Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245210COLTA.RU начинает сотрудничество с порталом The Question, на котором можно задать любой вопрос и получить на него экспертный ответ. В первом выпуске нашего совместного проекта медиааналитик Василий Гатов объясняет, какие российские медиа являются прибыльными.
Нужно различать текущую (операционную) рентабельность и действительную прибыль от эксплуатации капитала. Количество компаний, которые генерируют реальную капитальную прибыль, невелико; среди телеканалов безусловно прибыльными являются НТВ, ТНТ, СТС, РЕН ТВ. Остальные каналы в лучшем случае в состоянии показать операционную рентабельность.
Разница между операционной рентабельностью и капитальной прибылью для медиа, как и для любой индустрии, принципиально важна. Прибыль обеспечивает возможность инвестиций в новые продукты, в повышение качества, в технологии, не говоря уже о том, что прибыльная компания в сфере массовой информации гораздо меньше подвержена политическому влиянию по сравнению с убыточной или выживающей.
Что касается печатной прессы, то доля прибыльных изданий в целом выше, чем в телевещании (или, скажем, радио), но собственники прибыльных изданий не инвестируют ни в новые продукты, ни в развитие имеющихся — прежде всего потому, что не видят долгосрочных перспектив бизнеса.
Очень приблизительно (сектор «закрытый», в нем практически нет публичных компаний с доступной отчетностью) можно оценить долю прибыльных изданий на рынке как 30—35%, примерно столько же изданий в состоянии выживать (сводят баланс примерно около нуля), а остальные полностью зависят от дотаций со стороны государства, губернаторов или собственников-бизнесменов.
Практическая вся «видимая» прибыль сегмента печатных СМИ создана в 2013 году шестью ИД: SIM, Hearst Shkulev, Axel Springer, Burda, Condé Nast и Bauer (полагаю, что эти компании генерируют не менее 60% прибыли в сегменте прессы).
Что касается интернет-СМИ, то о прибыльности сайтов можно судить либо по редким откровениям руководителей, либо по косвенным признакам вроде активного найма «дорогих» перьев из традиционных СМИ (это редко делается на инвестиционные средства, в основном является признаком успешной экономики сайта).
Собственники прибыльных изданий не инвестируют ни в новые продукты, ни в развитие имеющихся — прежде всего потому, что не видят долгосрочных перспектив бизнеса.
Важно подчеркнуть, что над российским рынком СМИ нависает огромная сумма бюджетного и околобюджетного финансирования, которое распределяется самыми разными способами, но целью бюджетных вливаний практически всегда является гарантия лояльности получателей «грантов» и «контрактов на информационную поддержку». Многие традиционные СМИ и даже веб-сайты заносят эти, по сути дела, взятки в свой баланс как выручку и даже, наверное, демонстрируют прибыльность с учетом этих денег — но если завтра спонсорства государства, губернатора или корпорации не будет, сотни и даже тысячи СМИ просто утратят возможность существовать.
Если суммировать по всем направлениям медиаиндустрии, то при совокупной выручке более 18 млрд долларов (реклама + продажа копий и подписок + открытые государственные инвестиции в СМИ) общая прибыль сегмента в лучшем случае (даже с учетом «Газпром-Медиа», СТС, ведущих издательских групп) вряд ли находится выше показателя в 6—7% (около 1 млрд долларов).
Если называть примеры прибыльной прессы, то, безусловно, прибыльны ключевые глянцевые журналы — Cosmo, Elle, Maxim, Vogue, GQ, Esquire и т.д. Прибыльны «Ведомости», «Форбс», «Гала». К прибыльным относятся медиа типа «Главного бухгалтера», т. е. находящиеся на стыке general interest и отраслевых изданий. Из интернет-ресурсов — до ухода команды Тимченко была прибыльной «Лента» (видимо, и сейчас она приносит прибыль по инерции).
Другое дело, что с точки зрения объема выручки и прибыли это очень небольшие бизнесы. В 2013 году общая выручка той же «Ленты» была на уровне 200 млн рублей. Для сравнения, скажем, объем выручки «КП» как газеты — больше 1,3 млрд.
Уровень прибыльности СМИ в США и Европе очень сильно упал по сравнению с «золотым веком», 1990—2005 годами, когда и по уровню рентабельности, и по динамике роста медиа входили в число наиболее инвестиционно привлекательных активов. В Азии, где тренд к снижению привлекательности бумажной прессы пока не в полной мере проявился и где активно растет потребительский рынок, прибыльность СМИ достаточно высокая. Что касается телевидения на Западе, то лидирующие каналы имеют примерно тот же уровень рентабельности, что и российские лидеры — СТС и ТНТ.
Проблема не в том, что российские медиа не имеют прибыли, и не в том, что ее мало. Проблема в том, что внутри отрасли практически нет «свободного капитала», который как раз и возникает при наличии достаточного количества прибыльных компаний, инвестирующих в количественное, качественное и технологическое развитие. Низкий уровень воспроизводства капитала — т.е. этой самой прибыли — сокращает и возможности прессы выживать самостоятельно, без поддержки государства и внешних инвесторов.
Причины невысокого уровня рентабельности конкретных медиакомпаний могут быть разными — где-то это реальные рыночные сложности, где-то это проблема монополизма в рекламе (это особенно острый вопрос для телеканалов). С точки зрения рентабельности российские СМИ — что телевидение, что печатные СМИ, что интернет-СМИ — типичные мировые середняки; есть много мест, где экономическая ситуация в медиа намного хуже.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245210Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246751Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413302Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419759Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420476Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423078Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423826Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429032Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429126Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429775