23 июля 2013Общество
121

Читатель и миллион

COLTA.RU собрала с помощью читателей миллион рублей, и мы решили встретиться с читательницей, чей взнос принес нам эту долгожданную сумму. Ей оказалась Евгения Гордеева. ТАМАРА ВЕЛИКОДНЕВА поговорила с ней о Кольте, искусстве и отношении к жизни

текст: Тамара Великоднева

— Евгения, мы были очень рады тому, что мы набрали миллион на краудфандинге. А вы как-то подгадывали момент, чтобы именно ваш взнос помог набрать COLTA.RU миллион?

— Нет, конечно. Но когда вы мне написали, я сразу вспомнила момент из фильма «Дежавю» — помните, был такой? Там иностранец приезжает в Россию, его встречает на пристани торжественная делегация и вручает огромный макет корабля со словами: «Вы у нас стотысячный путешественник». Я представила сразу этот огромный корабль, который мне будут вручать.

— К сожалению, у нас только печеньки и боржоми. А вообще как вам в нашей редакции? Уютно?

— Я вообще к внешней стороне отношусь равнодушно. Мне важно, что внутри, сущность. А внешняя сторона — да хоть где.

— Вот у нас современное искусство на стенах висит.

— Кстати, к современному искусству я отношусь с большим интересом, хотя не всегда я его понимаю и принимаю, иногда мне кажется, что это разводка какая-то. Но вообще интересуюсь, хожу на выставки.

— И что запомнилось в последнее время?

— Ходила на выставку из Самарского музея «Русский авангард»: собственно, это последнее, что мне очень понравилось. Она проходила в Московском музее современного искусства. Там были Лентулов, Малевич. Вообще выставка очень хорошая, хотя ажиотажа не было, можно было спокойно, что тоже приятно, прийти, походить в числе четырех-пяти человек по залам, это вообще здорово.

 Евгения Гордеева Евгения Гордеева

— Да, это приятнее, чем ходить по переполненному музею, когда ощущение, как будто находишься в метро в час пик.

— Это вообще тяжело, когда дышат, стоят. Ладно бы молча стояли, а очень многие люди сразу начинают выражать свое мнение. А вот еще из современного искусства, только уже из другой области: мне очень понравился спектакль «Идеальный муж» Константина Богомолова.

— У нас на сайте публиковали круглый стол по этой постановке, читали?

— Да. Я уже давно читаю ваш ресурс, еще когда был OpenSpace, я заходила на ваш сайт тоже с интересом, там было более разнообразно. И оттуда уже перешла на Кольту.

— То есть вы читаете нас с самого начала?

— Не уверена, что с самого начала, но давно.

— А что вам больше всего нравится?

— На первом месте изобразительное искусство, музыка, а на втором, наверное, общество: политические моменты, поскольку часто именно на вашем сайте я встречаю мнения, которые мне близки. К сожалению, мне оказался очень близким материал  моей однофамилицы Катерины Гордеевой.

— И после него вы впервые решили поучаствовать в краудфандинге?

— Наверное, это тоже сыграло свою роль. Я это прочитала, очень прониклась, потому что правда, ведь все правда в нем. И как это обидно.

— А про что бы вам хотелось прочитать?

— Да вроде бы про то, про что я сказала. Вот про спорт я бы совершенно не хотела читать, а так — искусство, общество. Вообще мне всегда интересно читать про неординарных людей, чем бы они ни занимались.

— Или лучше скажите, что нравится, что не нравится, стоит ли как-то меняться сайту? Если да, то в какую сторону?

— До сих пор, несмотря на свой солидный возраст, я не считаю, что мне следует учить кого-то жизни. Нет, категорически нет. Я, наоборот, присматриваюсь к своим детям, они более ориентированы в современной жизни. Стараюсь походить на них. Я не считаю, что могу кого-то учить чему-либо, кроме практических навыков.

— Как варить варенье?

— Как печь пироги. Пироги у меня лучше получаются.

— А что бы вы пожелали Кольте?

— Желаю вам всяческих успехов, так как хочется, чтобы было что почитать. Потому что настолько все кругом сжимается. Я, конечно, человек самодостаточный, но все равно.

 — Как я поняла, вы Кольту читаете через Фейсбук, а комментарии пишете?

— Я не могу сказать, что часто пишу, а лайки ставлю, да.

— То есть с интернетом у вас проблем нет. А телевизор смотрите?

— Крайне мало, очень мало. Я смотрю канал «Культура», и то не каждый день. Я вообще не люблю просто сидеть, во что-нибудь уставившись. Интернет дает хотя бы иллюзию того, что я в чем-то участвую: обсуждение в комментариях, возможность выбора — мне не понравилось, я перешла на другую страницу. А по телевизору уж что кажут, как говорится, то кажут. Я разве что могу выключить, другого участия моего не предполагается.

Обязательно по очереди буду прилеплять на холодильник, подразню некоторых своих знакомых.

— Кстати, а вы магниты с работами «Синих носов», которые, с точки зрения Думы, могут проходить по ведомству пропаганды гомосексуализма, почему купили?

— Потому я категорически против гомофобии, всей этой развернувшейся кампании. Хотя я совершенно к этому отношения никогда не имела и не имею, но я считаю, что люди в своей частной жизни имеют право на что угодно. Если это делается дома: люди взрослые, и они могут все что угодно делать. Если это публично, то я против и гетеросексуальных отношений на публике, честно говоря. Я была в Испании, рано утром пошла гулять и увидела натурально прямо на газоне. Это неприятно.

— Ой-ой-ой. А на холодильник магниты повесите?

— Да, повешу какой-нибудь. Один сначала, все сразу — многовато.

— Милиционеров?

— Да, началось же все с них, я, по-моему, читала про это: на выставке возмущались. Я дочитала недавно книгу о Сомерсете Моэме из серии ЖЗЛ, поскольку мне очень нравятся его романы. Открыла для себя много неожиданных вещей. Он когда-то в молодости написал роман «Бремя страстей человеческих» и описал любовь молодого человека к женщине. При этом он понимает, что женщина она совершенно негодная, проститутка, не любит его, использует. Но он не может от нее оторваться. И вот я читаю о нем в ЖЗЛ, и вдруг оказывается, что он был гомосексуалом. И он имел в виду какого-то официанта, а не женщину. Но надо же было так описать страсть к женщине! А оказывается, он все это про мужчину писал! Но книга сильная, конечно. Причем у него много романов, они все замечательные, но какие-то отстраненные. А в этом Моэм пишет о себе.

— Ну, теперь понятно, почему вы купили магниты «Синих носов».

— Я обязательно по очереди буду прилеплять на холодильник, подразню некоторых своих знакомых. Посмотрю, как кто реагирует.

— И как вы думаете, какая будет реакция?

— Я и мои дети очень разные, но в основных понятиях мы сходимся, в отношении к нетрадиционной любви — тоже.

— А подруги как отнесутся?

— Одна дипломатично промолчит, сделает вид, что не заметила. А другая — крайне отрицательно. Конечно, скажет: «Какое безобразие! Как ты можешь! И как в тебе это все умещается?» Я как-то пыталась показать ей балет английского хореографа Мэтью Боурна. Он поставил лет двадцать назад балет «Лебединое озеро» — это такой шедевр! Я пыталась показать это своей подруге, но она ответила: «Нет, я это безобразие не могу смотреть». А я в восторге!

— Вы очень любите театр?

— Безумно. А сейчас появилась возможность ездить на какие-то премьеры за рубеж, пользуюсь каждой возможностью.

— Ого! А куда последний раз ездили? Расскажите, пожалуйста.

— Я еще с давних времен очень люблю постановки оперного режиссера Дмитрия Чернякова. Он больше 10 лет назад поставил «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинке. Это было так здорово сделано! Я тогда в него влюбилась и теперь стараюсь следить за его творчеством. Ездила в Амстердам на премьеру опять-таки «Китежа» его, он совсем по-другому поставил, нежели в Мариинке, но просто фантастически. Все четыре с половиной часа я не только слушала, но сидела, открыв рот, смотрела на сцену, при том что это опера.

Осенью 2012 года я ездила в Мадрид, Черняков поставил оперу «Макбет», тоже понравилась, хотя она сделана более традиционно. А вот «Китеж» — там с автоматами бегают, что там только не происходит в Древней Руси.

— Кстати, видели новый клип Pussy Riot?

— Нет, современная музыка мне не близка. Из современных артистов мне нравится Петр Налич.

— А были на его концертах?

— Нет, не была, я как-то побаиваюсь, честно говоря.

— Толпы?

— Да, толпы. Концерты постоянно проходят в клубах, а потом, у нас совсем неправильно относятся к возрасту. За границей разговаривать с молодым человеком, обсуждать какие-то проблемы, высказывать мнения на равных — обыденное дело. У нас — невозможно. Подумают: «Что она понимает вообще? Старуха пришла на концерт в “Б2”». Люди не понимают, что они сами когда-нибудь будут в возрасте.

Признаться, и на «Идеального мужа» я пошла со скептицизмом. Смотрю, какие-то отрывки, все фрагментарно. Подумала, что нет, он это все не увяжет. И потом он так все это собрал, я подумала: «Вот молодец! Все собрал, все увязал, все в основную идею, замечательно!» Такое я приветствую. Самое главное в любом деле, и в журналистике тоже, — убедить человека.

— Катерина Гордеева вас убедила.

— Очень, к сожалению.

— Вы бы тоже уехали?

— С моим характером — да. Если бы мне было хотя бы 40 лет, меня бы уже здесь не было. Я, как получу годовую визу, начинаю ездить за границу, уже не могу остановиться. Сейчас вот влюбилась в Баварию, такие потрясающие местечки в предгорьях Альп, такая красота, такая чистота. К тому же я подписана на акции основных авиакомпаний и отслеживаю спецпредложения по билетам.

— Неплохое хобби — летать за границу. А есть какое-нибудь еще?

— Я окончила МИФИ, после института занималась ядерной физикой и уволилась в 90-е годы, потому что в то время нам ничего не платили.

— Подождите, ядерная физика? Серьезно?

— Да, тогда казалось, что сейчас выпустимся, науку перевернем, но этого не случилось.

— А что после развала СССР?

— Несмотря ни на что, девяностые годы были замечательным временем, когда повеял ветер свободы. Казалось, что мы выстоим, невзирая на отсутствие того-сего, как говорится, не хлебом единым. Но тем не менее кушать тоже надо было, поэтому я делала украшения из кожи — серьги, браслеты, подвески — и продавала их. И десять лет для меня это было не хобби, а работой. А после девяностых это ощущение свободы пропало.

— И как вы думаете, в чем причина?

— В народе, у нас такой народ, причем я себя от народа не отделяю. Кто знает, может, вы, молодые, все измените.

— Время покажет. Спасибо! 


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245245
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246851
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413331
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419787
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423860
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429156
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429825