4 марта 2021Colta Specials
154

Новые приключения лубянского истукана

Михаил Мейлах об идее переместить памятник Дзержинскому в Петербург

текст: Михаил Мейлах
Detailed_picture© Bibliothèque nationale de France

В Петербурге нашли место для памятника Феликсу Дзержинскому с Лубянки.

Сооружение предлагают перевезти из Москвы в Александровский сад в Петербурге (см. здесь и здесь).

Несколько дней назад закончилось первое действие комедии дель арте на сюжет идолопоклонства. Высказались не за статус-кво, а кто за и кто против статуи-ква, которой овладело беспокойство, охота к перемене мест (кстати, в слове «статуя» ударение на втором слоге, которое сегодня считается верхом «некультурности», часто встречается в русской поэзии XIX века и до начала XX века было приемлемым — исторически оно более правильное, так как слово заимствовано не непосредственно из латинского языка, а через французкое statue). И вот теперь, согласно прессе, «сторонники спасения Железного Феликса из закромов московского кладбища свергнутых памятников, “Музеона”, подобрали для него новое место — центр Санкт-Петербурга. Идею “по наказу петербуржцев” озвучил “Национальный комитет +60”, созданный в 2012 году в связи с празднованием юбилея президента Владимира Путина».

Стало быть, начинается действие второе той же пиесы — сражение по поводу переезда статуи в революционный Петроград. Здесь неподалеку от Большого дома, выросшего, как в сказке, за одну ночь в 1932 году и пристроенного к тюрьме, где мне довелось когда-то провести 14 месяцев, — один Железный Феликс уже стоит боком к Смольному монастырю. (Бродский, кстати, заметил, что, тогда как Медный всадник указует на две академии и на университет, Ленин у Финляндского вокзала простирает руку прямехонько к Большому дому по ту сторону Невы. Эдмундыч, если бы не мешали новостройки, тянулся бы с протвоположного берега к другому узилищу — «Крестам».) Но как же можно оставить без хозяйского глаза родное детище — «Чрезвычайку» на углу Гороховой улицы? (Правда, не совсем без присмотра: еще один Феликсов монумент по сей день скромно прячется напротив, на территории Адмиралтейства, где разместилась «Мореходка».) Но все тайное становится явным, и вот приволокут идолище и поставят поближе — в Александровском саду, и дети будут петь песенку со множеством, как подобает фольклору, вариантов: «Стоит статУя, в руках граната...»

А между тем Дзержинский — как МНОГО в этом звуке для сердца русского слилось (жертвы действительно бессчетны). «Это имечко хорошее», — говорил Медведь, приютивший Лису, которая тайно ела на чердаке припасенный им мед, говоря, что ходит на крестины. Тут немного филологии: в основе фамилии — польское dzierżyć (русск. «держать», ср.: «держи-хватай», «тащить и не пущать», а также «держава»). Фамилиё своё Железный Феликс унаследовал от своего деда Дзержанского, принадлежавшего, как и его великий потомок, к застенковой шляхте — мелкопоместному дворянству, имевшему землю, но крестьян не имевшему (по-польски szlachta zaściankowa, по-белорусски — прямо как нарочно! — шляхта заградовая, загонавая, шарачковая).

Что касается прозвища Железный, то оно объясняется, конечно, тем, что Феликс, несомненно, принадлежит к железному веку, а по сути, скорее, даже к каменному — нижнему палеолиту, когда 2,6 миллиона лет назад гоминиды впервые стали пользоваться каменными орудиями и швыряться ими в соседей (впрочем, по фамилии его жены — Мушкат — его можно с небольшой натяжкой назвать и мушкетером). Мойры, богини судьбы, вместе со славянской Мокошью из его родных мест честно пытались предотвратить рождение монстра: согласно его биографии, накануне родов они столкнули его мать в открытый погреб, но осилили местные Дамавик, Лясун и Вадзяник и целый полк вызванных из будущего ведьм и ведьмаков, так что падение не помешало ей разрешиться от бремени, а в ознаменование чудесного спасения рожденной неведомой зверушки и собственного ее нарекли «Феликсом» — «счастливым», для верности подкрепив это польским вторым именем с тем же значением — Szczęsny.

Итак, не прошло дело в Москве — может быть, пройдет в колыбели революции, и к полусотне памятников, существующих в стране (а также в Ханое), и к оставшемуся со времен Пол Пота в Пномпене чудесным образом добавится еще один, воскресший, работы Вучетича, который получил за него столько денег, что снегоуборочную машину того времени с двумя вращающимися лапами, загребающими снег, стали называть его именем, фонетически тоже очень подходящим. Но все равно самым лучшим монументом останется другой, поныне существующий в поселке Лесном, столице ВятЛага — системы Вятских исправительно-трудовых лагерей в системе ГУЛАГа, где в чудовищных условиях трудились на лесоповале десятки тысяч заключенных и где, в частности, развернулась так называемая сучья война, когда классово близкие уголовники терроризировали вернувшихся с фронта и в благодарность посаженных туда ветеранов — сами урки воевать считали западло (всего же памятников Железному Феликсу в Кировской области целых три). Тем же, кто с сегодняшней точки зрения находит у Железного «положительные качества» — не воровал, не обогащался, не пил, не курил — хочется сказать: да уж лучше бы воровал вместо того, чтобы стать основателем самого жестокого и беспощадного, самого долговечного в истории современной цивилизации террора. Поневоле вспоминается лучший, на мой взгляд, советский анекдот: в 1924 году старичок, ознакомившись с плакатом «Ленин умер, но дело его живет», вздыхает — «Лучше бы он сам жил, а дело его умерло», но, словами Введенского из «Елки у Ивановых», ему, вероятно, пришлось «и не с тем еще ознакамливаться». Все это, собственно, может служить иллюстрацией к мифу о вечном возвращении (le mythe de l'éternel retour — см. книгу Мирчи Элиаде, а также работы Дюмезиля, Кассирера, Леви-Стросса, Леви-Брюля и многих других).

Но, скорее всего, петроградская операция вслед за московской все-таки тоже провалится и псевдоученый Доктор права из комедии дель арте займется следующей аферой, а бедному Пьеро останется, как всегда, вздыхать. Если первое действие пиесы было лишь отвлекающим маневром, то другие подобные больше не нужны: оппонент уже на зоне, а зона — это загробный мир, тот свет: дали же космический срок Дмитриеву, и больше его имя нигде не всплывает. Да и прожектеры, замыслившие перетаскивание истукана в революционный Петроград, смотрятся слабо — похоже, они, скорее, сами хотят верхом на нем куда-то въехать, напоминая беспризорника, катающегося на задней «колбасе» трамвая (кто-нибудь помнит такой образ?), или котят еще из одной детской песенки — «До-ре-ми-фа-соль-ля-си, села кошка на такси, заплатила пять рублей и поехала в музей. А котята прицепились и бесплатно прокатились».

И последнее. Поскольку, словами Ахматовой, «христианство на Руси еще не проповедано» и чтобы раз навсегда отделаться от идолопоклонства, я уже предлагал обратить всю страну в иудаизм (меня, конечно, обвинят в том, что все это я для того и писал), чем вызвал нарекание одного из коллег, не заметившего тут бахтинской карнавализации. А как показал парижский опыт, другое вероиспоедание (sic!) c теми же ограничениями и его чудесными цветочными изразцами лучше оставить в покое. Аой! (Так заканчиваются лессы-строфы «Песни о Роланде».)


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244897
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246453
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413042
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419531
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423610
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428912
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429565