19 мая 2014Colta SpecialsРасклад
497

«“Аллах акбар” кричат — знаете, как страшно?»

Инна Денисова приняла участие в неразрешенных акциях памяти крымских татар в Симферополе — и поговорила с крымчанами о том, что такое свобода

текст: Инна Денисова
Detailed_picture© Катя Поночовная
10:30. Приезд

Выход в город теперь сразу из салона самолета: кабинки, в которых раньше сидели пограничники, стоят пустые.

— Где найти работающий банкомат? — спрашиваю на остановке.

— Нигде, — с удивлением смотрят на меня симферопольцы, — вы же в Крым приехали.

Наличности у меня — железный пятак: водитель маршрутки веселится и разрешает доехать до железнодорожного вокзала.

Путь от вокзала продолжаю уже пешком.

Десять минут — и я на набережной Салгира.

Пять бутылок водки, десять пивных и несколько мешков с мусором разлагаются посередине речки прямо в центре города напротив парикмахерской «Волшебница». Перекрикивая дорожный шум, из речных мусорных куч отчаянно квакают еще живые лягушки.

Меджлис крымско-татарского народа, до которого я дохожу по набережной, — единственное, наверное, оставшееся в Симферополе здание, где по-прежнему висит украинский флаг.

В коридоре бурно спорят две женщины.

— Хотите узнать про акцию? Сейчас, сейчас, — женщина торопливо набирает телефонный номер. — Понимаете, мы сами ничего не знаем…Акцию же запретили, решения нет.

— Может быть, ничего не будет? — делаю предположение.

© Катя Поночовная

— Нет уж, — женщина меняет тон на решительный, — конечно, будет. Что значит — запретить День памяти? Они тут нашим уже штрафы выписали, кто Джемилева встречал. Только никто их платить не собирается.

Выясняю в итоге, что акция «Зажги огонек в своем сердце», проводящаяся двадцать три года в память о шестнадцати тысячах погибших, состоится в пять часов вечера на площади Ленина.

В прошлом году люди принесли к памятнику свечи и выложили из них слово «геноцид».

15:00. Парикмахерская

Мастер маникюра — любимые клиентки зовут ее Лориком — недовольна следом, который я намереваюсь оставить на русской земле.

— А чего это вы, московский журналист, и вдруг татар защищаете?

— Защищают тех, на кого нападают. На них, надеюсь, никто не собирается.

— Ну-ну, — острая пилочка в ее руках раскаляется от негодования, — защищайте. Вперед. А они у нас тут самозахваты делают. И еще я не понимаю одного: зачем собираться в центре города? Почему нельзя подальше от нас, чтобы мы не видели?

— Так у них, — объясняю, — цель такая — поближе к вам. Напомнить о депортации.

Ни на секунду при этом не забываю о том, что Лорик вооружена пилкой и очень опасна.

— Мы детей в этот день боимся на улицы выпускать! Они идут и «Аллах акбар» кричат! Знаете, как страшно? А еще знаете, сколько после этих шествий грязи?

— Ах вот, — говорю, — в чем дело! Теперь я хотя бы знаю, кто так Салгир замусорил!

Задохнувшись благородным шовинистическим негодованием, Лорик исступленно пилит ногти.

17:00 Центр

На улице Ленина перекрыто движение: там стоят полицейские машины, автобусы ОМОНа и БТР — прямо напротив «Сельпо», центрального городского универмага.

На площади вместо людей со свечами — бойцы ОМОНа с дубинками. Строятся в шеренги и бегают, задирая ноги, от Дома Советов к Украинскому театру и обратно.

— Какая еще акция «Зажги огонек»? — прищуривается на меня вежливый человек, снимающий происходящее на видеокамеру. — Здесь учения проходят. Чтобы Крым защищать. А вы не фотографируйте, нельзя, не положено.

— Что значит «убери камеру»? — возмущается в ответ омоновцу стоящий рядом фотокорреспондент Юрий. — И вообще, почему вы меня толкаете?

— Вы не знаете, как толкают, — вежливо говорит человек в шлеме и камуфляже.

© Катя Поночовная

Подальше от греха и лишних знаний о том, как толкают, мы с Юрием решаем прогуляться вглубь городского центра. На пересечении улиц Пушкина и Горького — несколько автобусов ОМОНа: бойцы стоят, прислонив щиты к цветочным клумбам.

Эти, впрочем, хотя бы оказываются действительно вежливыми.

— Вы считаете, акцию не должны были запрещать? — задают мне вопросы. — Но вы же должны понимать, в какое время живем. Еще кто-нибудь кинет коктейль Молотова. И будет как в Одессе. Кто защитит вас от провокаций? Мы здесь для вашей безопасности. Никакого разгона мирного шествия не будет.

— Шествие, — говорю, — уже запретили. А значит, те, кто пойдет, нарушат закон. А значит, в любой момент можно приказать разгонять демонстрантов. Будете бить безоружных людей дубинками?

— Я — ни за что не буду, — решительно говорит совсем юный омоновец. Двое других, постарше, стоят молча.

Доблестную оборону площади Ленина тем временем пытаются прорвать двое граждан славянской наружности.

— Пустите, — кричат, — у нас билет на Кипелова!

Замечаю вдруг, что на Украинском театре и в самом деле висят афиши, анонсирующие концерт.

— Концерт перенесен в музучилище, — в намерении не пускать на площадь омоновец сегодня толерантен в отношении любого этноса.

— Я Путина купила! — долгожданный крик, словно выстрел чеховского ружья.

Немолодая блондинка трясет перед лицом милиционера в штатском фотографией президента.

— Я россиянка коренная! Повешу дома, рядом с гербом и флагом! У меня на балконе уже висит один большой портрет. Теперь еще и в комнате будет!

— Как хорошо, — кивает на милиционера, — что эти люди, как колыбель, хранят Крым от этих киевских сук и бл*дей.

— А вы, — говорю, — зачем матом ругаетесь? А еще портрет президента нашего в руках держите. Стыдно!

— Я, — бьет себя в грудь, — актриса! Русского, между прочим, театра! Поэтому я эмоциональна! И иногда могу матом. А вот ты кто такая и откуда здесь взялась? Может, подстилка киевская?

— Почему нельзя свечку поставить? — к заграждению, возле которого надрывается наш с русской актрисой комический дуэт, подходит наконец героиня — крымская татарка лет сорока. — Почему народу поплакать не дают?

— Плакать — плачьте, — милиционер лузгает семечки из пакета. — А портить — не дадим.

© Катя Поночовная

Асфальт вокруг милиционера засыпан шелухой от семечек.

— А почему вы 9 Мая не отменяете? — взвивается вдруг татарка.

— Потому, — вразумляет ее милиционер, — что здесь готовили террористический акт. Ваши, между прочим, соотечественники.

— Мы это все от вас с сорок четвертого года слушаем! — плачет татарка. — Мой отец был депортирован ребенком. Мой дед пропал без вести на Великой Отечественной. Я хотела поставить свечи в память. Передайте вашему руководству, что насилием хороших отношений с народом не выстроишь!

— Ставьте свечку дома, — равнодушно отвечает милиционер, выплевывая очередную порцию шелухи на асфальт.

Соседний милиционер, охраняющий заграждение, оказывается крымским татарином.

— Езжайте в Ак-мечеть, — говорит, — там сегодня все будет. Акцию не отменили. Просто изменили место и время действия.

Перед тем как уехать в мечеть, зачем-то принимаюсь философствовать с юристом Сергеем, невозмутимо наблюдающим за происходящим с противоположного угла площади.

— Знаете, что такое свобода? — спрашивает меня Сергей строго.

— Ну-у-у, — теряюсь, — много ведь разных определений. Вам попробовать сформулировать, что я под свободой понимаю?

— Да вы просто книг не читали и ничего не знаете, — начитанный Сергей беспощаднее Лорика, — одно определение. Главное. Древнегреческое. Самый первый философ определил.

— Свобода — это осознанная необходимость, — глубокомысленно изрекает Сергей, сполна насладившись моим замешательством от приступа его эрудиции, — осознанная. Необходимость. Понимаете? Нельзя давать слишком много свободы тем, кто не в состоянии ее осознать, понимаете? Эх, да ничего вы не понимаете.

Google распознает в цитате Спинозу, растиражированного Энгельсом. Прощаюсь, время идти к Ак-мечети. Сергей остается стоять на углу площади статуей осознанной необходимости.

19:00 Ак-мечеть

Из центра до пригородного района Ак-мечеть — минут сорок езды на маршрутке.

Людей возле мечети немного — человек двести. Те, с кем я пытаюсь заговорить, смотрят на меня с подозрением.

— Как мы относимся к тому, что нас не пустили на площадь? А как люди могут относиться к тому, что растоптали их память?

Из толпы вдруг вырастает высокий человек с украинским флагом.

К нему тут же бросаются: убери.

— Раскольники меджлиса мне не указ, — спокойно отвечает человек с флагом, — мой авторитет — Мустафа-ага.

— Мы, знаешь ли, вовсе не против украинского флага, — оправдываются наступающие, — но ты хотя бы отойди с ним в сторону. Не стой с нами.

© Катя Поночовная

На украинский флаг как на мед тут же, откуда ни возьмись, слетаются двое полицейских и еще два сотрудника МВД с нагрудными табличками.

— Ваше требование убрать украинский флаг — законное или эмоциональное? — спрашивает активист. — Если законное, скажите, какую статью я нарушаю? Почему украинский флаг? Потому что Украина скорбит о депортации крымско-татарского народа. Россия тоже скорбит. У меня просто нет с собой российского флага. Дадите российский флаг — подниму и его с удовольствием.

Сотрудники МВД Валерий Дмитриевич и Виктория удаляются ни с чем, исчерпав аргументы: в быстро темнеющем небе развевается желто-голубой украинский флаг.

— Да, мы сегодня не смогли зажечь свечи, как нам бы хотелось, — из громкоговорителя звучит голос одного из лидеров меджлиса Искендера Вариева, — но мы все равно смогли показать, что крымские татары умеют защищать свои права.

Два светловолосых, голубоглазых человека в толпе — Галина и Николай. Наконец-то правильная, красивая русская речь. Оба — театральные режиссеры. Друзья Олега Сенцова, кинорежиссера, обладателя наград международных фестивалей, которого на днях арестовали в Крыму и инкриминируют организацию террористического акта.

— Такой толерантности, одержимости в хорошем смысле, благородства, как у крымских татар, я не встречала ни в одной другой крымской среде, — говорит Галина.

В полночь звучит крымско-татарский гимн. Уставшие люди, отдавая дань памяти погибшим, наконец зажигают свечи.

18 мая. 10:00 Сквер возле железнодорожного вокзала

— То, что случилось вчера, — вопиющее беззаконие, нарушение прав человека, — пожилая женщина вытирает платком глаза.

— Сегодня совсем мало людей пришло, — говорит девушка лет 18, — обычно бывает три-четыре тысячи. Боятся многие. Дома сидят.

Собравшиеся — их в сквере человек сто, не больше — встают на поминальную молитву вокруг памятника жертвам депортации.

Возле памятника — венки из цветов, обернутых триколор-лентами с надписью «Россия скорбит вместе с крымско-татарским народом».

За молитвой пристально наблюдают скорбящие поблизости милиционеры.

Неожиданно толпа самоорганизуется в колонну.

— Идем к Ак-мечети, — кричат те, что впереди.

На лицах милиционеров вдруг проявляется истинная скорбь. Они бегут вдоль колонны, крича что-то по рации.

— Отстаньте, работать мешаете, — это вместо ответа на вопрос, кого именно они вызывают. Ответ, впрочем, не заставляет ждать — улица Карла Маркса перекрыта живой цепью. Шлемы, щиты, дубинки: ОМОНа едва ли не больше, чем шествующих.

— Как не стыдно! — кричат в толпе.

— А это все потому, что с Западной Украины нехорошие люди приехали, — миролюбивый милиционер наспех проводит политинформацию.

© Катя Поночовная

Колонна продолжает шествие по Жуковского. Возле Центрального рынка «космонавты» вновь строятся и теснят шествующих. Над толпой низко-низко кружит военный вертолет.

Под проливным дождем, в сопровождении ОМОНа и испуганных, но решительно настроенных людей, я иду на мою первую крымскую акцию памяти — и думаю о том, что никогда прежде любимый Крым не казался мне таким беспросветно-мрачным.

— Позор! — снова раздается крик.

Бойцы ОМОНа валят на землю невысокого худого мальчика. Это репортер «Реальности.док» — отказался представиться полицейскому и открыть сумку. Четверо омоновцев за руки и за ноги несут его к машине, грубо заталкивая головой вперед на заднее сиденье.

У Ак-мечети — огромная толпа, несколько тысяч. Лидер меджлиса Рефат Чубаров говорит что-то на крымско-татарском. За ним слово берет Дилявер Акиев — по-русски: «Преступления, совершенные коммунистическим режимом против крымских татар, приравниваются к геноциду». Звучат имена Андрея Сахарова и Людмилы Алексеевой. Акиев рассказывает о том, как сегодня вежливые люди врываются в татарские дома с обысками. И запрещают мирные шествия. «Вопиющим беззаконием стал запрет на въезд в Крым Мустафы Джемилева».

— Мус-та-фа, Мус-та-фа, — кричит толпа.

— Путин! — раздается один нерешительный голос.

Смех в толпе.

Принимают резолюцию: будут требовать признания представительными органами курултая и меджлиса. И, конечно, немедленно прекратить дискриминацию и репрессии по отношению к крымским татарам по политическим, национальным и религиозным мотивам.

© Катя Поночовная

— Знаете, что такое свобода? — у меня за спиной дежавю, на этот раз женским голосом. — Свобода — это когда на мирных людей выходят с дубинками по приказу власти, а люди все равно делают то, что намеревались.

Кажется, это определение мне нравится больше.

20:00 Такси в аэропорт

— Да я понятия не имею, что там происходило у татар, — водитель, симпатичный парень лет тридцати, смеется в ответ на мой вопрос, — у них каждый раз какой-нибудь кипеж в этот их день депортации. От нас же это все далеко. Симферополь живет спокойно, и никого здесь не гоняют дубинками.

— А почему, — спрашиваю, — вы не пошли? Сами бы увидели.

— А что, — смеется в ответ, — я похож на татарина?

— Нет, — говорю, — не похожи. Но это же день памяти о жертвах депортации. 16 тысяч человек погибло. Они же ваши соседи, вам вместе жить. Вы не пойдете на похороны к соседу?

— Девушка, милая, вы там в Москве у себя будто с Луны свалились, — смеется кудрявый Иван, — да какое сочувствие? Депортация сто лет назад была. С тех пор они себе домов знаете каких настроили? А мы тут в однушках. И еще требование это, статус коренного народа. Да с какой стати? Почему-то, знаете, татары все время чего-то требуют. Мы вот молчим — а они требуют. На площадь Ленина им, видите ли, не дали выйти. Шли бы на Первомай, когда все разрешили, когда официально народ гулял. Запретили — значит, был повод запретить. Значит, надо так, понимаете? Им там, властям, виднее, что запрещать.

© Катя Поночовная

Решаю не продолжать разговор с Иваном о советской традиции первомайской демонстрации.

О миллионах граждан СССР, погибших только за довоенные годы советской власти.

О портретах Берии и Сталина, которые несли 1 мая в Москве.

У русских крымчан и крымских татар сегодня как никогда мало общего — разные праздники, разная историческая память, разные симпатии, разные слезы.

Но главная, пожалуй, разница — в понимании того, что такое свобода.

Призрак свободы бродит по новой российской территории рука об руку с призраком коммунизма.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244861
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246424
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413018
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419510
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423587
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428894
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429548