не сочетающейся жестко с рынком и демократией. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, были практически в любой западной стране, добившейся успехов в модернизации. После каждой реформы бывает серьезный откат или, по крайней мере, торможение, и это не особенность России. Все европейские империи так реформировались, и за этим всегда следовало торможение, а иногда и революция, как в России 1917 года. Но каждый раз движение понемногу шло вперед — по принципу «шаг назад, два шага вперед». Россия уже прошла три серьезных этапа — великие реформы Александра II, реформы Витте и Столыпина, гайдаровские реформы. Основная часть пути пройдена, предстоит завершающий этап. Очевидно, что при нынешнем путинском режиме завершить реформы не удастся, краткосрочного оптимизма у нас нет. Но нет факторов, которые делали бы русский народ невосприимчивым к реформам вообще.

— Владимир?

Владимир ГельманВладимир Гельман© Европейский университет в Санкт-Петербурге

Владимир Гельман: Политический лидер и политический класс, находящиеся у власти в России, не просто неспособны к кардинальным изменениям, но и их боятся. Причины понятны: риск нарушения статус-кво. Из опыта горбачевских реформ с их непреднамеренными последствиями — крахом советской экономики и распадом страны — действующие лидеры вынесли главные уроки: лучше сохранять все как есть. Многие параллели с застоем, в общем, справедливы. Но, как и во времена застоя, подспудно назревает конфликт отцов и детей, первые проявления которого мы уже увидели на улицах Москвы и Петербурга. Стоящие у власти стареющие семидесятники взяли от жизни все, а для сегодняшних молодых людей никаких благоприятных перспектив не просматривается, особенно если учесть прогнозы, которые предсказывают вялый экономический рост и нарастающее отставание от развитых стран. Спрос на перемены будет формироваться под увеличивающимся давлением новых поколений, и этот конфликт может стать мотором политических перемен. Возможно, это не вопрос завтрашнего дня; пока мы не можем сказать, когда эти перемены произойдут, более того, мы не знаем, какими они будут, но они будут назревать, а существующая в России модель политико-экономического управления просто бесперспективна. Моя часть книги посвящена проблеме недостойного правления (bad governance): почему Россия управляется намного хуже, чем можно было бы ожидать исходя из уровня ее развития?

— И почему?

Андрей ЗаостровцевАндрей Заостровцев© Европейский университет в Санкт-Петербурге

Заостровцев: На пути реформаторов стоят основные качества российской системы: культ сильной руки, самовластье, слияние власти и собственности (избранные люди получают богатство в «условное держание», которое в любой момент может закончиться), сословность общества (равенства граждан у нас нет, как, собственно, и самих «граждан», есть «подданные»). Отношение власть/собственность базируется не только на политическом управлении активами. Главная предпосылка — человек принадлежит государству, которое вольно поступать с ним как угодно, это хорошо почувствовали на себе предприниматели. Хотя, кстати, коррупции в классическом понимании — как злоупотребления доверенной властью — у нас нет, потому что нет самой доверенной подотчетной власти. Роль коррупции играет сословная рента, которая делится на официальную и неофициальную. Последнюю и называют на западный манер коррупцией.

Еще одна особенность России — это мессианская идея «мы лучшие и несем миру благо», которая оправдывает любые деяния и исключает последующее за них раскаяние. Причем эту идею разделяют не только элиты, но и массы. Ради имперской идеи люди готовы идти на материальные жертвы — вспомните эти разговоры: «мы стали великой державой», «нас санкциями не возьмете». В 2015 году большинство населения было готово на дополнительные антисанкции, в частности, на запрет импорта алкоголя.

На вопрос, как сделать реформы, я в последнее время отвечаю: вам что, соврать про все хорошее? После крымских событий Россия, находившаяся между автократией и демократией, окончательно перешла в разряд автократий. Я сравнивал международные рейтинги, которые показывают состояние прав собственности, экономических свобод, качества государственного управления и других институтов в бывших советских республиках. Это две группы: страны, выбравшие западный путь развития, и, как я их называю, «постсоветские султанаты» — Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Туркменистан. Так вот Россия по состоянию ряда политических институтов близка к Казахстану, хотя по соблюдению прав собственности даже явно ему уступает. В целом чаще всего реформаторские движения в России имеют очень серьезный противовес.

— Прошлый этап реформ в 90-е стал для страны травматическим опытом. За реформы в России всегда нужно будет платить серьезную цену?

Заостровцев: Теоретически из этой ситуации возможны выходы. России надо перестать быть Россией, то есть отказаться от имперской матрицы и пережить колоссальные шоки. Вспомним Японию, пережившую полное поражение во Второй мировой войне и длительное внешнее управление. Экзогенный шок переломил традиционную японскую авторитарно-имперскую культуру. Такова цена изменений.

Цивилизационный слом в России не произойдет, если она не потерпит капитальное поражение в столкновении с западной цивилизацией. Таких поражений она никогда не терпела, были частные, после которых, кстати, начинались прозападные реформы. Однако в конечном счете в военно-политическом плане Россия всегда выходила победительницей. Вот и теперь мы «встаем с колен», «выбираем» президента Америки и т.п.

Только великие внешние потрясения в сочетании с внутренними способны расщепить институциональное ядро цивилизации. Только тогда могут быть радикальные изменения. Но применительно к России все это маловероятно. Хотя бы потому, что Запад уже не тот, там довольно серьезный собственный идейно-политический кризис. И там по-прежнему преобладают иллюзии по отношению к российским устремлениям.

Травин: Да, Германия и Япония стали трансформироваться после сокрушительного военного поражения. Но Испания изменилась и без этого. Это тоже имперская страна, причем очень похожая на Россию — огромные колонии, клерикализм. В какой-то момент Испания дошла до такой степени деградации, что стране пришлось реформироваться. Маленькая Эстония тоже начала реформы, просто выйдя из состава СССР.

Угроза, о которой сказал Андрей, возможна. Если российское общество не поймет необходимости реформ хотя бы в среднесрочной перспективе, будет нарастать вероятность неприятных столкновений с соседями и жестокого поражения. Поскольку мы слабы, а общество адекватно этого не понимает. Это возможная, но не фатальная перспектива.

Но факторы, которые Андрей перечислил как российскую специфику институционального ядра, свойственны вообще-то любому традиционному обществу. Это стадиальные, а не национальные проявления. Их можно заметить в истории Германии, Франции, Испании. Например, то же мессианство было на разных этапах повсюду.

Наша книга начинается с анализа гайдаровских реформ. К 1985 году в России сложился некий комплекс противоречивых, спорящих между собой идей. Но перемены происходят не потому, что их задумал некий реформатор. Какие-то идеи оказываются более конкурентоспособными, они лучше отвечают ожиданиям народных масс, особенно тех поколений, которые на этот момент доминируют. Когда начинается реализация этих идей, общество меняется радикально. Так было и в России, и в других странах. Но эти идеи никогда, ни в одной стране, ни у Марта Лаара, ни у Лешека Бальцеровича (успешные эстонский и польский политики-реформаторы. — Ред.), не были реализованы полностью в том виде, в каком они были задуманы. Появляются выигравшие и проигравшие. И если выигравших много, то эти идеи реализуются. Если проигравших больше, реформаторов бьют по голове и вместо них ставят, например, Черномырдина, и начинается уже другая реализация. Но все-таки продвижение вперед есть.

Чтобы начались изменения, Россия не обязательно должна, как Япония, получить ядерной бомбой по голове. Но история показывает, что менять здесь что-либо действительно сложнее, чем в Польше или Эстонии. Здесь иначе складываются интересы.

© Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017

— Слово «интересы» присутствует в названии вашей книги — «Российский путь. Идеи. Интересы. Институты. Иллюзии». Как соотносятся между собой эти понятия?

Гельман: Мы сейчас в основном говорим про иллюзии, но идеи и интересы играют также серьезную роль. Идеи реформ терпят поражение, столкнувшись с сильными группами разных интересов. Например, те, кто в недавнее время продвигал в России реформы, рассматривали их как сугубо элитный проект и исключали демократические механизмы их проведения. Примером может служить описанная в нашей книге печальная судьба Алексея Улюкаева, одного из идеологов реформ, причем реформ технократических.

Технократия — это способ протащить реформаторские идеи через разные бюрократические рогатки. Когда российские реформаторы столкнулись с отрицательным отношением общества к собственной политике, они обратились за помощью к руководству страны. Но эта попытка «продать» непопулярные идеи в красивой упаковке и под эффектными названиями (например, «Стратегия-2010») оказалась не очень удачной. Сам этот механизм реализации — через попытки убедить главу государства — несет в себе неустранимые изъяны. Даже прореформаторски настроенный глава государства — а в период первого срока Путин был настроен именно так — не может лично курировать все реформы. Хотя налоговая реформа, например, была проведена весьма успешно.

В конце концов, преобразования в стране проводят бюрократия и госаппарат, которые у нас неэффективны не только по причине коррупции, но и с точки зрения координации и согласованной работы разных ведомств и разных этажей внутри вертикали власти. Некоторые реформы были реализованы топорно или в дело вступили заинтересованные группы, которые вели дело к приватизации выгод и национализации издержек. Примером может служить реформа «Российских железных дорог». Ее задумали прогрессивно мыслящие экономисты, опиравшиеся на лучший опыт, а потом компанию возглавил Владимир Якунин, превративший РЖД в насос для извлечения субсидий из государства.

Мне кажется, что время технократических преобразований подходит к концу. 2000-е годы были временем без идей, правили бал в основном искатели ренты, главы крупных компаний, друзья главы государства. Но спрос на перемены вызовет интерес к идеям, отличным от рыночных, которые двигали преобразования 90-х. Я, скорее, ожидаю, что это будут левые идеи — перераспределения, социального равенства. Характерно, что программа Навального сдвинулась в левую сторону, и это отражает представления о том, чего хотят избиратели.

Идеи, которые раньше были подменены иллюзиями, через какое-то время могут оказаться в центре российской политики и повлиять на изменения институтов ничуть не меньше, чем экзогенные шоки или изменения в элитах. Такая вероятность есть.

— Вы упомянули об удачной налоговой реформе. А как работают такие удачи?

Гельман: Я как раз сейчас занят анализом «историй успеха» в управлении Российским государством. Удачные проекты — от советской космической программы до Высшей школы экономики — устроены так, что мультипликация передового опыта за их пределами дается с большим трудом. Они выполняются в особых экономических условиях — сильного политического патронажа, высокой автономии их руководителей. Они достигают порой результата при благоприятном сочетании этих факторов, это так называемые карманы эффективности. Проблема в том, что часто эти карманы оказываются дырявыми. Типичный пример — Сколково. Вокруг создания инновационного центра было много шума, но свелось все к незначительным демонстрационным эффектам. Пока не удавалось сделать такие проекты устойчивыми на протяжении десятилетий, и сложно ожидать, что в плохо управляемой стране будут долгое время процветать хорошо управляемые «колхозы».

— И в финале традиционный вопрос: а что делать в этой ситуации обычным гражданам страны, так называемым простым людям?

Заостровцев: Валить отсюда тем, кто не вписывается в российскую цивилизацию, то есть «отщепенцам». Остальным — радоваться жизни в возрождающейся авторитарно-имперской России.

Травин: Валить совсем не обязательно, хотя, если кому-то хочется, это один из возможных выборов. Но у каждого есть своя ниша, в которой можно что-то делать. Если бездействует государство, политики должны, используя легальные возможности, давить на консервативную часть общества. Тот же Навальный добился в этом отношении очень многого, я, честно говоря, не ожидал.

Ну а задача для таких людей, как мы, — заниматься просвещением, рассказывать, как все обстоит на самом деле. Это не значит, что результаты придут завтра. Но они придут.

Гельман: Единого рецепта нет. Люди, которые могут и хотят что-то делать, очень разные. Чего делать точно не надо — это впадать в уныние, это самый позорный грех. Не надо думать, что все пропало и никакие перемены невозможны. Мы часто проецируем сегодняшнюю ситуацию на долгое будущее, но это неверно. Надо быть готовым к тому, что перемены произойдут, и прикладывать к этому усилия. Одна из проблем перестройки состояла в том, что к переменам в СССР по большому счету никто не был готов.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249340
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415983
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420311
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425543
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426887