30 июля 2014Colta Specials
578

ВДНХ возвращается

Гид по главному парку советского периода. История строительства и реконструкций ВДНХ на примере семи примечательных экспонатов

текст: Мария Силина
1 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureОбщий вид на ВСХВ 1954 года
    От ВСХВ к ВВЦ и обратно

    Кандидат искусствознания и научный сотрудник НИИ РАХ Мария Силина рассказывает, как 75 лет строили, перестраивали и реконструировали Выставку достижений народного хозяйства, на примере семи самых примечательных экспонатов выставки с 1930-х по 1980-е годы.

    1 августа 1939 года в Москве была открыта Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. С годами выставка из временной превратилась в постоянную, заняв важное место в культурной жизни СССР, а впоследствии и России. Сейчас ее реконструируют, и 1 августа 2014 года, спустя ровно 75 лет, планируется торжественное открытие юбилейной экспозиции в Главном павильоне. Выставку, кроме общей тенденции последних лет реконструировать и восстанавливать советское наследие, затронула и еще одна примета времени — переименование. В 1959 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) сменила название на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), в 1992-м — на Всероссийский выставочный центр (ВВЦ), а с 2014 года она вновь сулит соотечественникам достижения народного хозяйства (ВДНХ).

    В 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была построена, как и следует из ее названия, для демонстрации достижений сельского хозяйства. Задача по тем временам была очень актуальной в связи с коллективизацией и индустриализацией конца 1920-х — начала 1930-х годов, процессами, которые стали символами сталинской экономики как по размаху начинаний, так и по масштабам принуждения.

    Советские крестьянки. Фотография Margaret Bourke-White. 1930-еСоветские крестьянки. Фотография Margaret Bourke-White. 1930-е

    Помимо демонстрации достижений сельского хозяйства ВСХВ мыслилась в рамках международного выставочного движения, набиравшего обороты с конца XIX века. Создание московской выставки началось еще в 1935 году. Главным художником был назначен один из самых влиятельных авангардистов эпохи, оформитель выставок мирового уровня Л.М. Лисицкий. Для ВСХВ 1935—1937 годов были предложены проекты, которые соответствовали международным образцам модернизма, а в павильонах максимально использовались конструктивные решения национального строительного материала — дерева.

    Пергола. 1937Пергола. 1937

    После долгих проволочек и ареста главного архитектора В.К. Олтаржевского, занимавшего эту должность в 1935—1938 годах, вместо первоначально планируемого 1937-го выставка открылась в 1939 году. К тому моменту ярких новаторских решений стало заметно меньше, павильоны взамен конструктивной легкости получили дополнительные неоклассические детали, что соответствовало укрепляющемуся духу социалистического реализма. В таком виде выставка просуществовала до конца войны.

    В ходе нынешней реконструкции модернистские фасады демонтируют и павильонам возвращают исторический облик сталинского времени.

    В послевоенное время, с 1948 года, идея восстановления хозяйства и готовая инфраструктура ВСХВ 1939—1941 годов мотивировали власти на реконструкцию ансамбля. Развитие сельского хозяйства в те годы было по понятным причинам также сверхактуально. Территория была значительно расширена, павильоны перестроены, а многие возведены заново в типичном позднесталинском стиле с его неоклассической симметрией ордерных фасадов, обилием декора, золотым блеском смальтовых скульптур, бесчисленными пропилеями, парадными двориками, портиками и лоджиями. Стиль, который лишь частично коснулся архитектурного облика выставки 1939 года, в 1954-м стал доминирующим.

    ВСХВ-1954. Общий видВСХВ-1954. Общий вид
    ВСХВ. 1954ВСХВ. 1954

    ВСХВ 1954 года стала последним и самым крупным ансамблем, построенным в стиле позднего сталинизма. Выставка открылась в августе 1954-го, а в декабре того же года проходит совещание строителей, которые провозглашают «борьбу с излишествами». Это узкопрофессиональное мероприятие было частью более широкого движения пересмотра сталинского идеологического наследия. Оно началось сразу после смерти вождя в 1953 году и в 1956 году вылилось в знаменитый доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Совещание архитекторов положило начало критике тоталитарного стиля. Выставка оказалась памятником эпохи, которую следовало поскорее забыть. Всю вторую половину 1950-х о ВСХВ если и вспоминали, то только как об образце дурного вкуса и ложного пути, по которому пошло советское искусство из-за порочного правления лично товарища Сталина.

    Путевка на ВДНХ. 1970Путевка на ВДНХ. 1970

    В ходе «борьбы с излишествами» с конца 1950-х начинают реконструироваться павильоны выставки: лепнина закрывается новыми модернистскими лаконичными фасадами, а экспозиции модернизируются.

    В 1959 году одной пропаганды сельского хозяйства становится мало, СССР впервые с послевоенного времени вливается в международное выставочное движение. Сельскохозяйственную выставку объединяют с промышленной и строительной. В результате получается мощный комплекс ВДНХ со своими оформительскими мастерскими, продолжавший работать до конца 1980-х годов.

    Торговля у станции метро «ВДНХ». 1990-еТорговля у станции метро «ВДНХ». 1990-е

    С начала 1990-х ВВЦ начинает жить новой жизнью — павильоны снимают «челноки», тут организуется бурная и хаотичная торговая деятельность. Экспозиции постепенно растаскиваются, демонтируются, кое-что просто закрывается гипсокартонными перегородками. Помимо торговли всем и вся ВВЦ 1990—2010-х стал пристанищем разнообразных частных музеев — от «Поля чудес» до музея бабочек, динозавров и мамонтов.

    К началу 2010-х выставку немного подчистили от эклектики 1990-х, а с 2011 года собственники и городские власти постепенно начали прикидывать те или иные варианты ее реконструкции, возрождения, редевелопмента и т.п. С января 2014 года ВВЦ получил новое старое имя и московское подчинение, что вылилось в масштабную реконструкцию с туманными перспективами дальнейшей эксплуатации выставки.

    Июль 2014 г. Выставка «Игровая станция МКИ». Павильон № 26. Политехнический  музей. Экспозиция обыгрывает эстетику 1980-1990-х годовИюль 2014 г. Выставка «Игровая станция МКИ». Павильон № 26. Политехнический музей. Экспозиция обыгрывает эстетику 1980-1990-х годов

    К концу советской власти ВДНХ превратилась в довольно эклектичный и очень пестрый ансамбль, а в его основе лежал неистребимый парадно-помпезный план сталинской эпохи. Именно архитектура выставки образца 1954 года, очень быстро потерявшая в свое время право на существование, и стала почвой для дальнейших реконструкций и стилистических напластований. Как показывает история ВДНХ, наука обживания и сосуществования современности с интерьерами имперского сталинского ансамбля была хорошо усвоена за эти десятилетия. Нынешние события на ВДНХ наводят на мысль, что о критическом переосмыслении этого стилистического соседства речи даже и не идет.

    Сейчас осуществляется, если так можно выразиться, неотложная косметическая реконструкция с мощными интервенциями в исторический облик павильонов. Без должного научного консультирования и профессиональной реставрации. С 2013 года здесь вопреки охранному статусу ансамбля продолжает строиться «самый большой океанариум в Европе». Предположу, что нынешнее возвращение к фасадам 1954 года происходит не потому, что этот стиль так приятен современным властям, а из-за того, что он стал наиболее последовательным и соответственно удобным для манипулирования темой исторического наследия. Вероятнее всего, после юбилейного открытия выставки (чем-то надо отчитываться) ВДНХ останется парком советского периода, который продолжит свое развитие, причем совсем не в рамках понятия «исторического памятника»: арендные площади остаются арендными площадями.

    Кратко рассмотрим судьбу самых примечательных экспонатов выставки с 1930-х по 1980-е годы.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244896
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246452
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413042
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419530
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423610
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428912
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429565