Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244869На показе патриотической моды побывала студентка Школы гражданской журналистики Татьяна Дворникова. Почитайте также, зачем люди надевают на себя георгиевские ленты и чем еще может порадовать себя патриот за деньги.
«Я вчера посмотрела “Сталинград” Бондарчука и теперь подсела на патриотическую тему!» — шепчет на ухо подруге посетительница показа мод и одновременно конкурса патриотических коллекций «Победа-70», организованного в конце апреля в московском ДК «Лофт» ко Дню Победы. На импровизированном подиуме вокруг как бы Вечного огня, сделанного из гвоздик и подсвеченной развевающейся ткани, идут модели. Кремлевская звезда из бисера на черной толстовке сменяется вышитым собором Василия Блаженного. Вот свитер со Спасской башней. Вот орден Отечественной войны, сделанный из стекляруса вручную. «Ну, футболки с Путиным уже приелись. А вот эти свитшоты с Кремлем ничего! Стритстайлеры будут луки выкладывать, за ними Москва подтянется», — сообщает в ответ подруге девушка с георгиевской лентой в косе.
При входе на показ волонтеры в голубых майках осматривают посетителей. Тем, у кого нет оранжево-черной ленты, вручают сразу две: «Близким подарите». В зале — советские военные песни. Рядом со сценой — журналисты Первого канала.
Я вчера посмотрела «Сталинград» Бондарчука и теперь подсела на патриотическую тему.
Вне конкурса — две коллекции. Среди них — один из крупнейших патриотических брендов на рынке «Сердца России», который продает футболки и чехлы для телефона с Владимиром Путиным на фоне военной техники. Второй внеконкурсный участник — коллекция Lipovoy Gym от трехкратного чемпиона мира по кикбоксингу Александра Липового. Под речитативы российской рэп-группы «Баста» появляются боксеры. Их глаза прикрывает бейсболка, на черных майках — принты военных наград и вышитые ордена «За отвагу» размером с тарелку. Штаны расшиты шевронами «Россия — Балтийский флот», «Россия — Тихоокеанский флот», «Россия — Внутренние войска».
Ведущий, финалист проекта «Голос» Василий Туркин, в перерывах просит посетителей обновлять статусы о мероприятии в соцсетях: «Для самого активного у нас призы от спонсоров!» Спустя полчаса под хештегом #Победа70 появляются первые фото с показа.
Конкурс патриотических коллекций организован «Молодой гвардией Единой России», информационными партнерами стали «Ридус» и PolitRussia. Куратор показа — Ирина Володченко, член МГЕР и руководитель аппарата парламентского клуба «Российский суверенитет», рассказала: «На начальном этапе нам удалось найти около 40 молодых дизайнеров, в финал мы отобрали 10. Все они представляют патриотические коллекции. Нам была важна гражданская позиция: дизайнеры должны были быть вдохновлены этой идеей».
Уже на следующий день после конкурса в интернете закипели споры: а не следует ли привлечь кураторов и модельеров «победного» мероприятия к административной ответственности по статье КоАП 17.11: «ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР <…> лицом, не имеющим на то права»? Та же статья запрещает «учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами».
Огромное веяние патриотизма в людях!
Например, кандидат военных наук, член Геральдического совета при Президенте РФ Александр Деревщиков считает, что использование даже увеличенных в размере орденов оскорбляет воинскую славу и ветеранов. По просьбе Кольты он рассматривает фото с показа коллекции Lipovoy Gym: «Вот у этого молодого человека в белом на груди Золотая звезда Героя Советского Союза, на бейсболке Красная звезда, знак различия самолетов ВВС СССР. А на шортах эмблема Красной армии — красная звезда с серпом и молотом — и георгиевская ленточка. Два других “манекена” — левый с четырьмя Звездами Героя, правый с орденом Отечественной войны I степени. А вот здесь у троих “героев” на груди полный бант солдатской славы, у четвертого — медаль “За отвагу”. Тут два “кавалера” ордена Отечественной войны I степени и полный “кавалер” ордена Славы. Я это воспринимаю как издевательство. Это незаконное ношение государственных наград Советского Союза. Во-первых, ордена — это прерогатива людей, которые ими награждены. Во-вторых — места их расположения. На фото у молодого человека георгиевская эта ленточка на штанах пришита. Ну вы понимаете — это людей обидит!»
Деревщиков объясняет, что практика размещения государственных символов — герба и флага — широко распространена, но к наградам это не относится. «Американцы могут где угодно свой флаг использовать, но вы мне покажите хоть одну фотографию, где на майке изображена медаль Почета. Американец у себя на груди Серебряную звезду никогда не нарисует. У них есть понятия определенные, а у нас — лишь бы содрать. Русские дворяне могли у себя повесить на ковре огромный герб, и орден мог быть в увеличенном размере. А этот орден нашить на спину или на грудь — да вас бы звания лишили!»
С ним не согласен эксперт по фалеристике, доктор исторических наук Олег Наумов: «Насчет надругательства — вопрос сложный. Воспроизведены награды довольно точно, даже угадываются степени на ордене Славы. Но прямого оскорбления, на мой взгляд, нет, все корректно, однако меня смущает расположение медали “За отвагу” — где-то на боку. И, что особенно странно, четыре Звезды Героя. Это какой-то китч, выглядит слегка комично».
Фарс в том, что, скорее всего, футболки с патриотическими принтами были закуплены в Китае.
Но применить статьи КоАП к одежде, по мнению Наумова, нельзя. «Это не изготовление похожих наград. Это не знак отличия, а изображение на предмете одежды, элемент декора. И незаконное ношение тоже ни при чем — это не подлинные награды. Но, честно говоря, я бы не стал все-таки ордена делать на майке».
Александр Липовой, создатель коллекции с орденами, на вопросы Кольты отвечать не стал, но прокомментировал ее у себя в Фейсбуке (орфография и пунктуация сохранены): «Пропагандируя ордена и награды больших размеров неся молодежи информационный повод и знания может не нравится только не разумным или тем кто против великих орденов вов... а когда живие чемпионы вышли донести молодежи в большом формате что такое награды и за что их дают это не нравиться... смотрите выше борцы за мораль и нравственность не сидите дома а выйдите и сделайте полезное а не хайте спортсменов которые не раз на пьедесталах были и Россию и страну поднимали в спорте!»
Дизайнер Ксения Кравцова, которая тоже участвовала в показе и представила к 70-летию Победы принт «Вежливая матрешка», считает, что нападки на Липового необоснованны: «Ордена сильно преобразованы, это выражение гордости и почести ветеранам. Если бы модели ходили под настоящими орденами, это выглядело бы немного неприлично, но так очень оригинально».
Кравцова родом из Ростова-на-Дону, где и производится ее одежда. Скоро она планирует перевести производство в Москву и открыть несколько точек. В индустрии Кравцова всего два года, за которые успела придумать, например, юбки-триколоры. «“Вежливая матрешка” приурочена к годовщине Победы. Я просто смотрела новости, и непосредственно по ходу украинских событий это все родилось. А принять участие в конкурсе меня пригласила Ирина Володченко, у меня не было готовой коллекции, и буквально за пять дней я подготовила принты. У меня все хорошо реализуется. Мои клиенты подготовлены к 9 Мая, экипированы».
По словам Кравцовой, аудитория, для которой шьется патриотическая одежда, — от 20 до 30. Дополнительные заказы поступают от молодых мам, покупающих вещи для годовалых. Среди клиентов Кравцовой есть чиновники и работники государственных структур: например, ее футболки носит член Общественной палаты Юлия Алферова (известная тем, что накормила свою кошку черной икрой).
Кравцова планирует расширять линию. «Огромное веяние патриотизма в людях! Я пока не так популярна, но меня находят, даже из-за границы пишут, везут мои вещи соотечественникам в Англию и Германию. Поэтому с патриотической темы я пока не планировала уходить. На этой стезе я еще не достигла своего апогея. Но когда тут исчерпается вдохновение, перейду на вечерние платья».
Идея футболок, демонстрирующих лояльность политическому курсу страны, не нова. Наиболее активной на этом поприще стала Антонина Шаповалова, активистка движения «Наши» и корпоративный дизайнер организации. В свои 20 лет, еще в 2008 году, она представила коллекцию «Русские идут»: в коллекции были трусы «Вова, я с тобой» и платья с матрешками. Моделями на ее показах становились известные российские поп-звезды.
Молодой дизайнер Анна Погодина, которая выпускает вещи под брендом Ann Weather, тоже была приглашена поучаствовать в конкурсе, но отказалась. Несколько моделей в ее последней коллекции были выполнены из ткани защитной расцветки. «Я вдохновлялась девочками-скаутами, фильмом Уэса Андерсона “Королевство полной луны”, а не Российской армией», — говорит Погодина. Она вспоминает, что после показа на Неделе моды в Москве на нее вышла Ирина Володченко: «Она посмотрела фото и говорит: “А можно то же самое, но с другими нашивками? Чтобы там ордена были, медали ВОВ и тому подобное”. Но это уже не мой дизайн, у меня совершенно другие ассоциации с нашими орденами. Я поняла, что ощущаю себя каким-то исполнителем, а не дизайнером». Так что, возможно, ордена в коллекции на показе появились по инициативе самой Володченко.
Что касается «патриотического» российского производства, то с этим непросто. В России нехватка фурнитуры и тканей, так что стоимость вещей на выходе получается малопривлекательной для покупателя. «У нас в стране мануфактурные и швейные производства в полном упадке, большая часть наших брендов отшивается в Китае. Фарс в том, что, скорее всего, эти футболки с патриотическими принтами были закуплены там же, — поясняет Погодина. — Да и какие бы патриотические лозунги ни были написаны на футболках, ситуацию с производством одежды это не улучшит. Кроме футболки нам же надо надеть еще что-то снизу, сверху и обуть еще что-то, а крупных брендов масс-маркета нет. Так что патриотизм закончится в тот момент, когда встанет вопрос: готовы ли вы ходить босиком зимой по улице или все-таки купите себе теплые ботинки европейского производства?»
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244869Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246431Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413024Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419513Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420182Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422835Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423591Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428762Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428898Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429551