15 октября 2015Общество
150

Меня тянет отсюда на воздух

Дмитрий Пашинский проработал день в московском ломбарде, месте людской печали

текст: Дмитрий Пашинский
Detailed_picture© Сергей Михеев/Коммерсантъ

Ломбард, куда я устроился помощником оценщика, находится в подвале жилой высотки на окраине Москвы. Вместо названия — выцветшие буквы над входом: «Залог и скупка драгоценностей». Ниже надпись: «Алкашей и наркоманов не обслуживаем!» Его основные клиенты — это приезжие из Средней Азии. Здешнее золото им по карману: грамм «лома» стоит всего одну тысячу рублей. А возможность оставить залог — пожалуй, единственный способ кредита, доступный мигрантам. Они приходят с ближайших строек и продуктового рынка, который, по слухам, скоро закроют и клиентов станет меньше. Однако сейчас ломбард процветает — кризис.

1.

Мои коллеги Вадим и Сергей Михайлович, которого все зовут Моисеич, — многорукие Шивы этого ломбарда. Они владельцы, оценщики, охранники — и родственники. Помешанный на железе и околофутболе Вадим приходится Моисеичу зятем. Его рабочий день занят просмотром боев без правил и поиском «экологически чистых стероидов»:

— Таких, чтоб хрен стоял и мышцы росли, — говорит он и до вечера погружается в хаотичное месиво на экране. Вечером у него тренировка.

Из-за вечных наушников на голове Вадима все мелкие поручения выполняю я: закрываю дверь, убавляю кондиционер, выключаю «хрень». Так Моисеич называет то, что шумит и отвлекает, — телевизор, радио, телефон.

— Ты свою хрень поднимешь, нет?! — орет он зятю.

Но зять не реагирует. Он сидит напротив, уткнувшись в экран ноутбука, и сжимает левой рукой черный эспандер. Правую руку он сломал месяц назад в уличной потасовке и неделю провел на больничном. Моисеичу пришлось нанимать временного охранника, а тот их «выставил»:

— Все унес! Сука!

— В полицию обращались? — спрашиваю я.

— Зачем? Я его сам нашел. Посадил на цепь и трое суток держал на хлебе и воде. Он чуть с ума не сошел! Потом купил ему билет на автобус и отправил домой — пинком под зад! Как-никак племянник мой, — сочувственно вздыхает Моисеич и раскручивает на пальце брелок с кнопкой вызова охраны.

Я с войны вернулся. Мне скучно было. После войны всегда скучно. Год пил. Затем стал частным оценщиком.

Я думаю, историю с племянником он выдумал, чтобы заранее меня припугнуть. Еще я думаю, какие из вещей на прилавке — краденые. Оказывается, половина. Но ломбард за это никакой ответственности не несет. Полицейские провели здесь всего четыре выемки. Моисеич этим гордится, как и тем, что однажды поймал вора с поличным.

— Торчок серьги принес, которые нам до этого проститутка таскала, грудастая такая, — он рисует в воздухе два больших полушария и довольно причмокивает. — Короче, мы его скрутили и сдали ментам. Та потом приходила и просила забрать показания. Торчок был ее сожителем.

— А как вы узнали серьги?

— У меня хорошая память на ювелирку, — хвастается Моисеич. — А вообще чего к нам только не тащат! В прошлом году принесли лунный камень. Липа, конечно! На лоха думали сдать. Сто тысяч просили. Астрономы, блин! — смеется он. Его смех переходит в кашель. Моисеич — немолодой, грузный мужчина, который давно в этом бизнесе. Свой первый ломбард он открыл в 99-м году, рассчитывая заработать после дефолта.

— Я с войны вернулся.

— Чечня?

— Югославия. Мне скучно было. После войны всегда скучно. Год пил. Затем пошел на курсы ювелиров и стал частным оценщиком. Работал с банками, казино, ломбардами. Решил свой открыть на пару с приятелем. Вложили около миллиона. Деньги в основном на взятки ушли: ментам — дай, пожарным — дай, крысам в налоговой — дай…

— Сегодня разве не так?

— Сегодня нет. Если документы в порядке, открывайся и работай.

— И никому заносить не надо?

— Ментам — всегда надо! Удивительно жадное племя. Но у меня свой «погон» на Петровке. Воевали вместе.

Думаю, какие из вещей на прилавке — краденые. Оказывается, половина.

В дверях появляется пожилая женщина. Моисеич деловито встает и медленно подходит к прилавку. Я замечаю, что он слегка хромает.

— Чего хотели?

Женщина протянула тоненькое обручальное кольцо — наверняка последнее из своих украшений. Обручальные кольца обычно несут последними.

— Три тысячи могу дать, — с ходу предлагает он, даже не взглянув.

Она молча кивает, и голубые купюры скрываются в ее маленькой сумочке. Опустив голову, женщина покидает нас. Чувство стыда от похода в ломбард скоро пройдет. Уверен (или так мне кажется), она никому не скажет, что побывала здесь, — ни алкоголику-мужу, ни сыну в армии.

— Эта не придет выкупать, — Моисеич брезгливо рассматривает кольцо под светом настольной лампы.

— Почему?

— Ты руки ее видел? Баба с такими ногтями в отчаянии. Выкупать кольцо ей не на что. Будем переплавлять, — заключает он тоном хирурга, которому предстоит ампутировать конечность больного.

Чужие обручальные кольца, кресты и прочий культ никто не берет — эти вещи считаются личными и потому идут на сплав.

© Сергей Михеев/Коммерсантъ
2.

В Москве больше двух тысяч ломбардов — легальных и «черных». Легальные живут за счет процентов от займа, «черные» — путем махинаций: к примеру, когда дорогие камни на украшениях заменяют дешевым стеклом, а подделки возвращают клиентам или продают.

Ломбард Моисеича и Вадима кажется мне легальным. В нем принимают лишь ювелирные изделия, реже — антиквариат, но никаких битых айфонов и другой техники. Условия залога здесь очень простые: наценка на вещь составляет 10% от суммы займа в месяц и 12%, если сумма займа свыше 50 тысяч рублей. Если ты выкупаешь вещь, ты их доплачиваешь. Вещь необходимо выкупить в течение двух месяцев, иначе она уйдет на продажу, и тогда ломбард рискует потерять деньги — если продать ее не выйдет. Но такое случается крайне редко по сравнению с кризисом 2008 года, когда Моисеич с зятем чуть не прогорели. Впрочем, за один-два года почти любую вещь удается сбыть, отбив не только стоимость, но и свои проценты. Моисеич называет эти проценты «кровными» и повторяет как мантру:

— Нам чужого не надо, только кровное.

На ночь ценности запирают в хранилище — это подсобка с железной дверью и сигнализацией, заставленная коробками от бытовых приборов. Несколько тяжелых коробок доверху набиты цепочками, браслетами и кольцами. Они упакованы в целлофановые пакетики. Я клею на каждый из них ценник с учетом «кровных» и отправляю за стекло прилавка. Вечером повторяю то же самое, но в обратной последовательности — беру пакетики, сдираю с них устаревшие ценники и кладу в коробку из-под электрочайника или утюга (проценты растут каждый день, цена меняется).

Баба с такими ногтями в отчаянии. Выкупать кольцо ей не на что. Будем переплавлять.

На одном из колец видна гравировка: «Артем и Лена — вместе навсегда».

— Это «лом», — подсказывает Моисеич. — Его — в сторону.

Так тянется мой первый и последний день работы в ломбарде. Время здесь измеряют не часами, а клиентами. Рабочая норма — 15—20 человек в день. Через восемь клиентов пришел Рашид, частый посетитель. Моисеич вспоминает, что познакомился с ним много лет назад, когда тот хотел сдать золотые коронки: «Жрать ему было нечего. Вот и принес “зубы на полку”».

В этот раз Рашид снимает с запястья толстый браслет и виновато поясняет:

— На пару недель. У дочки свадьба.

Моисеич понимающе кивает и отсчитывает 13 тысяч рублей. Наличные он держит в барсетке на поясе — старомодный. Немного подумав, добавляет еще одну — суеверный.

Когда-то Рашид преподавал музыку в Ташкенте, а сейчас работает водителем мусоровоза в Москве. Для своей многодетной семьи он остался единственным мужчиной. Его старший сын мотает срок за торговлю героином, а младший уехал на заработки в Россию и пропал без вести. Возможно, парень погиб на стройке и был залит в бетон. Так избавляются от трупов нелегальных мигрантов, на чьих костях стоят торговые центры. Но Рашид хочет думать, что он ушел в ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России). Это оставляет ему надежду увидеть сына живым.

Рашид и его земляки — надежные клиенты. У них особое отношение к золоту. Они не бросают его в ломбарде и часто дают друг другу взаймы вместо денег, хотя ислам осуждает рибу (ростовщичество).

— А с «носорогами» и торчками я не работаю — своруют, заложат и не выкупят. Хотя этих педерастов я давно отвадил ходить сюда. Да и нести им уже нечего — все спустили на шырево, — учит Моисеич тонкостям ведения бизнеса. «Носорогами» он называет кавказцев.

Возможно, парень погиб на стройке и был залит в бетон. Так избавляются от трупов нелегальных мигрантов. Но Рашид хочет думать, что он ушел в ИГИЛ. Это оставляет надежду увидеть сына живым.

Своих клиентов он делит на две категории — «работяги» и «закредитованные». Если Рашид — «работяга», то бывший коммерсант Сашок — «закредитованный» c «волчьим билетом» в банк. Раз в месяц он привозит в ломбард старинную икону Николая Чудотворца, чтобы заложить ее за 50 тысяч рублей. Просил больше, утверждая, что икона кровоточит.

— Икона к деньгам, — шутит Моисеич и панибратски хлопает Сашка по плечу.

Но тот юмора не разделяет. Он дважды пересчитывает деньги, трижды крестится и, завернув лик святого в плотную ткань, напутствует:

— Вверх ногами не ставить — грех.

— Помним. В какой уж раз привез…

— Сегодня — в последний, — говорит Сашок. — Уезжаю в деревню. Хозяйство начну вести, церквушку построю.

— Тебе в Москве мало церквей?

— Это разве церкви? Это фальшак! И Путин с патриархом — фальшак! Они же втайне иудаизм приняли. Православный до такого дерьма страну не доведет.

После его ухода Вадим рассказывает байку, как в 90-е к скупщикам на Арбате пришла одна сумасшедшая старушка и отдала за копейки браслет Фаберже. Они бросили свое барахло и уехали жить безбедно.

— Нам бы так все бросить и уехать, — мечтательно произносит Вадим. Он сбрасывает толстовку и выходит на улицу. Во дворе его ждет ржавый турник. Я иду следом. Меня тянет отсюда на воздух.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241888
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249729
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416387
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420601
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425856
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427197