Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20248190COLTA.RU продолжает новый проект — мы надеемся, что он станет началом большого и осмысленного разговора о сюжетах, которые российское общество предпочитает не замечать или недопонимать.
Как распознать сексизм и не впасть в него самому? Как найти свой собственный «-изм» и научиться ориентироваться в современном гендерном многообразии? Что вообще такое этот «гендер»? Об этом и многом другом — краткий курс «Гендер для чайников», где в наших внутренних противоречиях разбираются лучшие российские эксперты, исследователи и практики, социологи и демографы, специалисты в областях гендерного равенства, прав и обязанностей мужчин и женщин.
Наш эксперт — Александр Малышев, социолог проектов по отцовству информационно-методического центра «Анна».
Отцовство и родительство
Какие бывают отцы
Школа для пап
В нашем обществе существует представление, что отцовство — это буквально процесс механической передачи информации. Одно неверное движение — и ты отец. Все на самом деле гораздо сложнее. Все совсем не так.
Отцовство, равно как и родительство, материнство, имеет два аспекта. С одной стороны, отцовство и родительство — это те практики заботы о детях, те практики воспитания детей, в которые вовлечены родители, вовлечены отцы. С другой точки зрения, родительство представляет собой социальный институт. То есть те ценности, те нормы, те представления о воспитании детей, о роли воспитывающих детей, которые существуют в соответствующем обществе. Например, в некоторых традиционных обществах Полинезии уход за ребенком осуществляют не отец и мать, а члены расширенной семьи — дяди и тети, для которых не существует различия, их это дети или это дети их сестер и братьев. Они осуществляют контроль на равных, не проводя деления между теми и другими. То есть в разных обществах совершенно по-разному может быть организован институт родительства.
Аспекты отцовства, родительства связаны друг с другом. Отцовство как социальный институт влияет на те действия, которые производят реальные отцы, на те практики, которые они осуществляют. При этом существуют факторы, определяющие, как мужчина может реализоваться в роли отца, а женщина — в роли матери. Иными словами, некие ограничивающие реализацию модели родительства факторы. Ведь и отцы, и матери не выполняют только эту роль. Они являются еще работниками, они являются еще супругами. Соответственно все это влияет на то, как они будут реализовываться в родительстве. К наиболее значимым факторам, влияющим на отцовство, на родительство, относятся следующие: существующие в конкретном обществе представления о маскулинности; модель материнства, которую реализуют партнеры; формы и объемы поддержки, предоставляемой государством для семьи, — в первую очередь это отцовский отпуск, отпуск по уходу за ребенком, который может взять не только мать, но и отец.
Наиболее ярким примером реализации равенства прав отцов и матерей в отпуске по уходу за ребенком являются скандинавские страны. В частности, Швеция. Существуют страны, где отпуск по уходу за ребенком отцам не предоставляется. Одной из таких стран, как ни удивительно, являются Соединенные Штаты Америки. В таких странах государство не считает поддержку отцовства своей непосредственной зоной ответственности. Тем не менее даже в таких странах существуют отдельные корпорации, которые предоставляют отпуск по уходу за ребенком отцам. Это говорит о том, что отцы в мире все больше и больше включаются в воспитание детей, в уход за детьми, в заботу о детях.
В Российской Федерации отпуск по уходу за ребенком может предоставляться как отцу, так и матери. В этом смысле ситуация в нашей стране достаточно прогрессивная, поскольку отец также может включаться в воспитание детей. Ему предоставляются такие условия. В то же время отпуск по уходу за ребенком отцы у нас берут крайне редко. В основном в случаях, когда у матери доход значительно больше, чем у отца.
Проблеме отцовства на протяжении большей части XX века значительно меньше времени уделялось, чем проблеме материнства или родительства. Однако в последнее время как в исследованиях научных, так и в общественном интересе эта тема становится все более актуальной. Потому что отцовство — тоже важная сфера реализации мужчины. Наряду с профессиональной деятельностью, наряду с его самореализацией в общественной жизни.
В разные исторические периоды появлялись различные модели отцовства. Одной из наиболее ранних можно назвать модель, которую обозначают как традиционный отец. Данный тип предполагает, что отец в первую очередь заботится о пропитании семьи, о ее благосостоянии; это отец-кормилец. Этот тип появился примерно в начале XIX века, может быть, несколько раньше. В дальнейшем он развивался, модернизировался. Также в рамках этого типа предполагается, что отец осуществляет утверждение родительской власти в семье, наказание детей. То есть он достаточно отграничен от практики заботы о детях.
С течением времени появляются новые типы отцовства — в частности, такой тип, как ответственное отцовство. О его появлении можно говорить примерно в 50-х годах XX века. Ответственный отец гораздо глубже включен в практики воспитания и заботы о детях, чем традиционный. Однако он все равно не на равных с матерью участвует в воспитании детей. Его доля участия в этих практиках значительно меньше. Ответственное отцовство появилось на Западе как ответ на желание женщин активнее участвовать в общественной жизни, активнее действовать на рынке труда.
В Советском Союзе были некоторые особенности. Если в царской России наиболее распространенным, доминирующим отцовством было традиционное, то революция и дальнейшее развитие советского общества сильно изменили процесс. Женщины были инициированы государством как работницы. В то же время тогда была обеспечена широкая система различной поддержки для родителей: пособия, организация детских садов и так далее. В результате в Советском Союзе государство заменило отца. И отец оказался в каком-то смысле вытеснен из сферы родительства, из сферы семьи. Поэтому в Советском Союзе достаточно большое распространение приобрел еще один тип отцовства — отсутствующий отец. Этот тип отцовства предполагает не только то, что отца нет физически. Возможно, номинально этот отец присутствует. Но он совершенно не включен в практики воспитания детей, в уход за детьми. Отсутствующий отец самореализуется в первую очередь на работе, а не в семье. Он не несет ответственности за семью, ответственность за семью несут государство и мать.
В настоящий момент различные модели отцовства сосуществуют: традиционная модель отца, модель ответственного отца и модель отсутствующего отца. Новые отцы распространены значительно меньше. В основном это касается стран Западной Европы, скандинавских стран. Но даже там новые отцы не составляют большинства, и в общем-то их пока немного. Появился этот тип отцовства, в первую очередь как идеологическая концепция, в конце 80-х — 90-е годы. Он предполагает, что отец участвует в воспитании детей, в заботе о детях на равных с матерью.
На сегодняшний день в России также сосуществуют разные модели отцовства. Предпринимаются усилия различными общественными организациями и отчасти на государственном уровне по распространению ответственного отцовства. Важным инструментом поддержки ответственного отцовства является такая форма социальной работы, как папа-группы.
Современные исследования показывают, что отец может выполнять абсолютно те же действия, которые выполняет мать. Все за исключением одного. Он не может кормить грудью маленького ребенка. Все остальное — мыть, гулять, заботиться как-то иначе — отец может делать.
Курсы по подготовке матерей к родам стали довольно массовым явлением уже в середине 70-х годов XX века. Постепенно к этим курсам стали проявлять внимание отцы. Они стали ходить на эти курсы в ряде случаев. Но должного эффекта по большей части эти курсы для отцов не имели. Это подтолкнуло к тому, чтобы создать отдельные группы для будущих отцов — первые «папа-школы». Первые курсы по подготовке отцов к родам, папа-школы, появились в Швеции, наверное, в конце 80-х годов. Они собой представляли общение мужчин в форме клуба, центральным событием которого было рождение ребенка. На встречах этого клуба обсуждались кризисные явления, возникающие в жизни семьи при рождении ребенка. Например, первые дни жизни ребенка, первые месяцы жизни ребенка, послеродовая депрессия могли стать объектом обсуждения папа-групп. Важный момент: работа папа-группы организуется модератором, который сам является отцом. Не так важно, чтобы он имел профильное образование, главное, чтобы он сам имел опыт отцовства.
Первая папа-школа в России, использовавшая шведский опыт, открылась в ноябре 2008 года в Санкт-Петербурге. Эта форма работы с отцами в России приобрела значительный объем нового содержания. Папа-группы стали также формой социальной работы. Например, в Петербурге общественная организация «Врачи — детям» организовала проведение групп для отцов на базе Центра помощи семье и детям. К участию в этих группах привлекаются отцы из семей, которые так или иначе находятся в трудной жизненной ситуации. Вообще в Петербурге (и не только в Петербурге) папа-группы часто проводились в такого рода семьях, и именно социальные учреждения часто становились базой для проведения папа-групп. В этом некоторое отличие российских папа-групп от групп для отцов, проводимых на Западе, например.
На сегодняшний день все папа-группы, проводимые в России, объединяет то, что это группы, направленные на воодушевление отцов на активное участие в воспитании ребенка и уходе за ребенком. Я сам имею прямое отношение к организации работы папа-групп в России в 2008 году. Являюсь социологом российских организаций, развиваю эту деятельность, наблюдаю за эффективностью работы папа-групп, за формами, в которых они реализуются, за развитием разнообразия форм деятельности папа-групп в России. Папа-группы, как минимум по состоянию на 2013 год, оказывали влияние на практики отцов. Отцы, прошедшие папа-группы, действительно начинают активнее участвовать в жизни детей. Но по-прежнему считают, что забота о детях — преимущественно дело матери.
Активное участие отцов в воспитании детей оказывает хорошее влияние на семью, потому что снижается количество разводов, случаев семейного насилия (это демонстрируют исследования, проводившиеся по данному вопросу); оказывает положительное влияние на супругу, на мать. Потому что она получает больше времени для того, чтобы самореализовываться, участвовать в трудовой деятельности. Также это оказывает влияние на самих детей. Исследования демонстрируют, что дети, в воспитании которых принимали активное участие отцы, показывают лучшие результаты развития. Ну и, наконец, для общества также это важно. В семьях, где отцы активно включены в воспитание детей, выше вероятность рождения последующих детей, чем в семьях, где отцы придерживались другой модели отцовства.
Ну и самое главное — отцы, которые активно включены в воспитание детей, как показывают современные исследования, являются более счастливыми.
Материал подготовлен Ириной Костериной
Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина
Что такое гендер?
Что такое семейная политика?
Кому и зачем нужно материнство?
Что такое сексуальная идентичность?
Что такое феминизм?
Что такое маскулинность?
Что такое насилие?
Как устроены гендерные нормы на Северном Кавказе?
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20248190Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20249791Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202415881Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202422283Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202422956Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202425562Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202426290Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202431513Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202431603Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202431411