Комиксы: на месте преступления

Оскорбление общественной морали, превышение права на самооборону и непристойное поведение в дилижансе

текст: Федор Панфилов

До 12 августа COLTA.RU в небольшом летнем отпуске. Но, чтобы вам не было без нас совсем уж скучно, мы собрали на это время небольшую коллекцию всяких странностей и редкостей, в основном прошлых лет, которые, как мы надеемся, вам будет любопытно разглядывать.

Историю комикса при желании можно возводить хоть к древнеегипетским фрескам и средневековым клеймам икон. Но родоначальником европейских комиксов обычно считается Родольф Тёпфер, швейцарский художник-карикатурист XIX века. Вслед за его «Историей господина Жабо» (Histoire de monsieur Jabot, 1833) и другими альбомами появляется множество образцов «историй в картинках» (histoires en images) и «литературы в гравюрах» (littératures en estampes). Хотя с момента их публикации прошло уже немало времени, некоторые темы по-прежнему актуальны — например, неожиданная встреча с сотрудниками правоохранительных органов или злоключения путешественников.

Человек и закон

Как добропорядочный буржуа, законопослушный гражданин может оказаться в руках полиции? Художник Теофиль-Александр Стейнлен в 1889—1890 годах посвятил этому сюжету целую серию мини-комиксов «На месте преступления», выходившую в журнале Le Chat Noir.

© www.topfferiana.fr

Если вы увидели, что полицейские справляют нужду за углом, — не стоит наивно думать, что это дает вам право последовать их примеру. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку — и неразумного денди уводят под руки жандармы за «оскорбление общественной морали».

© www.topfferiana.fr

Право на самооборону — тоже весьма относительное понятие. Вы не только сумели дать отпор грабителю, но еще и погнались за ним, воинственно размахивая зонтом? Будьте готовы оказаться в полицейском участке.

© www.topfferiana.fr

С огнестрельным оружием результат опять же плачевный — жандармов совершенно не волнует, что бесстрашный господин защитил даму и прогнал хулиганов.

© www.topfferiana.fr

Можно пострадать и вдвойне: сначала остаться в чем мать родила после ограбления, а потом быть обвиненным в аморальном поведении — нельзя же в таком виде разгуливать по улице.

© gallica.bnf.fr

Столь же печальна участь персонажа «Невзгод г-на Бетона» (Les Mésaventures de M. Bêton, 1867—1868), оказавшегося на улице в одном исподнем: жандармы не дремлют.

© gallica.bnf.fr

Непристойные танцы на улице и лишнее веселье тоже не нравятся стражам правопорядка.

В пути
© collections.citebd.org

Если вы настолько устали, что решили повиснуть на ремне (сейчас, за неимением почтовых дилижансов, такие чаще можно встретить в автобусе), — помните, что он может оборваться и вы уткнетесь носом в чьи-то колени.

© collections.citebd.org

Если в тесноте захочется почесать коленку, главное — не схватиться за колено соседа в общем переплетении ног.

© collections.citebd.org
© collections.citebd.org

Сценки с падением своевольных чемоданов вряд ли нуждаются в комментарии.

© gallica.bnf.fr

В переполненном купе поезда будьте готовы к тому, что у вас на шее окажется чья-то истерично лающая собачка (и даже игрушечный крокодил в такой ситуации не поможет).

© konkykru.com
© konkykru.com

Другой вариант — выбрать путь дауншифтинга и отправиться странствовать, как непризнанные гении из истории в картинках Гюстава Доре. Правда, участь актера Сомбремина («Мрачнолик»), художника Бадижона и музыканта Тартарини довольно незавидна (целиком их историю можно посмотреть тут).

Покой нам только снится

Если решили никуда не ездить, остаться дома и выспаться как следует, тоже не рассчитывайте на спокойный отдых. Только вы погрузитесь в сон, как соседи слева начнут выяснять отношения, а соседи справа устроят вечеринку. А обезумев от бессонницы, в смятенных чувствах, можно и пожар устроить ненароком.

Бонусный Эйзенштейн

И напоследок побываем на рубеже столетий — вот несколько комиксов Сергея Эйзенштейна, нарисованных им в шестнадцатилетнем возрасте. Целиком этот альбом 1914 года с предисловием Оксаны Булгаковой можно посмотреть на сайте Фонда Ланглуа.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244948
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246499
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413088
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419571
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423644
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428947
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429600