Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241888Ломбард, куда я устроился помощником оценщика, находится в подвале жилой высотки на окраине Москвы. Вместо названия — выцветшие буквы над входом: «Залог и скупка драгоценностей». Ниже надпись: «Алкашей и наркоманов не обслуживаем!» Его основные клиенты — это приезжие из Средней Азии. Здешнее золото им по карману: грамм «лома» стоит всего одну тысячу рублей. А возможность оставить залог — пожалуй, единственный способ кредита, доступный мигрантам. Они приходят с ближайших строек и продуктового рынка, который, по слухам, скоро закроют и клиентов станет меньше. Однако сейчас ломбард процветает — кризис.
Мои коллеги Вадим и Сергей Михайлович, которого все зовут Моисеич, — многорукие Шивы этого ломбарда. Они владельцы, оценщики, охранники — и родственники. Помешанный на железе и околофутболе Вадим приходится Моисеичу зятем. Его рабочий день занят просмотром боев без правил и поиском «экологически чистых стероидов»:
— Таких, чтоб хрен стоял и мышцы росли, — говорит он и до вечера погружается в хаотичное месиво на экране. Вечером у него тренировка.
Из-за вечных наушников на голове Вадима все мелкие поручения выполняю я: закрываю дверь, убавляю кондиционер, выключаю «хрень». Так Моисеич называет то, что шумит и отвлекает, — телевизор, радио, телефон.
— Ты свою хрень поднимешь, нет?! — орет он зятю.
Но зять не реагирует. Он сидит напротив, уткнувшись в экран ноутбука, и сжимает левой рукой черный эспандер. Правую руку он сломал месяц назад в уличной потасовке и неделю провел на больничном. Моисеичу пришлось нанимать временного охранника, а тот их «выставил»:
— Все унес! Сука!
— В полицию обращались? — спрашиваю я.
— Зачем? Я его сам нашел. Посадил на цепь и трое суток держал на хлебе и воде. Он чуть с ума не сошел! Потом купил ему билет на автобус и отправил домой — пинком под зад! Как-никак племянник мой, — сочувственно вздыхает Моисеич и раскручивает на пальце брелок с кнопкой вызова охраны.
Я с войны вернулся. Мне скучно было. После войны всегда скучно. Год пил. Затем стал частным оценщиком.
Я думаю, историю с племянником он выдумал, чтобы заранее меня припугнуть. Еще я думаю, какие из вещей на прилавке — краденые. Оказывается, половина. Но ломбард за это никакой ответственности не несет. Полицейские провели здесь всего четыре выемки. Моисеич этим гордится, как и тем, что однажды поймал вора с поличным.
— Торчок серьги принес, которые нам до этого проститутка таскала, грудастая такая, — он рисует в воздухе два больших полушария и довольно причмокивает. — Короче, мы его скрутили и сдали ментам. Та потом приходила и просила забрать показания. Торчок был ее сожителем.
— А как вы узнали серьги?
— У меня хорошая память на ювелирку, — хвастается Моисеич. — А вообще чего к нам только не тащат! В прошлом году принесли лунный камень. Липа, конечно! На лоха думали сдать. Сто тысяч просили. Астрономы, блин! — смеется он. Его смех переходит в кашель. Моисеич — немолодой, грузный мужчина, который давно в этом бизнесе. Свой первый ломбард он открыл в 99-м году, рассчитывая заработать после дефолта.
— Я с войны вернулся.
— Чечня?
— Югославия. Мне скучно было. После войны всегда скучно. Год пил. Затем пошел на курсы ювелиров и стал частным оценщиком. Работал с банками, казино, ломбардами. Решил свой открыть на пару с приятелем. Вложили около миллиона. Деньги в основном на взятки ушли: ментам — дай, пожарным — дай, крысам в налоговой — дай…
— Сегодня разве не так?
— Сегодня нет. Если документы в порядке, открывайся и работай.
— И никому заносить не надо?
— Ментам — всегда надо! Удивительно жадное племя. Но у меня свой «погон» на Петровке. Воевали вместе.
Думаю, какие из вещей на прилавке — краденые. Оказывается, половина.
В дверях появляется пожилая женщина. Моисеич деловито встает и медленно подходит к прилавку. Я замечаю, что он слегка хромает.
— Чего хотели?
Женщина протянула тоненькое обручальное кольцо — наверняка последнее из своих украшений. Обручальные кольца обычно несут последними.
— Три тысячи могу дать, — с ходу предлагает он, даже не взглянув.
Она молча кивает, и голубые купюры скрываются в ее маленькой сумочке. Опустив голову, женщина покидает нас. Чувство стыда от похода в ломбард скоро пройдет. Уверен (или так мне кажется), она никому не скажет, что побывала здесь, — ни алкоголику-мужу, ни сыну в армии.
— Эта не придет выкупать, — Моисеич брезгливо рассматривает кольцо под светом настольной лампы.
— Почему?
— Ты руки ее видел? Баба с такими ногтями в отчаянии. Выкупать кольцо ей не на что. Будем переплавлять, — заключает он тоном хирурга, которому предстоит ампутировать конечность больного.
Чужие обручальные кольца, кресты и прочий культ никто не берет — эти вещи считаются личными и потому идут на сплав.
В Москве больше двух тысяч ломбардов — легальных и «черных». Легальные живут за счет процентов от займа, «черные» — путем махинаций: к примеру, когда дорогие камни на украшениях заменяют дешевым стеклом, а подделки возвращают клиентам или продают.
Ломбард Моисеича и Вадима кажется мне легальным. В нем принимают лишь ювелирные изделия, реже — антиквариат, но никаких битых айфонов и другой техники. Условия залога здесь очень простые: наценка на вещь составляет 10% от суммы займа в месяц и 12%, если сумма займа свыше 50 тысяч рублей. Если ты выкупаешь вещь, ты их доплачиваешь. Вещь необходимо выкупить в течение двух месяцев, иначе она уйдет на продажу, и тогда ломбард рискует потерять деньги — если продать ее не выйдет. Но такое случается крайне редко по сравнению с кризисом 2008 года, когда Моисеич с зятем чуть не прогорели. Впрочем, за один-два года почти любую вещь удается сбыть, отбив не только стоимость, но и свои проценты. Моисеич называет эти проценты «кровными» и повторяет как мантру:
— Нам чужого не надо, только кровное.
На ночь ценности запирают в хранилище — это подсобка с железной дверью и сигнализацией, заставленная коробками от бытовых приборов. Несколько тяжелых коробок доверху набиты цепочками, браслетами и кольцами. Они упакованы в целлофановые пакетики. Я клею на каждый из них ценник с учетом «кровных» и отправляю за стекло прилавка. Вечером повторяю то же самое, но в обратной последовательности — беру пакетики, сдираю с них устаревшие ценники и кладу в коробку из-под электрочайника или утюга (проценты растут каждый день, цена меняется).
Баба с такими ногтями в отчаянии. Выкупать кольцо ей не на что. Будем переплавлять.
На одном из колец видна гравировка: «Артем и Лена — вместе навсегда».
— Это «лом», — подсказывает Моисеич. — Его — в сторону.
Так тянется мой первый и последний день работы в ломбарде. Время здесь измеряют не часами, а клиентами. Рабочая норма — 15—20 человек в день. Через восемь клиентов пришел Рашид, частый посетитель. Моисеич вспоминает, что познакомился с ним много лет назад, когда тот хотел сдать золотые коронки: «Жрать ему было нечего. Вот и принес “зубы на полку”».
В этот раз Рашид снимает с запястья толстый браслет и виновато поясняет:
— На пару недель. У дочки свадьба.
Моисеич понимающе кивает и отсчитывает 13 тысяч рублей. Наличные он держит в барсетке на поясе — старомодный. Немного подумав, добавляет еще одну — суеверный.
Когда-то Рашид преподавал музыку в Ташкенте, а сейчас работает водителем мусоровоза в Москве. Для своей многодетной семьи он остался единственным мужчиной. Его старший сын мотает срок за торговлю героином, а младший уехал на заработки в Россию и пропал без вести. Возможно, парень погиб на стройке и был залит в бетон. Так избавляются от трупов нелегальных мигрантов, на чьих костях стоят торговые центры. Но Рашид хочет думать, что он ушел в ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России). Это оставляет ему надежду увидеть сына живым.
Рашид и его земляки — надежные клиенты. У них особое отношение к золоту. Они не бросают его в ломбарде и часто дают друг другу взаймы вместо денег, хотя ислам осуждает рибу (ростовщичество).
— А с «носорогами» и торчками я не работаю — своруют, заложат и не выкупят. Хотя этих педерастов я давно отвадил ходить сюда. Да и нести им уже нечего — все спустили на шырево, — учит Моисеич тонкостям ведения бизнеса. «Носорогами» он называет кавказцев.
Возможно, парень погиб на стройке и был залит в бетон. Так избавляются от трупов нелегальных мигрантов. Но Рашид хочет думать, что он ушел в ИГИЛ. Это оставляет надежду увидеть сына живым.
Своих клиентов он делит на две категории — «работяги» и «закредитованные». Если Рашид — «работяга», то бывший коммерсант Сашок — «закредитованный» c «волчьим билетом» в банк. Раз в месяц он привозит в ломбард старинную икону Николая Чудотворца, чтобы заложить ее за 50 тысяч рублей. Просил больше, утверждая, что икона кровоточит.
— Икона к деньгам, — шутит Моисеич и панибратски хлопает Сашка по плечу.
Но тот юмора не разделяет. Он дважды пересчитывает деньги, трижды крестится и, завернув лик святого в плотную ткань, напутствует:
— Вверх ногами не ставить — грех.
— Помним. В какой уж раз привез…
— Сегодня — в последний, — говорит Сашок. — Уезжаю в деревню. Хозяйство начну вести, церквушку построю.
— Тебе в Москве мало церквей?
— Это разве церкви? Это фальшак! И Путин с патриархом — фальшак! Они же втайне иудаизм приняли. Православный до такого дерьма страну не доведет.
После его ухода Вадим рассказывает байку, как в 90-е к скупщикам на Арбате пришла одна сумасшедшая старушка и отдала за копейки браслет Фаберже. Они бросили свое барахло и уехали жить безбедно.
— Нам бы так все бросить и уехать, — мечтательно произносит Вадим. Он сбрасывает толстовку и выходит на улицу. Во дворе его ждет ржавый турник. Я иду следом. Меня тянет отсюда на воздух.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241888Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249729Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416387Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417058Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419774Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420601Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425662Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425856Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427197