2 декабря 2021Общество
2035

Против «мы»

От частных «мы» (про себя и ребенка, себя и партнера) до «мы» в публицистических колонках, отвечающих за целый класс. Что не так с этим местоимением? И куда и зачем в нем прячется «я»? Текст Анастасии Семенович

текст: Анастасия Семенович
Detailed_picture© APS

Замечали, как часто вы говорите «а у нас, а вот мы тут» — имея в виду, в общем-то, только себя? «Мы» — говорит молодая мама, имея в виду и ребенка, и себя — исчезнувшую, стершуюся в заботах и недосыпах, и над ее «мы» принято иронизировать, передразнивать («мы покакали!»). У меня есть подруга, которая боялась после родов превратиться в гормонального зомби — ей казалось, это неизбежно, материнство — это «мы покакали». Она не говорит «мы» и называет сына «он».

«Мы» — пишет в фейсбуке гуманитарно-интеллигентский аккаунт, и его принято уважительно лайкать, ставить «мы вместе», комментировать. Лайк единомыслия, благородного меньшинства — необременительный клик делает вас частью чего-то безусловно хорошего. Это очень по-человечески — всем хочется быть частью мы — но и лицемерно. Потому что такое мы — не про множество, а про личность, которой нужен аргумент в свою пользу. Это надежда на защиту своего круга и страх — да, страх — думать дальше, туда, где нет никаких мы. Парадокс, но это «мы» — меньшее против большего. Не человек, а ощерившееся меньшинство, самое тесное, что есть в обществе, часть, бессмысленная без целого. Неужели теснота — привлекательна?

У Петра Вяземского в «Старой записной книжке» есть абзацы про «промахи пера»: «Капнист в одной своей песенке говорит: “Хоть хижина убога, / С тобой она мне храм; / Я в ней прошу от Бога / Здоровья только нам”. Нечеловеколюбиво и небратолюбиво это только перед словом нам. Это напоминает молитву эгоиста: “Господи, ты ведаешь, что я никогда не утруждаю тебя молитвою о ближнем: молю только о себе и уповаю, что ты воздаешь смирению моему и невмешательству в чужие дела”».

Вяземский — отличный собеседник, будто друг пересылает в мессенджере что-то тонко смешное — без комментария, просто с улыбкой-скобкой, что значит: «Я знаю, ты оценишь», и ты отвечаешь двумя скобками, потому что он тоже понимает. Он, Вяземский, считает, это эгоизм, я добавлю — эгоизм мнительный, что делает его смешным.

«Мы сегодня», «наши взгляды» — пишет как будто один и тот же человек под разными именами в разных изданиях, осуждая, разоблачая. Знаете, я искусствовед и перед ноябрьским лжелокдауном зашла в букинистический магазин — было не по себе от мысли, что книжные закроют, не потому, что я не смогу достать нужное издание, а потому, что не смогу какое-то время нырнуть в этот подвал, — и унесла очерки Нины Дмитриевой. Это базовое советское искусствознание, его сегодня пренебрежительно зовут «описательным». Там нет блокпостов нашей этики, но есть ясные формулировки и тренированная мысль, «бесправные классы XVII века», конечно, тоже есть, но легко фильтруются. Я перечитывала и понимала, что хочу уметь также тренировать мысли — и боюсь нас больше «бесправных классов», ведь это не фильтруется.

«Мы» — говорит бывший журналист, а теперь пиарщик про компанию, в которой работает. Недавно «мы» — это были вы с ним, которые весело сбегали из пресс-туров, чтобы найти фактуру, а теперь он говорит «мы» про серьезную и холодную организацию, его фото в соцсетях — «по итогам» чего-то скучного, где улыбаются и жмут руки. Хочется отомстить компании за то, что отняла если не друга, то напарника, хотя она просто показала, что дружбы не было, только отрезок пути (вспоминаю «временные браки» мусульман-шиитов). Надо сказать компании спасибо, но хочется ее пнуть — я этого не делаю, потому что монолиту ничего не будет, а моей ноге — да. Хорошо шиитам, они знают правила мут’а (так называется временный брак), а я — нет, и оказалась не готова.

«Мы» — говорит подруга про планы на отпуск с парнем. Они не женаты, но она носит кольцо на безымянном (он — нет), для нее они — «мы». «Мы так хотим наконец в Италию» — в Италию хочет только она, но говорит «мы». Вы — это ты, недовольная двумя работами, устающая от них, и он, смотрящий футбол с баночкой пива, когда ты приходишь поздно вечером? Твоя злость — это и есть вы, «мы»? Я чувствую ее, когда мы пьем какао в кафе в середине выходного дня — твой вибрирующий голос, пока ты говоришь с официанткой, то, как ты теребишь кольцо, как тебе неудобно с новой стрижкой и за столиком, который совсем немного покачивается — тебя это выводит, и я стараюсь не двигать локтем, чтобы стол не шевелился и ты не бесилась. Но тебя раздражает даже мое спокойствие — я вижу не подругу, а — как говорил Бильбо Бэггинс — кусочек масла, размазанный по слишком большому ломтю, истончившегося человека. Это из-за кольца на твоем пальце? Не верю, мы ведь не в книжке Толкина (все-таки нет). И кстати — ты знаешь про мут'а?

«Мы» звучит цельнее и сильнее, но это не завышение самооценки, а размывание личности, интуитивное желание спрятаться — я не одна (один), значит, я правильно сделал(а), я — не одиночка. И ответственность — не моя, а наша, или того, второго.

Читая соцсети, можно подумать, что нас сформировало все внешнее: в половине проблем виноваты родители и школа, в другой — «токсичные» отношения. Это мы так считаем, что личность — несколько более или менее мерзких сливов, а внутренней жизни, своих фильтров у нас нет?

Вы, кстати, до сих пор говорите про школу и университет через мы?

* * *

Недавно я рассказывала историю про свою школу, поймала в ней «мы», заменила на «я» — и получилась другая история. Все эти фразы — «ой, у нас были такие преподаватели», «и еще КВН у нас был», «а наш главный красавчик класса». Давно нет никаких «нас», я нынешняя — неторопливая молодая женщина в шапке с помпоном, кроссовках и со спортивной сумкой — не имею отношения к рано повзрослевшим детям, которые жили в моем родном городе, в полутора тысячах километров, где летом очень жарко, а вдоль дорог — огромные тополя.

Они — те дети, в основном девочки, — носили спадающие брюки, плохо сидящие блузки из синтетики и неумело красились (подростковая кожа отвечала прыщами, которые приходилось замазывать, и так по кругу), часами разговаривали по домашнему телефону — соцсетей еще не было. Это не «романтично» — это неудобно. Сториз в Instagram гораздо лучше, правда.

Самые смелые курили за школой, но большинство просто стояли рядом, стараясь, чтобы одежда не пропахла дымом, и ели сухарики с химическими вкусами. После уроков сидели на лавочках из обгрызенных досок, всегда холодных — мама и бабушка сказали бы «встань, застудишься». Руки были липкими и вонючими от сухариков, в кармане куртки лежали салфетки — мама положила месяц назад — но вытащить их и протереть пальцы было неловко, никто так не делал, это было не в наших привычках.

«Мы» ходили в клуб, танцевали вокруг сумок, не знали, куда деть руки на барной стойке, и знали, что в туалетах «едят таблетки» и «трахаются», но сами ничего такого не видели.

Те «мы» — энергичные, но пустоватые, до пота между лопаток переживавшие о всякой херне. Я не скучаю, «нас» больше нет — но нет и отторжения, это просто прошлое, и оно прошло.

В нем много пошлости и неуверенности, несформировавшихся личностей, которым нечем было дышать под пленкой гламура. «Мы» не понимали, что учеба важнее сигарет — и что надо брать все от хороших и не очень, токсичных («мы» не знали такого слова) и настоящих, с призванием, преподавателей, нести знание из толстых стен провинциальной школы и наращивать его в тонких стенах провинциальной панельки, что слова, тексты, движение мысли — окно в большой настоящий мир над пленкой, где можно дышать.

Этим не «мы» занимались, а я. «Мы» говорили — зачем ехать куда-то поступать, зачем вообще уезжать, это надо потом, когда будешь стоять на ногах… У них все хорошо, они по-прежнему дома, стоят на ногах — и я за них рада, но еще больше рада, что выскользнула из того «мы».

Я больше не ношу синтетические блузки и английские воротники (в школе было обязательно — форма), это у меня — не у «нас» — были хорошие преподаватели и друг — «красавчик». Кстати, до сих пор дружим, — Леш, привет.

Потом «мы» стали студентами — на слепых котят дыхнуло научной пылью, они лакали плохой алкоголь и носили плохую одежду. Знаете, как портит фигуру девушки неправильно подобранное белье? Обычно в двадцать все чувствуют себя уродками, а потом — в тридцать, сорок — смотрят старые фото и говорят: да я же была красотка! А еще комплексовала… Но дело же в ощущении. У тебя промокает дешевая обувь, в спину врезается пояс лифчика, в стильной куртке холодно, потому что она короткая. Ты едешь куда-то с людьми, про которых говоришь «мы», хотя не очень хочешь и не знаешь зачем, — еще не умеешь оставаться в общаге с книжкой, у тебя плохо с координацией в социуме, надо что-то ему показать, ценой времени — и здоровья — презентовать себя каким-то «нам».

В общежитии я жила в комнате, где было тринадцать девочек, черный рояль и клопы. Некоторые из них (клопы и девочки) меня раздражали, с несколькими (роялем и другими девочками) я подружилась и добилась у коменданта переселения нас (кроме рояля) в другую комнату. С двумя из них (девочками, рояль разрубили на куски при ремонте) дружу и сейчас. В общежитии «я» не существует, единицы измерения — комната, коридор, этаж. Все пьют и ты пьешь, все курят — и ты куришь. Немного «я» остается в душе (где моются, а не где ударение на второй слог) — пять кабинок, открытых, но все же разделенных. Если попасть в дальнюю — мимо тебя не будут ходить. Она часто была занята, а если нет — я мылась по часу. Потому что это мое время.

Группа в институте делились на местных и приезжих, местные хотели уехать за границу, приезжие — остаться в Петербурге, почти у всех все получилось. Жизнь замерла на вершине нефтяной параболы перед тем, как ухнуть вниз, мои сверстницы успели оттолкнуться и взлететь выше отметки, до которой когда-нибудь доберется целая страна в этой оси координат. Тогда были в моде блески для губ — глянцевые, как нефтяная пленка гламура, потом пришли матовые помады — и все полетело по параболе.

* * *

Правда, это все большое «мы», которое можно не впускать в дом, а самое тесное «мы» мы обычно не можем выставить за дверь. Это болезненное «мы», любовное — к кому (или чему) бы ни была любовь. Вы знаете порядок: сначала влюбленность, чувствуешь себя тряпочкой у школьной доски — мягкой, скомканной и у всех на виду. Но это проходит, оказываешься в пьяном воздухе, вдыхаешь и выходишь из берегов, смываешь людей, валишь деревья.

И/или иссыхаешь (наводнение — всегда кредит) — и долго-долго восстанавливаешь привычное русло, или ловко возвращаешься в берега — и для меня нет ничего лучше этого чувства берега, возвращения себя себе, успокоения течения. Метафора с рекой тут потому, что я выросла на Волге — может, у вас другие берега, или вам не нравится чувствовать, как заканчивается влюбленность, но ведь это момент, когда ты снова встречаешься с собой — потрепанной и еще немного блаженной — и спрашиваешь — уф, ну как ты, что дальше?

И думаешь — наверное, так и должно быть, это хорошо, а русло теперь не мое, а наше? Вы не отравите меня, не превратите в нервически тонкий слой масла на большом ломте? Ворочаешься, проверяя берега — оползни, мели, вялое течение — я все еще себе нравлюсь?

Каждый раз, возвращаясь, для меня это история про то, что желание не принадлежать себе не приводит ни к чему хорошему. Какого бы масштаба не были те мы.

* * *

Мне кажется, современная привычка к «мы» — из 80-х (тогда ведь тоже все летело, да?), это «мы» текстов «Кино»: мы не можем похвастаться мудростью глаз, перемен требуют наши сердца, мы хотим танцевать. Наверное, то «мы» было логичным перетеканием из позднесоветского, которому индивидуализм предлагали как сомнамбулическое отшельничество — в нем плавали герои кино 80-х — но не все были готовы к такой схизме, она ведь не как в кино, где тебя играет Олег Янковский. «Я» было гулко и пустовато с непривычки, как будто убрали теплый фильтр, и хотелось в «мы», тем более что туда зовет энергичный модный мужчина.

И на самом деле нет разницы, мы — те или мы — эти, это одинаковая неготовность к одиночеству, ожидание, пока кто-то скажет, что делать, хотя делать надо то же, что всегда — укрывать от хора нас смысл, работать с ним — с мыслью. Найти дом и беречь его от них. Мы — одна строчка, один трек в спотифае, у нас нет выбора, а у меня — всегда. Мы — всегда займ у себя в надежде вместе стать сильнее, но когда вы последний раз ощущали эту радость?

Говоря мы — привлекая к себе чужое — начинаешь думать этим местоимением, мы выбивает я, воспоминания становятся общей памятью, а общее, как мы знаем, слишком часто значит — ничье. Попробуйте рассказать историю о себе без мы, через я, будет не всегда приятно, но вы увидите важное и выбросите неважное, не бойтесь: где-то там, за толпой местоимений — берег.

Телеграм-канал Анастасии Семенович


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244897
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246453
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413042
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419531
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423610
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428912
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429565