21 сентября 2018Общество
270

Павел Правдин: «Их цель — больше ста лет, проведенных в продуктивном состоянии»

Создатель сервиса Welltory — о велнесе, биохакинге и о людях, которые хотят сохранить себя до мафусаилова века

текст: Дмитрий Безуглов
Detailed_picture© medium.com

21—24 августа Институт «Стрелка» провел грандиозную конференцию «Современная Россия». Организаторы стремились соединить разные области знания и построить многомерную картину «жизни в современной России», в которой недостаток финансовой грамотности у населения сосуществует с увлеченностью бесконтактными платежами, стремление развивать общественные пространства — с высокомерным отношением к пригородам, вера в цифровые сервисы — с незнанием региональной специфики локальных интернетов, отличающихся историей происхождения, охватом сети и прагматикой в зависимости от города: Арзамаса ли, Переславля-Залесского или Тюмени. Со всеми выступлениями можно ознакомиться на YouTube-канале института.

Некоторые из докладчиков проводили внутренние исследования, созданные специально для «Современной России». Обсуждению такой работы посвящена встреча с Павлом Правдиным, создателем и CEO сервиса Welltory, — он выступал в первый день конференции с провокационным докладом «Давай потом, я в аду», рассказывая о стратегиях, к которым прибегают россияне, стремящиеся справиться со стрессом и перегрузкой.

Welltory работает в области велнеса (wellness) — русские переводы понятия «хорошее здоровье» и «профилактика» не очень корректно схватывают проблемное поле. Велнес — комплекс практик, направленных на поддержание осознанной, гармоничной и энергичной жизни в любой из возрастных периодов. И этот комплекс становится все более персонализированным — не в последнюю очередь потому, что рынок велнес-приложений переживает бум: все больше пользователей в России и США следит за своим здоровьем и самочувствием, минуя консультации у врачей и следуя советам своих фитнес-браслетов. Global Wellness Summit, анализируя американский рынок, прибавляет к трендам 2018 года органическую кухню, переосмысление первых 1000 дней жизни ребенка, «трансформативные путешествия», вынуждающие человека пережить пересборку собственного «Я», а также — так называемый экстремальный велнес. К последнему относится биохакинг — практика улучшения собственных показателей за счет самостоятельно спроектированного курса инъекций, БАДов и упражнений, отчасти напоминающая развитие персонажа в ролевой компьютерной игре, отчасти — обзаведение имплантами и гаптическими (то есть голографическими, но при этом осязаемыми) интерфейсами, о которых мечтают трансгуманисты. Биохакинг — радикальная и экстремальная мода, которой следуют редкие пользователи, готовые самостоятельно трансформировать собственное тело и его возможности.

Эти тренды пока не полностью захватили российский рынок, который еще не так давно познакомился с теряющей популярность на Западе концепцией quantified self («исчисленного Я»), предполагающей тотальный сбор и анализ метрик, связанных с каждым отдельным пользователем смартфона. Адепты quantified self устанавливают приложения, которые позволяют исчислять шаги, темп сердцебиения, циркадные ритмы сна и многое другое, вооружая пользователя постоянно обновляемой картой данных «о себе», наглядно показывающей, когда стоит завязать с вредными привычками и больше заниматься собой. QS — комфортный концепт, не требующий от пользователя рисковать своим здоровьем; нужно лишь внимательно смотреть на данные. Впрочем, как и в случае биохакинга, этот анализ — дело индивидуальное и вверяющее ответственность за себя самому человеку.

Welltory, запустившийся два года назад, исследует эту территорию: сервис агрегирует данные с 1/5 всех фитнес-трекеров, представленных на международном рынке, и на основании полученной информации дает рекомендации пользователю: сколько шагов ему следует проходить в день, в какой момент отправляться ко сну, а в какой — позволить себе бокал красного. Сервис не заменяет профессионального диагноста, но предлагает кое-что отличное от него: опыт постоянного наблюдения за собой, одновременно соотносящийся и с концепцией quantified self, и с традиционной «заботой о себе», аккуратно описанной Мишелем Фуко в одноименной книге.

По сути, в своей направленности на «осознанность» Welltory, как и другие аналогичные сервисы и концепции, наследует греческим практикам, которые Фуко определяет так: «Разумное существование не может обойтись без “практики здоровья” (hugieine pragmateia или techne), которая составляет в известном смысле постоянный каркас повседневности, позволяющий в каждый момент узнать, что и как следует делать, и предусматривает своего рода медицинское восприятие мира, по крайней мере, жизненного пространства и обстоятельств жизни». Но есть и значительные отличия: если эллинская «забота о себе» преимущественно предполагала «не упражнения в одиночестве, но поистине общественную практику», то тот же сервис Welltory оказывается инструментом, помогающим осознанным одиночкам выживать и ощущать себя продуктивной рабочей силой.

По просьбе COLTA.RU Дмитрий Безуглов поговорил с Павлом Правдиным о том, как миллениалы берутся следить за собой, и о том, почему хороший работник не должен перегорать.

Об изменении нашего отношения к смерти, старению и телесности читайте также в интервью антрополога и танаталога Сергея Мохова.

Павел ПравдинПавел Правдин

— Вы отмечаете включенность российских пользователей в глобальные тренды. Это и ориентация на «осознанность», которую, по вашим словам, мы унаследовали от Кремниевой долины, и концепция quantified self, и биохакинг. Биохакинг не стал повсеместной практикой для россиян, но вызвал много обсуждений в сети (в особенности среди читателей VC.ru). Почему это интересно людям?

— Популярность биохакинга обусловлена, как и многое в наше время, интернетом, который открывает широкий доступ к прежде закрытой информации. Практически любой житель планеты может пройти сейчас в сетевой клинике (типа «Инвитро». — Ред.) очень широкий спектр анализов. А если ты хотя бы раз сдал анализы, получил бумажку из сетевой лаборатории и изучил значения, референсы и показатели нормы, — в определенный момент ты можешь решить: «Я же могу с этим знанием что-то сделать». Сама жизнь тебя подталкивает к тому, что биохакинг — это прикольно.

Тех, кого привлекают quantified self и биохакинг, отличают разные мотивации, но есть и общее: обе группы не хотят ждать, пока ученые мужи в своих НИИ и лабораториях предложат решения, продлевающие жизнь. Потому что ученые сорок лет могут провести, разбирая подходы, протоколы и методологии. И я — пользователь — умру скорее, чем они разберутся. Мне не доводилось встречать ни одного биохакера, который не занимался бы этим, чтобы жить долго. По умолчанию их цель — больше ста лет, проведенных в сбалансированном продуктивном состоянии. Так что главная причина — это стремление к бесконечной жизни, известное по множеству произведений литературы и кино, философских текстов.

— То есть нельзя сказать, что биохакинг — это реакция среднего класса на дороговизну медицинского страхования?

— Русскому среднему классу биохакинг не по карману, американскому — конечно. Все-таки это очень дорого. За год в Москве нормальный биохакер может потратить на анализы в каком-нибудь из профильных центров 150—200 тысяч рублей. Это немалые деньги, и это не считая препаратов и консультаций. Без последних можно обойтись, но тогда придется тратить время на самообучение. Кроме того, стандартный биохакерский сет подразумевает препараты, которых в России просто нет, а это доставка, то есть все становится еще дороже.

— Их нет, потому что они не соответствуют российскому стандарту качества лекарственных средств?

— Да, российские стандарты отличаются от стандартов американского Food&Drug Agency. Так что биохакинг — это не про замену страховкам.

— Звучит как очень дорогой эгоизм.

— Думаю, что он обусловлен значительным взлетом образованности у населения планеты вообще. Это утверждение в стиле «спасибо, кэп», но я проиллюстрирую его примером. У нашего сервиса много качественной аналитики по Штатам, так что буду отсылать к американским данным. Тем более что Штаты задают тренды, которые распространяются потом на другие популяции.

Миллениалы очень отличаются от поколения бэби-бумеров с точки зрения заботы о себе. Бэби-бумеры — самое богатое поколение Америки, это те, кто после Второй мировой войны создал современные Штаты. Они — трудяги, их подход простой: «пока у меня ничего не болит, буду работать, заболит — доктор починит». Они едят нездоровую пищу, пьют кока-колу, и на ЗОЖ их практически невозможно пробить.

Миллениалы ведут себя совсем по-другому, что показывает отчет компании Rock Health, специализирующейся на аналитике в healthcare и wellness: он показывает, что миллениалы тратят на заботу о себе треть чистого дохода. Они по-другому воспринимают себя, здоровье и медицину. Ведь медицина — это починка поломок. Нельзя приехать на станцию техобслуживания и сказать: «Мужики, у меня с тачкой все отлично, просто зашел спросить, что надо сделать, чтобы она не сломалась». Как на тебя посмотрят? Мужики скажут: «Чувак, иди лесом, у нас много работы». Медицина, как бы сильно я ни уважал врачей, не подсказывает, как жить долго и быть при этом здоровым. Поэтому миллениалы вкладываются в велнес, ведут наблюдение за собой, занимаются биохакингом и так далее; все это — чтобы минимизировать будущие поломки.

— Вы работаете и со Штатами, и с Россией. Как живут российские миллениалы?

— Наш сервис позволяет увидеть, насколько люди в России заморачиваются, чтобы заниматься своим здоровьем и использовать передовые, технологичные методы.

По нашим данным, отличающимся от опросов общественного мнения (в которых всплывают странные формулировки вроде «89% россиян ведут здоровый образ жизни», хотя непонятно, как это выявлено), 5—7% жителей России стремятся использовать современные подходы к велнесу.

Наверное, это связано с тем, что наши миллениалы меньше верят в то, что институты — общественные, государственные — заинтересованы в помощи гражданам; этим они, кстати, отличаются от американцев. Российское поколение Y живет с ощущением непредсказуемого будущего.

При этом мы видим, что степень продвинутости русских пользователей нередко выше, чем у американцев. Каждый месяц здесь происходит дичайшее ускорение. Западные страны, Старый Свет, ретрограднее, поскольку их образ жизни, их рыночная система существуют давно. Мы же заполняем пробелы, и поэтому технологии проникают к нам быстрее. Вообще, когда мы запускались в России в 2016 году, я был потрясен: откуда здесь столько очень продвинутых людей, у которых куча гаджетов? Прямо Илоны Маски, живущие среди нас, тестирующие свежую технику быстрее американских пользователей.

— Это Москва и Петербург?

— Нет, самые разные города. Половина наших пользователей — в Москве и Петербурге, но другая — в регионах.

— Правда? Вы очень здорово разрываете стереотип об использовании велнес-приложений.

— Мы делали аналитику по пользователям в России и увидели, что нас используют во всех городах от 500 тысяч жителей (и, думаю, даже от 250 тысяч). Честно говоря, я сам изумился. Третьим городом по количеству пользователей, продвинутых «зожников», стал Краснодар. Не Новосибирск, не Екатеринбург, а Краснодар. Мне кажется, это позволяет вырваться из ловушки, в которой мы все живем, — советских стереотипов о здоровье. Здоровый образ жизни у нас освещается полярно и очень негармонично: медиа рассказывают про сверхлюдей — олимпийских спортсменов, которых за ролевую модель себе не возьмешь, — и одновременно показывают Малахова с его, простите, целебными огурцами. В отсутствие этого баланса люди стремятся заниматься собой.

— А в чем различия пользовательских сценариев?

— Прежде всего, русские пользователи чаще ходят пешком. Они дольше занимаются спортом, но зато делают это реже — вот он, русский дух. Наши пользователи чаще занимаются силовыми тренировками, на износ. В Штатах тренировки короче, и калорий на них сжигают меньше — этот параметр, кстати, хорошо фиксирует Apple Watch. Русские сжигают в полтора раза больше калорий, чем американцы, но последние занимаются системнее и чаще. Мы видим все это в данных. Но есть и общее: все пользуются трекерами. Даже те миллениалы, кто не зарабатывает много денег, покупают себе дешевые браслеты-трекеры и меняют свой стиль жизни.

— Значит, пользователи верят, что гаджет им поможет скорее, чем фитнес-тренер?

— Гаджет рисует объективную, беспристрастную картину. Он может неправильно посчитать твои шаги, но эта неправильность будет одинаковой сегодня, завтра и послезавтра. Значит, результат будет одинаково правильным. А вот тренер сегодня не в настроении, завтра вообще забыл, кто ты, или он может оказаться шарлатаном. Покупка трекера равна по стоимости двум занятиям с персональным тренером. То есть трекер доступнее.

— Что еще нового на рынке?

TechCrunch опубликовал обзор, посвященный невероятному взрыву приложений, связанных с заботой о себе: App Store по состоянию на 2018 год ими переполнен. Но самый топ чартов взяли штурмом приложения по медитации, которые, кстати, появились раньше всех, еще в 2013—2014 годах. Лично я годами мучился, читал книги про медитации, ходил по буддийским центрам, но мне ничего не помогало, даже управляемая медитация. Никакого дзена я не чувствовал. После года попыток я скачал приложение, вставил наушники, и у меня получилась медитация. И на первый, и на второй, и на третий разы. Тогда я задался вопросом: «А зачем мне было остальное?» Даже если буддизм остается самой близкой для меня концепцией.

Журналисты из TechCrunch прогнозируют новый виток популярности заботы о себе и связывают это с тем, что люди больше верят в свои аналитические способности. Ведь кому ты нужен, кроме себя самого? Реально — только себе. Поэтому люди, которым дали гаджеты, новые инструменты, занимаются собой смелее. Я называю это эффектом наблюдателя, который меняет поведение системы. Без данных у тебя нет контекста, представлений о своем образе жизни.

Скажем, благодаря онлайн-банкингу люди яснее начинают видеть, как происходит движение денег: что можно себе позволить, с чем повременить. То есть в деньгах мы понимаем, а про здоровье не в курсе. Но достаточно нам обзавестись инструментами для слежения за собой, как этот контекст появится, человек сможет скорректировать свое поведение, то есть жить дольше и лучше. А желание «жить лучше» куда сильнее абстрактного «хочу быть здоровым».

Здесь я бы попробовал определить счастье — категорию сложную и абстрактную — как полную удовлетворенность собственной жизнью. И мы работаем с достаточно простой идеей: если человек сможет как можно дольше быть счастливым в течение всей жизни, его ждет меньше стрессов, напрягов, хронических болезней и, скорее всего, он дольше проживет. И самое главное — он станет более продуктивным. Вообще до этого момента я оперировал довольно высокопарными терминами, но наш сервис достаточно прагматичен. Мы больше про работу, а не про счастье. А продуктивный человек больше зарабатывает.

— Возвращаясь к недоверию к институтам… Заработок дает тебе гарантию того, что ты сможешь обеспечить и защитить себя.

— Конечно. Наша целевая аудитория сформировалась более-менее естественным путем: это люди 25—45 лет, готовые заниматься собой. Они мотивированы зарабатывать, обеспечивать будущее семьи, делать регулярные платежи по ипотеке, машине, отдыху и прочему.

Мы и дальше будем уходить в области, где безграничный простор для работы, — в вопросы продуктивности и корпоративного велнеса (провозвестником этого направления была компания Ford, запустившая Ford Foundation, исследующий условия работы сотрудников и разрабатывающий рекомендации по устройству рабочего места и досуга, которые позволяют добиться максимальной производительности. — Ред.). Компании запускают часто сложные проекты, не принимая во внимание небольшой, но значительный фактор — состояние команды. В ней могут быть лучшие люди, но они окажутся выгоревшими после прошлых проектов, и тогда их полезность близка к нулю. Проект сломается, потому что люди сломались. А ведь корпоративный сегмент сильно завязан на KPI. В частной жизни человек справляется без KPI. А вот если этот человек — менеджер или даже уборщица, они, скорее всего, оцениваются по какой-то метрике. Есть ERP, которая крутится и следит за работниками. Но вот менеджеры носятся, бегают, вводят систему мотиваций, проводят бесконечные тренинги и тимбилдинги, а у них, например, сотрудник спит по два часа в день. Он до обеда просто не соображает, у него мозги работают в лучшем случае на 30%. И как подымать мотивацию приунывшего Ивана, если он деструктивно относится к себе и своему телу? Но если руководитель сможет понимать, как чувствует себя команда, он будет принимать более продуктивные решения. Это позволяет прорабатывать связку велнеса с KPI. Хотя мы пока не беремся это развивать.

— Но на своем сайте вы писали, что работаете в B2B-сегменте.

— Да, это был экспериментальный сервис, который мы предоставили паре десятков компаний. Но мы от этого отказались. Честно скажу, два десятка пилотных B2B-проектов показали, что менеджмент катастрофически недооценивает влияние образа жизни на продуктивность сотрудников. Нас удивило, что никто не был готов платить за наладку корпоративного образа жизни; хотя встречи были с очень крупными брендами, но они предлагали слишком мало денег. И они не были готовы оплачивать личную поддержку, производство отчетов, менеджера — а без них работа с одним приложением бессмысленна. Потому мы решили, что B2B пока отложим. Хотя мы будем дорабатывать его до стадии «корпоративного аккаунта», в котором можно по подписке отслеживать работу компании, добавлять пользователей и так далее. Но это отдаленный план. Кроме того, есть еще нюанс — это этические ограничения.

— Да, это же вторжение корпоративного в частное.

— Именно так. Поэтому, когда мы делали проекты, у нас не было никаких Иванов. Мы давали отчет с групповой аналитикой: «В вашей команде восемь человек. В среднем есть такие проблемы со сном, самочувствием и есть такой уровень стресса». Многих менеджеров это устраивает, потому что они принимают решение, касающееся всей группы. Тем не менее этот продукт еще предстоит продумать от и до, он еще не готов.

— В заключение хотел спросить, как вы собираете данные с разных трекеров: насколько легко это далось?

— Мы думали, это легко, а это был кошмар, который хорошо показывает «барьер повторяемости» — защиту от того, что нас кто-то скопирует. Хочешь запустить стартап? Делай его настолько сложным, что никто не возьмется повторить. Оказалось, что трекеры выдают данные в разных форматах, на одну единицу времени вводят разные метрики с разной частотой, по разным протоколам. Так что мы два года писали многослойную, сложную систему, которая просеивает, валидирует, нормализует данные — и за счет этого позволяет делать выводы, которые можно предъявлять пользователям. Сбор данных — это постоянный сложный процесс, съедающий у нас много времени. При этом мы сейчас работаем всего с 15—20% устройств, которые хотим поддерживать; так что мы все время интегрируемся с кем-то новым и, скорее всего, будем делать это всегда. Я бы сказал так: в мире есть пять проектов в сегменте wellness, которые собирают данные, визуализируют и постоянно анализируют, и мы — один из них. Это нелегко.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244872
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246435
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413027
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419516
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423593
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428900
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429554