19 сентября 2019Общество
211

Человек в роли человека

Андрей Архангельский об истинном смысле флешмобов в защиту тех, кто осужден по «московскому делу»

текст: Андрей Архангельский
Detailed_picture© BBC News

«Я в порядке. Работаем. Прием. Че там у тебя? Давай. Начали. Проверили — все чисто. Парни, у нас гости» — это примерный набор из 16 слов, который произносит сегодня несчастный российский актер в патриотическом боевике. «Тяжелая, боярин… Дитятко у нас будет» — а это уже какой-нибудь исторический сериал — о шапке Мономаха, о доле царской и о том в итоге, что государственные интересы превыше всего. Все эти реплики бесконечно добрых полицейских, бояр и царских жен стираются из памяти мгновенно, не оставляя по себе ничего, — как и фамилии актеров, исполняющих эти роли. Автор, который смотрит по долгу службы сериалы и фильмы, уже не может подбирать уничижительные метафоры и может только повторить: «Актеры! От ваших нынешних ролей в истории кино не останется ничего».

Ничего.

Но сегодня эти же актеры — которые записывают видео в защиту Павла Устинова и стоят в одиночных пикетах — играют, напротив, свои лучшие роли. Это поразительная разница: за два дня мы увидели десятки прекрасно сыгранных мини-спектаклей и пронзительных ролей. Ваши реплики сегодня все цитируют, лайкают, постят, они запомнятся, а некоторые, возможно, даже останутся в истории — как остались в предыдущих поколениях «А воровал ты ее по советским законам?», и про баранов, и про государственную шерсть.

«Я тебе слова еще не давала! Вышел вон из класса! Замолкни и слушай теперь меня». К сожалению, учителям часто приходится, как мы знаем, играть такие роли — но не теперь. Теперь, когда они пишут письмо в защиту фигурантов «московского дела», они соответствуют образу учителя, который должен сеять — разумное, доброе, вечное. У учителей вчера тоже была хорошая роль.

Автор по инерции за словом «учителя» написал «врачи» — и стер, а потом подумал, что к вечеру врачи появятся, — и они появились. И им тоже есть что сказать. «Уже больше двух лет по всей стране катятся так называемые врачебные дела: арестовывают и судят за недоказанные преступления наших коллег. Некоторых из них нам удалось спасти от тюрьмы, но многие находятся в неволе, а есть и такие, которые не дожили до освобождения».

К сожалению, и священникам в последнее время не везло с ролями — им часто приходилось порицать современность, отрицать законы искусства и физики, сравнивать действия инакомыслящих с большевистским террором и прочее. Но позавчера священники выступили в своей естественной — и прекрасной — роли, призвав власть пересмотреть приговоры по «московскому делу». Это их лучшая роль — защищать страдающих, взывать к милосердию и (воспользуемся словом из официального заявления РПЦ) «печаловаться».

Непонятно, правда, как втиснуть в общую схему письмо айтишников — их роль по определению невидимая; они лишь холодно сообщают, что среди фигурантов «московского дела» есть двое сотрудников IT-сферы — уже осужденный по «дадинской» статье программист Константин Котов и IT-инженер Айдар Губайдулин. В переводе на русский это означает: актеры, конечно, крутые, но и за айтишников есть кому вступиться. Это «Оскар»; уметь сказать так мало — и так веско. Представители более чем пятнадцати некоммерческих организаций написали открытое письмо в поддержку фигуранта «московского дела» Алексея Миняйло — кто бы ни были эти люди, но и у них отличная роль.

Так вышло, что все, кто хотел, сейчас исполняют свои лучшие роли на этой безразмерной сцене — агоре, так сказать; играют роли из человеческого репертуара. Это оказалось жутко заразительно — сыграть человека.

Все завертелось непредсказуемо быстро, задул ветер истории еще с лета: малозначащее превращается в важное, уже ставшее по-дурному привычным — в непривычное. Выборы в Мосгордуму — в массовые протесты, жестокие задержания — в политизацию и протестное голосование, приговоры породили невиданную прежде волну социальной активности. Флешмоб актеров, казалось бы, — вещь самодостаточная, но и он был, оказывается, только началом. Каждый день ситуация с «московским делом» как бы умножает саму себя — на два.

Проще всего тут написать «волна», «лавина», «лавинообразно», но, пожалуй, это будет неточно. Это не лавина, а именно несколько камешков — но каких-то важных камешков — скатилось с горы. За которыми может быть что-то еще, а может — ничего, тишина.

Постмодерн никто не отменял, а сам постмодерн отменил человека. Это абсолютная ложь, конечно, — но в России постмодерн был понят именно так. Однако нынешняя лавина протестов — это в том числе и бунт против исчезновения личности, попытка вернуться в полноценное существование. И выходит так, что политика — это лучшая возможность побыть человеком. Парадокс, но именно политика является сегодня универсальным способом самоидентификации, возможностью собрать себя заново, ощутить себя целым, полным. «Московское дело» — политическое, и именно отношение к нему делает тебя цельным. Потому что, как сказал на видео актер Михаил Горевой, цитируя своего персонажа, — тут нельзя дать уклончивый ответ, после всего, что мы видели, тут приходится выбирать, да или нет. Пропаганда настойчиво отучала отличать добро от зла — и вот сейчас народная волна как бы возвращает эту простую меру весов на место: да — или нет.

Но в этой истории, конечно, не обойтись без подозрения, что все происходящее — часть какой-то очередной хитрой игры, что тем или этим выступающим «разрешили, намекнули» — а иначе бы они разве осмелились. Конечно, это спецоперация, конечно, управляемая волна, просто так все эти люди не станут, они уловили сигнал, что можно, — и всё под контролем Кремля, и поэтому вот Ургант вступился, и поэтому Галкин и все-все-все. Нет ничего искреннего, не верьте, не верьте, когда по садам закричат соловьи. Голунова отпустили потому, что это была часть игры. Устинов — тоже часть чьей-то игры, и все зависит от того, кто ее играет… От самих людей — ну, хорошо, конечно, что они выходят, но от них ничего не зависит, к сожалению... Кремль умеет использовать это неверие, он так научился подделывать чувства и манипулировать ими, что нам самим трудно поверить в то, что мы существуем.

Спор о том, настоящий ли флешмоб или управляемый, разрешенный, — это, на самом деле, древний спор, еще со времен Платона: зависит ли что-то в широком смысле от самих людей или все спроектировано заранее — богами, высшей силой, высшим разумом. И с тех пор на место абсолюта подставляют что угодно: «судьбу», «историю», «географию» или, допустим, «администрацию президента». Этому спору посвятил свою книгу «Открытое общество и его враги» Карл Поппер, который утверждал, что жизнь — хорошая штука именно оттого, что ничего не предрешено и все зависит от тебя.

И все эти письма, пикеты и новости — про людей — это и есть такое коллективное опровержение Платона. Люди даже не отдают себе в этом отчета, но все их флешмобы — это борьба за то, чтобы быть настоящими, а не объектами; собственным планом, а не чьим-то, не частью чужой игры.

Это заодно еще и спонтанное обретение самих себя в качестве личностей — вот о чем весь этот флешмоб. Обретение гражданских инстинктов у нас совпадает с длительным постсоветским процессом вылупления из «мы» обратно в «я», возвращением субъектности. Выступать в защиту другого — это по определению бесплатное, даровое действие, действие ради других; но люди, конечно, делают это и для себя. Обретают себя, защищая других. Происходит цепная реакция искренности и веры, и письмо священников тут особенно символично. Сейчас решается вопрос о том, сможет ли общество поверить в реальность своего существования — и своих усилий. Как это странно — что именно сейчас и именно так решается вопрос веры. Но, может быть, именно так он и должен решаться.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244859
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246420
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413016
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419506
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423584
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428891
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429545