СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024145До 12 августа COLTA.RU в небольшом летнем отпуске. Но, чтобы вам не было без нас совсем уж скучно, мы собрали на это время небольшую коллекцию всяких странностей и редкостей, в основном прошлых лет, которые, как мы надеемся, вам будет любопытно разглядывать.
Историю комикса при желании можно возводить хоть к древнеегипетским фрескам и средневековым клеймам икон. Но родоначальником европейских комиксов обычно считается Родольф Тёпфер, швейцарский художник-карикатурист XIX века. Вслед за его «Историей господина Жабо» (Histoire de monsieur Jabot, 1833) и другими альбомами появляется множество образцов «историй в картинках» (histoires en images) и «литературы в гравюрах» (littératures en estampes). Хотя с момента их публикации прошло уже немало времени, некоторые темы по-прежнему актуальны — например, неожиданная встреча с сотрудниками правоохранительных органов или злоключения путешественников.
Как добропорядочный буржуа, законопослушный гражданин может оказаться в руках полиции? Художник Теофиль-Александр Стейнлен в 1889—1890 годах посвятил этому сюжету целую серию мини-комиксов «На месте преступления», выходившую в журнале Le Chat Noir.
Если вы увидели, что полицейские справляют нужду за углом, — не стоит наивно думать, что это дает вам право последовать их примеру. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку — и неразумного денди уводят под руки жандармы за «оскорбление общественной морали».
Право на самооборону — тоже весьма относительное понятие. Вы не только сумели дать отпор грабителю, но еще и погнались за ним, воинственно размахивая зонтом? Будьте готовы оказаться в полицейском участке.
С огнестрельным оружием результат опять же плачевный — жандармов совершенно не волнует, что бесстрашный господин защитил даму и прогнал хулиганов.
Можно пострадать и вдвойне: сначала остаться в чем мать родила после ограбления, а потом быть обвиненным в аморальном поведении — нельзя же в таком виде разгуливать по улице.
Столь же печальна участь персонажа «Невзгод г-на Бетона» (Les Mésaventures de M. Bêton, 1867—1868), оказавшегося на улице в одном исподнем: жандармы не дремлют.
Непристойные танцы на улице и лишнее веселье тоже не нравятся стражам правопорядка.
Если вы настолько устали, что решили повиснуть на ремне (сейчас, за неимением почтовых дилижансов, такие чаще можно встретить в автобусе), — помните, что он может оборваться и вы уткнетесь носом в чьи-то колени.
Если в тесноте захочется почесать коленку, главное — не схватиться за колено соседа в общем переплетении ног.
Сценки с падением своевольных чемоданов вряд ли нуждаются в комментарии.
В переполненном купе поезда будьте готовы к тому, что у вас на шее окажется чья-то истерично лающая собачка (и даже игрушечный крокодил в такой ситуации не поможет).
Другой вариант — выбрать путь дауншифтинга и отправиться странствовать, как непризнанные гении из истории в картинках Гюстава Доре. Правда, участь актера Сомбремина («Мрачнолик»), художника Бадижона и музыканта Тартарини довольно незавидна (целиком их историю можно посмотреть тут).
Если решили никуда не ездить, остаться дома и выспаться как следует, тоже не рассчитывайте на спокойный отдых. Только вы погрузитесь в сон, как соседи слева начнут выяснять отношения, а соседи справа устроят вечеринку. А обезумев от бессонницы, в смятенных чувствах, можно и пожар устроить ненароком.
И напоследок побываем на рубеже столетий — вот несколько комиксов Сергея Эйзенштейна, нарисованных им в шестнадцатилетнем возрасте. Целиком этот альбом 1914 года с предисловием Оксаны Булгаковой можно посмотреть на сайте Фонда Ланглуа.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024145Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249430Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416077Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416819Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419510Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420384Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425423Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425626Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426967