Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241550— Евгения, мы были очень рады тому, что мы набрали миллион на краудфандинге. А вы как-то подгадывали момент, чтобы именно ваш взнос помог набрать COLTA.RU миллион?
— Нет, конечно. Но когда вы мне написали, я сразу вспомнила момент из фильма «Дежавю» — помните, был такой? Там иностранец приезжает в Россию, его встречает на пристани торжественная делегация и вручает огромный макет корабля со словами: «Вы у нас стотысячный путешественник». Я представила сразу этот огромный корабль, который мне будут вручать.
— К сожалению, у нас только печеньки и боржоми. А вообще как вам в нашей редакции? Уютно?
— Я вообще к внешней стороне отношусь равнодушно. Мне важно, что внутри, сущность. А внешняя сторона — да хоть где.
— Вот у нас современное искусство на стенах висит.
— Кстати, к современному искусству я отношусь с большим интересом, хотя не всегда я его понимаю и принимаю, иногда мне кажется, что это разводка какая-то. Но вообще интересуюсь, хожу на выставки.
— И что запомнилось в последнее время?
— Ходила на выставку из Самарского музея «Русский авангард»: собственно, это последнее, что мне очень понравилось. Она проходила в Московском музее современного искусства. Там были Лентулов, Малевич. Вообще выставка очень хорошая, хотя ажиотажа не было, можно было спокойно, что тоже приятно, прийти, походить в числе четырех-пяти человек по залам, это вообще здорово.
— Да, это приятнее, чем ходить по переполненному музею, когда ощущение, как будто находишься в метро в час пик.
— Это вообще тяжело, когда дышат, стоят. Ладно бы молча стояли, а очень многие люди сразу начинают выражать свое мнение. А вот еще из современного искусства, только уже из другой области: мне очень понравился спектакль «Идеальный муж» Константина Богомолова.
— У нас на сайте публиковали круглый стол по этой постановке, читали?
— Да. Я уже давно читаю ваш ресурс, еще когда был OpenSpace, я заходила на ваш сайт тоже с интересом, там было более разнообразно. И оттуда уже перешла на Кольту.
— То есть вы читаете нас с самого начала?
— Не уверена, что с самого начала, но давно.
— А что вам больше всего нравится?
— На первом месте изобразительное искусство, музыка, а на втором, наверное, общество: политические моменты, поскольку часто именно на вашем сайте я встречаю мнения, которые мне близки. К сожалению, мне оказался очень близким материал моей однофамилицы Катерины Гордеевой.
— И после него вы впервые решили поучаствовать в краудфандинге?
— Наверное, это тоже сыграло свою роль. Я это прочитала, очень прониклась, потому что правда, ведь все правда в нем. И как это обидно.
— А про что бы вам хотелось прочитать?
— Да вроде бы про то, про что я сказала. Вот про спорт я бы совершенно не хотела читать, а так — искусство, общество. Вообще мне всегда интересно читать про неординарных людей, чем бы они ни занимались.
— Или лучше скажите, что нравится, что не нравится, стоит ли как-то меняться сайту? Если да, то в какую сторону?
— До сих пор, несмотря на свой солидный возраст, я не считаю, что мне следует учить кого-то жизни. Нет, категорически нет. Я, наоборот, присматриваюсь к своим детям, они более ориентированы в современной жизни. Стараюсь походить на них. Я не считаю, что могу кого-то учить чему-либо, кроме практических навыков.
— Как варить варенье?
— Как печь пироги. Пироги у меня лучше получаются.
— А что бы вы пожелали Кольте?
— Желаю вам всяческих успехов, так как хочется, чтобы было что почитать. Потому что настолько все кругом сжимается. Я, конечно, человек самодостаточный, но все равно.
— Как я поняла, вы Кольту читаете через Фейсбук, а комментарии пишете?
— Я не могу сказать, что часто пишу, а лайки ставлю, да.
— То есть с интернетом у вас проблем нет. А телевизор смотрите?
— Крайне мало, очень мало. Я смотрю канал «Культура», и то не каждый день. Я вообще не люблю просто сидеть, во что-нибудь уставившись. Интернет дает хотя бы иллюзию того, что я в чем-то участвую: обсуждение в комментариях, возможность выбора — мне не понравилось, я перешла на другую страницу. А по телевизору уж что кажут, как говорится, то кажут. Я разве что могу выключить, другого участия моего не предполагается.
Обязательно по очереди буду прилеплять на холодильник, подразню некоторых своих знакомых.
— Кстати, а вы магниты с работами «Синих носов», которые, с точки зрения Думы, могут проходить по ведомству пропаганды гомосексуализма, почему купили?
— Потому я категорически против гомофобии, всей этой развернувшейся кампании. Хотя я совершенно к этому отношения никогда не имела и не имею, но я считаю, что люди в своей частной жизни имеют право на что угодно. Если это делается дома: люди взрослые, и они могут все что угодно делать. Если это публично, то я против и гетеросексуальных отношений на публике, честно говоря. Я была в Испании, рано утром пошла гулять и увидела натурально прямо на газоне. Это неприятно.
— Ой-ой-ой. А на холодильник магниты повесите?
— Да, повешу какой-нибудь. Один сначала, все сразу — многовато.
— Милиционеров?
— Да, началось же все с них, я, по-моему, читала про это: на выставке возмущались. Я дочитала недавно книгу о Сомерсете Моэме из серии ЖЗЛ, поскольку мне очень нравятся его романы. Открыла для себя много неожиданных вещей. Он когда-то в молодости написал роман «Бремя страстей человеческих» и описал любовь молодого человека к женщине. При этом он понимает, что женщина она совершенно негодная, проститутка, не любит его, использует. Но он не может от нее оторваться. И вот я читаю о нем в ЖЗЛ, и вдруг оказывается, что он был гомосексуалом. И он имел в виду какого-то официанта, а не женщину. Но надо же было так описать страсть к женщине! А оказывается, он все это про мужчину писал! Но книга сильная, конечно. Причем у него много романов, они все замечательные, но какие-то отстраненные. А в этом Моэм пишет о себе.
— Ну, теперь понятно, почему вы купили магниты «Синих носов».
— Я обязательно по очереди буду прилеплять на холодильник, подразню некоторых своих знакомых. Посмотрю, как кто реагирует.
— И как вы думаете, какая будет реакция?
— Я и мои дети очень разные, но в основных понятиях мы сходимся, в отношении к нетрадиционной любви — тоже.
— А подруги как отнесутся?
— Одна дипломатично промолчит, сделает вид, что не заметила. А другая — крайне отрицательно. Конечно, скажет: «Какое безобразие! Как ты можешь! И как в тебе это все умещается?» Я как-то пыталась показать ей балет английского хореографа Мэтью Боурна. Он поставил лет двадцать назад балет «Лебединое озеро» — это такой шедевр! Я пыталась показать это своей подруге, но она ответила: «Нет, я это безобразие не могу смотреть». А я в восторге!
— Вы очень любите театр?
— Безумно. А сейчас появилась возможность ездить на какие-то премьеры за рубеж, пользуюсь каждой возможностью.
— Ого! А куда последний раз ездили? Расскажите, пожалуйста.
— Я еще с давних времен очень люблю постановки оперного режиссера Дмитрия Чернякова. Он больше 10 лет назад поставил «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинке. Это было так здорово сделано! Я тогда в него влюбилась и теперь стараюсь следить за его творчеством. Ездила в Амстердам на премьеру опять-таки «Китежа» его, он совсем по-другому поставил, нежели в Мариинке, но просто фантастически. Все четыре с половиной часа я не только слушала, но сидела, открыв рот, смотрела на сцену, при том что это опера.
Осенью 2012 года я ездила в Мадрид, Черняков поставил оперу «Макбет», тоже понравилась, хотя она сделана более традиционно. А вот «Китеж» — там с автоматами бегают, что там только не происходит в Древней Руси.
— Кстати, видели новый клип Pussy Riot?
— Нет, современная музыка мне не близка. Из современных артистов мне нравится Петр Налич.
— А были на его концертах?
— Нет, не была, я как-то побаиваюсь, честно говоря.
— Толпы?
— Да, толпы. Концерты постоянно проходят в клубах, а потом, у нас совсем неправильно относятся к возрасту. За границей разговаривать с молодым человеком, обсуждать какие-то проблемы, высказывать мнения на равных — обыденное дело. У нас — невозможно. Подумают: «Что она понимает вообще? Старуха пришла на концерт в “Б2”». Люди не понимают, что они сами когда-нибудь будут в возрасте.
Признаться, и на «Идеального мужа» я пошла со скептицизмом. Смотрю, какие-то отрывки, все фрагментарно. Подумала, что нет, он это все не увяжет. И потом он так все это собрал, я подумала: «Вот молодец! Все собрал, все увязал, все в основную идею, замечательно!» Такое я приветствую. Самое главное в любом деле, и в журналистике тоже, — убедить человека.
— Катерина Гордеева вас убедила.
— Очень, к сожалению.
— Вы бы тоже уехали?
— С моим характером — да. Если бы мне было хотя бы 40 лет, меня бы уже здесь не было. Я, как получу годовую визу, начинаю ездить за границу, уже не могу остановиться. Сейчас вот влюбилась в Баварию, такие потрясающие местечки в предгорьях Альп, такая красота, такая чистота. К тому же я подписана на акции основных авиакомпаний и отслеживаю спецпредложения по билетам.
— Неплохое хобби — летать за границу. А есть какое-нибудь еще?
— Я окончила МИФИ, после института занималась ядерной физикой и уволилась в 90-е годы, потому что в то время нам ничего не платили.
— Подождите, ядерная физика? Серьезно?
— Да, тогда казалось, что сейчас выпустимся, науку перевернем, но этого не случилось.
— А что после развала СССР?
— Несмотря ни на что, девяностые годы были замечательным временем, когда повеял ветер свободы. Казалось, что мы выстоим, невзирая на отсутствие того-сего, как говорится, не хлебом единым. Но тем не менее кушать тоже надо было, поэтому я делала украшения из кожи — серьги, браслеты, подвески — и продавала их. И десять лет для меня это было не хобби, а работой. А после девяностых это ощущение свободы пропало.
— И как вы думаете, в чем причина?
— В народе, у нас такой народ, причем я себя от народа не отделяю. Кто знает, может, вы, молодые, все измените.
— Время покажет. Спасибо!
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241550Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249529Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416224Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416914Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419648Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420466Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425524Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425717Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427063