Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245026COLTA.RU продолжает новый проект — мы надеемся, что он станет началом большого и осмысленного разговора о сюжетах, которые российское общество предпочитает не замечать или недопонимать.
Как распознать сексизм и не впасть в него самому? Как найти свой собственный «-изм» и научиться ориентироваться в современном гендерном многообразии? Что вообще такое этот «гендер»? Об этом и многом другом — краткий курс «Гендер для чайников», где в наших внутренних противоречиях разбираются лучшие российские эксперты, исследователи и практики, социологи и демографы, специалисты в областях гендерного равенства, прав и обязанностей мужчин и женщин.
Наш эксперт — Александр Кондаков, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, ассистент профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге, заместитель главного редактора Журнала исследований социальной политики (НИУ ВШЭ, Москва).
Что такое гомосексуальность
Что такое сексуальная идентичность
Квир
История ЛГБТ, coming-out
История гомосексуальности в России
Что такое гомосексуальность?
На этот вопрос существует множество ответов. Несмотря на его кажущуюся простоту, это на самом деле очень сложный и комплексный вопрос. Поскольку гомосексуальность может трактоваться в разных науках по-разному.
Мишель Фуко считает, что одним из тех, кто предложил этот термин, был Рихард фон Крафт-Эбинг в XIX веке. Он в 1880-е годы публикует свою книгу «Психопатия сексуалис». В этой теории, согласно ее положениям, разные люди, которых он считал так или иначе маргинальными или даже больными, порождают друг друга. Например, у алкоголиков рождаются бедняки, у бедняков рождаются мастурбаторы, ну а у мастурбаторов — гомосексуалы. Конечно, его теория не подтверждается никакими современными научными данными, но тем не менее тогда была очень популярна и долгое время оставалась таковой.
Гомосексуальность, таким образом, появляется во второй половине XIX века, даже ближе к его концу, и трактуется как девиация, как патология. Эта трактовка, это определение гомосексуальности заложило основу того, что мы сейчас отчасти до сих пор понимаем под гомосексуальностью. И гетеросексуальность. Поскольку гомосексуальность была нужна, чтобы определить, как антагонист, гетеросексуальность. Уже в то время появляются какие-то альтернативы, в той или иной мере предлагающие другие определения, другие способы осмысления гомосексуальности. Ученый Магнус Хиршфельд предлагал гомосексуальность трактовать не как патологию, как предлагал Крафт-Эбинг, а как вариант сексуальной нормы. То поведение, то влечение, которое испытывают люди в разное время, в разные моменты. То есть это еще одно неконфликтное явление, сосуществующее с гетеросексуальностью.
До того как в XIX веке медики, психиатры, криминологи заинтересовались гомосексуальностью, естественно, гомосексуальные отношения существовали. Мы знаем это хотя бы потому, что читали греческую классику. Но само явление подробно не было описано. Существовали достаточно разрозненные практики отношений между людьми в разных, собственно говоря, контекстах. Если вспоминать Древнюю Грецию как раз, то это будут отношения, прежде всего, политические. В некоторых племенах, скажем, современной Индонезии гомосексуальность — это ритуал посвящения молодых людей, мальчиков в мужчины. И соответственно там гомосексуальные отношения оформлялись как ритуальные, практически религиозные практики. В средневековой Европе гомосексуальность — это грех. Священники трактуют гомосексуальные отношения со своих позиций, и соответственно в религиозном праве существовали различные наказания за гомосексуальные отношения. Если священники в средневековой Европе достаточно негативно относились (в основном, по крайней мере) к гомосексуальности, то для людей это было нормальной практикой. Бывали отношения между, например, мужчинами для того, чтобы удовлетворить свои сексуальные потребности, потому что брак, семья считались ячейкой для воспроизводства каких-то дополнительных рук. В то время как удовольствие — это отдельная от семьи практика, отдельное от семьи дело. Поэтому мужчины чаще всего и женщины в определенном ключе иногда для удовольствия занимались сексом. Это не было проблемным вопросом для них, это был проблемный вопрос для священников.
Другие различные вариации сексуальности в Европе также существовали. Например, современная транссексуальность, трансгендерность. Если в семье рождалось очень много девочек, то некоторых из них назначали мальчиками. И они должны были с определенного возраста жить жизнью мужчины. В какой-то момент становиться главой семьи, помогать прежде всего отцу, а не матери, по дому и в других работах, носить мужскую одежду. То, что сегодня мы называем жизнью трансгендера.
Таким образом, сексуальность, гомосексуальность, гетеросексуальность, транссексуальность до того, как эти термины начинают осмыслять медики, — это очень разрозненная область весьма разнообразных практик. Практик для удовольствия, практик для поддержания каких-то отношений внутри семьи и так далее.
Сексуальная идентичность — это определение себя в терминах сексуальности. Простыми словами: это понимание того, что ты есть тот или та, с кем ты спишь. Термин также долго развивался и входит в связку с другими компонентами сексуальности: сексуальной ориентацией, сексуальным дисплеем и так далее. Собственно полом как таковым. И имеет в современной трактовке спектр различных сексуальностей, сексуальных идентичностей. В противовес различным медицинским категориям — гомосексуалы, гомосексуальная ориентация даже — появились социальные. Например, мужчина-гомосексуал стал называться на Западе в англоязычной традиции геем, а женщина — лесбиянкой. Затем добавились новые сексуальные идентичности, то есть сами наименования различных сексуальных ориентаций и практик: бисексуалы, трансгендеры, транссексуалы, травести. В XXI веке этот спектр очень и очень широк. Наверное, самой длинной аббревиатурой и набором сексуальных идентичностей будет ЛГБТТТККССАА.
Если сексуальная идентичность — это, прежде всего, определение себя, какое-то осмысление себя, ассоциирование себя в терминах сексуальности, то понятие «сексуальная ориентация» используется скорее медиками для обозначения влечения одного человека к другому. Прежде всего в терминах пола. Если человек одного пола имеет сексуальное, романтическое влечение к человеку другого пола, то он называется другими «гетеросексуалом». Если человек имеет влечение к человеку одного с ним пола, то он называется этими же самыми медиками «гомосексуалом».
Другое дело, что сам пол — это тоже категория, которая разворачивается целым веером. Помимо мужского и женского пола существуют вариации других возможных полов. И речь здесь идет не только об интерсексуальности, не только о гермафродитизме — о подобных вариантах физически видимого различия полового, — но и о внутренних различиях, поскольку пол может определяться, например, гормонами. И соответственно человек может внешне выглядеть как человек одного пола, а иметь гормоны представителя другого пола.
Одним из компонентов этой сложной системы сексуальности является самовыражение человека: гендерное и сексуальное. Это тоже возможно, потому что эти компоненты не обязательно связаны друг с другом. В культуре устанавливаются определенные нормы того, каким образом должны выглядеть различные сексуальные идентичности. Но тем не менее само это самовыражение человека, гендерное или сексуальное, может быть различным.
ЛГБТ — наиболее распространенная современная аббревиатура, обозначающая «лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры». То есть некоторый набор сексуальных идентичностей, объединенных вот в такую солидарную группу, осуществляющую политическую борьбу, используемую в науке, в других контекстах. В контекстах самоидентификации, самоопределения. Например, в повседневности, чтобы говорить о том, кем человек является в культурном смысле в целой этой системе и структуре сексуальности.
В процессе, прежде всего, объединения для политической борьбы за права человека появлялись новые категории идентичности. Еще в начале XX века Зигмунд Фрейд предложил идею того, что изначально все люди бисексуальны. Согласно его исследованиям, гомосексуальность и гетеросексуальность — это очень и очень относительные понятия, которые используются скорее для удобства, а на самом деле каждый человек от природы бисексуален. К схожим результатам уже во второй половине XX века, то есть чуть позже, приходит Альфред Кинси в США. Он исследует сексуальное поведение мужчин и женщин и выясняет, что очень большое количество мужчин и женщин имело в тот или иной период своей жизни гомосексуальные отношения. И, соответственно, в другой период — гетеросексуальные отношения. Или имели какие-то одноразовые контакты того или иного свойства. В итоге получается, что большая часть населения, по крайней мере, США 50-х относится к бисексуалам по своему сексуальному поведению. Они могут не идентифицировать себя, не называть себя бисексуалами, но тем не менее по своим практикам, по своему поведению относятся к ним, с точки зрения ученого.
В период активной политической борьбы ЛГБТ за свои права бисексуальность становится еще и категорией самоидентификации. То есть люди могут называть себя бисексуалами. И категорией борьбы за права.
Есть та самая категория, которая в некоторых, по крайней мере, аспектах и контекстах включает в себя различные варианты сексуальности целиком и полностью. Это квир. Квир как своеобразная зонтичная идентичность позволяет объединять в себе разный набор этих сексуальных идентичностей.
Дело в том, что любые категории, которыми мы пользуемся для того, чтобы общаться друг с другом, коммуницировать, сообщать какие-то идеи, имеют эффекты. Как мы уже говорили до этого, гомосексуальность вроде как бы и не существовала до конца XIX века. Существовали какие-то разрозненные практики. А когда появляется гомосексуальность в качестве медицинской категории, появляется и своеобразная субкультура. Постепенно различные люди начинают идентифицировать себя в качестве гомосексуалов, определяют себя. То есть появляется порядок, какие-то отношения, которые формируют власть в этой области. Общество вдруг начинает делиться на гомосексуалов, гетеросексуалов, бисексуалов и другие возможные категории. Квир-теория пытается анализировать это отстраненно. Пытается рассказать о том, как гетеросексуальность может являться таким сложным и властным порядком, доминирующим над всеми. Как и гомосексуальность является тоже властным порядком. То есть отношениями власти. Властным порядком в разных аспектах.
Квир-теория строится вокруг анализа отношений власти, а не сексуальности. Как только люди определяются в качестве геев или лесбиянок, они начинают воспринимать нормы сообщества. Вести себя определенным образом, одеваться определенным образом. Конечно, не все, но тем не менее многие. И это означает, что над их жизнями властвует какой-то другой порядок. Квир-теория предлагает анализировать этот порядок, как он производится, при помощи чего, какие эффекты имеет.
Помимо этого квир предлагает нам посмотреть на сексуальность в связке с другими социальными категориями. На самом деле многое зависит, например, от классовой позиции. Одно дело — человек бедный или работающий в каких-то непрестижных профессиях и при этом гей. Другое дело — какой-нибудь финансист с Уолл-стрит, белый, богатый и при этом тоже гей. Их социальное положение совершенно не равное. И их угнетение, даже по признакам сексуальной ориентации, будет совершенно разным. Это означает, что каждый индивид каким-то таким образом расположен в системе различных координат, что это положение индивида зависит от очень и очень многих обстоятельств. То есть он располагается там относительно разных систем угнетения и привилегий: классовых, этнических, сексуальных, гражданских, расовых. Это огромная система, которая помещает человека в уникальные практически обстоятельства по отношению к другим.
ЛГБТ-исследования посвящены прежде всего анализу субкультур геев и лесбиянок, транссексуалов, каких-то таких вот пространств. Или, например, политики, истории гомосексуальности, истории ЛГБТ, других вариантов сексуальности. В то время как квир-теория посвящена вовсе не этому. Она не столько интересуется субкультурами, внутренними нормами сообщества, какими-то там практиками разнообразными, повседневностью, сколько отношениями с властью.
История ЛГБТ-движения начинается очень давно, тоже в XIX веке. Практически сразу с появлением патологических, патологизированных трактовок гомосексуальности и появилась первая ЛГБТ-организация. Или, точнее, организация гомосексуалов.
Они боролись в Германии (Магнус Хиршфельд) против криминализации, против уголовного закона, который подразумевал наказание за добровольные сексуальные отношения между мужчинами. Это было частью и основным содержанием борьбы.
Затем к этому же движению присоединяется и Советский Союз в 1920-е годы. На волне революции, прежде всего сексуальной революции, советское правительство выступает резко против криминализации гомосексуальности. Сам Магнус Хиршфельд — первый активист ЛГБТ-движения — приезжает в Москву и Ленинград и также очень ярко выступает за сексуальную революцию, которую предлагает Советский Союз.
Также примерно в 30-е годы, но больше в 50—60-е годы уже в США развивается первое «гомофильское», как они называли себя, движение. Борьба строится примерно на тех же принципах и примерно с теми же целями. Необходимо включаться гомосексуалам в общество на основе равноправия. Это выливается в полномасштабную борьбу. Именно в 1969 году происходит, собственно, первый гей-прайд-парад в Нью-Йорке. После нападения на бар гомосексуалов «Стоунуолл» (Stonewall Inn), нападения полиции. Именно с этого момента начинается как бы новый виток ЛГБТ-движения. Они тогда называли себя гей-освободительным движением. Новые цели равноправия были поставлены на повестку дня. И ярко осуществлялись первыми активистами гей-освободительного движения.
Гей-прайд и гей-прайд-парад в этом отношении являются методом политической борьбы. В 70-е годы это не просто невеселое мероприятие: это мероприятие, сопровождающееся стычками с полицией, насилием, разрушением собственности и так далее. Потому что это реальная политическая, правовая и так далее борьба. Это конфронтация между людьми, требующими признания, и государственными институтами, отрицающими возможность этого признания.
Гей-прайд, что переводится как «гей-гордость», — это форма политической борьбы, приобретающая в западных странах сегодня уже совершенно другое значение. Значение праздника. При этом с самого начала гей-прайд — это и парад тоже, но парад не в смысле праздника, а в смысле шествия по улицам города для того, чтобы потребовать с плакатами и кричалками своих прав и уважения к себе.
Таким образом, получается, что в 70-е годы основная цель гей-освободительного движения — это борьба против насилия. В 80-е годы это борьба за включение в общество и с эпидемией ВИЧ и СПИДа. В 90-е годы это борьба за равноправие, за брачное равноправие, пожалуй, прежде всего. За респектабельность. Ну и в 2000-е годы попробовано широкое разнообразие стратегий — толерантность, равноправие и так далее, которые все в итоге свелись исключительно к требованию однополого брака, реализованному во многих странах мира.
Так же как ЛГБТ-парады, ЛГБТ-прайды — это формы борьбы, каминг-аут тоже стал уже достаточно давно политической стратегией. Каминг-аут означает, что человек определяет себя в качестве гомосексуала, гея, лесбиянки, бисексуала, трансгендера и других возможных сексуальных идентичностей публично. Так или иначе заявляет, что является частью данной субкультуры, данного сообщества, чувствует себя таковым. Не менее часто каминг-аут используется в политической борьбе, когда разные люди, особенно лидеры общественного мнения, заявляют напрямую о своей принадлежности к ЛГБТ-сообществу. Это способствует достижению целей признания, поскольку позволяет другим людям осуществлять какую-то связку, ассоциацию: «Я знаю этого человека. Он хороший, приятный сосед, или замечательный актер, или прекрасный политик. И при этом теперь я узнаю, что он также гей. Я переношу эти свои позитивные эмоции и чувства на человека и на его принадлежность к ЛГБТ-сообществу».
Тем не менее, когда совершается каминг-аут, вся человеческая личность становится сексуализированной, человек определяется через свою сексуальность. Несмотря на то что имеет широкий спектр граней личности. И в этом есть серьезная проблема каминг-аута. Каминг-аут — одновременно и действенная политическая стратегия, и проблемное психологическое явление, которое целиком и полностью определяет человека только через его или ее сексуальность.
Россия — одна из самых толерантных к гомосексуальности стран. По крайней мере, если смотреть в исторической перспективе.
Игорь Кон описывает и обобщает очень много источников, когда европейские купцы, политики, министры разнообразные приезжали в Россию в XIV—XVI веках и удивлялись, насколько открытыми были гомосексуальные отношения в нашей стране. На уровне права тоже Россия была весьма толерантной страной. Первое законодательство, конечно, было религиозным. Максим Грек пытался ввести запрет на гомосексуальные отношения, прежде всего в храмах и церквях. Во время уже Ивана Грозного в Стоглаве появляется первая статья за гомосексуальные отношения, так называемую содомию. Петр Первый пытается каким-то образом регулировать гомосексуальные отношения, но в армии. А первый всеобщий запрет в Российской империи все-таки внедряется только в 1832 году. Этот правовой запрет пришел на нашу землю очень и очень поздно, в XIX веке. Пришел он потому, что создатели того положения об уголовном наказании использовали немецкий образец в качестве идеала и фактически копировали многие статьи оттуда, не задумываясь о том, насколько это важно для российского контекста.
В 1917 году параграф 995 отменен, добровольные сексуальные отношения между мужчинами больше не являются преступлением. Большевики видят вопрос гомосексуальности, эмансипации гомосексуалов как часть сексуальной революции. Они не пытаются внести поправки в новый Уголовный кодекс, они не вносят эту статью туда и даже всячески пропагандируют эмансипацию гомосексуалов за рубежом и внутри Советского Союза. Это часть сексуальной революции.
Тем не менее в середине 30-х годов намечается очень серьезный откат в смысле и сексуальной революции, и гендерных отношений, и многих других аспектов, в том числе правовых, в нашем обществе. Вводится снова статья в Уголовный кодекс Советского Союза, которая позже стала известна как 121-я статья, пункт 1. Сколько конкретно людей было в советское время осуждено по этой статье, доподлинно неизвестно. Историки описывают целые вереницы, караваны гомосексуалов, которые отправляются в советские лагеря. Позже данных гораздо меньше. И статистику осложняет тот факт, что статья состоит из двух пунктов: добровольные и недобровольные гомосексуальные отношения. Соответственно по какому из них осужден человек, до сих пор не до конца понятно.
Для женщин, например, в Российской империи фактически не существовало никаких ограничений, потому что женщина не считалась равноправным гражданином по сравнению с мужчиной. Соответственно наказывать ее для юристов XIX века не имело смысла. В Советском Союзе тоже женские лесбийские отношения не подвергались уголовному преследованию. Зато активно подвергались медикализации. Лесбиянок лечили в психиатрических лечебницах.
Один из основных эффектов введения статьи за добровольные гомосексуальные отношения между мужчинами в Уголовный кодекс СССР — это прежде всего формирование такой культуры цензуры и замалчивания. На долгие годы эта тематика становится той, о которой не принято говорить публично. Более того, те ученые, которые в 20-е годы занимаются изучением сексуальности, в том числе гомосексуальности, во второй половине 30-х и до конца СССР полностью прекращают говорить об этом.
В 80-е годы положение меняется, и о некоторых темах становится можно говорить, особенно в эпоху гласности. Уже в новой России, в Российской Федерации, статья 121 п. 1 полностью отменяется. Почему это сделано, существует разные точки зрения. Скорее всего, для того, чтобы соответствовать критериям по вступлению в различные международные институты, европейские институты, прежде всего. Но, может быть, действительно актуальность этой статьи уже была подвергнута сомнению. Что касается медикализации, надо отметить, что в 1999 году полностью принимается (уже в современной России) классификация психиатрических заболеваний, в которой гомосексуальность является вариантом нормы наряду с гетеросексуальностью. И соответственно в новое тысячелетие мы вступаем уже как страна, которая полностью освободилась от дискриминационных правовых норм. Ни медицинские аспекты, ни уголовные, правовые аспекты не присутствуют в официальных документах нашей страны.
Хотя уже сразу, с самого начала 2000-х, в Государственную думу вносится много предложений вернуть статью за так называемое мужеложство в Уголовный кодекс. Поднимается вопрос о так называемой пропаганде гомосексуальности (тоже уже в начале 2000-х). В конце концов в 2006 году впервые принимается закон о запрете пропаганды гомосексуализма в Рязанской области. А в 2013 году закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений (это новая такая категория) принимается на федеральном уровне. И сегодня в нормативном аспекте Россия является страной, которая официально, на уровне законодательства, дискриминирует геев, лесбиянок, бисексуалов, трансгендеров, гомосексуальность как явление. Официально дискриминирует, на уровне закона. Того уровня цензуры, который был в СССР, когда нельзя было слова сказать о гомосексуальности публично, наверное, нам ждать не нужно. Но какой-то уровень цензуры и самоцензуры, безусловно, существует и, наверное, будет влиять достаточно серьезно на дискуссии вокруг гомосексуальности.
Материал подготовлен Ириной Костериной
Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина
Что такое гендер?
Что такое семейная политика?
Кому и зачем нужно материнство?
Что такое феминизм?
Что такое маскулинность?
Что такое насилие?
Что такое отцовство?
Как устроены гендерные нормы на Северном Кавказе?
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245026Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246582Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413151Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419626Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420288Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422936Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423698Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428872Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428999Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429651