8 мая 2014Colta SpecialsРасклад
147

«Теперь мы ветераны»

Олег Кашин о второй Гражданской войне

текст: Олег Кашин
Detailed_picture© Александр Чиженок / Коммерсантъ

Нынешняя культура оскорбленных чувств пришла к нам совсем не из советских времен. В советские годы святыни существовали либо на казенном, совсем неживом уровне (долго рассказывать, лучше просто послушайте, например, песню «Малая земля» или, если лень слушать, вспомните, если позволяет возраст, «уроки мужества» или «уроки мира» в школах), либо на уровне сугубо человечном, на который казенщина, может быть, и рада была бы зайти, но физически не могла, не умела (хрестоматийным примером я бы назвал фильм «Белорусский вокзал» или, если брать визуальный образ, — ветеранов с табличками с номерами полков в сквере у Большого театра), и два этих пространства между собой не пересекались никак и никак не мешали друг другу, такое было время — «одни слова для кухонь, другие для улиц».

Нет, нынешняя, знакомая нам культура оскорбленных чувств — она из более поздних времен, из ЖЖ нулевых годов. Вообще роль того, домамутовского и раннемамутовского, ЖЖ как главной или, возможно, даже единственной социальной лаборатории путинской России, как, впрочем, многое у нас, до обидного недооценена — об этом вообще-то по-хорошему надо книги писать или хотя бы защищать диссертации. ЖЖ был и парламентом, и церковью, и митинговой площадкой, и много чем еще. И пока депутат Яровая тихо заседала в своем «Яблоке», забытые теперь мальчики и девочки в своих уютных жежешечках придумывали, сами того не зная, образ России десятых годов.

Летом 2005 года журналист Александр Минкин напечатал в «Московском комсомольце» свою статью 1989 года, которую в свое время не взяли в «Московские новости», — почему-то только спустя шестнадцать лет Минкин решил ее напечатать. Речь в статье шла о том, что, по мнению Минкина, победа Германии на Восточном фронте стала бы для России возможностью освободиться от сталинизма еще в начале сороковых, а глобальной катастрофы не случилось бы, потому что западные союзники все равно победили бы немцев и Россия бы стала свободной. Банальная для девяностых и невозможная сейчас статья в 2005 году как бы зависла между этими двумя состояниями — уголовного дела или хотя бы государственной кампании травли (как, например, в 2009 году против Подрабинека) в отношении Минкина никто, конечно, не устроил, но незамеченной статья не прошла. Было коллективное письмо против Минкина, подписи под которым собирали в ЖЖ, и был случай в Лужниках, когда на читательском фестивале «МК» некий блогер бросил в Минкина мороженым.

Спустя год или два случился скандал с храмом Всех Святых на Соколе — в том храме внутри ограды было несколько памятных плит в честь всяких героев Белого движения, и одна такая плита была посвящена лидерам антисоветского казачества времен Второй мировой войны — белым генералам Краснову и Шкуро и немецкому группенфюреру СС фон Паннвицу, командовавшему казаками Краснова и Шкуро в ранге верховного полевого атамана и повешенному вместе с ними в Москве после выдачи пленных казаков Сталину союзниками. Об этой доске тоже яростно спорили в ЖЖ, а закончились споры тем, что однажды ночью кто-то из спорщиков (я знаю кто, но не уверен, что это публичная информация, да и неважно уже) приехал на Сокол и поломал ту доску на куски — нате, мол, фашисты, получите. Сейчас, наверное, все происходило бы на качественно другом уровне — программа Киселева, запрос Мизулиной, дело Следственного комитета, но тогда времена были в этом смысле еще тихие, поэтому просто — пришел ЖЖ-юзер с кувалдой и решил проблему.

«Урок мужества» в сопровождении людей из райкома и, кажется, из КГБ примаршировал на Театральную площадь, выгнал с нее ветерана с табличкой, на которой номер полка, — иди, мол, отсюда, теперь мы ветераны.

Я так хорошо помню те два давних спора в ЖЖ, потому что я и сам из ЖЖ, и те два эпизода были эпизодами и моей персональной эволюции — в 2005-м я тоже подписывал письмо против Минкина, потому что как же так, деды воевали, а в 2007-м я орал на юзера с кувалдой, что не надо было ломать ту плиту — и потому, что это вандализм, и потому, что у защитников плиты тоже была своя правда. Для документальной достоверности я не буду формулировать заново, а просто процитирую свой текст примерно тех же лет, вот:

«Взгляд на Великую Отечественную как на вторую Гражданскую войну при всей своей неочевидности, по крайней мере, заслуживает того, чтобы отнестись к нему серьезно. Миллион коллаборационистов, сотни тысяч из которых после 9 мая 1945 года оказались в лагерях ГУЛАГа, — это слишком большая цифра, чтобы относиться ко всем вольным или невольным русским союзникам Гитлера только как к негодяям и предателям. Не стану утверждать, что это касается каждого из власовцев, но людей, сделавших тогда сознательный выбор в пользу немцев, наверное, стоит понять. Это сейчас, когда мы смотрим в прошлое из 2009 года, мы понимаем, что Гитлер и нацизм были абсолютным злом. Но попробовал бы кто-нибудь объяснить это шестьдесят пять лет назад простому русскому человеку, пережившему хотя бы коллективизацию и, между прочим, знавшему о зверствах нацистов только из статей Ильи Эренбурга, который, как известно, любил и умел “упрощать”. История про власовцев — это история не про Освенцим и не про Холокост. Это история про людей, для которых нацисты были единственной доступной альтернативой большевистским порядкам. Альтернативой лагерям и колхозам, НКВД и Ленинскому комсомолу. Альтернативой союзам воинствующих безбожников, в конце концов».

Вспоминая, как менялось мое отношение к войне 1941—1945 годов, я не уверен, что те изменения можно списать только на какие-то личные вещи — взросление, рефлексии и т.п. Мы же в обществе живем, и любая эволюция взглядов всегда связана с тем, что происходит в обществе. А там происходило то, что как раз с 2005 года (появление георгиевской ленточки как нового символа 9 Мая — наверное, это и есть поворотная точка) власть начала активно использовать тему войны и Победы для решения своих текущих политических задач, главной из которых, очевидно, и стало ее, власти, самопровозглашение единственной законной наследницей и хранительницей Победы 1945 года. Называя ту войну (термин не мой, я как раз его и почерпнул из дискуссий о Шкуро и Паннвице) «второй Гражданской» или «войной Колымы с Бухенвальдом», я спорил не с сорок пятым годом, а с две тысячи пятым, тем более что спорить было несложно — практически всю систему аргументов в пользу «второй Гражданской», а не «Великой Отечественной» придумал задолго до нас Александр Солженицын, парадоксально почитаемый, кстати, поздним Путиным. Выражение «вторая Гражданская» до сих пор появляется в каких-то статьях и книгах, но, видимо, оно так и останется крайне маргинальным, радикальным и все-таки неточным термином, не прижившимся в языке по множеству причин.

Но сейчас, в 2014-м, формулировка «вторая Гражданская» применительно к войне и Победе приобретает новое и довольно парадоксальное значение, и уже неважно, приживется оно или нет, — оно исчерпывающе точно, и совсем не в «литературно-власовском» смысле, который тоже теперь кажется чем-то старомодным и неактуальным. Нет уже никакого Солженицына, нет никакого Паннвица, вторая Гражданская — это то, что есть сейчас. Искусственный, провоцируемый, культивируемый общественный раскол — его символами уже стали и Победа 1945 года, и парад на Красной площади, и георгиевская ленточка, и «спасибо деду за Победу». Весь набор этих символов и ценностей актуализирован и присвоен властью, и в холодной гражданской войне, идущей как минимум с начала 2012 года, а с началом украинских событий перешедшей в какую-то совсем яростную фазу, — в этой войне все, что связано с 1945 годом, принадлежит теперь только одной из сторон. «Урок мужества» в сопровождении людей из райкома и, кажется, из КГБ в полном составе примаршировал на Театральную площадь, выгнал с нее ветерана с табличкой, на которой номер полка, — иди, мол, отсюда, теперь мы ветераны. Мириться с этим не хочется совсем, но что в этой ситуации можно сделать — черт его знает.

С Днем Победы, конечно, но, как сказал бы один поэт той войны, — «все же, все же, все же».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244852
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246413
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413007
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419500
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423578
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428886
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429540