Первоначально на выставке 1939 года Главный вход располагался на севере территории. Это была легкая садовая арка с рельефами и лепниной, раскрашенная под золото (арх. Л.М. Поляков, ск. Г.И. Мотовилов). Вход задавал движение не по центральной оси, а под углом, создавая живописные ракурсы и прогулочный характер движения посетителей (гл. архитектор В.К. Олтаржевский).
Вместо этого живописного расположения павильонов 1939 года в 1954 году в русле поиска национальной социалистической классики движение выпрямили по оси, для чего перенесли Главный вход. Были заложены симметричные площади, обескураживающие своей величиной (архитекторы А.Ф. Жуков, Р.Р. Кликс). У нового Главного входа поставили триумфальную арку, а на пилонах изобразили персонификации социалистического труда.
Обращает на себя внимание венчающая арку группа — эмблема выставки — «Тракторист и колхозница». В 1939 году эта железобетонная статуя первоначально венчала башню Главного павильона. И хотя «инженерная идея башни заключалась в том, чтобы показать прочность, стройность и легкость деревянной конструкции», ради этих изваяний ее пришлось укрепить металлическим каркасом [1]. Изящество конструктивных решений вытеснялось ради наглядных в своей тяжеловесности статуй. К 1954 году композицию группы лишь слегка изменили и для пущего богатства облицевали смальтой золотого цвета (А. Антропов, С. Орлов, И. Слоним, С. Рабинович, Н. Штамм).
Для художественной организации выставки как 1939-го, так и более поздних годов были характерны несогласованность работ и ничем не оправданный выбор художников. Вот и для выполнения скульптурной группы были выбраны практически ничем более не проявившие себя скульпторы Р.Н. Будилов и А.А. Стрекавин. Они, безусловно, опирались на композицию «Рабочего и колхозницы» В.И. Мухиной, если судить по порывистому движению вперед тракториста и колхозницы. Неудивительно, что и в 1939-м, и в 1954-м критики недоумевали, почему не позвали саму Мухину для выполнения главной эмблемы гигантской выставки. Ответ был прост. Вся вторая половина 1930-х отличалась крайней интенсивностью художественной жизни. Престижные международные выставки шли одна за другой, на другие мероприятия маститым скульпторам банально не хватало времени. Тем не менее главная работа Мухиной все-таки оказалась на ВСХВ.
[1] Выставочные ансамбли СССР. 1920—1930-е годы. — М., 2006. С. 177.