5 мая 2015Colta Specials
427

Одесса: кому война, кому мать родна

Одесская трагедия отрезвила Украину, но опьянила Россию, считает Михаил Соломатин

текст: Михаил Соломатин
Detailed_picture© AP / ТАСС

В какой мере Украина и украинское общество могут нести ответственность за одесскую трагедию?

Через год после столкновения украинских и пророссийских активистов, унесшего 48 жизней, в России сложился консенсус по этому вопросу. «В Одессе мы увидели лицо нашего прежнего врага — мы его не добили в сорок пятом, он снова здесь, и те миллионы, которые погибли в Великой Отечественной, не встанут, чтобы нас защитить... Пришла наша очередь», — пишет «Комсомольская правда», давая попутно совершенно недвусмысленный ответ на вопрос, «хотят ли русские войны». Та мысль, что фашизм уже фактически объявил России войну, а потому современным русским ничего не остается, кроме как ответить на вызов и вновь победить мировое Зло, высказывается сейчас в России повсюду и в самых разных формах: в аналитических статьях, в шуточках о необходимости отправить в Берлин не мотоциклы, а танки, в угрозах «перепоказать» итоги Второй мировой тем, кто якобы желает их пересмотреть.

Русский националист Константин Крылов, мастер широких обобщений и образного изложения, пишет, что украинская нация родилась 2 мая, объединившись по принципу «мы — те, кто сожгли русских, мы — те, кто ликовали и упивались запахом горелого русского мяса». Крылов, известный борец за чистоту русской нации, уточняет, что в Доме профсоюзов жгли русских «или людей, которых рождающаяся украинская нация приняла за русских», и одна эта четкая грань между русскими и теми непроверенными одесситами, которых в спешке можно принять за русских, ярко показывает, на чьей стороне сейчас фашизм и чьими устами он изъясняется. Все это вкупе с речами о «загнивающей Гейропе», с усиливающимися призывами «перепоказать» Западу Вторую мировую, дойти до Берлина, устроив Drang nach Westen, — все это не только не оставляет сомнений в сущности происходящих в России изменений, но и крайне снижает вероятность мирного развития событий. Такой наступательный заряд сам собой не рассосется.

А как Украина относится к событиям 2 мая 2014 года? Современной Украине приписывается понимание одесской трагедии как некоей проведенной с пользой для страны акции. «Пожгли прорусских штурмовиков, ура, сепаратизм в Одессе пошел на спад», — формулирует якобы украинскую позицию известный в России публицист. Однако такую бесчеловечную формулировку в украинском мейнстриме искать бесполезно: она может обнаружиться только среди маргиналий «Правого сектора», при этом официальной позицией даже этой наглухо запрещенной в России организации остается трактовка 2 мая как одного из самых трагических дней в истории современной Украины.

Нетрудно заметить, что одесская трагедия стала основным элементом не украинской, а антиукраинской пропаганды. Не случайно в годовщину событий 2 мая, когда в России ожидаемо усилилась антиукраинская идеологическая кампания, патриотически настроенные российские блогеры активно делились друг с другом наблюдением, что «укропы», «либерасты» и «креаклы» внезапно «притихли». Эта разница в реакциях вполне объяснима. Ни Украина, ни сочувствующая ей часть российских либералов не могли и не могут одобрить трагедию и счесть гибель десятков человек оправданной платой за мир. Кроме того, кто бы как ни относился к действиям одесских антимайдановцев, осуждать погибших — дело недостойное. По этой причине лишь очень немногие способны на такое, например, резюме: «антимайдановцы в Доме профсоюзов погибли из-за собственной глупости и трагической случайности». Разумеется, были и комментарии про «жареных колорадов». Зная человеческую породу и природу интернет-дискуссий, не приходится сомневаться в существовании человеконенавистнических высказываний и в некотором даже спросе на них. Но кто же судит об обществе по заявлениям самых неадекватных его представителей?

Строго говоря, 2 мая 2014 года в Одессе произошло нередкое для Украины тех дней столкновение с использованием огнестрельного оружия и зажигательных смесей, причем инициаторы столкновения в итоге попали в замкнутое пространство. Вряд ли кто-то всерьез сомневается, что антимайдановцы, окажись их противники заперты в каком-то здании, тоже начали бы в боевом задоре кидать «зажигалки». Каждый участник массовой драки «делит» в уме ответственность за свои действия между всеми. В этих условиях человек очень легко переходит границы дозволенного законом и совестью. К сожалению, милиция повела себя худшим образом из всех возможных. Беззаконию способствует не отсутствие милиции, а ее присутствие и демонстративное невмешательство. Действия стражей порядка предопределили трагическую развязку конфликта. Проведите мысленный эксперимент: полиция откажется обыскивать болельщиков перед матчем «Зенит» — ЦСКА, а после начала первой драки на трибунах отойдет в сторонку. Сколько людей погибнет? Может быть, никого, может быть, один-два, а может статься, что и десятки. Продолжим эксперимент. Допустим, в бойне победят фанаты «Зенита». Следует ли после этого рассуждать о «зенитовском фашизме» и отправлять добровольцев в Петербург? А если победят армейцы?

При этом надо заметить, что в Одессе у значительной части нападавших агрессия угасла при первых признаках приближающейся трагедии. Разумеется, среди атакующих были и такие, которые старались добить выпрыгивающих из окон антимайдановцев. Однако видеозаписи надежно свидетельствуют, что в кульминационный момент боя, когда все человеческие чувства отступают на задний план, среди осаждавших Дом профсоюзов нашлось немало людей, которые постарались спасти оказавшихся в огненном плену врагов. Такое поведение хотя бы и части атакующих ясно показывает, что украинское общество уж точно не одобрило гибель антимайдановцев. Этим и объясняется, почему на Украине одесская трагедия гораздо меньше используется в пропагандистских целях, чем в России.

Однако считать, что Украина старается закрыть глаза на одесскую трагедию, было бы неправильным. События 2 мая стали рубежными и для Украины, и для России. Но если Украину смерть десятков людей в огне заставила озаботиться тем, чтобы не возникли предпосылки новой трагедии, тем, как сделать, чтобы государство и общество не позволили впредь вооруженным группировкам выяснять отношения и бороться за власть в мирных городах, то Россия с удвоенной энергией стала призывать к борьбе с мировым заговором против русских. Украина поняла одесскую трагедию как сигнал к срочному возвращению к мирной жизни, Россия — как сигнал к войне. «В Одессе, — напомню цитированную уже мной статью «КП», — мы увидели лицо нашего прежнего врага — мы его не добили в сорок пятом». А раз не добили — надо добить. Именно событиями 2 мая многочисленные российские добровольцы чаще всего объясняли свой приезд в Донбасс, именно Одессой в России до сих пор мотивируют необходимость решительной (читай — наступательной) борьбы против Украины. Одесская трагедия отрезвила Украину, но опьянила Россию.

Эта разница в подходах определила и разницу судеб «украинской» и «пророссийской» частей Украины. Ведь Евромайдан и Антимайдан (образца весны 2014 года) во многом собирались из одинаковых «кирпичиков». И там, и там были массовое неподчинение власти, попытки установить «народный» контроль над администрацией, а знаменитый поход Павла Губарева на казначейство Донецкой области ничем не отличался от аналогичных акций в Центральной и Западной Украине. Однако если Украина, быстро преодолев период «вольницы», самый яркий представитель которого — Сашко Билый — погиб еще в марте 2014-го, стала восстанавливать государственные институты и худо-бедно налаживать мирную жизнь, то Донбасс так же быстро попал под управление полевых командиров, которые скандируют «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», призывают идти от победы к победе и искренне недоумевают, почему в их «республики» пришли война и разруха. Обе стороны устроили у себя жизнь по своим представлениям о должном и справедливом. Кому война, кому мать родна. Глядя сейчас на эти два варианта развития, любой может понять, кто сделал правильные выводы из одесской трагедии, а кто нет.

Но Донбасс — это, возможно, только цветочки. Российское общество пока не высказало полностью всего, что скопилось у него в душе после 2 мая 2014 года. ДНР-ЛНР — это лишь верхушка айсберга, частичная материализация мечтаний российского большинства. Россияне пылают огнем «праведного гнева», что может привести к взрыву в любой момент. Сейчас надо думать уже не о Донбассе, а о том, как залить этот огонь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416012
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426907