18 сентября 2015Общество
231

Необыкновенные похождения русского человека в 90-е

Исторические анекдоты, байки и случаи из жизни в пересказе писателей, художников, журналистов и режиссеров

текст: Лидия Калоева, Андрей Ковалев
Detailed_picture© Colta.ru

В преддверии нашего фестиваля «Остров 90-х», который пройдет уже в это воскресенье, мы попросили вспомнить удивительные истории про это удивительное время.

Приходите на «Остров 90-х»!
Вход бесплатный. Программа — тут

Юлий Дубов
Владимир Дубосарский
Константин Звездочетов
Сергей Лобан
Сергей Мостовщиков
Евгения Пищикова
Марина Разбежкина
Ольга Ципенюк
Виктор Шендерович

Евгения Пищикова

публицист

K списку

Девяностые годы остались для меня романтическим временем, воспоминания о котором изрядно испорчены общинным (и нынче модным) чувством вины за упущенные возможности. Прежде всего романтика была в изменении базового поколенческого мужского типа, в появлении «нового мужчины». Каждое поколение имеет свое лицо. Как у Олеши: «Видел в парикмахерской лицо человека, каким хотелось бы самому быть. Лицо пилота, современный тип мужественности». Лицо пилота, потом — «тонкое» лицо молодого физика. Новый тип мужчины 90-х — не новый русский, как можно было бы думать, а тип авантюриста. Появился неожиданно, был явлен в совершенных воплощениях — генерал Дима Якубовский, братья Мавроди и другие, разнообразно приближающиеся к идеалу. Как шахтер Саша Видеодвойка (ярчайшая, но малоизвестная фигура конца 80-х годов), борец за справедливое распределение ширпотреба. В ранних 90-х я служила в газете в отделе сельского хозяйства и была увлечена фермерским движением. Его первоначальный костяк составляли вовсе не бывшие директора сельхозпредприятий — эти грамотные люди пришли потом, — а городские интеллигенты. Им нужны были земля и воля. К земле и воле прилагался народ, но само собой считалось, что народ желает того же, что и передовой его отряд. Многие фермеры чтили Стругацких и идею прогрессорства. Так что Гиркин и прочая команда — не первые ролевики, неожиданно пожелавшие получить землю в смутные времена. Городские фермеры ранних 90-х были чистые люди и свято верили в социальное воспитание — а многим из нас, экспертам, так сказать, их тяга к прогрессорству казалась романтической и привлекательной, но необязательной игрой. Время показало, что они были совершенно правы — спасти может только социальное воспитание. Общая государственная воспитательная работа с обилием положительных примеров. Если такой работы нет, живописать «правду жизни» бессмысленно — это обналичка зла.

© Эдди Опп / Коммерсантъ

Первые фермеры были колоритными людьми. Одни строили тротуары с подогревом, другие брюкву не могли толком посадить. Я помню, как фермер Ян учредил у себя дома первый в деревне ватерклозет. И к его дому бегали дети «слушать, как вода льется». Дом был трехэтажный, они стояли, подняв личики ко второму, что ли, этажу, похожие на детей, которые смотрят на часы у театра Образцова. А когда государственный интерес к этой волне фермерства кончился и начались начальственные ущемления, фермера Яна односельчане выбросили из автобуса на полном ходу. Он не убился, потому что упал в грязь. Он всю ночь шел домой по средневековой грязи. Я все вспоминала о нем, когда пыталась смотреть фильм Германа «Трудно быть богом».

В июле 1991 года началась приватизация квартир. В октябре уже происходили первые продажи — и дело это казалось немыслимой, головокружительной аферой: продать за большие деньги то, что получил относительно бесплатно. Вокруг квартирных продаж тотчас начал собираться мифологический свод. Почтенные обыватели были уверены, что все покупатели — члены преступных группировок или, напротив того, продавцы — душегубы и с помощью ложных объявлений выявляют людей «с деньгами». Поехать «посмотреть» квартиру считалось опаснейшим делом. Первая квартирная продажа, свидетельницей которой я была, происходила холодной зимой 1991 года. Добропорядочная семья — молодая чета с мальчиком Яшей 12 лет и бабушка-отоларинголог — собралась в рай, а именно — в США на постоянное место жительства. Квартиру на Садовом кольце нужно было продать. Было очень страшно. Молодые переживали ужас стоически. Бабушка молчать и бездействовать не могла. В день, когда должны были прийти первые покупатели, бабушка сказала: «Как хотите, а я спасаю Яшу! Что бы с нами ни случилось, пусть Яшенька живет!» С этими словами бабушка надела на сопротивляющегося Яшу папину ушанку и свою шубу и выставила на балкон.

Пришли покупатели. Наши герои смотрят — приличные вроде люди, он и она, но маклер имеет слишком спортивный вид и зачем-то с зонтиком, а сами покупатели бледны. Походили по комнатам — вся сцена в драматическом молчании. Наконец покупательница заходит в спальню, через минуту выкидывается оттуда с ужасным лицом и, оскальзываясь на паркете, бежит в прихожую. Пытается распахнуть дверь, не преуспев, бьется об нее. К ней бросается покупатель-муж, помертвело шипя: «Что, Зося, что?» В тишине явно слышен Зосин стон: «Там на балконе уже кого-то пытают! Там кто-то прыгает и просит помощи!»

Через месяц квартира была продана. Мальчик Яша выучился на химика в Массачусетском технологическом институте.

А в 92-м году, когда вся Москва уже была в коммерческих киосках и магазинчиках, в этих магазинчиках появились прекрасные туфли. Стоили они больших денег. Сейчас, издалека, ясно, что это был очередной извод популярных в то лето где-нибудь на анталийских пляжах пантолет, но кто ж тогда вникал в такие подробности? Туфли были дерзких, анилиновых цветов — резиновые, ничего не скажу, но с перепоночкой из атласного бантика. У меня были густо-фиолетовые. Они стояли на магазинных полках яркие, чудесные, и девушки, у которых не хватало денег, смотрели в витрину на них.

К ней бросается покупатель-муж, помертвело шипя: «Что, Зося, что?». В тишине явно слышен Зосин стон: «Там на балконе уже кого-то пытают! Там кто-то прыгает и просит помощи!»

А еще в то лето был в моде кооперативный ресторан (один из первых) «Золотой дракон». Полумрак, нарядная публика. Я никогда не забуду вид этого ресторана. Первый и последний раз я видела пафосный городской кабак, где все дамы сидели в резиновых тапках. А самые модные были в ажурных колготах и резиновых тапках. А королева вечера была одета в особенные ажурные колготы: тогда такие были в огромном почете (я думаю, вся сингапурская помойка была свезена к нам в начале девяностых) — в общем, были такие колготки со светящейся обезьянкой. И при ходьбе она ползала по девичьей ноге.

И вот полумрак, в руках у посетителей деревянные палочки, которые по первости в ресторане «Золотой дракон» заказывали в матрешечной артели, благость, дух роскоши. И слышно, как королева вечера веско, с тяжелой силой, говорит своему кавалеру, который только что погладил ее по коленке: «Ну ты попал!» В голове у посетителей романтическая драма: юный Ланселот осмелился посягнуть на то, что принадлежит, так сказать, королю Артуру… Королева вытягивает ножку, но обезьянка неподвижна и не лезет под юбку: на чулке затяжка. И королева гневно продолжает: «Да ты знаешь, сколько они стоят?»

Сергей Лобан

режиссер

K списку

В 1995 году мы с группой товарищей почти без разрешений поставили дебаркадер на Фрунзенской набережной. Расковыряли гранитную набережную, бросили трап и сидели месяц без света и без копейки денег в надежде, что с неба свалится инвестор и поможет нам открыть лучший в мире клуб.

Инвестор появился очень эффектно — крупный мужчина с угрожающим видом и в рваных мартинсах. Его звали Вилли, он сказал, что у него маленький, но надежный банк, что он тратит в день на развлечения 500 долларов и что лучше уж он их будет тратить на что-нибудь нормальное. В общем, он вложился.

Мы стали срочно отстраивать дебаркадер, который до этого был похож на двухэтажный сарай. Вилли сам приколачивал вагонку на посадочной площадке и одновременно решал по телефону свои банковские вопросы. К нему то и дело приезжали очень серьезные бизнесмены и суровые люди с черными перстнями.

Вилли купил лодку и мотор «Ветерок» и по вечерам разъезжал вдоль парка Горького, знакомился с девушками. Вообще у него были две постоянные подруги, и они жили с ним одновременно.

Он был фанатом «Аквариума» и утверждал, что песня «Иванов на остановке» написана про него. И первую вечеринку на дебаркадере он устроил в честь Гребенщикова. Его с группой после концерта как бы случайно повезли в некий модный московский андеграундный клуб отдохнуть. А на дебаркадере при этом собралось 500 человек, чтобы поглазеть на реального Гребенщикова. Все должны были делать вид, что клуб работает, и даже на сцене выступали группы. Но музыкантов слушали только ребята из «Аквариума», а все посетители смотрели в противоположном направлении на Гребенщикова, Титова и остальных. Потом Гребенщиков потерялся. Все очень волновались. Позже выяснилось, что они всю ночь гоняли с Вилли наперегонки на речных трамвайчиках.

Дебаркадер стал функционировать как очень странный клуб, где в пятницу могла выступать Умка, а в субботу проходил один из первых московских рейвов. Вилли быстро увлекся техно-культурой и всем сообщил, что он очень сильно изменился и что он больше не рок-человек.

Тем временем дела в банке шли не очень. Два крупных кредита, которые были выданы под его поручительство, не вернули. Вилли постепенно отошел от бизнеса и поселился на дебаркадере в трюме.

Вскоре один из кредитов вернули, но почему-то мохеровыми индийскими шарфами. И весь трюм был завален коробками. Однажды утром он набил шарфами рюкзак и отправился пешком в «Лужники» торговать. Ужасно замерз, продал две штуки. Денег хватило на шаурму и бутылку водки.

Потом Вилли исчез. У дебаркадера появился новый инвестор, которого преследовали бандиты, и очень скоро дебаркадер сожгли.

Мы встретились через год. У Вилли была фирма, которая пыталась заниматься пластической хирургией без лицензии. Параллельно он за копейки арендовал полуподвальное помещение на Тверском бульваре в доме 8 и предложил нам сделать клуб там. Как раз в этом доме происходят события книги «Чапаев и Пустота», и мы водили Пелевина показывать помещение в надежде, что, может, он профинансирует будущий самый лучший клуб.

Потом Вилли подружился с музыкантами из группы «Достоевский». Стал выступать на сцене — одетый в тогу, позванивал маленькими железными тарелочками. Параллельно увлекся тяжелыми наркотиками и очень быстро умер.

Гребенщиков, кстати, через год, выступая в Москве, поинтересовался у директора группы, нельзя ли опять после концерта отправиться на тот дебаркадер. Может, понравилось, не знаю.

В 1991-м, когда у Белого дома стали стрелять трассерами, кто-то стал кричать: «А теперь — шампанского!». А я стоял на броневике и дудел в трубу.

Константин Звездочетов

художник

K списку

Однажды представители организованных преступных группировок решили, что художники очень богаты. Ведь есть два представления: что либо художники бедняки и пьяницы, либо у них денег куры не клюют. При этом иногда на сигареты не хватало. Тогда процветал рэкет, и они нас хотели крышевать, а мы бы взамен с ними делились. Наверное, потому что появилось много публикаций про Запад, про аукционы, «Сотбис», информация, будто бы наши работы покупают иностранные миллионеры. Помню, сидел и долго вел переговоры у него в запертой машине, пока они не поняли, что никаких денег у нас и в помине нет. Кончилось тем, что того, кто предложил всю эту затею, «высокое руководство» разжаловало в смотрителя ларьков. Вообще это было веселое время. В 1991-м, когда у Белого дома стали стрелять трассерами, кто-то стал кричать: «А теперь — шампанского!» А я стоял на броневике и дудел в трубу.

Марина Разбежкина

режиссер, педагог

K списку

Очень часто было все в провалах, денег не было. В середине 90-х, когда я еще жила в Казани, закрыли все кинопроекты, и мой приятель-художник пригласил меня в Москву. Он оформлял новый ресторан и спросил меня: «Можешь ли ты клеить обои?» Я сказала, что не умею, но раз такое количество не очень образованных и грамотных людей умеет, то, наверное, я тоже смогу. Он сказал: «Давай приезжай». И меня сделали бригадиром, я действительно до этого никогда не клеила обои. А ресторан был с таким шиком, обои привозили специально из Парижа, высота главного ресторанного зала была метров восемь — то есть работали на высоте. Я набрала себе в команду двух лабухов из ресторанного оркестра, у которых не было работы, пока ресторан не был открыт, и моего приятеля, которого все сейчас хорошо знают, тогда студента операторского факультета ВГИКа Женю Привина. Сейчас он оператор, и у него «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля за фильм «Под электрическими облаками» Алексея Германа-мл. Вот мы все четверо — я, два лабуха и Женя — организовали эту бригаду. Никто из нас не умел клеить обои, но мы быстро как-то приноровились, и целый месяц я клеила обои и делала это с огромным удовольствием, потому что была хорошая компания и это была такая перемена участи. Я понимала, что это время надо пережить и нужно заняться чем-то другим, тем более что режиссура, особенно документальная, питается всем, что происходит вокруг. Мы все клеили, клеили, клеили, и тут снова появилось субсидирование, и я пошла к директору ресторана с заявлением об увольнении. Он сказал, что уволить меня не может, потому что лучше бригады он никогда не видел и был просто счастлив, что мы работаем, что мы постоянно смеемся, рассказываем истории всякие. Все остальные рабочие вели себя тихо, потому что они нас слушали. Ресторану, конечно, пришлось меня уволить, но я до сих пор помню, что, во-первых, это были самые большие деньги, которые я в своей жизни за месяц получила, а во-вторых, это был радостный месяц.

Они приехали на военный аэродром в подмосковный Жуковский, загрузили «Жигули» с ваучерами внутрь государственного грузового самолета и полетели.

Виктор Шендерович

писатель

K списку

Один вполне себе заметный олигарх не первого ряда, который и сейчас видное место занимает, хвастался, как он разбогател. Он наметился на химический комбинат в одной российской провинции, стоил этот комбинат 20 миллионов долларов, а он ваучеров собрал только на 1,5 миллиона долларов, но уж очень хотелось. Проводился аукцион, и был один конкурент. Тогда этот человек подговорил чиновника администрации области, которая аукцион проводила, по фамилии Бублик. Говорят, фамилия подлинная. И вот Бублик приватно слил конкуренту, что этот самый будущий олигарх не вышел на конкурс. И тот, будучи жадным, объявил стоимость миллион и был уверен, что победит, конкурент-то сошел с дистанции. А задача конкурента, этого самого олигарха, состояла в том, чтобы эти мешки с ваучерами — они полностью забили старые «Жигули» — к 10 утра доставить в мэрию, где происходил аукцион. Олигарх понял, что уже не успевает на «Жигулях» доехать до той дальней области. И тогда он нанял соседа по лестничной клетке, который был военным летчиком, они приехали на военный аэродром в подмосковный Жуковский, загрузили «Жигули» с ваучерами внутрь государственного грузового самолета и полетели. В мэрию он успел, а если бы не успел — полтора миллиона долларов превратились бы в мешки резаной бумаги. В итоге он вошел во владение химическим комбинатом, который немедленно разорил, продал, вывел 20 миллионов в офшор и разбогател, о чем и рассказывал мне в очень неплохих жилищных условиях.

* * *

Сценка в программе «Куклы» с участием министра Черномырдина начиналась нехитрыми стишками «Вот однажды из Дубай приезжает Краснобай». «Краснобая» руководство просило заменить, Черномырдина тогда боялись. Озвучивали мы все вечером, часов в 10—11. Надо заменить «Краснобая», и мы все погружаемся в поиски подходящей рифмы к слову «Дубай». Полный ступор, мы не можем ничего придумать, я уж точно знаю, что «Краснобай» — самое тихое, что есть в русском языке для этой рифмы. Пытаюсь обмануть судьбу и убрать «Дубай» из рифмы, получается: «Из Дубая как-то раз приезжает …» — ну, в общем, не лучше получается. Звукооператору Аркадию приходит гениальная мысль: мы посылаем факс руководству телекомпании НТВ с согласием на любую рифму к слову «Дубай», которую они предложат, то есть и придумают сами. Теперь уже там наверху стали рифмовать, минут десять рифмовали, потом позвонили и сказали: оставляйте «Краснобая». Так оно и пошло в программу.

© Александр Макаров / РИА Новости

* * *

1995 год, программа «Куклы». Парламентский корреспондент газеты «Сегодня» Сергей Пархоменко передает мне, что по моей милости скандал в Совете Федерации. Тогда как раз была первая чеченская война. Оказывается, у меня вышла программа — парафраз «Белого солнца пустыни», где доблестный солдат Борис Николаевич, будто бы Сухов, спасает гарем из северокавказских республик — Ингушетии, Осетии, Чечни — из лап злого бандита, которого звали Джохар, по имени Дудаева. Оказывается, президент Северной Осетии выразил протест, что его республика в нашей программе была изображена в виде женщины-мусульманки: мол, это оскорбление осетинского народа. Я был совершенно поражен — это же парафраз «Белого солнца пустыни» — и спросил у Пархоменко, нельзя ли передать господину президенту содержание слова «метафора». Пархоменко подумал секунду и ответил: «Не советую».

«Я к вам, Катя, за акциями пришел». «Прекрасно», — выдыхала Катя в пиджаке с развратно-пышными подложными плечами.

Ольга Ципенюк

журналист, копирайтер

K списку

Шел 1993 год, я работала в рекламном агентстве «Знак» издательского дома «Коммерсантъ». Телевизор разрывался от рекламы финансовой пирамиды «Хопёр-Инвест» с незатейливым сюжетом и еще менее затейливым воплощением: стоя перед камерой, Александр Цекало пучил глаза и бойко выпаливал: «“Хопёр-Инвест” — отличная компания», — а Лолита томно добавляла: «От других». Все, дальше — кат, пэкшот, логотип. Но эффект был сногсшибательный: граждане толпами шли в «Хопёр» за обещанными тридцатью процентами ежемесячной прибыли. Вторая серия роликов представляла самих покупателей, пришедших отдать свои кровные. «Вот я и в “Хопре”, — возглашал счастливчик. — Я к вам, Катя, за акциями пришел». «Прекрасно», — выдыхала Катя в пиджаке с развратно-пышными подложными плечами.


Однажды по коридорам «Знака» пронесся слух, что основатель «Хопра» Лев Константинов едет к нам на переговоры — заказать очередной этап рекламной кампании. В назначенный день к дверям особняка на Большой Ордынке подъехала небольшая колонна — машина Константинова и два джипа сопровождения. Из джипов вывалилось полдюжины крепких парней в бронежилетах с автоматами наперевес. Они образовали коридор, по которому в здание вошел хлипкий юный очкарик — это и был финансовый гений Константинов, на тот момент ему исполнилось 23 года. Проследовал в переговорную, вольготно устроился в кресле, немедленно закурил сигару. За ним гуськом протопали автоматчики и чинно расселись вдоль стены. «Вот мы и в “Хопре”», — выдохнул кто-то из наших. Выдохнул, но не удивился — шел, как и было сказано, 1993 год.

Владимир Дубосарский

художник

K списку

Когда были выборы 1996 года, был апофеоз бумажной пропаганды. Интернетом еще особо не пользовались, а главной рекламой были листовки — их вешали, раздавали и т.д. Разные художники подрабатывали в разных структурах. Помнится, Толя Осмоловский халтурил и зарабатывал небольшие деньги в каком-то таком проекте. Он нам предложил расклеивать листовки. Я не помню, сколько их нужно было расклеивать, но что-то около 10 тысяч по городу. За это платили какую-то смешную сумму, где-то 100 долларов. Хотя по тем временам это было нормально, как сейчас 500. Это было дело незаконное, поэтому расклеивать нужно было ночами. И вот нам с Виноградовым принесли пачки этих листовок. У нас тогда мастерская была в районе «Третьяковской». Одну пачку из примерно десяти мы честно расклеили, а остальные клеить не стали, поскольку деньги мы уже получили. Ну и вообще это было довольно неприятное занятие. Листовки у нас остались, и на этих листовках мы делали наброски. А потом у нас была выставка в галерее Fine Art — эротическая выставка в сотрудничестве с журналом Playboy. На одной из листовок мы записали название, какие-то другие данные, чтобы дизайнеру дать приготовить пригласительные. Приходим на выставку, а там висят плакаты, которые трудно описать. Мы подходим к дизайнеру: «Что ты сделал? Как ты мог это вообще?» Он говорит: «Как? Ну вы же мне образец дали!» То есть он подумал, что оборотная сторона этой бумажки, этот страшный черно-белый дизайн листовки с лозунгом и шрифтом ужасным — это то, что надо сделать. И в галерее висели копии этих листовок с нашими именами и словом «Playboy».

* * *

Это был год то ли 1996-й, то ли 1998-й. Авдей Тер-Оганьян поехал в Париж: у него там была небольшая стипендия, он там работал и заработал за один-два месяца приличное количество денег. Приехал Авдей с деньгами и прям с вокзала с чемоданом поехал в ЦСИ — это раньше было на Якиманке — на выставку. Была выставка то ли Фишкина, то ли Либермана. Чемодан оставил на выставке, чтобы не потерять, и пошел выпивать со всеми. Ну, понятно: он там выпил, здесь выпил, потом он ничего не помнил… В общем, деньги у него все украли, но это не смешно. Смешно другое. Очнулся Авдей на улице, холодно, думает «Е-мое!», ничего не помнит, надо ехать домой. И он выбегает к каким-то прохожим и начинает объяснять по-французски, что потерялся. Он думает, что он в Париже! Такой небритый черный человек полупьяный бросается с утра к людям и пытается по-французски узнать, как ему проехать на улицу, где он живет. Все, конечно, от него в стороны шарахаются. И вдруг он видит — ЗИЛ стоит. Подбегает к шоферу и говорит: «Старик, слушай, ты русский, наверное?» Тот говорит: «Ну да, русский». — «Как классно, что я тебя встретил! Слушай, эти французы — козлы, вообще ничего не могут мне объяснить. Я живу на такой-то улице, помоги, потому что у меня ни денег, ничего нету вообще, не помню, где я и как здесь оказался». «Ты где, — говорит, — находишься?» — «Как где? В Париже». — «А ты посмотри сюда — вон Казанский вокзал!»

* * *

Мы были в Амстердаме: поехали в первый раз за границу в 1994 году. Это был такой большой exchange — 15 русских художников поехали туда. Мы жили там месяц и работали вместе. На первый-второй день нам выдали какие-то приличные деньги суточные, и все пошли развлекаться. Конечно, мы пошли посмотреть улицу красных фонарей — с Димой Врубелем и Авдеем. А Дима до этого много бывал за границей и был у нас своего рода гидом. Заходим на улицу и видим стриптиз-бар. Дима говорит: «О, давайте зайдем в стриптиз!» Мы: «Ну Дима, ну что-то… ну как-то, знаешь, извини». — «А, пошли, пошли, я заплачу. Я вас угощаю, пошли». Заходим в стриптиз, и там такие красные кабинки — заходишь в кабинку, платишь и смотришь через стекло, как девушка танцует. Ну, я посмотрел минуту, две, и все — неинтересно. Еще минута есть, и я поднимаю глаза, смотрю вокруг. И там напротив тоже прорези и глаза такие. Гляжу — человек. И он тоже не смотрит за этой женщиной, а смотрит на меня. Мы долго смотрим друг на друга, но там не видно, кто это. И, когда последняя минута заканчивается, мы выходим из кабинок: выходит Дима, выходит Авдей, выхожу я, и выходит этот четвертый человек, который там был, — им оказался Толик Осмоловский.

Юлий Дубов

писатель, предприниматель

K списку

Девяностые годы начались еще в конце восьмидесятых, когда партия разрешила кооперативы. Выпущенного на свободу джинна свободного предпринимательства потом неоднократно пытались загнать обратно, но без особого успеха. Законы существовали сами по себе, а живое творчество масс — само по себе. Инициатива низовых звеньев правопорядка, лихорадочно пытавшихся найти свое место в стремительно меняющемся мире, гасилась легко и непринужденно: «не имеете права — это частное предприятие!» — и обескураженные правоохранители удалялись в недоумении. Это было золотое время авантюристов, выколачивавших деньги из воздуха, потому что доступа к нефти тогда ни у кого не было, да и стоила она сущие копейки, так что не имело смысла заморачиваться, а прочая промышленность как легла в последние годы СССР, так и не желала подниматься. Так что деньги были только в воздухе, откуда и добывались посредством магических заклинаний «инжиниринг», «маркетинг», «интеллектуальный бизнес». Я помню одного удивительного нахала, который на старом интуристовском кадиллаке объезжал еще не окончательно загнувшиеся московские предприятия и впаривал растерянным директорам расположение неназываемых явно космических сил по сверхтвердой и очень выгодной таксе. Мобилизация космических сил обеспечивалась специальным двухуровневым алгоритмом, разработанным в секретных лабораториях КГБ.

В «Большой пайке» я собрал основную массу фольклора того времени, но кое-что не вошло.

Была классная история с одним из моих друзей, который все пытался на вырученные за продажу компьютеров деньги придумать хоть какое-то производство. К нему пришли два бородатых гения из ФИАНа и предложили совершить переворот в мясной промышленности. Идея состояла в том, чтобы наладить гигиенически безупречную и безболезненную кастрацию поросят. Известно, что некастрированный поросенок ведет излишне активный образ жизни и плохо набирает вес, в то время как кастрированный ничем, кроме еды, не интересуется и стремительно толстеет. Но используемая в свиноводстве хирургическая процедура травмирует бедных животных, и многие умирают от огорчения, не успев дойти до нужной кондиции. Так вот. Можно все сделать изящно, безопасно и вообще незаметно для кастрируемых. У них в лаборатории есть лазер, который за символическое вознаграждение можно на время одолжить и вынести за проходную. Везем лазер в свиноводческое хозяйство, фиксируем поросенка в специальной конструкции — вот чертеж, включаем лазер — чик! — и ничего не подозревающий поросенок радостно бежит к кормушке. Сейчас это, кажется, называют ученым словом «инновация».

Деньги были только в воздухе, откуда и добывались посредством магических заклинаний «инжиниринг», «маркетинг», «интеллектуальный бизнес».

Ближайший свинокомплекс находился недалеко от Москвы, туда мой друг и направился. Два дня он плотно общался с директором комплекса, а когда привезенная из Москвы водка закончилась, директор подписал договор и распорядился выплатить аванс. Большая часть денег ушла на изготовление зажима для поросят, вынос лазера из института, гонорар бородатым гениям и аренду микроавтобуса в фирме ритуальных услуг. Больше никуда чертов лазер не помещался.

Пока монтировали установку и ловили первого поросенка, за изгородью собралась небольшая толпа любопытствующих. Зафиксированного поросенка развернули задом к установке, физики щелкнули тумблером, поросенок жалобно взвыл и издох на месте.

Любопытствующие зашушукались. Директор побагровел. Мой друг грозно посмотрел на физиков. Те произвели несколько успокаивающих пассов, подкрутили какие-то колесики и сказали, что сейчас все будет точно в порядке.

Смерть второго поросенка, также наступившая мгновенно, произвела на присутствующих сильное впечатление. Толпа любопытствующих преодолела изгородь и двинулась к лазеру.

Как рассказывал мой друг, все закончилось благополучно. Ритуальный микроавтобус не подвел. Одному из физиков порвали куртку, но это мелочи.

Эта история в «Большой пайке» не поместилась, но в одном из интервью, где разговор шел о бизнесе девяностых, я ее рассказал. При этом я никак не мог предположить, что когда-нибудь она обретет вторую жизнь.

Уже в двухтысячных один особо осведомленный... ну, скажем, журналист эту историю красочно пересказал. Наверное, она ему понравилась. Правда, в соответствии с некоей сверхзадачей главным действующим лицом в ней в его изложении оказался Борис Березовский. Это он, олигарх с большой дороги, не побрезговал крестьянскими копейками и нажился на поросячьей смерти.

Вот ведь гад какой.

С легкой руки осведомленного товарища история превратилась в легенду и пошла в народ. До меня она доходила в нескольких вариантах, но Борис Березовский присутствовал уже непременно. В самой последней версии, которую на одном из федеральных телеканалов вдохновенно изложил бывший охранник Бориса, приторговывающий фантазиями о своем работодателе, уже нет ни поросят, ни лазера. Березовский, как выясняется, подторговывал птичьим кормом, который лично изготовил на кухне и сам повез на подмосковную птицефабрику. Куры поклевали немного и тут же всем курятником скончались в страшных мучениях. Птичницы бросились на кровавого олигарха с дрекольем, но охранник его спас и увез от расправы.

А если бы не спас он его тогда, подумал я, то не было бы ни «Единой России», ни Путина.

От того фантастического времени у меня осталась уйма впечатлений. И один особо ценный сувенир. В самом начале девяносто второго года гайдаровские реформы опустили зарплату доктора наук до уровня двух кило колбасы. Моя жена в то время устроилась ответственным секретарем в журнал высокой мужской моды, который вознамерились издавать два полубандита, наварившие кучу денег на продаже мясной тушенки, добытой неизвестным способом с каких-то армейских складов. Им нужна была машинистка со знанием английского языка, и жена быстро убедила работодателей, что лучше и дешевле меня им никого не найти. В день я выдавал до десяти страниц переведенного текста о том, что носят клевые парни в Париже и Лондоне. Журнал довольно быстро накрылся медным тазом, полубандиты испарились, и последнюю зарплату мне выдали в виде вельветовой итальянской курточки. В этом прикиде я и зашел в мае девяносто второго в «ЛогоВАЗ». В ней же я и ушел.

Сейчас она меня сильно выручает в Лондоне. Умеют же делать эти итальянцы.

Мы стали рассказывать про то, что впереди нас ждут прекрасные времена, что мы будем другими — счастливыми и свободными. Жбанов выпил с нами, молодыми людьми, и сказал: «Ребят, ничего этого не будет».

Сергей Мостовщиков

журналист

K списку

В начале 90-х я работал в газете «Известия». Рядом с нами работали «Московские новости» — передовая газета того времени. В Москве начала 90-х была такая журналистская традиция: все ходили друг к другу через Пушкинскую площадь водку пить. В «Московских новостях» отпускают в розлив водку, а в «Известиях» было принято решение в розлив не отпускать, поэтому брали только бутылками. Была вечная драма — в розлив брать или целой бутылкой. И вот эта драма все время решалась путем перехода через площадь. Как-то раз на 8-м этаже газеты «Известия» мы купили водки, а свободных столиков не оказалось. За одним столом сидел матерый публицист Жбанов. И вот я и тогдашний мой дружок Леня Милославский, который потом стал генеральным директором «Коммерсанта», подсели к публицисту и стали ему рассказывать про новые веяния, про то, что впереди нас ждут прекрасные времена и все изменится, что мы будем другими — счастливыми и свободными. Мы изменим журналистику, страну, все поменяется к лучшему — и за это надо выпить. Жбанов выпил с нами, молодыми людьми, и сказал: «Ребят, ничего этого не будет». Мы ему ответили: «Ну что, ты просто старый, скучный, никчемный человек. Все будет». — «Ничего никогда не будет. Это проклятая страна». Мы над ним посмеялись, выпили и забыли об этом. Но годы прошли, и мужчина оказался прав.

Фестиваль «Остров 90-х» состоится. Вход бесплатный. Прогноз хороший.

Прямая трансляция фестиваля из всех социальных сетей — тут
Наш хэштег #остров90

«Остров 90-х» в Facebook
«Остров 90-х» в «ВКонтакте»

Благодарим наших партнеров — Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина» (Ельцин Центр) и образовательный портал «Твоя история», а также нашего организационного партнера — Парк искусств МУЗЕОН, которые сделали эту историю возможной.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244896
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246452
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413042
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419530
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423610
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428912
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429565