15 декабря 2021Colta Specials
467

Как эпоха застоя стала «золотым веком» детского телевидения в СССР

Мария Гаврилова о расцвете и закате детского ТВ в стране победившего социализма

текст: Мария Гаврилова
Detailed_picture© Первый канал

Кольта делает серию материалов вокруг выставки «Теле-трамплин: от детского телевидения к современному искусству и литературе», которая проходит в центре творческих индустрий «Фабрика» при поддержке посольства Швеции в России. Выставка сцентрована вокруг детской телекультуры 1970-х. Почитайте, как она была устроена в Швеции, в тексте Кати Рунов и посмотрите программный текст кураторов выставки.

Мария Гаврилова из Школы актуальных гуманитарных исследований при РАНХиГС изучила, как телевидение для детей функционировало в тот же период в СССР.

Материал сделан при поддержке посольства Швеции в России.

Общим местом практически во всех рассуждениях о детском телевидении СССР, причем и со стороны медиапрофессионалов, и со стороны зрителей, которые выросли на этой культуре, оказывается твердая убежденность, что советские детские телепрограммы были лучшими в мире. В этом, конечно, присутствует и известная доля ностальгии по детству и юности, но нельзя не признать, что действительно на эпоху брежневского «застоя» пришелся необычайный расцвет телевещания для детей. К тому, что советское детское телевидение 1970-х и первой половины 1980-х оказалось таким ярким, своеобразным и совершенно уникальным, привело совпадение политических, экономических, технических и культурных обстоятельств, которое было невозможно ни до, ни после.

Хотя советское телевидение возникло довольно рано, еще в 1930-х, количество телевизоров в стране долгое время было незначительным: они стоили очень дорого, и массово их не выпускали. Лишь в 1949 году в производство запустили первый советский телеприемник «индивидуального пользования» — знаменитый «КВН», и только после этого началось настоящее развитие телевизионной культуры, достигшей своего пика к концу 1960-хначалу 1970-х. Тогда телевизор окончательно превратился из диковинки в предмет повседневного пользования, а практика его просмотра из занятия коллективного и публичного трансформировалась в приватное.

Самые первые телевизоры в Союзе устанавливали только в общественных местах — на предприятиях, в клубах. Даже после того, как они начали появляться в жилищах, возле них собирались не только семьи владельцев, но и друзья и соседи по коммуналкам. Благодаря развернутому Хрущевым жилищному строительству советские семьи постепенно обзаводились в 1960-е отдельным жильем. Телевизоры, все более технически совершенные и все более доступные по цене, становились главными украшениями долгожданных «хрущевок», символами достатка и домашнего уюта. Телевизор был центром притяжения для членов всего семейства. Если на Западе отмечали, что новый прибор заменил камин, то в русских квартирах телевизоры заняли место, которое за десятилетия до этого принадлежало иконам, — их часто даже располагали в так называемом «красном», то есть особо почетном, углу.

Растущие доступность и популярность телевидения навели советское руководство на мысль о том, что оно может стать мощным инструментом «коммунистического воспитания народных масс». Уже в 1960 году в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» говорилось, что его главная задача — просвещать граждан, в том числе пропагандировать среди них решения съездов компартии и пленумов ЦК. Возлагая большие надежды на телевидение, советское государство финансировало его очень щедро.

По мере развития ТВ происходила постепенная дифференциация передач под запросы аудиторий разных возрастов, гендеров и социальных слоев. Детей как особую категорию выделили одной из первых — детская редакция Центрального телевидения была образована еще в 1951 году, а в 1957-м она превратилась в Главную редакцию программ для детей и юношества.

В постановлении ЦК 1960 года всем студиям советского телевидения предписывалось обеспечить передачу программ для детей в объеме не менее часа в день. Ориентация ТВ на просвещение и пропаганду была не менее актуальной и для детской аудитории: среди юных телезрителей требовалось продвигать все то, что могло бы способствовать их превращению в полезных для советского государства взрослых. ЦК советовал «уделять особое внимание в программах развитию трудовых навыков, инициативы, самостоятельности, любознательности детей, вовлечению их в разнообразные общественно-полезные дела, в коллективы юных техников, натуралистов, спортсменов» [1].

Хотя среди детских программ преобладали «полезные» (разного рода «Умелые руки», научно-популярные, спортивные, пионерские передачи, нацеленные на трудовое, патриотическое и эстетическое воспитание), в середине 1960-х появились и чисто развлекательные передачи: «Спокойной ночи, малыши!» и «Будильник», которые пользовались большой популярностью и «поселились» на экранах на целые десятилетия.

«Спокойной ночи, малыши!» показывали ежедневно по вечерам начиная с 1964 года — как раз перед программой «Время», главным информационным рупором советского телевидения. Предполагалось, что родители сначала посмотрят передачу вместе с детьми, а затем отправят их спать, чтобы самим остаться у телевизоров и узнавать о событиях дня. Идея вечерней детской программы была заимствована из ГДР — по аналогии с восточногерманской кукольной программой «Наш Песочный человечек». Но, в отличие от восточногерманской передачи, в которой нередко прославляли образ жизни в странах европейского соцлагеря, «Спокойной ночи, малыши!» была полностью аполитичной — в ней просто рассказывали сказки, разыгрывали нравоучительные сценки, а в дальнейшем показывали и короткие мультфильмы. Вероятно, именно поэтому «Спокойка» надолго пережила СССР и продолжает выходить по сей день.

Передача «Будильник» была уже советским изобретением, ее показывали по выходным, раз в неделю. Она шла вдвое дольше, чем «Спокойной ночи…» — полчаса — и не имела единообразного формата. В «Будильнике» разыгрывались сценки с участием актеров или клоунов, демонстрировались концертные номера (в одном из них впервые выступила юная Алла Пугачева), проводились встречи с известными артистами, где их монологи о жизни перемежались с фрагментами из фильмов и мультфильмов с их участием.

1967-й — год 50-летия СССР — оказался ключевым в развитии советского ТВ вообще и детского телевидения в особенности. В этом году ввели в эксплуатацию новый телецентр «Останкино», где студии были оснащены по последнему слову техники (именно там в дальнейшем стали снимать детские передачи). В том же 1967-м начинается спутниковая трансляция — централизованное вещание стало возможно на всей огромной территории страны, и телевидение пришло буквально в каждый дом. В том же году в продаже появляются первые цветные телевизоры «Рубин-401», в СССР начинаются регулярные цветные телетрансляции.

К началу 1970-х все было готово к наступлению «золотого века» советского детского телевидения.

Во-первых, появились невиданные раньше технические возможности.

Первая советская детская телепередача вышла в эфир в 1939 году, и с тех пор программы, адресованные детям, выходили регулярно. Но по зрелищности и «картинке» они долгое время очень сильно уступали кинопродукции. Это во многом было связано с качеством самих аппаратов: экран первого массового советского «КВН» был размером с открытку — смотреть его надо было через огромную линзу. Выпуск телевизоров с достаточно большими экранами, позволяющими радикально улучшить изображение, наладили только к концу 1960-х. И только с 1976-го начали выпускаться первые массовые цветные телевизоры марки «Рубин-714» — хотя стоили они дорого, советское государство считало телевидение настолько важным каналом взаимодействия с гражданами, что продавало их ниже себестоимости.

Возможности телепроизводства до начала 1970-х тоже были очень ограниченными. Например, первые выпуски детского телехита «Спокойной ночи, малыши!» состояли из показа рисунков в сопровождении голоса. Студийные передачи могли идти только в прямом эфире — до появления в 1970-е видеомагнитофонов. Камера в студии была обычно всего одна и стояла на месте, что ограничивало динамику программ. С появлением видеомагнитофонов стало возможным выпускать телепередачи в записи с монтажом и со спецэффектами. То есть телевидение становилось все более и более визуально привлекательным, что было важно для младшей аудитории.

Во-вторых, опыт производства детских передач к 1970-м был уже значительным, его накопление началось еще до начала полноценного телевещания для детей. Сложились основные содержательные, жанровые и стилистические формы, характерные для советских детских программ: поучительная история на основе типичных ситуаций из детской жизни («Будильник», «Ералаш»); общение взрослого ведущего с куклами, клоунами или актерами, изображающими детей («Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка»); непосредственный «разговор» ведущего с детьми-телезрителями о том, что было или будет им показано (часть выпусков «Будильника», «В гостях у сказки»).

Советское телевидение, как и повсюду в мире, активно обращалось к видам зрелищ, которые по традиции считаются «детскими»: в программах использовались элементы кукольного театра (спектакли Образцова транслировались еще по довоенным телевизорам, мастера театра Образцова в дальнейшем делали кукол для «Спокойной ночи, малыши!») и цирка (клоуны, акробатические сценки, фокусы, животные — не только нарисованные или кукольные, но и живые).

На рубеже 1960-х — 1970-х силами Центрального телевидения был проведен опрос среди детей о том, какие передачи самые востребованные, — дети назвали те, где была возможность вступить в коммуникацию с ведущими. Это было учтено создателями — по возможности они старались включать в передачи интерактивность и реагировать в эфире на письма зрителей. Именно количеством детских писем, полученных студией, в те годы измерялась популярность программ.

В-третьих, к 1970-м волей исторических обстоятельств на детском телевидении оказалось очень много талантливых людей. Часть из них уже давно работала в советской телеиндустрии. Для советского телевидения 1960-е считаются романтической эпохой первопроходцев, когда из-за «оттепельного» духа в телестудиях царили свобода и творческий поиск.

Облик телевидения того времени задает поколение «шестидесятников»: например, Вилен Егоров до того, как возглавить редакции научно-популярных, учебных и литературно-драматических программ ТВ, заведовал Центральным лекторием общества «Знание» в легендарном Политехническом музее с его известными поэтическими вечерами для молодежи, где читали Вознесенский, Рождественский, Евтушенко, Ахмадулина и Окуджава [2].

Кроме того, до начала 1970-х в Советском Союзе одновременно действовало множество независимых региональных телестудий. Это было связано с тем, что до постройки Останкинской башни и запуска телеспутников вещание по техническим причинам не могло быть централизовано. Телестудии в различных регионах действовали независимо друг от друга. Из-за этого, а кроме того, из-за отсутствия возможности записать телеэфиры содержание передач невозможно было контролировать [3].

В первой половине 1970-х телевидение как молодая, модная и хорошо финансируемая сфера привлекало энергичных и способных молодых людей, там можно было рассчитывать хотя бы на относительную свободу. Поэтому сценарии для детских программ писали выдающиеся авторы, песни и музыкальные темы создавали лучшие композиторы, а исполнены эти мелодии могли быть хоть симфоническим оркестром, хоть молодежным ВИА. Художники в детских программах могли позволить себе следовать актуальным тенденциям в современном искусстве и в западной моде (насколько они сами были знакомы с предметом). В детских передачах охотно снимались самые прославленные звезды советских театра и кино. Производство детских программ было «отдушиной» — там взрослые творческие люди могли дать такую волю своей фантазии, какой они бы никогда не позволили себе во «взрослых» форматах. Но надо отдавать себе отчет в том, что все эти люди, возможно, никогда не занялись бы развлечением и просвещением детей, если бы перед ними были другие возможности.

Период с 1970 по 1985 год на советском телевидении называют «лапинской» эпохой — по имени С.Г. Лапина, который возглавлял в это время Гостелерадио. Под руководством Лапина советское телевидение подверглось жесткой централизации: творчество независимых телестудий было сведено на нет, существенная часть телеэфира предварительно согласовывалась с Лапиным. Но в то же время сам Лапин очень ценил культуру, образование и науку.

Таковы были основные предпосылки к тому, чтобы советское детское телевидение 1970-х стало «золотым».

Но программы для детей этого периода, даже развлекательные, должны были все равно, как правило, обязательно выполнять какую-нибудь образовательную и/или воспитательную задачу, при их подготовке активно советовались со специалистами разного рода — с педагогами, психологами, педиатрами. Выход детских передач был приурочен к распорядку дня ребенка: в зависимости от того, когда он встает, когда в школе и когда идет спать, выпускали разные виды программ. Многие популярные передачи были рассчитаны на семейный просмотр и на дальнейшее обсуждение с родителями. Для того чтобы улучшить в этом смысле родительские компетенции, на телевидении выходили специальные программы.

С точки зрения воспитания советское телевидение сосредоточилось на общих ценностях: коллективизм, самостоятельность, добро и зло, важность учебы и прививание хорошего вкуса. Одновременно с этим обличались детские «пороки»: лень, жадность, плохая успеваемость, хулиганство.

Огромное значение придавали и образованию: 1960-е — 1970-е были полны оптимизма в отношении технического прогресса и — как следствие — образовательных возможностей телевидения. В 1965 году на советском ТВ запустили целый образовательный канал — 3-ю учебную программу. Выпуск материалов по школьным предметам старались соотнести с годовыми школьными курсами. В какой-то момент даже предполагалось, что телевизор войдет непосредственно в школу и учителя будут включать его на уроках, но этому воспротивились чиновники от образования.

В первую очередь пропагандировались естественные науки и технические специальности. Так, по центральным каналам с лекциями по высшей математике выступали преподаватели — и это имело успех. К тому же в этих передачах давали задания, и после их успешного выполнения можно было рассчитывать на зачисление, скажем, в МФТИ. Вообще на идеологически нейтральные познавательные передачи был большой спрос, особенно в 1970-е, когда идеологический пресс постепенно становился все тяжелее. В научно-популярных программах периодически выступали полуопальные деятели науки и культуры.

Самыми яркими и популярными детскими программами 1970-х стали «АБВГДейка» и «В гостях у сказки». «АБВГДейка», начавшая выходить в 1975 году, была передачей для малышей, где с помощью игр учили азбуке, простейшему счету и правилам поведения в обществе. Программа была вдохновлена американской «Улицей Сезам», но визуально и драматургически была на нее не похожа. Автором идеи «АБВГДейки» — симпатичная, но серьезная учительница Татьяна Кирилловна (телеведущая Татьяна Черняева) учит уму-разуму цирковых клоунов — стал Эдуард Успенский. Успенский вообще был одной из ключевых фигур детской литературы, телевидения и радио. Он был или полноценным автором ТВ, или принимал участие в большинстве культовых проектов, начиная со «Спокойной ночи, малыши!» и «Радионяни» и заканчивая циклами мультфильмов про крокодила Гену и Чебурашку и «Троих из Простоквашино».

«В гостях у сказки» запустили на 1-м канале Центрального телевидения в 1976-м. Это была «царица» детских передач. Ее показывали в середине дня по выходным, и она шла дольше остальных детских программ — 1 час 45 минут. Первоначально ее запустили по пятницам, что оказалось почти трагедией для той части советских детей, которая училась во вторую смену. Иногда «В гостях у сказки» становилась даже достаточным поводом, чтобы отпустить детей пораньше с уроков. В итоге передачу перенесли на более удобное время — сначала на субботу, а потом на воскресенье. В ней показывали киносказки, в том числе производства стран соцлагеря, с комментариями и рассказами «тети Вали» (Валентина Леонтьева). С тетей Валей можно было вступить в переписку и получить от нее ответ в эфире, поучаствовать в конкурсе и даже прислать в студию свои рисунки и поделки по мотивам увиденного. Детские изделия показывали по телевизору на всю страну — бывшие зрители передачи до сих пор с восторгом вспоминают о том, что их творчество когда-то продемонстрировали по телевизору.

Еще одной популярной программой был киножурнал «Ералаш» (его показывали и по телевидению, и в кино). «Ералаш» занимался смешными ситуациями из детской жизни: вот мальчик на спор объелся эклерами, а вот другой так долго собирался на зимнюю прогулку, что за это время наступило лето, вот ученики так пугали молодую учительницу, что она с тех пор не боится работать даже каскадером.

Немалое место на детском телевидении занимала и мультипликация. В отличие от западной, советская анимация наследовала не комиксам, а, скорее, книжным иллюстрациям и «волшебному фонарю». Советские «мультики» выходили и в кино. В кинотеатрах за 10 копеек можно было купить билет на час-полтора идущих один за другим мультфильмов — причем для юного зрителя было сюрпризом, что именно ему покажут. В СССР не было мультсериалов, сделанных специально для телевидения, но в 1970-е — 1980-е детям показывали и чешского «Крота», и польского «Рекса», и венгерского «Вука». Впрочем, несмотря на не слишком большой репертуар, дети и взрослые охотно смотрели одни и те же популярные мультфильмы по многу раз.

Для малышей на советском телевидении было больше интересного, чем для подростков. Вероятно, это связано с тем, что это было проще и безопаснее для самих авторов. Чтобы заинтересовать подростка, недостаточно яркой картинки, бурной фантазии, смеха, игры. Подростки лучше разбираются в жизни и умеют самостоятельно думать и делать выводы, поэтому, чтобы говорить с ними на одном языке, нужно быть откровенным, а с этим у «лапинского» телевидения были проблемы. Подростки находили «убежище» в некоторых программах учебного канала и в передачах для всех — «В мире животных», «Клуб путешественников», «Очевидное — невероятное» и т.п. Только в 1983 году для подростков появилась программа «До 16 и старше», где поднимались злободневные вопросы, но это была уже совсем другая, предперестроечная, эпоха.

Если окинуть общим взглядом телепродукцию эпохи застоя, бросается в глаза, что популярные детские передачи показывали нечто, не связанное с реальной жизнью: сказку, дальние страны, литературную и музыкальную классику, — и чем дальше, тем разрыв между телекартинкой и повседневной действительностью становился больше. С детьми по советскому телевизору не говорили на сложные темы, не поднимали ни социальные, ни экзистенциальные вопросы. Советское общество если и изображалось, то как идеальное и лишенное противоречий. Не потому ли так расцвел черный политизированный юмор, в том числе основанный на детской масскультуре? Вспоминаются, например, строчки из «народной» пародии на песню про голубой вагон из мультфильма о Чебурашке — пародии, где отразился страх перед ядерной войной (о которой детям по телевизору не рассказывали):

Медленно ракеты уплывают вдаль,
Их обратно ты уже не жди.
И хотя Америку немного жаль,
У Китая это впереди.
Скатертью, скатертью желтый дым стелется
И забирается под противогаз.
Каждому, каждому в лучшее верится
Может быть, кто-нибудь выживет из нас.

К концу 1970-х вокруг детского ТВ началась общественная дискуссия: в центре ее была проблема телезависимости вплоть до испорченного у детей зрения. Технооптимисты 1950-х — 1960-х рассчитывали, что телевидение будет учить только разумному, доброму, вечному, а к 1980-м критики телекультуры утверждали, что это, прежде всего, средство заполнить досуг, которое, как более простое в потреблении, начало вытеснять книги, театры, кино и общение. Советских детей «спасало» только то, что интересного для них контента в телевизоре было не так уж много, чтобы приковывать их к экранам на весь день. Так, «В гостях у сказки» во время летних каникул вовсе не показывали.

«Негативное воздействие» на детей называют в числе причин, по которым активное производство детских телепрограмм к середине 1980-х стали сворачивать. Но дело было не только в этом. С деньгами в стране делалось все хуже, поэтому продолжать так же щедро финансировать детское телевидение стало невозможным. К тому же с началом в 1987 году перестройки всем стало не до детей: телевизор превратился в площадку для «гласности», начинавшаяся свобода свела значение детской продукции на нет.

В конце 1980-х — начале 1990-х на телевидение стали допускать и иностранную ТВ-продукцию. Если советские мультфильмы благодаря своему высочайшему художественному уровню не потеряли и в это время своей актуальности, то неспешные отечественные передачи 1970-х — 1980-х с их стерилизованным содержанием проиграли конкуренцию. В итоге телевещание для детей пребывало в забвении до 2010-х, когда государство создало телеканал для детей.

Литература

● Владимир Кремень. Иллюстрированная летопись отечественного телевидения (1853–1993).

● А.Ю. Шахтина. Детское телевещание в ретроспективе: взгляд в историю // Вестник Череповецкого государственного университета. Филология и искусствоведение. 2010 (4), с. 60–62.

● Телевидение для детей. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт / Под общ. ред. Е.Л. Вартановой. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013.

● В.В. Егоров. Телевидение. Страницы истории. — М.: Аспект Пресс, 2004.

● А.В. Шариков, В.П. Чудинова. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура. Под ред. Б.Ю. Сорочкина. — М.: КомКнига, 2007. С. 58–85.


[1] Советская печать в документах. — М.: Госполитиздат, 1961. С. 137.

[2] В.В. Егоров. Телевидение. Страницы истории. — М.: Аспект Пресс, 2004.

[3] Г. Кузнецов, Н. Месяцев. Золотые годы отечественного телевидения (1957–1970).


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244815
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246375
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412977
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419468
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423550
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428857
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429516